Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 11. Системный подход в управлении





(4 часа)

План:

1. Понятие системы. Ее элементы и виды.

2. Сущность системного подхода в управлении.

3. Исследование систем управления: методология и процесс.

4. Понятие организационного проектирования и его стратегия.

 

Понятие и виды систем. Сущность системного подхода и системного анализа в управлении. Система управления как объект исследования. Исследование систем управления: методология и процесс. Исследование и проектирование организационных структур управления.

 

1. Системой называется совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое; целое выполняет некоторую функцию[110]. В системе все ее элементы должны быть взаимозависимыми и/или взаимодействующими. Самые разные элементы могут быть объединены в "целое", но это "целое" еще не система, пока не сформирован механизм их взаимодействия. Еще Аристотель писал о том, что рука, отделенная от тела, уже не рука. А Гегель образно выразился так: части бывают только у трупа, а организм имеет новое качество: он живет.

Мир в целом представляет собой сложную систему, которая в свою очередь, состоит из множества больших и малых систем. Система – это противоположность хаосу.



Системы имеют разнообразные формы. Среди крупных систем выделяют следующие:

-биологические;

-технологические;

-социальные (в т. ч. социально-экономические).

К социально-экономическим системам относятся предприятия, отрасли, муниципальные образования, регионы т.д. Система всегда реагирует на внешние возмущения и стремится вернуться в состояние равновесия. Однако если под воздействием внешних сил система далеко уходит от равновесного состояния, то она может стать неустойчивой и не вернуться в равновесное состояние. В определенной точке (точка бифуркации) поведение системы становится неопределенным. Иногда и незначительное воздействие на систему может привести к значительным последствиям, и тогда система переходит в новое качество. Причем этот переход осуществляется скачкообразно.

Большой вклад в развитие теории систем внес русский философ и экономист А. А. Богданов (1873-1928), автор работы "Всеобщая организационная наука (тектология)". Он разработал основы теории строения систем и обосновал общие закономерности их развития. Богданов считал, что предметом изучения тектологии должны являться организационные принципы и законы, общие для всех систем – сознательной деятельности людей, их психических и физических комплексов, живой и мертвой природы. При разработке концепций тектологии Богданов высказал ряд новых идей, в том числе, понятия управляющей и управляемой системы, обратной связи, моделирования, позднее развитые кибернетикой и общей теорией систем, сформулировал и обосновал универсальный закон физиологических затрат энергии.



Широко известна теория функциональных систем, разработанная П. К. Анохиным, рассматривающая деятельность организма в целом, как единую систему. Адаптированная, исправно функционирующая система способна отторгнуть лишний элемент, но если какая-нибудь функциональная часть ее выйдет из строя, то под угрозой будет работа системы в целом.

Человек как биологическое существо- это система. Кроме того, он как участник производственного процесса является компонентом другой системы которая называется социотехнической.

Любая система может рассматриваться как подсистема некоторой более крупной системы. Так, муниципальное образование является подсистемой субъекта федерации. Общими признаками для выделения подсистем (частей) в социальных системах являются следующие:

-подсистемы должны быть такими, чтобы они могли оказывать существенное влияние на достижение конечных результатов системы;

-подсистемы должны быть привязаны к целому с помощью определенных отношений каждой части к какой-либо общесистемной характеристике (или характеристикам), имеющей необходимую и логическую функциональную связь с выполнением общесистемных задач;



-подсистемы должны быть соответственно увязаны с поведением всех элементов системы и отражать постоянное функционирование взаимных связей, установленных для отдельных элементов системы через ее подсистемы с окружающей средой.

Подсистема формируется из элементов, которые являются структурообразующей частью какой-либо системы. Например, предприятие представляет собой элемент отрасли.

Любая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей и ресурсы управляемой подсистемы. Одним из важнейших элементов управляющей подсистемы является организационная структура управления.

Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческий решений и воздействий исходящий из управляющей системы в управляемую для исполнения.

Любая социальная система самоуправляемая. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обуславливаются: чем значительнее одно, тем меньше роль другого.

