Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Эволюция управленческой мысли





ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Курс лекций

Специальность

Государственное и муниципальное управление

Москва – 2011


Методические указания по изучению дисциплины

В системе управленческих наук теория управления является базовой методологической наукой. Теория управления как наука исследует общие закономерности возникновения, функционирования и развития управленческих отношений, сущность и содержание управления, роль управления в жизни общества, а также принципы, методы и технологии эффективного управления. Особое внимание уделяется анализу понятий, используемых в управленческих науках.

Целью курса является формирование у студентов основных знаний о теории и практике функционирования и развития системы управления, мотивирование их к самостоятельному обновлению управленческих знаний.

Данная программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061000 "Государственное и муниципальное управление".

Изучение теории управления ориентирует студентов на приобретение:



-знаний сущности и содержание управления; проблем мотивации, лидерства и руководства; социально-этических аспектов управления; проблем управления в условиях трансформационных преобразований и глобализации общественных процессов; форм и методов обеспечения эффективности управления, в том числе на муниципальном и региональном уровнях.

-умений правильно определять сущность и содержание процесса управления; провести анализ внутренней и внешней среды объекта управления, социальных и психологических факторов, определяющих эффективность управления;

-навыков использования знаний и умений для определения миссии, целей, задач, стратегии и тактики функционирования объектов управления; выбора эффективного стиля руководства и лидерства; управления организационным развитием на, муниципальном и региональном уровнях; использования современных моделей и методов рационального решения управленческих проблем; исследования систем управления и их проектирования.

На основе полученных знаний студенты должны уметь:



-планировать индивидуальную и коллективную деятельность, осуществлять процедуры оперативного и стратегического управления;

-руководить коллективом и координировать его деятельность во внешней среде;

-диагностировать проблемы, принимаемые решения, ситуации;

-мотивировать сотрудников;

-осуществлять инновационную деятельность в области управления.

Формой контроля является сдача семестрового экзамена. Студенты дневного и заочного отделения выполняют по теории управления курсовую работу.

Для проверки знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе изучения дисциплины "Теория управления", используется система тестового контроля.

Целью системы тестового контроля является проверка наличия у студентов мышления соответствующего новой управленческой парадигме и способностей решать управленческие проблемы с использованием современных приемов и способов.

Содержание требований государственного образовательного стандарта по курсу "Теория управления"

Сущность и содержание теории управления; эволюция управленческой мысли; новая управленческая парадигма; теоретические основы менеджмента и его современное состояние; проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям. Цели и функции теории управления; функциональное разделение управленческого труда. Внутренняя и внешняя среда в управлении; организационные формы и структуры управления. Общенаучные методы теории управления; методы управленческого воздействия; методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента. Методология и организация процесса разработки управленческого решения; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий. Коммуникация в процессе управления; управление как процесс; решения в процессе управления; модели и методы принятия решений; ситуационный подход в процессе управления. Основы кадровой политики на предприятии; активизация человеческого ресурса; условия и факторы результативной работы менеджера; культура и стиль. Государственная служба, управление и этика; специфические требования к государственному аппарату и его работникам. Понятия, сущность и содержание эффективности менеджмента; затраты на управление; управление нововведениями и развитием теории управления. Системный подход; исследование систем управления и их проектирование.



 

Форма итогового контроля – экзамен.


Распределение часов дисциплины

По темам и видам работ

 

Название темы Всего часов Лекции Семинары Сам. работа
Сущность и содержание теории управления
Эволюция управленческой мысли
Теоретические основы управления и его современное состояние
Методология и организация процесса разработки и выполнения управленческого решения
Стратегическое управление
Основы кадровой политики и управления персоналом
Эффективность управления
Менеджер
Коммуникации в процессе управления
Управление нововведениями
Системный подход в управлении
  Итого:

Содержание лекций

Тема 1. Сущность и содержание теории управления

(2 часа)

Вопросы:

1. Понятие теории управления. Объект и предмет ее исследования. Соотношение понятий управление и менеджмент.

