|
Ученые спорят из-за черепа
ПЛАН
1.Предпосылки антропосоциогенеза.
2. Теории происхождения человека:
- креационизм;
- эволюционизм;
- теория А. Уоллеса;
- трудовая теория Ф. Энгельса;
- синтетическая теория эволюции;
- космизм;
- теории моноцентризма и полицентризма.
3. основные вехи антропосоциогенеза:
- шкала антропосоциогенеза;
- австралопитеки;
- человек умелый;
- неандертальцы;
- кроманьонский человек.
4. Итоги семинара.
Основные понятия:
антропосоциогенез, антропогенез, социогенез, австралопитек, питекантроп, неандерталец, гоминизация, неокортекс, Homo sapiens.
Литература
1. Хршанфова Е.Н. Древнейшие этапы гоминизации//Итоги науки и техники. Сер. Антропология. Т. 2. М., 1987. С. 5—92
2. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М, 1977;
3. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М.,1974
4. Мотовилов К.А. Происхождение и систематика отряда приматов. Происхождение человека. М., 1985.
5. Алексеев В.П. Человек: эволюция и таксономия (некоторые теоретические вопросы). М., 1985.
6. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза //Человек. 1997. № 1.
7. Веб-сайты:
- http://rusk.ru; ВВС News: www.nature.ru;
- xTerra.ru;
- www.espada.nm.ru;
- www.examen.ru;
- www.compulenta.ru;
- NewScientist.com;
- www.virsky.euro.ru;
- MIGnews;
- http://schools.techno.ru;
- http://narmer.narod.ru; www.rg.ru.
АНТРОПОГЕНЕЗ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
ПРЕДПОСЫЛКИ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
Исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное, из обезьяны в человека ученые называют антропосоциогенезом (от греч. anthropos — человек, пат. societas -общество и греч. genesis — происхождение). Они видят в нем неразрывное единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества). Первым начался процесс антропогенеза, а позже, когда человек сформировался в своих основных биологических чертах, — собственно процесс социогенеза.
1 При подготовке данных материалов использована информация из изданий: Хршанфова Е.Н. Древнейшие этапы гоминизации//Итоги науки и техники. Сер. Антропология. Т. 2. М., 1987. С. 5—92 Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М, 1977; Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М.,1974 Алексеев В.П. Человек: эволюция и таксономия (некоторые теоретические вопросы). М., 1985. Andrews P. The descent of man // New Scientist. 1984. Vol. 102, № 1408; Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза //Человек. 1997. № 1. С веб-сайтов: http://rusk.ru; ВВС News: www.nature.ru; xTerra.ru; www.espada.nm.ru; www.examen.ru; www.compulenta.ru; NewScientist.com; www.virsky.euro.ru; MIGnews; http://schools.techno.ru; Мотовияов К.А. Происхождение и систематика отряда приматов. Происхождение человека. — http://narmer.narod.ru; www.rg.ru.
Антропосоциогенез — как его понимать? В научной литературе нет единой трактовки данного термина. Попробуем разобраться.
В отечественной литературе принято делить весь человеческий род на три большие группы: архантропы, т.е. формирующиеся люди (к ним относятся питекантропы, синантропы и другие ранние виды); палеоантропы (неандертальцы), они жили в формирующемся обществе, которое принято называть первобытным человеческим стадом, или праобществом (праобщиной); неоантропы {Homo sapiens), т.е. «готовые» люди: в этот время праобщество превратилось в «готовое» общество. По археологической периодизации это — ранний палеолит. Примерно 40—35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, антропосоциогенез завершился. Самый ранний период истории человечества, длившийся не менее 1 млн лет, назывался эпохой становления человека и общества, т.е. антропосоциогенезом2. В зарубежной литературе нет архантропов, палеоантропов и неоантропов. Да и отечественные ученые все больше отходят сегодня от устаревших советских схем, привыкая к международной терминологии. Между тем схема была довольно логичной, но, к сожалению, она ничего нового к объяснению антропологического материала не добавляла.