Для самоорганизации системы необходимы ряд условий. Среди них в первую очередь отмечаются следующие: 1) относительная открытость системы, что предполагает наличие определенных потоков в нее (человеческих ресурсов, энергии, капитала, товаров и т.д.); 2) наличие элемента случайности (например, случайности природного происхождения, случайности в научно-технических изобретениях и последствиях их применения и т. д.); 3) нелинейность закона взаимодействия различных частей социальной системы; 4) определенность диапазона системных параметров, которые играют важную роль в качественном поведении социальной системы, так называемых управляющих параметров. При этом если управляющие параметры имеют критические точки, за которыми поведение системы коренным образом меняется и возникают новые разновидности решений, то такие управляющие параметры называют бифуркационными. Управляющими (бифуркационными) параметрами макроэкономического уровня могут быть коэффициенты эффективности взаимодействия производства, какие-либо интегрированные характеристики (например, валовой национальный продукт) и т.д[111].

Техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования (производственные мощности предприятия, отрасли, с помощью которых люди в процессе материального производства способны производить продукцию заданного качества в определенном количестве ).

Технологическая система основана на деление деятельности, материального и духовного производства на стадии и процессы. Например, законотворчество имеет такие стадии как законодательная инициатива, обсуждение закона, принятие закона, подписание и опубликование закона.

Организационная система включает в себя структуры управления, положения и инструкции, с помощью которых воздействуют на управляемую подсистему.

Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей.

Социальная система - люди и их объединения, создаваемые для совместной жизнедеятельности (человек, семья, государство).

Техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная системы взаимосвязаны и создают целостный организм.

Все организации являются системами. Для того что понять, как система выполняет свою функцию, необходимо узнать, как все ее элементы взаимосвязаны друг с другом и как она связана с системой, образующей ее внешнюю среду.

При этом возникает два важных вопроса. Как устанавливать границы системы? Что считать соответсвующими ей подсистемами? Ответы на эти вопросы зависят от цели анализа.

При установлении границ системы всегда приходится опираться на здравый смысл. Чем шире границы проблемы, тем шире изучаемая система и тем больше переменных, которые необходимо учесть. Так, проблема дискриминации при приеме на работу может восприниматься как один из аспектов более крупной проблемы, требующей принятия мер в области законодательства, образования, жилищного строительства, политических прав и т.д. Однако здесь возникает проблема адекватности ресурсов потребности исследования этой более крупной системы. Если ресурсы не достаточны, то основная цель разбивается на подцели, что облегчает подход к решению основной задачи. Это достигается за счет того, что ресурсы, высвобождающиеся после решения подзадач, направляются на решение основной проблемы.

Системы делятся на естественные и искусственные. К первым относятся природные, а ко вторым – социальные, т. е. созданные человеком.

Все, что не входит в систему и воздействует на нее или на что воздействует сама система, называется ее внешней средой.

Кроме того, системы бывают закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Она может существовать хотя бы какой-то промежуток времени самостоятельно, без взаимодействия с окружающей средой. Например, часы. Закрытые физические системы подвержены энтропии – тенденции к иссяканию. В управлении к закрытым система условно можно отнести организации, руководство которых оберегает свою систему от информационного обмена с внешней средой (от новшеств, образования и т.п.). Такие системы также подвержены иссяканию. Есть все основания полагать, что одной из основных причин краха советской модели государственного устройства явилась ее закрытость от внешнего мира. Другим примером закрытости от внешнего мира сегодня является КНДР.

Для открытой системы (их большинство) характерно взаимодействие с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, поэтому она зависит от энергии, информации, материалов, капиталов, трудовых ресурсов, поступающих извне. В процессе преобразования система обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами системы в окружающую среду. Если организация управления является эффективной, то в ходе процесса преобразования создается добавочная стоимость входов, и в результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение объема продаж, удовлетворение работников, рост организации и т.д.

Более того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Для того, чтобы какая-либо система достигала динамического равновесия (динамичного гомеостаза), она должна обладать обратной связью – информационным вводом, который сообщает, действительно ли система имеет устойчивое состояние и не подвергается ли она разрушению. Это является главной целью управления системами. Получив информацию о своем состоянии система может воздействовать и на динамику материальных и энергетических вводов. Следовательно, в системе должен быть блок слежения за вводами , функционированием, выводами, способный на основе сигналов обратной связи корректировать деятельность системы.

Под обратной связью понимается получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным (плановым). Сущность обратной связи заключается в установлении зависимости личных, коллективных и общественных интересов от результатов управленческих решений.[112]

Открытые системы, и в частности, социальные тяготеют к наростанию усложненности и к дифференциации. Это в свою очередь ведет к возникновению проблемы координации. Отсюда возникает потребность в оптимизации роста системы, минимизации уровней иерархии и звеньев на каждое из них, минимизации обоснованных границ диапазона управления.

