Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ДЛЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ





1. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

2. Наука как объект философской рефлексии.

3.Философский анализ науки: теоретико-познавательные и методологические основы современного научного познания.

4. Проблема социокультурной детерминации научного знания.

5.Основные философские подходы к анализу науки и научного знания.

6. Гносеолого-методологические основания позитивизма.

7.Постпозитивистская философия науки и ее гносеологические основания.

8.Сциентизм и антисциентизм о генезисе и состоянии современной науки.

9. Основные направления современной философии науки.

10.Синергетика как новая парадигма современной методологии науки.

11. Феноменолого-герменевтический подход к анализу науки.

12. Методологическая доктрина структурализма.

13. Понятие научного дискурса в постструтурализме.

14. Трактовка науки и научного дискурса в постмодернизме.

15. Проблемы обновления знания: гносеологические концепции Л.Витгеншнейна и К.Поппера.

16. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления.

17. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и

искусстве.



18. Возникновение науки и основные стадии ее эволюции.

19. Культура античного полиса и возникновение первых форм

теоретической науки.

20. Особенности парадигмы средневековой науки.

21.Развитие логических норм научного мышления в истории

средневековой философии и науки.

22.Идеалы и нормы познания мира и практической деятельности

человека в эпоху Возрождения.

23.Формирование философских и естественнонаучных предпосылок

новоевропейской науки в XVII-XVIII вв.

24. Коперниканская революция в науке. Возникновение механики

Ньютона и ее влияние на формирование новой картины мира и стиля

научного мышления.

25. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.

26.Понятие классической науки и классического идеала

рациональности.

27. Особенности развития науки в эпоху Просвещения.

28.Дисциплинарное развитие науки в Х1Х веке: основные

представители и достижения.

29.Философско-методологическое осмысление феномена

индустриализма и достижении западноевропейской науки Нового

времени.



30. Научная революция в естествознании на рубеже XIX-ХХ вв.

31. Возникновение неклассической науки. Наука ХХ века.

32.Возникновение постнеклассической науки (последняя треть ХХ

в.- начало XXI в.)

33. Становление и развитие социальных и гуманитарных наук.

34. Особенности современного этапа развития науки. Внутринаучный

и междисциплинарный синтез знания.

35. Интегративная функция философских методов и средств

исследования.

36. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных

исследований.

37. Ценностные аспекты интеграционных процессов в современной

науке.

38. Интеграция знаний и проблема повышения эффективности

научной деятельности.

39.Интеграция научных знаний как важная теоретическая

предпосылка перехода общества к устойчивому развитию.

40. Проблема мировоззренческих оснований социально-исторических

исследований.

41. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и

системного подходов.

42. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

43. Проблемы экологии в современной науке.

44.Проблема нового типа цивилизационного развития и

социокультурные функции науки.

45.Концепции устойчивого развития и ноосферного будущего

человечества.

46. Наука в системе социальных отношений и в контексте культуры.

47.Наука как социальный институт. Различные подходы к

определению науки как социального института.

48. Революция в естествознании на рубеже XIX-XX вв.

49.Синергетика как междисциплинарная теория и метод познания

постнеклассической науки.

50.Образование как предпосылка научного познания.

51.Основные проблемы современной отечественной философии



науки: изменение характера взаимосвязи философии и науки в

процессе эволюции науки.

52. Характеристика парадигмы классической науки: онтология,

гносеология, методология.

53. Философская проблема технонаук.

54. Проблема моделирования в социально-гуманитарном знании.

55. Этос науки. Научная элита и интеллектуалы.

56. Этика науки. Ценностные и моральные установки “большой

науки”.

57. Ценности и проблема социальной ответственности ученого.

58. Структура научного знания.

59. Особенности и структура эмпирического знания.

60. Особенности и структура теоретического знания.

61. Научные теории, их структура и классификация.

62. Метатеоретический уровень научного знания и его имплицитный

характер.

63. Основания науки. Основные компоненты уровня оснований и

предпосылок.

64. Научная проблема как элемент научного знания и исходная форма

его систематизации.

65. Гипотеза и ее роль в научном познании.

66. Понятие научного закона. Типы и виды научных законов.

67. Генезис представлений о детерминизме в неклассической науке.

68. Научная теория как высшая форма систематизации знаний.

69. Основные компоненты и функции научной теории. Типология

научных теорий.

70. Методология формирования и специфика теорий в социально-

гуманитарных науках.

71. Проблема истины в эпистемологии и философии науки.