2. Основные категории теории управления.

3. Методология теории управления.

4. Цели и функции теории управления.

 

Общая характеристика науки "Теория управления". Управление как предмет изучения многих наук. Становление науки теория управления как самостоятельной отрасли научного знания. Понятие теории управления. Основные категории теории управления. Объект и предмет ее исследования. Соотношение понятий управление и менеджмент. Методология теории управления. Связь теории управления с другими науками. Цели и функции теории управления. Теория управления как учебная дисциплина, ее структура. Значение теории управления для подготовки студентов обучающихся по специальности "государственное и муниципальное управление".

1. Изложение любой науки принято начинать с определения ее понятия, объекта предмета, методологии, целей и функций. Управление как общественный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе, менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Общие законы управления в различных системах (технических устройствах, живых организмах и общественных организациях) изучаются кибернетикой (от греч. кybernetike – искусство управления). В то же время сегодня многие исследователи указывают на необходимость разработки теории управления как самостоятельной отрасли научного знания[1].

Теория управления как самостоятельная научная дисциплина пока находится в стадии становления. Ее нет в перечне научных специальностей. Лишь в 2000 году ее включили в перечень учебных дисциплин государственного стандарта по специальности "государственное и муниципальное управления". Данное обстоятельство затрудняет формирование профессиональных кадров управления, способных адекватно действовать в условиях системного кризиса и неопределенности развития страны. В итоге управленческие кадры нередко руководствуются лишь собственным опытом или сложившимися в организациях традициями управления, что является недостаточным, а иногда и ущербным.

Теория управления выступает теоретико-методологической наукой по отношению к другим управленческим наукам, например, таким как "Система государственного управления", "Муниципальный менеджмент", "Управление общественными отношениями" и др. При этом многие категории теории управления используются специальными управленческими науками.

Задачей учебного курса является обеспечение целостного представления об управлении сложными социально-экономическими системами, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях складывающихся между субъектами и объектами управленческих отношений в процессе их взаимодействия.

Теория управления представляет собой науку, изучающую процессы управления в социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития, а также принципы эффективного управления. Существуют и иные взгляды на теорию управления. Например, авторы одной монографии считают, что "наука управления исследует содержание и формы управления различных систем, их общие и специфические закономерности развития и функционирования"[2]. В тоже время общим для всех определений теории управления является признание наличия в структуре общественных отношений особого рода отношений – управленческих, которые возникают в процессе управления в социальных системах любого уровня и назначения.

Объектом теории управления является управленческие процессы протекающие в территориальных, профессиональных и иных группах людей, которые обеспечивают процесс производства и воспроизводства человека, т. е. управленческие отношения.

В структуре любой группы, ориентированной на выполнение какой-то задачи возникает специфический социальный феномен – управление, что в свою очередь приводит к появлению отдельных личностей или их групп, специально занимающихся управленческой деятельностью.

Теория управления как любая наука имеет предмет своего исследования. Предмет науки представляет собой область познания объективной реальности, на которую направлено научное исследование.К элементам предмета теории управления могут быть отнесены:

-сущность управленческих отношений, как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

-механизм управления разными системами социально-экономического организма;

-механизм самоорганизации и саморегулирования систем различного уровня (индивида, коллектива, города, района, области, страны и т.д);

-приемы, техника и методика процесса управления;

-структурные элементы системы управления.

-общие закономерности возникновения, функционирования и развития управленческих явлений;

-основные понятия используемые в управленческих науках (понятие управления, цели управления, принципы управления, управленческие отношения, методы управления, эффективность управления, функции управления, объект управления, субъект управления и др.).

Следует помнить, что предмет теории управления подвержен изменениям, поскольку происходят перемены в субъектах и объектах управления, в отношениях и взаимосвязях существующих между ними.