Как следует из самого понятия, антропогенез — это происхождение человеческого рода, включая всю его дописьменную историю. В таком случае этот процесс включает все историко-эволюционные типы человека, начиная с древнейших видов гоминид (первого обезьяночеловека — питекантропа) и заканчивая высшим их видом — Homo sapiens sapiens. Такова расширительная трактовка антропогенеза. Она имеет право на существование потому, что исключение из этого глобального процесса самых ранних, по существу еще обезьяньих, предшественников человека, чистых гоминид, в частности австралопитеков, не позволит проследить все этапы и выявить все механизмы превращения «недочеловека» в современного человека. Другие специалисты придерживаются узкой трактовки антропогенеза, полагая, что его начало следует относить к переходу от хабилисов к питекантропам, который произошел примерно 1,5—1 млн лет назад. Временная шкала антропогенеза сокращается, зато на укороченном отрезке более отчетливо видны произошедшие изменения, в частности морфологические изменения черепа и тела.
Социогенез, вторая составляющая термина «антропосоционегез», включает всю дописьменную историю человеческого общества, начиная со стада предлюдей до появления ранних государств (Шумер, Аккад, Древний Еги-
Врезка
Ученые спорят из-за черепа
Дебаты вокруг черепа Тумая, обнаруженного в июле 2002 г. в песках Сахары и предположительно принадлежащего самому древнему предку человека, разгорелись с новой силой. Череп был обнаружен группой французского палеонтолога Мишеля Брюне, который считает, что находке 6-7 млн лет. Главным оппонентом Брюне на сегодняшний день является Милфорд Волпофф из университета Мичигана. Он утвер-
ждает, что череп принадлежал самке гориллы, впрочем, не предъявляя никаких доказательств своей точки зрения. Эта дискуссия весьма значима для научного сообщества, поскольку под сомнение ставятся теория происхождения и эволюция человека. Ученый мир пока наблюдает за дебатами со стороны, вяло комментируя происходящее. Брюне призывает коллег произвести дополнительные исследования находки.
Источник: www.membrana.ru.
2 Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.
пет и др.)- С первых письменных обществ начинается история общества, государства и цивилизации. Термин «доисторический человек», давно вошедший в научный обиход, заставляет думать, что кроме него существует исторический человек, тот, руками и разумом которого создана цивилизация и письменная летопись человечества. Стало быть, должны существовать две парные категории — доисторический и исторический человек, доисторическое и историческое общество.
В обыденном словоупотреблении «социальное происхождение» человека предполагает сбор информации о той части родословной, которая непосредственно предшествует появлению на свет данного индивида. Прежде всего о социальном статусе его родителей. Это и есть социальное происхождение человека. Оно отвечает на вопросы: откуда он родом, где его социальные корни? Собственная история человека, хроника его жизни — это уже биография. Так же обстоят дела и с обществом. С момента появления самого общества начинается его история, а корни, социальное происхождение общества, то, откуда оно вышло, должно относиться к социогенезу.
Таким образом, с человеком как родовым существом происходит то же самое, что и с обществом как эволюционной категорией. Антропогенез и социогенез — две исторические универсалии, описывающие глобальный процесс происхождения человеческого рода и общественной формы бытия человека. Правда, между учеными не достигнуто единства в понимании не только начала, но и конца антропогенеза. Большинство исследователей склонны считать, что с появлением неоантропов завершился одновременно как антропогенез, так и социогенез, закончился единый процесс антропосоциогенеза.
По отношению к доисторическому прошлому человеческого рода, которое насчитывает, принимая во внимание всех ископаемых обезьян, ранних приматов (дриопитека, рамапитека и сивапитека), не менее 14 млн лет, вполне применим термин «филогенез», используемый специалистами. Тогда период с появления австралопитеков, включая одну из их разновидностей Homo habilis (2,2 млн лет назад), до Homo sapiens sapiens (130 тыс. лет назад) надо именовать антропогенезом в узком смысле слова. Древнейшие люди действительно начинаются с австралопитеков. Они представляли собой высокоразвитых двуногих человекообразных обезьян, которые первыми стали сознательно изготовлять орудия и оружие, в то время как их предшественники пользовались лишь тем, что давала им природа (камни, палки, кости животных и т.д.).