72. Истина как оценка знания, как характеристика суждения и как

культурная ценность.

73. Роль рациональной аргументации в науке.

74. Понятие метода и методологии. Онтологические и

гносеологические аспекты метода.

75. Проблема соотношения методики и методологии. Роль

методологии в структуре научного знания.

76. Философия как методология научного познания.

77. Логические и эпистемологические основания научного знания.

78. Современные методологические доктрины и их философские

основания.

79.Феноменализм и эмпиризм как основания методологии

позитивизма.

80. Методология критического рационализма К.Поппера.

81. Конвеционалистские предпосылки методологических идей

И.Лакатоса и Т.Куна.

82. Проблема научной рациональности в современной философии

науки.

83. Научная и иные виды рациональности в человеческой

деятельности.

84. Проблема рационального и иррационального в духовно-

практическом освоении мира человеком.

85. Идеалы и нормы научного исследования. Идеал научности как

объект исследования.

86. Понятие идеала как продукта познавательного и ценностного

отношения к действительности.

87.Идеал науки как система ценностей и норм описания и

объяснения.

88. Эталоны научности. Классический идеал научности и проблема

его реализации.

89.Формирование нового идеала научности через критику

классического антифундаментализма.

90.Научные традиции и научные революции.

91. Взаимодействие традиций и новаций в истории науки.

92. Структура научной революции.Типология научных революций.

93. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

94. Историческая изменчивость механизмов порождения нового

научного знания.

95. Эволюционная концепция роста научного знания.

96. Изменение научного знания в постструктурализме (М.Фуко и

Ж.Делез).

97. Философия как интегральная форма научных знаний об

обществе, культуре, истории и человеке.

98. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного

цикла: эмпирические сведения и историко-логические

реконструкции.

99. Науки о природе и науки о духе (гуманитарные науки).

100.Специфика и методологическое своеобразие социально-

гуманитарных наук.

101.Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры

научного знания.

102. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

103.Коммуникативность в науках об обществе и культуре:

методологические следствия и императивы.

104. Субъект социально-гуманитарного познания.

105.Основные методологические программы в области

гуманитарных наук: герменевтическая, феноменологическая,

структуралистская и постструктуралистская.

106. Герменевтический стандарт в области гуманитарных наук.

107. Понимание текста как мировоззрения автора, закрепленного в

языке. Границы текста понятие контекста.

108. Учение о понимании и видах интерпретации. Принцип “лучшего

понимания”.

109. Современная неонтологическая герменевтика (В.Беньямин) о

методологии гуманитарных наук.

110. Неомарксизм: методологические аспекты.

111. Постпозитивистская программа и гуманитарные науки.

112. Ценности и их роль в социально-гуманитарном познании.

113. Оценочные суждения в науке и необходимость “ценностной

нейтральности” в социальном исследовании.

114. Роль научной картины мира, стиля научного познания,

философских категорий и принципов, представлений здравого

смысла в исследовательском процессе социально- гуманитарных

наук.

115.Вненаучные критерии и их роль в социально-гуманитарном

познании.

116.Проблема истинности и рациональности в социально-

гуманитарных науках.

117. Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных

науках и проблеме истины.

118.Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и

гуманитарных науках.

119. Объяснение как функция теории. Природа и типы объяснений.

120. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к

герменевтике как “органону наук о духе” (В.Дильтей, Г.-Г.Гадамер).

121. Специфика понимания. Текст как особая реальность и единица методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.

122. Язык, языковые игры, языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям.

123.Объяснение и понимание в социологии, в психологии и педагогике.

124. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

125. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.

126. Экологическая культура и ее роль в преодолении современной

кризисной ситуации.

127. Экологическое сознание и экологизация науки.

128.Проблема смены мировоззренческой парадигмы в связи с экологическим кризисом.

129. Экологические императивы современной культуры.

130. Образование в свете экологических проблем современности.

131. Философские и методологические основания информатики.

132. Эпистемологическое содержание компьютерной революции.

133. Киберпространство и виртуальная реальность.

134. Моделирование и вычислительный эксперимент как ядро информатики.

135. Искусственный интеллект и инженерия знаний.

136.Проблема информационной безопасности современного общества.

137.Социальная информатика: проблемы компьютерной и информационной этики.

138. Информационное общество и компьютерная революция

139. Интернет как инструмент новых социальных технологий.

140. Сетевое общество и виртуальная реальность.

141.Роль информационных технологий в социальных коммуникациях.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.