Как соотносятся понятия управление и менеджмент? На взгляд автора, понятия управление и менеджмент не тождественны. Он согласен с теми специалистами, которые считают, что менеджмент, в той форме в которой он представлен в различных учебниках и монографиях, в большей мере характеризует основы управления фирмой с точки зрения искусства современного управления в разных ситуациях и является одним из направлений науки управления[3], наряду с государственным, региональным, муниципальным, экономическим, политическим управлением. Следовательно, понятие управления по своему смыслу несколько шире понятия "менеджмент" и они соотносятся как часть и целое .

В то же время существует и иная точка зрения. Некоторые специалисты рассматривают эти понятия как идентичные, взаимозаменяемые[4]. Более того, Питер Друкер считает, что менеджмент – это специфическая и определяющая структура всех и каждой организации[5]. В западной литературе принято широкое толкование понятия менеджмента, в том числе, по уровням управления, формам собственности, сферам деятельности. В связи с этим выделяют стратегический государственный менеджмент и фирменный; государственный, частный коммерческий и некоммерческий; производственный, финансовый и др.

Многие исследователи в области управления подчеркивают, что государственные и некоммерческие организации также могут использовать многие принципы и методы менеджмента. Автор согласен с такой точкой зрения, поскольку управление по своей сути является воздействием на отношения, сложившиеся между людьми. А они имеют очень много общего, несмотря на то, что формируются в разных условиях.

2. Важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой предмет. Понятия и их научные определения представляют собой своеобразные сгустки человеческой мысли, вобравшие в себя знания о явлениях, их свойствах и признаках. Имеет свой категориальный аппарат и теория управления. К основным категориям теории управления относятся:

-управление;

-система управления;

-субъект управления;

-объект управления;

-управленческие отношения;

-цели управления;

-принципы управления;

-методы управления;

-функции управления;

-процесс управления;

-модель управления;

-технологии управления;

-стиль управления;

-управленческое решение;

-эффективность управления;

-совершенствование управления;

-и др.

3. Каждая наука для познания своего предмета вырабатывает собственную методологию. Методология (от греческих слов "метод" – путь к чему либо и "логос" – наука, учение) представляет собой теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей человека действительности. Методология теории управления представляет собой систему методов, используемых при познании управленческих процессов. Для изучения закономерностей возникновения и функционирования управленческих отношений в социальных систем различного уровня применяются самые разнообразные методы. Среди них можно выделить следующие.

Всеобщий диалектико-материалистический метод который распространяется на все без исключения конкретные науки и на все этапы или стадии процесса познания. На взгляд Ф. Энгельса, "диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения, развития природы, человеческого общества и мышления". С помощью диалектико-материалистического метода определяется и теоретически отражаются реальные процессы, которые протекают в сфере управления. Управленческие отношения рассматриваются как в статике, так и в динамике – с точки зрения их эволюционного и революционного развития, с позиций их внутренних противоречий ("противоречивость в самой вещи", "противоречивые силы и тенденции во всяком явлении" – В. Ленин), под углом зрения их взаимодействия с окружающей политической, экономической, социальной и иной средой.

Общенаучные методы, т.е методы применяемые во многих науках. К ним относятся системный метод, методы сравнения, анализа, синтеза, индукции, дедукции, интуиции.

Системный метод, позволяет объединить всю совокупность приемов и способов для изучения свойств и структуры изучаемого объекта в целом, представив его в качестве сложной социальной системы. Системный метод представляет собой комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиций системного анализа. Он предполагает учет всех взаимосвязей, изучение отдельных структурных частей, выявление роли каждой из них в общем процессе функционирования системы и, наоборот, выявление воздействия системы в целом на отдельные ее элементы.

Специальные методы, которые разрабатываются в рамках отдельных специальных наук. К их числу относятся математические, статистические, социологические, психологические кибернетические и др.

Методология теории управления подвержена изменениям. Она постоянно обогащается, подчиняясь задачам все более глубокого познания управленческих процессов, которые в свою очередь тоже находятся в постоянном развитии.

