Инновационный потенциал менеджмента.
Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к внедрению новшество приобретает иное качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
Понятие инновации как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. инноваций:
1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
5) появление новых рынков сбыта.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде:
ü нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке;
ü нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
ü нового подхода к социальным услугам.
Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
1. По степени новизны:
Ø радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
Ø улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
Ø модификационные, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
2. По объекту применения:
Ø продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
Ø технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
Ø процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
Ø комплексные, представляющие сочетание различных инноваций.
3. По масштабу применения:
Ø отраслевые;
Ø межотраслевые;
Ø региональные;
Ø в рамках предприятия (фирмы).
4. Но причинам возникновения:
Ø реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
Ø стратегические инновации — это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
Инновационный менеджмент — это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью организации.
Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции и услуг, совершенствования технологии и организации их производства. Инновационная деятельность включает:
§ выявление проблем предприятия;
§ осуществление инновационного процесса;
§ организацию инновационной деятельности.
Можно назвать семь источников инновационных идей:
üнеожиданное событие (для предприятия или отрасли) — успех, неудача, внешнее событие;
üнеконгруэнтность — несоответствие между реальностью, какова она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней;
üнововведения, основанные на потребности процесса;
üвнезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
üдемографические изменения;
üизменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;
üновые знания (как научные, так и ненаучные).
Первые четыре источника относятся к внутренним, они возникают в рамках предприятия или отрасли.
Последние три источника нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение за пределами предприятия или отрасли.
Нововведения, как правило, трудноуправляемы. Это обусловливается рядом обстоятельств: во-первых, наблюдается большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием; во-вторых, проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.
В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:
Øтщательного анализа всех необходимых факторов;
Øясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация;
Øорганизации предпринимательского управления, поскольку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.
Любое нововведение должно «созреть» и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех.
Существуют некоторые принципы инновационного менежмента:
1. Системный: результаты деятельности одного отдела служат исходным материалом для другого, а предприятие в целом взаимодействует с внешней средой.
2. Маркетинговый: деятельность предприятия ориентируется на покупателя, его предъявляемые и потенциальные потребности.
3. Функциональный: продукт - это совокупность функций, удовлетворяющих потребности покупателей, поэтому выясняются функции товара, требующие усовершенствования, а затем идет его разработка.
4. Воспроизводственный: регулярное возобновление производства товаров, удовлетворяющих потребности определенного рынка с меньшими затратами производства на единицу продукции. В соответствии с данным подходом работа предприятия основывается на опережающей базе сравнения по качеству продукции, технологиям, ресурсоемкости и т. д.
5. Нормативный: нормирование всех направлений менеджмента .
6. Комплексный: учитывает все направления менеджмента в их взаимосвязи, начиная от организационно-правовых и заканчивая экологическими.
7. Интеграционный: исследование и укрепление взаимосвязей между отделами управления инновационным менеджментом и стадиями управления жизненным циклом продукции.
8. Динамический: изучение данных аналогичных объектов предприятия в динамике.
9. Процессный: все функции менеджмента взаимосвязаны.
10. Количественный: перенос внимания от качественных характеристик к количественным.
11. Административный: жесткая регламентация всех видов деятельности фирмы.
12. Поведенческий: применение принципов школы человеческих отношений, в соответствии с которыми особое внимание уделяется персоналу предприятия.
13. Ситуационный: возможность применения определенного управленческого решения в зависимости от ситуации.
Под инновационным процессом понимается единая цепь последовательных действий — от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества (его коммерциализации). Поэтому необходима и целостная система управления инновациями.
Инновационный процесс включает ряд этапов, которые представлены на рис. 19.1.
Рис. 19.1. Основные этапы инновационного процесса:
1 — объем продаж; 2 — объем прибыли
Первым этапом инновационного процесса являются фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме.
Следующим этапом являются прикладные исследования, направленные на определение и уточнение способов применения результатов предыдущего этапа. Эти исследования могут быть теоретическими и экспериментальными (в том числе связанными с созданием моделей). Для данного этапа характерна большая доля неопределенности, ибо велика вероятность получения отрицательного результата. Далее наступает момент, когда инвестиции в инновацию начинают называться рискоинвестициями.
Стадия опытно–конструкторских разработок связана с созданием новых образцов, пригодных для производственного и коммерческого использования. Опытно-конструкторские разработки; завершающие научный цикл инновационной деятельности, представляют собой первичную материализацию инноваций. Они менее капиталоемки, менее рискованны и более перспективны, чем научно-исследовательские работы (НИР), однако и здесь в среднем лишь 8% результатов воплощается в действительно конкурентоспособные изделия.