Теория систем рассматривает управляемую систему не автономно, а в ее взаимосвязи с окружающей средой и исследует методы адаптации системы к изменившимся внешним условиям.

По степени сложности системы делятся на большие и сложные. К сложным системам относятся те из них, которые построены для решения многоцелевых задач.

Руководители занимаются в основном открытыми системами, потому, что все организации являются открытыми системами.

С помощью математического моделирования, кибернетики и теории информации в настоящее время предпринимаются попытки создать всеобъемлющую теорию управленческих систем, хотя успехи на этом пути пока скромны.

2. В результате применения в управлении опыта исследования операций, с одной стороны, и теории автоматического управления и кибернетики, с другой, возник системный подход (Норберт Виннер, клод Шеннон), или системный анализ, главной задачей которого является повышение эффективности работы организации в целом. В системном подходе организация исследуется как совокупность связанных и влияющих друг на друга элементов – персонал, структура, задачи и технологии,- ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных систем, помогает понять, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школа научного управления – техническими. Ни одна из школ серьезно не анализировала воздействие среды на организацию.

Основными задачами анализа социальных систем является изучение мотивов поведения человека в обществе, выявление его целевой ориентации, исследование системы стимулов, среди которых большую роль играют не только материальные, но и моральные: личная власть, престиж, возможность оказывать воздействие на общественные процессы и т.д

Сущность системного подхода в управлении характеризуется следующим:

1) формированием целей и установлением их иерархии (формировании "дерева целей");

2) получением максимального эффекта в достижении поставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления выбора;

3) количественной оценкой целей и средств их достижения.

Системный анализ, впервые примененный в США для военных нужд, получил широкое применение в современной практике управления. Системный подход – это не столько набор каких-то руководств для управляющих, сколько способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный подход выполняет теоретическую и методологическую функцию познания и преобразования сложных социальных систем.

3. Современное управление тесно связано с осуществлением исследовательских операций. Как показывает опыт передовых организаций исследовательская деятельность менеджера составляет не менее 30% его рабочего времени или усилий[113].

Исследовательская функция проявляется в раскрытии самоорганизации сложных систем, закономерных тенденций социального развития, динамики различных социальных явлений. В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, уровень профессионализма персонала, механизмы мотивации и т.д.

Современный менеджер должен владеть методологией исследовательской деятельности и уметь ее организовать. Возникло новое понятие - менеджер исследовательского типа[114].

При исследовании системы управления используется большой набор общенаучных и специальных методов. Среди них можно выделить следующие:

-диалектический метод;

системный метод;

социальный эксперимент;

-моделирование;

-социологический метод;

-др.

Целью исследования является поиск наиболее эффективных вариантов системы управления и организации ее функционирования и развития. На основе главной цели осуществляется переход к основным этапам ее реализации путем построения "дерева целей".

Важным фактором эффективности исследования является определение проблемы. При этом важно отделять реальные проблемы от псевдореальных, селекционировать реальные проблемы по критерию необходимости их разрешения, отбирать проблемы по критерию ценности ожидаемого результата, выбирать проблемы в соответствии с критерием возможности их разрешения.

В процессе исследования очень часто используется гипотеза, которая может быть эффективным средством поиска путей решения проблемы, подходов к ее пониманию.

Завершающим этапом исследования является его организация. Организация исследования – это система регламентов, нормативов и инструкций, определяющих его проведение. Это распределение функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение работ, распределение ресурсов и кадров по видам работ.

4. Организационное проектирование – это моделирование системы управления организацией, осуществляемое перед ее формированием или накануне значительных преобразований[115]. Организационное проектирование связано с нахождением соответствия между ключевыми элементами организации (структура, люди, задачи, системы решений и поощрений, а также неформальная организация и культура) и ее стратегией, которые приводят к успеху.

Последовательность задач организационного проектирования, вытекающих из общей теории систем можно представить следующим образом:

1. Определение качественного и количественного состава элементов системы управления.

2. Выбор конфигурации элементов системы в пространстве.

3. Проектирование общей структуры системы управления.

4. Разработка процессов, регламентирующих деятельность системы управления.

5. Определение информационных взаимосвязей между элементами системы.

6. Проектирование технологии управленческих процессов.

Наиболее универсальным и современным для проектирования организационной структуры является метод организационного моделирования. Последовательность этапов проектирования системы управления методом организационного моделирования выглядит следующим образом[116]:

1. Выбор типовой схемы управления.

2. Распределение решений по уровням.

3. Расчет загрузки уровня управления.

4. Выбор варианта структуры.

