|
Сущность маркетинга заключается в управлении рынком с целью осуществления обмена для удовлетворения нужд и запросов человека
Процессы обмена не происходят сами по себе. Продавцы должны искать покупателей, выявлять их потребности, создавать качественные товары и услуги, продвигать, хранить и доставлять их. Разработка товаров, анализ рынка, коммуникации, распределение, установление цен и обслуживание являются основными видами маркетинговой деятельности. Маркетингом занимается и покупатели, когда ищут нужные товары по доступным ценам.
Виды маркетинга в зависимости от спроса
Конкретная реализация маркетинга зависит от характера предприятия, предлагаемого им товара, состояния рынка, намерений и амбиций предпринимателя. Различают следующие виды маркетинга, представленные в табл.79.2.
Таблица 79.2.
Виды маркетинга в зависимости от спроса
Демаркетинг
| Вид маркетинга, направленный на уменьшение спроса на товары или услуги, который не может быть удовлетворен из-за недостаточного уровня производственных возможностей, ограниченности товарных ресурсов и сырья. В основном демаркетинг используется по престижным, наиболее популярным товарам и услугам или в период развертывания производства, особенно по новым товарам, моделям и т.д. Для уменьшения спроса могут применяться, например, такие приемы, как повышение цены на товар или услугу, отказ от рекламы и стимулирования продаж и др.
| Конверсионный маркетинг
| Маркетинг при негативном спросе, т.е. при такой ситуации на рынке, когда все или большинство его сегментов отвергают данный товар или услугу.
| Противодействующий маркетинг
| Реализуется с целью обеспечения благополучия потребителя или общества в том случае, когда спрос на ряд товаров или услуг может считаться иррациональным.
| Развивающийся маркетинг
| Применим в условиях формирующегося спроса на товары, т.е., когда процесс превращения потенциального спроса в реально предъявляемый является главной задачей.
| Ремаркетинг
| Применим в ситуации снижения спроса, характерного для всех видов товаров и любого периода времени в зависимости от фазы жизненного цикла товара.
| Синхромаркетинг
| Ориентирован на условия, когда спрос значительно превышает производственные мощности, или наоборот, объем производства данного товара оказывается больше потребности рынка.
| Концентрированный маркетинг
| Предполагает сосредоточение маркетинговых усилий на большой доле одного или нескольких субрынков.
| Массовый маркетинг
| Связан с обеспечением массового производства, распространения и стимулирования сбыта одного и того же товара для различных покупателей.
| Промышленный маркетинг
| Обеспечивает взаимодействие фирмы с организациями-потребителями, приобретающими товары и услуги для их дальнейшего использования в производстве или перепродажи другим потребителям.
| Пробный маркетинг
| Обеспечивает взаимодействие фирмы с организациями-потребителями, приобретающими товары и услуги для их дальнейшего использования в производстве или перепродажи другим потребителям.
| Маркетинг отклика
| Связан с инновациями, направленными на создание модификации товаров, удовлетворяющих существующие потребности.
| Маркетинг предложения
| Связан с инновациями, направленными на создание новинок, опережающих выраженные потребности.
|
Использование каждого из перечисленных видов маркетинга всегда сопряжено с известной долей риска, но это, если в рыночной стратегии удается оптимально соединить все виды маркетинговой деятельности в одно целое.
Главная цель маркетинга – конкретный результат, на достижение которого направлена деятельность:
- достижение максимально возможного потребления;
- достижение максимальной потребительской удовлетворенности;
- предоставление максимально широкого выбора;
- максимальное повышение качества жизни.
Основные задачи маркетинга:
- обоснование необходимости производства той или иной продукции (товаров, услуг) путем выявления существующего или потенциального спроса;
- организация работ по созданию образцов моделей продукции, отвечающих запросам покупателей;
- совершенствование методов реализации продукции;
- регулирование и координация в соответствии с рыночной ситуацией всей деятельности предприятия, включая текущее оперативное руководство транспортировкой, упаковкой, реализацией, рекламой, техническим и сервисным обслуживанием для достижения генеральных целей предприятия в области производства и сбыта.
Для маркетинга характерны следующие основополагающие принципы:
- необходимость ориентации всей научно-исследовательской и производственно-сбытовой деятельности на рынок, учет требований рынка;
- необходимость дифференцированного подхода к рынку;
- ориентация на нововведения;
- гибкое реагирование на изменения требований рынка;
- постоянное и целенаправленное воздействие на рынок;
- ориентация на длительный период;
- эффективное управление, необходимость творческого, новаторского подхода к управлению со стороны руководства;
- необходимость маркетингового мышления для всех сотрудников фирмы.
К функциям маркетинга относятся:
а) аналитическая (изучение рынка, изучение потребителей, сегментация рынка, изучение участников рыночных отношений, изучение товарной структуры рынка, анализ внутренней среды предприятия, разработка маркетинговой стратегии предприятия);
б) производственная (созидательная) функция маркетинга (организация производства товаров рыночной новизны, организация материально-технического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции);
в) сбытовая функция (организация системы товародвижения, проведение целенаправленной товарной политики, организация сервиса, проведение целенаправленной ценовой политики);
г) функция управления (планирование, информационное обеспечение маркетинга, коммуникационное обеспечение управления маркетингом, контроль с помощью ситуационного анализа)
Концепции маркетинга в своем развитии прошли долгий путь, представленный в табл.79.3
Таблица 79.3.
Эволюция концепций маркетинга
Годы
| Концепция
| Ведущая идея
| Основной инструментарий
| Главная цель
| 1860-1920
| Производственная
| Произвожу то, что могу
| Себестоимость, производительность
| Совершенствование производства, рост продаж, максимизация прибыли
| 1920-1930
| Товарная
| Производство качественных товаров
| Товарная политика
| Совершенствование потребительских свойств товара
| 1930-1950
| Сбытовая
| Развитие сбытовой сети, каналов сбыта
| Сбытовая политика
| Интенсификация сбыта товаров за счет коммерческих по продвижению и продаже товаров
| 1960-1980
| Традиционного маркетинга
| Произвожу то, что нужно потребителю
| Комплекс маркетинга, исследование потребителя
| Удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков
| 1980-1995
| Социально-этического маркетинга
| Произвожу то, что нужно потребителю, с учетом требований общества
| Комплекс маркетинга, исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг
| Удовлетворение нужд потребностей целевых рынков при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды
| С 1995 г. по настоящее время
| Маркетинга взаимодействия
| Произвожу то, что удовлетворяет потребителей и партнеров по бизнесу
| Методы координации, интеграции и сетевого анализа, комплекс маркетинга
| Удовлетворение потребностей потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия
|
Маркетинговые исследования. Система маркетинговой информации и методы ее сбора.
Маркетинговые исследования (marketing research) — это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем (возможностей).
Задача маркетинговых исследований заключается в том, чтобы оценить информационные потребности и обеспечить руководство компании информацией: точной, надежной, обоснованной, современной и относящейся к делу.
Классификация маркетинговых исследовний представлена в табл.80.1.
Таблица 80.1.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|