Сделай Сам Свою Работу на 5

Эволюционная теория Ламарка





Впервые вопрос о механизме возникновения человека был поставлен ав­тором известной эволюционной теории ЖЛэ. Ламарком(1744-1829) в начале XIXв. Свои мысли о постепенной эволюции животных видов он из-

См.: веб-сайты: http://eniporium.turnpike.net/C/cs/links.htm; http://engine.turnpike.nel/cgi-bin/ htmlscript?~cs/searchi.hts.

ложил в книге «Философия зоологии» (1809). Ламарк первым разделил про­блему на две части: происхождение физического тела в результате эволюции и появление богоподобного разума. Тело человека свидетельствует о его про­исхождении от животных, а разум и душа — о божественном происхождении. Богоподобие человека не выводится из естественных законов природы и не может быть приобретено в процессе эволюции. Ламарк утверждал, что по сво­им физическим особенностям человек ближе всего стоит к человекообразным обезьянам, в частности к шимпанзе, поэтому вполне допускал его происхож­дение от какой-нибудь разновидности «четвероруких». Ламарк привел ряддо-казательств эволюции в мире животных и растений, утверждая, что все совре­менные организмы произошли от древ­них путем эволюции. Он допускал, что сам человек развился на протяжении времени из обезьяны. Древняя челове­кообразная обезьяна в связи с пореде-нием лесов была вынуждена сменить древесный образ жизни на наземный и перейти к хождению на двух ногах. Вследствие прямохождения сильно из­менилось строение позвоночника, мус­кулатуры, стопы, кисти, челюстей, зубов, головного мозга. В условиях обще­ственной жизни вскоре у людей развилась членораздельная речь.



Втом же XVIIIв. знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Лин­ней(1707— 1778), создатель современной классификации растений и живот­ных, стал первым ученым, который отнес человека и обезьяну к одной груп­пе животных — приматам. Правда, записывает человека отдельной строкой как особый род людей (Homo) с одним видом «человека разумного» {Homo sapiens) рядом с человекообразными обезьянами. Однако Линней принадле­жал к числу ученых, веривших в божественный акт сотворения мира и неиз­менность всего живого. Именно поэтому он категорически заявил: существу­ет столько видов, сколько бог создал их с самого начала. Линней был убеж­ден, что человек в отличие от всех остальных живых существ был сотворен по образу и подобию божьему и ему был дан божественный разум. Однако, несмотря на это, классификация Линнея объединила человека и обезьян в одну группу. Тем самым ученый, возможно, сам того не желая, установил, что человек — это самая высокоразвитая форма млекопитающих, которая ближе всего к человекообразным обезьянам.



К началу XIX в. накопились гораздо более полные сведения о людях, фа­уне и флоре разных стран мира. Благодаря исследованиям Жоржа Кювье (1769-1832) и Чарлза Лайеля (1797—1875) существенно расширились пред­ставления об ископаемых животных. Дж. Э. Доорник (1808) прямо утверж­дал, что люди произошли от человекообразных обезьян.

В XVIII— первой половине XIX в. археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 1840—50-х гг. он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия, опровергающие библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 1860-е гг. идеи Буше де Перта признали в науке.

ТЕОРИЯ ДАРВИНА

В 1871 г. вышла в свет книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и по­ловой подбор». Так, в конце XIX в. появилась новая научная теория, дарви­новская, утверждавшая, что человек произошел от обезьяны путем очень длительной эволюции, борьбы за существование, выживания сильнейших особей и видов, наследования лучших черт от своих родителей, успешной адаптации к изменяющимся условиям, зарождения трудовых, мыслительных и речевых навыков. По предположению Чарльза Дарвина (1809—1882), впро-цессе внутривидового размножения у отдельных особей появляются новые качества, в результате некоторые из представителей вида получают преиму­щество перед другими и имеют больше шансов выжить в данной среде оби­тания. Поэтому приобретенные ими качества закрепляются и передаются их потомкам. «Те, которые были сложены крепче и лучше, — отмечает Дар­вин, — имели в длинном ряду поколений наибольший успех и выживали в большем числе». Со временем изменения в организмах становятся столь зна­чительными, что появляется новый вид.