5. Формирования схемы управления и состава подразделений в пределах выбранной структуры.

6. Корректировка и утверждение схемы управления.

7. Проектирование процедур принятия решений.

8. Разработка документации, регламентирующей деятельность подразделений.

9. Разработка Положения об организации.

План семинарских занятий

Тема 11. Системный подход в управлении – 2 часа.

Вопросы:

1. Понятие системы. Элементы и виды систем.

2. Сущность системного подхода в управлении.

3. Исследование систем управления: методология и процесс.

4. Проектирование организационных структур управления.

Литература:

Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука. М., 1989.

Зарнадзе А. Исследование системных свойств в экономике как предпосылка преодоления кризиса//Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1.

Карташов А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М. 1996.

Коротков Э. М. Исследование систем управления. М., 1996.

Кунц Г., О Донелл С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций/Пер. с анг. Т. 1,2 М., 1981.

Менеджмент: Учебное пособие для вузов/Под ред проф. Ю. А. Цыпкина. М., 2001.

Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Рапопорт В. С. Системный подход к организации управления. М., 1993.

Основы социального управления: Учебное пособие/ Под ред В. Н. Иванова. М., 2001.

Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Науч. редактор А. А. Радугин. М., 2000.

Рюли Э., Шмидт С. Исследование стратегических процессов в организации//Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5.

Системные проблемы России. Путь в 21 век./ Рук. авт. коллектива Д. С. Львов. М., 1999.

Социальный менеджмент: Учебник./ Под ред. Д. В. Валового. М., 2000.


Литература и нормативные акты

Основная литература

1. Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие. М., 2000.

2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 1998.

3. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. М. 2001.

4. Коротков Э. М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. М., 1998.

5. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. М.,1999.

6. Менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. М., 2001.

7. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Ю. А. Цыпкина. М., 2001.

8. Менеджмент в государственной службе и управление развитием региона: Учебное пособие для слушателей и студентов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление"/Под общ. ред. А. П. Панкрахина. М.-Улан-Удэ. 2001.

9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2001.

10. Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ. Ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрахин. 2000.

11. Основы социального управления: Учебное пособие / А. Г.Гладышев, В.Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. М., Высш. шк.,2001.

12. Управление организацией: Учебник/Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М., 2000.

13. Социальный менеджмент: Учебник /Под ред. Д. В. Валового. М. 2000.

Дополнительная литература

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Аверьянов В. Б. Аппарат государственного управления: содержание деятельности и организационные структуры. Киев. 1996.

3. Аксенова Е. И., Базаров Т. Управление персоналом в системе государственной службы. Учебное пособие. М., 1997.

4. Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителя: Учебное пособие. М., 2001.

5. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1987.

6. Арин О. А. Россия в стратегическом капкане. М., 1997.

7. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М., 1998.

8. Атаманчук Г. В. Управление – социальная ценность и эффективность. М., 1995.

9. Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). М., 2000.

10. Бабосов Е. М. Социология управления. Минск., 2000.

11. Биркенбиль М., Молитвенник для шефа. М., 1993.

12. Бобрышев Д. Н. Основные категории теории управления. М., 1986.

13. Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука. М., 1989.

14. Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска. М., 1998.

15. Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: CША, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. М., 2000.

16. Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Cинергетика и теория социальной самоорганизации. Спб. 1999.

17. Веснин В. Р. Основы менеджмента. М., 1999.

18. Винер Н. Человек управляющий. Спб., 2001.

19. Волгин Н. А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М., 1998.

20. Воронович Б. А., Горелов О. И., Торукало В. П. Управление реформами. М., 1999.

21. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

22. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1971.

23. Гибсон Дж., Иванцевич Д. М., Доннели Д. Х. Организации: поведение, структуры, процессы: Пер. с англ. М., 2000.

24. Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю. В. Теория управления. Учебный курс. М., 1997.

25. Государственное и муниципальное управление. Справочник/ Под ред. Н. И. Глазуновой, Забродина Ю. М., Поршнева А. Т. М., 1997.

26. Грейсон Д и др. Американский менеджмент на пороге 21 века. М., 1991.

27. Гурней Б. Введение в науку управления: Пер. с фр. М.,1969.

28. Данакин Н. С., Шеденков С. А. Технология принятия управленческого решения. Белгород., 1996.

29. Друкер П. Ф. Практика менеджмента. Учебное пособие : Пер с англ. М., 2000.

30. Друкер П. Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер с англ. М., 2001.

31. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. Н. Новгород., 2001.

