|
Порядок компановки двигателя
Компоновка является первым этапом разработки конструкции двигателя. Уточнение и детализацию компоновки двигателя производят на последующих этапах проектирования.
В процессе компоновки получают наиболее рациональный вариант относительного расположения механизмов, агрегатов и отдельных деталей двигателя с одновременной увязкой их основных размеров.
При двухрядном расположении цилиндров их оси могут быть наклонены под некоторым углом друг к другу. Если угол наклона составляет 180°, двигатели называют оппозитными, при угле развала менее 180° - V-образными. V-образные двигатели нашли широкое применение на грузовых автомобилях. Именно на таких машинах наиболее полно проявляются их преимущества: малые масса и габариты (компактность); повышенный срок службы, обусловленный высокой жесткостью корпусных деталей коленчатого и кулачкового валов.
Наиболее рациональной компоновочной схемой будет та, которая обеспечит достижение наилучшего сочетания укрупненных технико-экономических показателей проектируемого двигателя.
Компоновку поршневой группы начинают с определения высоты поршня hП. Затем находят расстояние от верхней кромки поршня до оси пальца h1. Далее с учетом размещения предварительно выбранного числа колец в соответствии с рисунком 7 прорисовывают элементы поршневой группы по размерам.
Рисунок 5.1 – Элементы поршневой группы
Таблица 5.1 - Размеры элементов поршневой группы.
Элементы поршневой группы
| Значения размеров в мм
|
| Рассчитываемый
двигатель
| Карбюраторные
двигатели
|
|
|
| Высота поршня hП
|
| (0,8…1,3)D
| Расстояние от верхней кромки поршня до оси пальца h1
| 111,6
| (0,45…0,75)D
| Толщина днища поршня δ
| 24,8
| (0,05…0,1)D
| Высота юбки поршня hю
|
| (0,6…0,8)D
| Диаметр бобышки dб
| 49,6
| (0,3…0,5)D
| Расстояние между торцами бобышек b
| 49,6
| (0,3…0,5)D
| Толщина стенки юбки поршня δю
|
| 1,5…4,5
| Толщина стенки головки поршня s
| 9,92
| (0,05…0,10)D
| Расстояние до первой поршневой канавки е
| 18,6
| (0,06…0,12)D
| Толщина первой кольцевой перемычки hп
| 6,2
| (0,03…0,05)D
| Радиальная толщина кольца t
| 4,96
| (0,04…0,05)D
| Высота кольца а
|
| 2…4
| Радиальный зазор кольца в канавке поршня ∆t
| 0,4
| 0,70…1,1
| Внутренний диаметр поршня di
|
| Диаметр масляного канала dм
|
| (0,3…0,5)а
| Наружный диаметр пальца dп
| 39,68
| (0,22…0,28)D
| Внутренний диаметр пальца dв
| 23,808
| (0,65…0,75)dп
| Длина пальца lп
| 99,2
| (0,78…0,88)D
| Длина втулки шатуна lш
| 44,64
| (0,33…0,45)D
|
Для окончательной проверки длины зеркала цилиндра следует определить минимальный зазор между стержнем шатуна и нижней кромкой цилиндра (при больших значениях R/Lшвозможно задевание им нижней кромки цилиндра). Минимальный зазор δ1в соответствии с рисунком 7 должен составлять 3...5 мм.
Затем необходимо изготовить шаблон из картона или плотной бумаги, соответствующий внешнему контуру шатуна. В шаблоне делаются небольшие отверстия в точках А и В (центрах верхней и нижней головок). Перемещая точку А по продольной оси цилиндра, а точку В - по окружности движения центра шатунной шейки, находят ряд положений шатуна. Обводя карандашом ряд близких точек контура шатуна при перемещении точки В на полный оборот, получают смещенные контуры. Замерив минимальный зазор между контуром шатуна и нижней кромкой цилиндра, определяют правильность выбора длины шатуна.
Рисунок 5.2 – Схема шатунной группы
Таблица 5.2 – Размеры элементов шатуна
Элементы шатуна
| Значения размеров в мм
|
| Рассчитываемый
двигатель
| Карбюраторные двигатели
|
|
|
| Внутренний диаметр поршневой головки d:
- без втулки
- с втулкой
|
48,28
55,522
|
d = dп
(1,1…1,25)dп
| Наружный диаметр головки dг
| 72,42
| (1,25…1,65)dп
| Минимальная радиальная толщина стенки головки hг
| 9,65
| (0,16…0,27)dп
| Радиальная толщина стенки втулки sв
| 3,62
| (0,055…0,085)dп
| Диаметр шатунной шейки dшш
| 99,4
| (0,56…0,70)D
| Толщина стенки вкладыша tв
| 3,97
| (0,03…0,05)dшш
| Продолжение таблицы 5.2
|
|
|
| Расстояние между шатунными болтами Сб
| 149,1
| (1,30…1,75)dшш
| Длина кривошипной головки lк
| 69,58
| (0,45…0,95)dшш
| Размеры среднего сечения В – В шатуна:
- hш min
- hш
- bш
- tш = аш
|
37,65
48,95
32,3
5,5
|
(0,50…0,55)dг
(1,2…1,4)hш min
(0,5…0,6)lш
2,5…4
|
Проектирование механизма газораспределения начинают с определения диаметра горловины проходного сечения dгорклапана в мм по формуле:
(5.1)
мм
В современных двигателях длина клапана l в мм определяется по формуле:
(5.2)
мм
Диаметр стержня клапана dклв мм определяется по формуле:
(5.3)
мм
Основные конструктивные размеры гильз выбираются с учетом обеспечения необходимой их прочности и жесткости, исключающего появление овализации цилиндра при сборке двигателя и во время его эксплуатации. Толщину стенки гильзы в мм в первом приближении можно определить по формуле
(5.4)
мм
где - допускаемое напряжение растяжения, которое для чугунных гильз равно ( МПа), для стальных - ( МПа);
- давление газов в цилиндре двигателя в конце процесса сгорания топлива, МПа.
Толщина нижней опорной стенки головки блока в мм и толщина стенок водяной рубашки в мм определяются по следующим формулам:
- длякарбюраторных двигателей
(5.5)
мм
(5.6)
мм
Заключение
В результате выполнения курсовой работы был произведен тепловой и динамический расчет двигателя.
При выполнении теплового расчета были определены параметры рабочего тела в цилиндре двигателя, а также оценочные показатели процесса, позволяющие определить размеры двигателя и оценить его мощностные и экономические показатели.
При выполнении динамического расчета были определены силы, действующие на кривошипно-шатунный механизм, произведен расчет и построены диаграммы суммарного крутящего момента и внешней скоростной характеристики двигателя. Расчеты динамических показателей дали размеры поршня, в частности его диаметр (130 мм) и ход (120 мм), радиус кривошипа (60 мм), были построены графики составляющих сил, а также график суммарных набегающих тангенциальных сил и суммарных набегающих крутящих моментов.
Так же я рассчитал индикаторные параметры рабочего цикла двигателя, по результатам расчетов была построена индикаторная диаграмма тепловых характеристик.
По полученным данным я сделал вывод, что разработанный двигатель удовлетворяет всем современным требованиям.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|