4. Значение любой науки в жизни общества определяется теми целями которые она решает и темы функциями, которые она выполняет. Цели теории управления можно сформулировать следующим образом:

-изучение наиболее важных, типичных фактов управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;

-определение основных тенденции развития управленческих процессов;

-построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;

-формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

К функциям теории управления следует отнести:

-познавательную. Она связана с изучением сущности управленческих отношений, основных особенностей управления как специфической сферы трудовой деятельности, ее роли и значимости в развитии общества и его подсистем.

-оценочная. Ее суть состоит в том, чтобы оценить в какой мере соответствует или не соответствует существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям развития этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения;

-прикладную. Данная функция связана с разработкой научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления обществом и его элементов;

-прогностическую. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в обозримом будущем.

-образовательно-воспитательная. Ее предназначение состоит в распространении знаний об управлении, его основных задачах, принципах, функциях, механизмах среди управленческих кадров и широких слоев населения.

-идеологическая. Идеология – это система основополагающих взглядов на существующие общественные отношения (в том числе и управленческие отношения) в соответствии с положением и интересами личности, социальных групп, общества в целом. Опыт показывает, что без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни социальная группа, ни общество в целом, как правило, обойтись не могут. Теория управления аккумулирует и приводит в систему управленческие идеи и оказывает влияние на сознание субъектов управленческих отношений.

Цели и функции теории управления взаимосвязаны и дополняют друг друга

План семинарских занятий

Тема 1. Сущность и содержание теории управления – 2 часа.

Вопросы:

1. Понятие теории управления. Объект и предмет ее исследования. Соотношение понятий управление и менеджмент.

2. Методология теории управления.

3. Цели и функции теории управления.

Литература:

Бобрышев Д. Н. Основные категории теории управления. М., 1986.

Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". М.,1999.

Менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. М.. 2001.

Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2001.

Основы социального управления: Учебное пособие. М., 2001.

Питер Ф. Друкер Задачи менеджмента в 21 веке. М., 2000.

Рубцов С. В. К вопросу о построении общей теории менеджмента//Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6.

Савеленок Е. Идеология управления в организации //Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3.

Стонер Джерри Управленческая теория: пять тезисов//Международный журнал социальных наук. 1998. № 22.

Хевит де Алькаимера Сиития Правильное и неверное использование концепций управления//Международный журнал социальных наук. 1998. № 22.

Управление организацией: Учебник/ Под ред. А. Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н. А. Саламатина. 2000.

Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 1991.


Тема 2. Эволюция управленческой мысли

(2 часа)

Вопросы:

9. Зарождение управленческой мысли.

10. Школа научного управления.

11. Административная школа в управлении.

12. Школа "человеческих отношений" и поведенческие науки.

13. Школа науки управления или количественных методов.

14. Процессный и ситуационный подходы к управлению.

15. Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли.

20. Эволюция управленческих парадигм.

 

Предпосылки возникновения научного управления. Взгляды на эффективность управления в древности. Этапы развития теории и практики управления. Основные школы управления. Процессный и ситуационный подходы к управлению. Управленческая революция на Западе в 60-80 годы XX века. Основные положения новой парадигмы управления. Характеристика современной парадигмы управления в России. Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли, особенности формирования управленческой науки в России

9. Один из крупнейших специалистов в области управления У. Д. Дункан заметил следующее: "Мы должны оглядываться на прошлое, ибо это все, что мы имеем для того, чтобы узнать что либо о будущем"[6]. В самом деле без знания истории трудно подойти к решению современных проблем управления и выявлению перспективных тенденций.

Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

социальной – необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах;

экономической – необходимость в производстве и распределении ресурсов;

оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

В развитии теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области.

Полагают, что возникновение письменности в Шумере (3000г. до н. э.) объяснялось главным образом управленческими потребностями жрецов вести учет и контроль за сбором налогов и накоплением огромного количества имущества.