32. Иванов В.Н., Патрушев В. И. Социальные технологии: Учебное пособие. М., 1999.

33. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. М., 2000.

34. Исаенко А. Н. Кадры управления в корпорациях США. М., 1988.

35. Карданская Н. Л. Основы принятия управленческих решений. Учебное пособие. М., 1998.

36. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1993.

37. Кезин А. В. Менеджмент: методологическая культура. М., 2001.

38. Керженцев П. М. Принципы организации. М., 1968.

39. Киллен К. Вопросы управления: Пер. с анг. М., 1981.

40. Колин К. К. Информатика в системе опережающего развития М., 1996.

41. Кольев А. К. Идеология абсурда. Симптомы и лечение. М., 1995.

42. Корицкий Э., Нинциева Г., Шетов. В. Научный менеджмент: российская история. СПб., 1999.

43. Кузнецов О. Л., Ванюшин В. А. Россия и мировое сообщество в поисках идеала общественного устройства. М., 1999.

44. Кунц Г., О Донелл С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций:Пер. с анг. Т. 1,2 . М., 1981.

45. Лисичкин В. А. Преступная приватизация. М., 1995.

46. Лукашевич. Н. П. Теория и практика самоменеджмента. Киев. 1999.

47. Магура М. И., Курбатов М. Б. Современные персонал-технологии. М., 2001.

48. Марков Марко Технология и эффективность социального управления: Пер. с болг. М., 1992.

49. Мерсер Д. ИБМ. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. М., 1991.

50. Митин А. Н. Культура власти и управления. Екатеринбург. 2001.

51. Митин А. Н. Культура управления персоналом. Екатеринбург. 2001.

52. Мир управления проектами/Под ред. Х Ремке, Х Шелле М., 1994.

53. Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Рапопорт В. С. Системный подход к организации управления. М., 1993.

54. Мильнер Б. З. Муниципальное образование: стратегии и технологии антикризисного развития. М., 1997.

55. Модели и методы управления персоналом. Российско-британское учебное пособие. 2001.

56. Морита Акио История фирмы "Сони" М., 1993.

57. Общая теория управления: Материалы к лекциям и групповым занятиям/Под общ. ред. профессора Пищулина Н. П. М., 1993.

58. Осипов Г. В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997.

59. Остром Винсент. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество?: Пер. с англ. М., 1983.

60. Паркинсон С. Законы Паркинсона: Пер. с англ. М., 1989.

61. Паркинсон С. Рустомджи М. Искусство управления: Пер с англ. М., 2001.

62. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

63. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М., 1989.

64. Пригожин А. И. Современная социология организаций. М., 1995.

65. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: Системный подход. Ростов-на Дону – М., 1997.

66. Ременников В. Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов. М., 2000.

67. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й. Управление по результатам: Пер. с финск. М., 1988.

68. Сильва Х., Стоун Р. Б. Искусство менеджмента по методу Сильва:Пер. с англ. М., 2000.

69. Системный подход к управлению: Учеб пособие для вузов/Под ред В. А. Персианова. М. 2001.

70. Скидмор М., Дж.,Трипп М. К. Американская система государственного управления: Пер. с англ. М., 1993.

71. Сухарев В. А. Психология интеллекта. М., 1997.

72. Системные проблемы России. Путь в 21 век./ Рук. Авт. Коллектива Д. С. Львов. М., 1999.

73. Татарников А. А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М., 1992.

74. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. М., 2001.

75. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1997.

76. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. М., 1991.

77. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. М., 2000.

78. Уотерман Р. Фактор обновления: Пер. с англ. М., 1995.

79. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник. М., 2000.

80. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор., Форд Г. Управление – это наука и искусство: Пер с англ. М., 1992.

81. Франчук В. И. Общая теория управления. М., 1994.

82. Фролов Ю В. Интеллектуальные системы и управленческие решения. М., 2000.

83. Честара Дж. Деловой этикет: Паблик рилейшенз для всех и для каждого: Пер. с англ. М., 2000.

84. Юзвишин И. И. Информациология. М., 1996.

85. Шкатула В. И. Настольная книга менеджера по кадрам М., 2001.

86. Шонтергер Р. Японские методы управления производством: девять простых уроков. М. 1988.

87. Энкельман Н. Преуспевать с радостью. М., 1993.

88. Эрхард Л. Благосостояние для всех. Пер. с нем. М., 1991.

89. Эффективность государственного управления: Пер с англ./ Общ. ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. М., 1998.

90. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации: Пер с англ. М., 2001.