По Дарвину, наши древние предки, обезьяны, жили стадами на деревь­ях, имели остроконечные уши, были покрыты шерстью, оба пола имели бо­роды. Это были примитивные низшие обезьяны. Более поздними предками, по Дарвину, явились человекообразные обезьяны. Из известных ему иско­паемых антропоидов он упоминает дриопитека. Изменение окружающих ус­ловий, в частности поредение лесов, вынудило их в поисках пищи перейти от жизни на деревьях к жизни на земле в лесостепной местности. Потом они стали обитать и на открытой местности.

Среди качеств, способствующих выживанию группы, Дарвин выделял не только и не столько физическую силу, сколько способность оказывать взаи­мопомощь. «Малая сила человека, — писал Дарвин, — была более чем урав­новешена, во-первых, его умственными способностями, которые научили его помогать своим собратьям и получать помощь от них». Увеличение в группе носителей нравственных начал повышает жизнеспособность племени по сравнению с другими, где этот показатель ниже. «Очевидно, — подчеркива­ет Дарвин, — что племя, заключающее в себе большее число членов, кото­рые наделены высокоразвитым чувством патриотизма, верности... и участия к другим, — членов, которые всегда готовы помогать друг другу и жертво­вать собой для общей пользы, должно одерживать верх над большинством других племен, а это и будет естественный отбор».

Дарвин обосновал свою точку зрения с помощью сравнительно-эволюци­онного метода, ссылаясь на тот факт, что тело человека имеет общий с те­лом млекопитающих план строения, состоит из тех же костей и мышц, кро­веносных сосудов и обладает теми же внутренними органами — печенью, желудком, почками, легкими и т.п. Даже головной мозг человека и обезья­ны, извилины и бороздки коры больших полушарий во многом схожи. Дар­вин видел родство человека с млекопитающими также и в том, что они бо­леют одинаковыми инфекционными болезнями, имеют общих паразитов, у них идентичный химический состав крови и других тканей. А наиболее близ­кие к человеку человекообразные обезьяны обладают теми же группами кро­ви, что и человек.

Как установлено современной наукой, антигенный состав крови челове ка, шимпанзе и горилл одинаков и его можно, соблюдая групповую совмес тимость, переливать от обезьяны людям. И еще одно подтверждение пред

положения Дарвина получено — реч

идет о химическом сходстве человек

и обезьяны. Определен так называе

мый альбуминовый индекс, служащш

показателем одного из сывороточны:

белков крови — альбумина. Если при

нять альбуминовый индекс человека з;

единицу, то для гориллы он равен 1,09, шимпанзе — 1,14, мартышки — 2,59

для наиболее эволюционно отдаленного от человека капуцина — 5, а для еще

более примитивного примата лемура — 18.

Убедительные доказательства родства человека и обезьяны получены с по­мощью метода молекулярной гибридизации дезоксирибонуклеиновой кис­лоты (ДНК). Выяснилось, что количество сходных генов у человека и чело­векообразных обезьян достигает 91%, у человека и гиббона — 76%, у чело­века и макаки-резус — 66%. Таким образом, современные достижения подтверждают обоснованность заключения Дарвина о том, что «существует чрезвычайно близкое сходство в общем строении тела, микроскопическом устройстве тканей, химическом составе и конституции между человеком и высшими животными, в особенности человекообразными обезьянами». Со­временная наука подтверждает и положение Дарвина о перестройке способа передвижения предков человека. Переход к прямохождению, как считается, предшествовал развитию кисти и головного мозга, а затем возникновению речи и мышления.

Однако не все идеи великого английского ученого признает современная наука. Попытка Дарвина построить эволюцию человеческого рода в виде единого линейного процесса, напоминающего дерево, на котором все ветви происходят из общего корня и потому составляют универсальную причин­но-следственную цепочку, сегодня признана неудачной. В современной на­уке эволюционное древо человека выглядит куда более сложным и запутан­ным: его ветви многократно ветвятся, образуют параллели, пересекаются, внезапно обрываются, уходя в неизвестность. Нынешние исследователи предпочитают не использовать образ древа, а говорят о так называемой сет­чатой эволюции (наиболее точным ее графическим отображением является фрактал — особая нелинейная самоподобная структура)5.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.