На завершающей стадии инновационного процесса происходит освоение производства нового изделия и его распространение среди потребителей. Ему предшествует оценка его рыночных перспектив, соответствия стандартам, патентной защите, отсев неперспективных вариантов. Затем осуществляется проектирование технологических и организационных процессов, подготовка производственных мощностей, сбытовой сети и, наконец, освоение, массовый выпуск и сбыт новой продукции. Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее коммерческой реализации.
Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.
Основной организационный принцип инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.
Предпринимательская и инновационная деятельность не обязательно должна проводиться на постоянной основе, тем более в малых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невозможна. Однако необходимо назначить работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное выявление и замену устаревающей продукции (услуг) техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприятий. Работник, ответственный за инновационную деятельность, должен быть лицом достаточно авторитетным на предприятии.
Необходимо оградить инновационное подразделение от непосильных нагрузок.
Прибыль от реализации инновационного проекта существенно отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства, по меньшей мере, в 5—10-кратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштабными.
Предприятием следует управлять таким образом, чтобы в нем создавалась атмосфера восприятия нового не как угрозы, а как благоприятной возможности.
Инновационная деятельность может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными для этого внутрифирменными подразделениями (так называемые внутренние венчуры), так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами.
Внутренние венчуры представляют собой небольшие подразделения, организуемые для внедрения инновационных идей и разработки новых типов наукоемкой продукции. Внутренний венчур наделяется значительной автономией в административном и хозяйственном отношении в рамках предприятия.
Венчурная фирма — это малое предприятие, специализирующееся на исследованиях и разработках инновационных идей, связанных со значительным риском. Для разработки перспективной идеи привлекается венчурный капитал крупных фирм, заинтересованных в инновациях.
Для малых фирм характерны простота управления, широкий простор личной инициативы, возможность проведения гибкой научно-технической политики, активное привлечение к инновационной деятельности изобретателей. Это обусловливает высокую эффективность деятельности венчурных фирм. Многие из них вносят существенный вклад в инновационный прогресс, разработку новой продукции, прогрессивных технологий. Причиной их эффективности является узкая специализация, при ней не требуются крупные средства, но нужна высокая заинтересованность, которая обеспечивается небольшим мобильным коллективом профессионалов-единомышленников.
Личность менеджера.
В современном понимании менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы в рыночных условиях. Принимаемые менеджером решения в условиях свойственного рынку риска и неопределенности ситуации должны быть обоснованными и вырабатываться на базе новейших методов оптимизации управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.
Основными требованиями, предъявляемыми к менеджеру, являются:
§ наличие общих знаний в области управления предприятием;
§ компетентность в вопросах технологии производства фирмы;
§ владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
§ принятие обоснованных и компетентных решений;
§ наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках;
§ умение анализировать деятельность фирм-конкурентов;
§ умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить, либо удержать свои позиции;
§ умение согласования решений с нижестоящими сотрудниками и распределение участия каждого в их исполнении;
§ знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
§ знание условий, связывающих предприятие и работников, и защита интересов обеих сторон на справедливой основе;
§ устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.
Вне зависимости от количества уровней управления, руководителей обычно делят на три категории, рассматриваемые с точки зрения выполняемых в организации функций. Согласно классификации социолога Талкотт Парсонс выделяют технический, управленческий и институциональный уровни управления.
Менеджеры занимают определенные должности в качество руководителей конкретных подразделений в организации, и именно это определяет их служебное поведение.
Конечно, каждая отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Менеджеры, равно как и представители других профессий, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей. В своих работах Генри Минцберг выделяет 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в различной степени.
Эти роли классифицированы в рамках трех крупных категорий, межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Опираясь на проведенные многочисленные исследования, Минцберг указывает, что роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.
Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают его сферу взаимодействия с людьми. Это:
Ø роль главного руководителя, который традиционно выполняет обязанности правового и социального характера;
Ø роль лидера делает менеджера ответственным за мотивацию подчиненных, а также за набор, подготовку кадров и сопутствующие этим аспектам вопросы;
Ø роль связующего звена, т. е. обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.
Межличностные роли делают руководителя пунктом сосредоточения информации, что придает ему информационные роли, и превращает его в центр обработки информации. Постоянно собирая разнообразные сведения специализированного для своей работы характера, поступающие как из внешней среды.