Филогенез (от греч. phyle — род, племя и genesis — рождение, происхождение) — историческое формирование группы организмов. Это понятие ввел в научный оборот в 1866 г. Э. Геккель. С его помощью он обозначал изменения, происходящие в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов. В психологии под филогенезом понимается процесс изме-
нения психики как продукта эволюции. Любые филогенетические преобразования происходят посредством перестройки онтогенезов особей. Онтогенез — развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Филогенез имеет не только психологическую, но и социальную составляющую, поскольку касается исторического развития в ряду поколений. Графическое изображение филогенеза — родословное (или филогенетическое) древо. Древо жизни — отражение эволюционного пути развития большой социальной группы, ее филогенеза, в виде дерева с ветвями. Родственное филогенезу понятие «филогения» обозначает историческое развитие мира живых организмов как в целом, так и отдельных таксономических групп: царств, типов (отделов), классов, отрядов (порядков), семейств, родов, видов.
Если использовать термины «доисторический» и «исторический» применительно к антропогенезу, то получим такую классификацию. К раннему, или древнему, доисторическому человеку надо относить питекантропа (Homo erectus), который уже использовал камни и кости, а к позднему доисторическому человеку — неандертальца.
В широком значении антропогенез обозначает совокупность всех исто-рико-эволюционных форм гоминид до появления Homo sapiens sapiens, т.е. включает филогенез и антропогенез в узком смысле. Социогенез — совокупность доисторических форм общества вплоть до появления первых обществ-государств (античность).
В связи с широким значением антропогенеза в отечественной антропологии используется еще один термин — «гоминизация». Гоминизация (от лат. Homo — человек) — процесс очеловечения обезьяны — от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида человека разумного (Homosapiens). Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга и особенно его эво-люционно более позднего отдела — неокортекса (неэнцефализация), адаптацию руки к трудовой деятельности, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, сознания, интеллекта, перестройку онтогенеза, развитие социальной организации, материальной культуры и другие аспекты. Решающим фактором гоминиза-ции явилась трудовая деятельность.
Согласно Н.Н. Моисееву, развитие человечества начиная с верхнего палеолита происходило преимущественно в виде совершенствования форм общественной организации. Занимая одну и ту же экологическую нишу, племена конкурировали между собой, и те из них, чья организация более подходила к данным условиям, вытесняли менее приспособленных. В социо-генезе постоянно действовал закон неравномерности стихийного развития. Племена, отстававшие в культурном отношении и потому вытесненные со своих угодий более сильными конкурентами, нередко оказывались в менее благоприятных условиях, стимулировавших, однако, их дальнейшее развитие. Если таким племенам удавалось приспособиться к новым условиям, особенно с помощью новых технологий, они начинали быстро прогрессировать и в итоге обгоняли своих в прошлом более сильных соперников. Ведущим фактором социогенеза, с точки зрения Моисеева, выступали особенности организации и социальной структуры племени, а не интеллект и личностные качества, такие, как доброта или сочувствие к ближнему3.
3 Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
Оба термина, «антропогенез» и «социогенез», конкретизируют более широкий и одновременно более размытый термин «социальное происхождение». Социальное происхождение человека — общественная позиция и статус родителей. У Homo sapiens sapiens, к которому принадлежат сегодня земляне, «родителями» выступают все обезьяноподобные предки и ранние люди. В таком очень широком значении наша родословная имеет не менее 14 млн лет, а в узком — более 2 млн у человеческого общества, как и у человеческого рода, тоже существует своя родословная. О ней мы только что говорили.
Примерно так же рассуждают этнографы, когда пишут о происхождении нации и народностей. В частности, термин «этногенез» Ю.В. Бромлей предлагал относить только к фазе зарождения этноса, а далее следовала «этническая история»4.
Не будет ничего удивительного в том, если новые открытия археологов и антропологов изменят существующие представления о человеческой и общественной родословной. Возможно, одна из них удлинится или укоротится, пополнится новыми ветвями родословного древа, какие-то из них, ранее казавшиеся незыблемыми, отпадут или укоротятся. Вслед за новыми открытиями придется, возможно, пересматривать и теоретические модели. Скажем, в соответствии с новейшими данными, самые ранние виды людей (за это их называют еще предлюдьми, пралюдьми) появились 6—7 млн лет назад. В таком случае хронологическую карту антропогенеза придется видоизменить, но как именно — еще не ясно. Но важно договориться о понятиях.
Вряд ли следует пересматривать положение о том, что общество в собственном смысле слова возникло 30—40 тыс. лет назад. Длительную стадию кристаллизации человеческой коллективности, которую именуют стадом
Врезка
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|