Совокупный спрос: его кривая и факторы, определяющие ее динамику
В макроэкономическом анализе рассматриваются суммированные (агрегированные) величины. Если при изучении индивидуальных рынков мы рассматривали спрос на какой-то конкретный товар, то сейчас изучаем общий спрос на все виды товаров и услуг, производимых национальной экономикой. Ранее мы узнали, что такая совокупная товарная масса называется ВНП и измеряется она не в натуральных единицах, а в стоимостном выражении.
Совокупный спрос (AD) (aggregate demand) – это реальный объем национального производства (ВНП), который готовы приобрести внутренние и внешние потребители, фирмы и государство при любом возможном уровне цен в стране. Совокупный спрос графически можно изобразить в виде кривой (рис.3.1).
Совокупный спрос – это суммарные расходы макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике в течение определенного периода времени. При прочих равных условиях, чем выше уровень цен в стране, тем меньше реальный объем ВНП, который будет приобретен покупателями.
Кривая совокупного спроса (AD) показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено при каждом данном уровне цен. Обратная зависимость между уронем цен и объемом совокупного спроса или отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя эффектами (ценовыми факторами):
· эффектом Кейнса (эффектом процентной ставки);
· эффектом Пигу (эффектом реальных кассовых остатков, или эффектом богатства);
· эффектом импортных закупок.
Эффект процентной ставки (эффект Кейнса) выражается в том, что с ростом цен растет спрос на деньги; при неизменном предложении денег растет ставка процента. Таким образом сокращается объем инвестиций в экономику, а значит, сокращается и объем совокупного спроса. Так, при повышении уровня цен в стране коммерческие банки поднимают процентные ставки, чтобы оправдать свои ссуды. Высокие процентные ставки снижают интерес потенциальных заемщиков. Предприниматели отказываясь от кредитов снижают спрос на инвестиционные товары. Домохозяйства отказываются от части крупных покупок в данный момент, не желая выплачивать высокий процент за ссуды. И то и другое сокращает величину совокупного спроса.
Эффект реальных кассовых остатков, или богатства (эффект Пигу) означает уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, что приводит к сокращению потребления и, следовательно, совокупного спроса. То есть, если в стране растет уровень цен, т.е. существует инфляция, то финансовые накопления общества с фиксированной денежной стоимостью обесцениваются. Общество становиться относительно беднее и сокращает объем своих покупок. И наоборот если уровень цен в стране снижается, то общество становиться богаче и объем ВНП, приобретаемый покупателями, увеличивается.
Пигу Артур Сесил (1877 – 1959) – английский экономист, неоклассик Кембриджской школы политической экономии, ученик и последователь А. Маршалла. Основные работы: «Экономическая теория благосостояния» (1920); «Занятость и равновесие», «Неполная занятость»; «Колебания промышленной активности». Пигу – сторонник свободной конкуренции, выступал против государственного вмешательства в проблемы ценообразования и перераспределения ресурсов. Формулировака эффекта Пигу состоит в том, что экономика является саморегулирующей.
Эффект импортных закупок заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта. Следовательно сокращается совокупный спрос в национальной экономике. Более того, если уровень цен на отечественные товары увеличивается, покупатели постараются заменить подорожавшие отечественные товары более дешевыми импортными.
Ценовые факторы объясняют нисходящую траекторию кривой совокупного спроса и под их воздействие величина совокупного спроса может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от уровня цен. Графически это выражается смещением точки вдоль кривой (рис.3.2).
Однако кроме ценовыхфакторов совокупного спроса существуют и неценовые факторы или детерминанты, которые вызывают изменение характера совокупного спроса. Под их воздействием совокупный спрос изменится при всех возможных уровнях цен. К неценовым факторамADотносится все то, что влияет на изменение: потребления; инвестиций; госрасходов; чистого экспорта. На графике эти изменения будут графически иллюстрироваться смещением всей кривой AD либо вправо, либо влево (рис.3.3).
Влияние ценовых факторов на AD Влияние неценовых факторов на AD
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|