91. Шепель В. М. Человеческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 1999.

92. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. М. 2000.

93. Шостром Э. Анти – Карнеги или человек манипулятор. Минск, 1992.

94. Щекин Г. В. Теория социального управления. Киев. 1996.

95. Щекин Г. В. Теория кадровой политики. Киев., 1997.

96. Якокка Л. Карьера менеджера М., 1991.

97. Японский менеджмент: Конспект лекций по теории управления: Пер. с англ. М., 1971.


Глоссарий

Адаптация – приспособление системы к реальным условиям ее существования.

Администрирование – метод управления, при котором главными рычагами воздействия являются письменные и устные приказы и распоряжения единоличных руководителей, а также инструкции, постановления, решения и указы различных лиц или коллективных органов (коллегий, советов, президиумов, бюро, сессий, пленумов и т.д.).

Алгоритм управления – точно определенный порядок подготовки и принятия управленческих решений, формирования планов, обмена информацией в процессе управления.

Анализ системы управления – метод управленческой деятельности, включающий изучение, систематизацию и оценку информации о структуре, общих и специфических качествах субъекта и объекта управления.

Анализ факторный – метод выявления и классификации факторов, определяющих состояние и развитие изучаемого объекта управления.

Бихевиоризм – изучение психологических аспектов поведения работников, выявление их мотиваций и предпочтений.

Бюрократия – тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.

Внешняя среда организации косвенного воздействия – факторы, которые, как правило, не оказывать прямого немедленного воздействия на управленческие операции: политические и социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс.

Внешняя среда организации прямого воздействия – факторы, которые оказывают непосредственное влияние на управленческие операции и испытывают на себе прямое влияние операций организации: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты.

Внутренняя среда организации – совокупность ситуационных факторов внутри организации: цели, структура, задачи, технология и люди.

Группа – двое или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

Департаментизация – процесс организационного обособления, группирования специализированных работ в организации.

Децентрализация управления – передача прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние.

Дилетант – любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки; поверхностно знакомый с какой-либо областью науки или искусства.

Задача – определенная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее установленные сроки.

Закрытая система – система с непроницаемыми границами. Она не имеет входов и выходов для обмена вещества с окружающей средой. Истощение внутренней энергии закрытой системы неизбежно приводит к росту энтропии, выражающей движение системы к дезорганизации, т.е к уничтожению себя как данной целостности.

Иерархия – 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему уровню; 2) расположение должностей в порядке их подчинения.

Исследование – вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденциях их развития, найти возможности использования полученных знаний в практической деятельности, в частности в практике управления.

Канал – линия связи, коммуникации; устройство для передачи информации.

Кибернетика – наука об управлении, связи и переработки информации.

Комитет – группа внутри организации, которой делегированы полномочия какого-либо задания или комплекса заданий.

Концепция – система ключевых положений, достаточно полно, целостно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существования в действительности.

Коммуникации – процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми.

Контроль – одна из функций управления, назначение которой – выявление возможных отклонений величины фактических параметров управляемой системы от желаемых (цели, задания, нормы и т.д.) в целях обеспечения достижения организацией своих целей.

Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать тоже самое.

Культура управления – системная, обобщенная характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности, степень профессионализма и компетентности работников аппарата управления.

Матричная структура системы управления – вид организационной структуры системы управления, совмещающий линейное и программно-целевое управление. В соответствии с принципами линейного управления (по вертикали) строится организация отдельных сфер управленческой деятельности (например, научные исследования, конструкторские разработки, производство и т.п.), а реализация программ осуществляется по целевым принципам, по горизонтали.

Миссия – главная цель системы.

Менеджмент – вид управления.

Менеджер – наемный профессиональный управляющий.

Моделирование – метод исследования социальных явлений и процессов, формирования и принятия управленческих решений. Моделирование основывается на замещении реальных объектов их условными образами, аналогами.

Мозговая атака – метод социальной инженерии при котором участникам работы на первом этапе предлагается высказать как можно больше вариантов управленческого решения, а на втором этапе из большего числа обираются наиболее удачные и выполнимые.

Мониторинг – систематическое отслеживание, изучение состояния социальных явлений и процессов, сопоставления результатов постоянных наблюдений для получения обоснованных представлений об их действительном положении, тенденциях развития.

Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию.

Мотивация трудовая – побуждение работника к эффективной деятельности путем воздействия на присущие ему мотивы. В качестве мотивов выступают цели, ценности, интересы, взгляды человека.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.