Египетское искусство по возведению пирамид и гробниц (между 4000 и 525 гг. до н.э.) – свидетельство достижений не только строительной механики, но и управления производством и огромным количеством рабочих (до 100 000 чел.) в течение 20 лет. Очевидно, что люди, которые строили сооружения Древнего Египта, не только знали как планировать объект, но и проявили способности к мобилизации и использованию человеческих ресурсов, контролю и координации процессов производства и управления.

Кодекс вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) установил юридические нормы определения минимальной заработной платы и вознаграждения, контроля и ответственности. Во времена другого вавилонского царя Навуходоносора (605-562 гг. до н. е.) применялось цветное кодирование при контроле продукции и выплата прогрессивной заработной платы.

Древние философы считали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие эффективного управления. Поэтому вопрос о принципах справедливого и эффективного управления составлял предмет размышлений многих великих мыслителей античности. В частности, Платон рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Мудрое управление, полагал он, должно основываться на всеобщих и разумных законах. Однако законы сами по себе слишком абстрактны и догматичны для того, чтобы на их основе можно было отыскать правильное решение в каждой конкретной ситуации. Поэтому, на его взгляд, целесообразна принадлежность властных полномочий не законам как таковым, а некоему политику, владеющему искусством управления общественными делами на основе разума, способного к правильной интерпретации и применению этих законов.

В свою очередь Аристотель указывал на необходимость разработки "господской науки", обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. При этом Аристотель замечал, что дело это довольно хлопотное, и поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя эту обязанность, сами же они занимаются политикой или философией.

Большая заслуга в развитии представлении о государственном управлении в период называемый индустриальным (1776 – 1890 гг.) принадлежит А. Смиту. В частности, он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ управления оказало учение Р. Оуэна. Он был первым реформатором во взглядах на управление организацией. Его вдохновляла вера в то, что сознание человека определяется его бытием и потому может изменяться в лучшую сторону. Среди тех благ которыми обеспечивались его рабочие были приличное жилье, бесплатное образование для детей и сельский магазин, где продукты отпускались по их себестоимости. Также он запретил труд детей, не достигших десяти лет, и сократил продолжительность рабочего дня с 14 до 12 часов. Он разрабатывал системы открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность. Оуэн также показал, что избранный им подход позитивно влияет на производство, ибо качество производимых на его фабриках в Нью-Ленарке нитей постоянно улучшалось, а доходы Оуэна и его партнеров росли год от года. Многие его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1883 г. английский математик Ч. Бэббидж разработал проект "аналитической машины" – прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

В книге Клода Ст. Джорджа-младшего "История управленческой мысли" в главе под названием "Управленческий контининуум" (Континуум (от лат. Continuum – непрерывное, сплошное) – непрерывность, неразрывность явлений, процессов приводится описание развития) управленческой мысли с 5000 г. до н.э., когда шумеры изобрели клинопись, тем самым открыв возможность регистрации событий, вплоть до 50-х годов нашего века, когда психология и наука о поведении человека заняли в управлении особое место[7].

История научной мысли показывает, что теоретическое осмысление управленческих процессов протекало неравномерно. Причем успехи в теории управления всегда зависели от развития промышленности, успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология, антропология. При этом следует помнить замечание Ф. Тейлора о том, что искусство научного управления – это эволюция, а не изобретение;

10. На взгляд авторов учебника "Основы менеджмента", разделяемого и другими исследователями к настоящему времени известны четыре важнейших подхода к выделению научных направлений, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:

1. Подход с позиций выделения 4 различных школ. Здесь выделяют школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, науки управления или количественных методов.

2. Процессный подход.

3. Системный подход.

4. Ситуационный подход[8].

Как это часто бывает в науке, приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Однако практика управления показала, что приемы, которые оказались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. В то же время изучение эволюции управленческой мысли полезно тем, что позволяет увидеть и понять логику познания управленческих отношений.