Следующая категория информационные роли:
Ø роль приемника информации, получая разнообразную информацию от внутренних и внешних источников;
Ø роль распространителя информации передает часть информации, которую получает из внешних и внутренних источников, которая носит фактический характер, а часть требует обсуждения и интерпретации для принятия решения,
Ø роль представителя, передает информацию для внешних контактов организации (путем публичных устных и письменных выступлений) по проблемам данной отрасли, относительно планов и политики действий, а также результатов работы организации
Исполняя межличностные и информационные роли, руководитель играет также роли, связанные с принятием решений:
Ø предпринимательизыскивает возможности улучшения, совершенствования деятельности как внутри самой организации, так и за ее пределами и контролирует разработку определенных проектов;
Ø распределитель ресурсов отвечает за составление и выполнение программ, бюджетов и графиков, связанных с координированным и рациональным использованием материальных, людских и финансовых возможностей;
Ø устранителъ нарушенийотвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью серьезных изменений, вследствие нарушений выполнения стратегических и текущих программ действий;
Ø ведущий переговорыответственен за представительство организации на всех значимых переговорах.
Многими психологами (А.В. Батрашев, А.Л. Журавлев, В.Г. Зазыкин, X. Зиверт, Р.Л. Кричевский, А.П. Чернышев и др.) предпринята попытка разработать применительно к управленческой деятельности динамическую функциональную модель структуры личности. На основе системного подхода в структурной модели личности руководителя выделены три уровня:
ü психофизиологический, включающий особенности познавательных процессов;
ü психологический, состоящий из мотивационной, эмоционально-волевой сфер и свойств личности (темперамент, характер, способности, интересы, направленность, интеллект);
ü социальный, представляющий мировоззренческие, ценностные и нравственные качества.
Используя в исследованиях функциональную модель структуры личности, и опираясь на нее, ряд психологов выделяют специальную структуру личности руководителя, которая включает пять подструктур, имеющих важные свойства личности человека для выполнения управленческой деятельности. Ее называют нормативной структурой личности руководителя: она определяется функцией руководства как специфического вида деятельности. Такая нормативная структура личности включает идейно-политические качества, профессиональную компетентность, организаторские и педагогические способности, морально-этические качества.
Слово имидж переводится на русский язык как образ. Создание позитивного образа руководителя во многом определяет успех его деятельности. Власть человека над людьми зависит не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им впечатления и его привлекательности. Одежда человека, его внешний облик влияют на отношение к нему подчиненных, коллег и т.д.
Телосложение, рост также могут иметь значение для карьеры руководителя, но не определяющее. Это связано с некоторыми особенностями психологии восприятия человеком человека. Крупные люди воспринимаются как более значительные, это способствует их более быстрому продвижению, они изначально выделяются. Имеются данные, показывающие, что люди маленького роста считают, что их рост — вызов судьбы, поэтому они много работают. Их жизнь посвящена трехступенчатой схеме: работа, работа, работа. Главное для таких людей, чтобы на них не смотрели свысока, но заметили.
В деловом общении большое значение имеет пол руководителя.
Если мужчина не видит в собеседнице женщину, то это резко ухудшает ее имидж. Аналогично и женщина хочет видеть в деловом партнере мужчину, если этого нет — его имиджу нанесен урон.
Твердость в отношении с партнерами, подчиненными понижает имидж, так как воспринимается как бездушие. Существуют принципы укрепления имиджа.
Будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми.
Облекайте жесткие аргументы в мягкие выражения.
В деловом контакте достаточно примирить интересы, а не позиции. Имидж страдает, когда человек начинает отстаивать свои позиции, бороться за то, что не имеет значения для дела.
Имидж руководителя снижается, если он злоупотребляет утверждениями, категоричностью суждений, безапелляционностью. Наоборот, задавая вопросы, руководитель демонстрирует интерес к собеседнику, к его мнению. Психологическое преимущество на стороне задающего вопросы, а не отвечающего на них. Это является скрытым комплиментом, повышающим имидж руководителя.
Успеху способствует имидж порядочного человека. Это давно усвоено в политической жизни: скомпрометировать конкурента — значит уничтожить его. На любого политика всегда ищут компромат, и это стоит дороже любой предвыборной кампании.
Имидж руководителя повышается, если у него нет приятельских отношений ни с кем из сотрудников или подчиненных. Это способствует принятию такого руководителя как строгого, недоступного, занятого только делом и т.д. В нашей стране на имидже руководителя плохо сказывается приближение к себе своих родственников, наследников, членов семей, при этом во многих зарубежных странах это давно стало нормой.
Формирование положительного имиджа руководителя во многом определяется его умениями общаться с подчиненными. Для этого необходимо знать эффективные приемы, например, быстрого запоминания имен-отчеств. Чтобы быстро запомнить имя-отчество, необходимо несколько раз повторить его вслух: «Очень приятно, Николай Александрович!». Запомнить можно и по ассоциации с именами знакомых, видных деятелей и т.д. Можно мысленно повторить про себя имя и отчество или дать установку на запоминание (мне необходимо запомнить этого человека, этот человек мне очень нужен и т.д.).