Школу научного управления (1885-1920) чаще всего связывают с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. В тоже время во многих исследованиях отмечается, что начальной точкой отсчета современной науки управления является работа президента "Эйле энд Таун Манифактуринг" Генри Р. Тауна "Инженер как экономист", представленная Американскому обществу инженеров. В своей статье Таун отметил, что управление работой не было организовано и в большинстве случаев велось интуитивно. У менеджеров, сказал Таун, нет ассоциаций, посредством которых они могли бы обмениваться опытом, и нет научной дисциплины в рамках которой накопленный опыт систематизировался бы в принципы или теории.

Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Так, Гилбреты изучали операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром, фиксировавшим интервалы до 1/200 с, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы. Тейлор замерял количество руды и угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера.

Настоящий взрыв интереса к научному управлению произошел в 1911 году, когда американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор (1856-1915) опубликовал свою книгу "Принципы научного управления". Тейлора считают отцом классической теории научного управления. Он обосновал необходимость научного подхода к управлению. Тейлор ратовал за превращение научного управления в отрасль индустриального труда, по типу инженерного. Тейлор ввел изучение рабочего времени, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время выполнения этих движений. Результаты данных исследований затем анализировались для проектирования более эффективных методов работы. Кроме того, Тейлор разработал тарифную систему оплаты труда рабочих. Им это было сделано для того, чтобы рабочие не беспокоились, что им будут платить меньше, если они выполняют свою работу слишком быстро.

Система научной организации труда Тейлора была построена на пяти основных принципах:

1. Научный отбор рабочего. Эффективность требовала подбора к каждому виду работы соответствующего рабочего, который имел для этого какие-то способности. Для проверки способностей работников выполнять определенные виды деятельности разрабатывались различные тесты.

2. Научное изучение и обучение рабочего

3. Специализация работы. Производство было разделено на составные части и все рабочие стали специалистами в своих видах работ.

4. Важность побудительных мотивов заработной платы. Рабочие получают оплату за то, что они сделали и премируются, если они превысили установленную норму.

5. Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими. Самое эффективное использование персонала и ресурсов требует дружеской кооперации между трудом и управлением.

Таким образом среди основных положений школы научного управления которые внесли существенный вклад в теорию и практику управления можно отметить следующие:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

11. Если научный управленческий подход в основном был нацелен на эффективность производства, то административный управленческий подход (1920-1950) был направлен на совершенствование управления организацией в целом. Целью приверженцев административного подхода было создание универсальных принципов управления. Представители административной школы в управлении, а именно – А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.

Один из наиболее видных представителей административного подхода Анри Файоль (1841-1925) рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль. Кроме того, он сформулировал четырнадцать управленческих принципов, которые широко используются в современной теории и практике управления. Файоль считал, что управление не является врожденным талантом, а представляет собой искусство, которому можно научить, а менеджеры могут развиваться посредством тренировки. Файоль первым перестал рассматривать управление как "исключительную привилегию" высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей. По существу Файоль создал основы общей теории управления.

Приблизительно в одно время с Файолем немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) сформулировал свои идеи об идеальном управленческом подходе для больших организаций. На его взгляд, без разветвленного бюрократического аппарата крупное капиталистическое производство вообще не в состоянии правильно функционировать. Он понимал бюрократию как профессионализм в сфере управления, основанный на овладении не только необходимыми навыками, но и особого рода рациональным знанием. Вебер считал, что в сфере управления выбор возможен лишь между бюрократией и дилетантизмом (дилетант – любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки; поверхностно знакомый с какой-либо областью науки или искусства). Суть его идей выражена в семи основных характеристиках идеально формализованной организации:

1. Разделение труда, при котором власть и ответственность четко определены для каждого работника и узаконены как официальные обязанности.

2. Бюрократическая система иерархична, т.е. каждое вышестоящее должностное лицо властвует над нижестоящими по служебной лестнице и в свою очередь подчинено более высокопоставленному чиновнику.

3. Все члены организации подбираются на основе технической квалификации посредством формальных экзаменов или путем обучения.

4. Должностные лица назначаются, а не избираются.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.