Одним из приемов создания положительного имиджа руководителя является умение говорить как можно чаще комплименты подчиненным (пословица «Не похвалишь — не поедешь»). Чаще всего руководители опасаются «захвалить», «перехвалить» подчиненных. В нашей стране сложился крен в сторону жесткого обращения с подчиненными. Проявляется это в том, что у нас не принято хвалить подчиненных, в значительном преобладании наказаний над поощрениями. Психологами установлено, что поощрения являются лучшим стимулом к труду по сравнению с наказаниями.
Чем более персонифицировано обращение к человеку, тем оно эффективнее. Самое приятное — назвать человека по имени. Ничто так не ласкает слух человека, как его имя.
При разговоре с подчиненным можно спросить о его самочувствии, его делах дома — это повышает имидж руководителя. В разговоре с подчиненными - женщинами лучше всего спрашивать о детях, интересоваться успехами детей. Это значительно повышает имидж руководителя как человека заботливого, внимательного и т.д. В отдельных случаях можно сделать комплимент женщине («Как хорошо вы выглядите»). Рассмотрим влияние одежды и поведения на образ руководителя.
Человек в очках воспринимается в окружающем мире как более начитанный, образованный, так как очки несколько повышают имидж (некоторые люди специально носят очки без диоптрий, имея отменное зрение, особенно японские бизнесмены). Дымчатые очки, скрывая глаза, являются препятствием для общения, так как они могут раздражать собеседника тем, что он не видит глаз говорящего.
Наличие автоответчика, факса, общего и прямого телефона, визитной карточки, секретарши повышает имидж их обладателя. Стоимость пишущей ручки, делового блокнота свидетельствует о благосостоянии человека. Руководители, деловые люди стараются пользоваться письменными принадлежностями от известных фирм, например «Паркер».
Из украшений деловому человеку, руководителю лучше вcero иметь только обручальное кольцо. Чем скромнее одежда, тем выше имидж руководителя. Забота о своей внешности — скрытый комплимент окружающим. Старомодно одетый руководитель может угодить в глазах окружающих в разряд консерваторов: костюмы вышли из моды и взгляды несовременны.
Имидж руководителя связан с теми местами, которые он посещает, с теми людьми, с которыми общается. Один свободное время проводит в театре, библиотеке, в путешествиях, другой — в пивном баре, забегаловке и т.д.
Имидж руководителя в глазах подчиненных имеет большое значение. Одежда — очень важная часть имиджа человека. Деловой костюм допускает более свободные сочетания, необходимую учитывать гамму цветов: лучшее сочетание — оттенки коричневого и синего цветов, они придают облику руководителя авторитарность. Самая простая реализация такого сочетания — в галстуках. Для выступления на серьезных совещаниях, когда надо максимально привлечь внимание, выделиться среди других. Блеклые тона костюма и галстука не привлекут внимание и притупят интерес к выступающему. При длительном выступлении яркие тонна и детали одежды вызывают нарастающее раздражение.
Можно представить краткий портрет преуспевающего делового человека, опираясь на исследования невербального и экспрессивного поведения.
Одет в отличный модный костюм, всегда свежая рубашка, модный галстук. У него начищенные до блеска ботинки и аккуратная прическа. Приветливая улыбка на лице, он внимателен к окружающим, быстро схватывает суть дела, сразу запоминает имена-отчества новых знакомых и использует их в разговоре. Имеет все необходимые рабочие документы, которые выполнены на хорошей бумаге и т.д.
Таким образом, внешние атрибуты для руководителя тоже имеют важное значение в формировании его облика, как в глазах подчиненных, так и других окружающих.
Основные понятия, цели, функции, принципы и концепции маркетинга.
Понятие «маркетинг» многие ошибочно отождествляют с рекламой и сбытом. Это объяснимо. С переходом к рыночным отношениям нам постоянно досаждают телевизионная и почтовая реклама, газетные объявления, нам все время пытаются что-то продать. Кажется, что коммерция – главное в жизни общества.Сбыт – одна из многих функций маркетинга, часто не самая существенная. Среди задач маркетинга – выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования. Если служба маркетинга предприятия, фирмы хорошо поработала, то на товары будет спрос. Ф. Котлер дает следующее определение маркетинга: «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».
Социальные основы маркетинга связаны со следующими понятиями (табл.79.1): нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
Таблица 79.1.
Основные понятия маркетинга
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|