Сделай Сам Свою Работу на 5

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ





 

Абсолютная истина – завершенное и окончательно истинное знание (идеал античной, средневековой и классической европейской науки).

Абстрагирование – отвлечение от несуществующих свойств и отношений познаваемых объектов (в рамках исследовательских и практических задач) и выделение существенных.

Абстракция –понятие, значением которого является абстрактный (мысленный) объект. Например, понятие силы, массы, ускорения, психики, прямоугольника и т.д.

Аксиологические основания науки – ценностные предпосылки науки: господствующие в науке определенного периода (классический, неклассический, постнеклассический) представления ученых о целях, возможностях и идеалах научной деятельности и, в частности, об идеалах и нормах научного познания, этике науки и т.д.

Аксиология науки – раздел философии науки, предметом которого является исследование аксиологических (ценностных) оснований и проблем науки в целом, отдельных наук, а также различных видов научной деятельности (познавательной и практической). Одной из главных ценностей науки является объективная истина.

Аксиоматический метод – метод логической организации научного знания, состоящий в выделении среди всего множества научных истин наиболее общих и фундаментальных с целью последующего выведения из них всех остальных истин данной науки или данной теории.



Анализ – один из основных методов любого познания (обыденного, научного, философского), состоящий в расчленении познаваемого предмета на различные составляющие его элементы, части, свойства, отношения, состояния, с целью изучения.

Аналогия – умозаключение по методу сходства или подобия: если предметы, явления, процессы сходны в одних свойствах или отношениях, то они, возможно, сходны (подобны друг другу) и в других отношениях. Метод аналогии составляет логическую основу метода моделирования.

Антропологические основания науки – наиболее общие предпосылки науки о ее предназначении и смысле жизни ученых, их свободе и ответственности, экзистенциальных параметрах и специфике поведения ученых в ситуациях выбора, значении личностного фактора в научном познании и развитии науки.



Антропология науки – раздел современной философии науки, исследующий действие человеческого фактора в научной деятельности, во всех многообразных видах и формах этой деятельности (познавательной, практической, коммуникационной, социокультурной и др.), изучающий специфику науки как формы жизни и профессиональной деятельности ученых, анализирующий и реконструирующий антропологические основания науки, ее различных культурно-исторических типов, областей науки, смысложизненное поведение ученых.

Апостериорное знание – знание, полученное в результате опытного исследования объекта (чувственное восприятие, наблюдение, эксперимент, последующее обобщение эмпирической информации). Главная эпистемологическая проблема в отношении апостериорного знания заключается в следующем: всякое ли научное знание является апостериорным?

Априорное знание – знание, которое не является результатом опытного исследования объекта, а, напротив, предшествует эмпирическому познанию, составляя необходимое условие самой возможности его осуществления. Главная эпистемологическая проблема в отношении априорного знания состоит в следующем: существует ли абсолютно априорное знание?

Аттрактор – понятие современной науки (синергетики). Означает организующее начало какой-либо системы, основная структура, центр стягивания различных потоков энергии, вещества, информации, существенный определитель траекторий движения элементов системы, их резонансного соответствия между собой. Любая система может иметь множество аттракторов и, соответственно, сценариев своей возможной эволюции. В качестве аттракторов могут выступать тела, геометрические структуры, законы, цели и т.п. Система является устойчивой и предсказуемой в своих состояниях (однозначно или вероятностно) до тех пор, пока устойчивым остается ее аттрактор.



Бифуркация – одно из основных понятий синергетики и современной научной картины мира, которое означает неизбежность появления таких точек (моментов) в эволюции любой материальной системы, когда прошлое системы уже не в состоянии определять ее возможное поведение в будущем, когда система оказывается «на перепутье» и объективно стоит перед выбором одной из возможных траекторий своего дальнейшего движения. В такой ситуации будущее системы в решающей степени зависит от воздействия на нее случайных или внешних факторов. Математически поведение системы в точках бифуркации описывается нелинейными уравнениями, имеющими не одно, а несколько возможных решений при заданных значениях переменных. После осуществления системой выбора в точке бифуркации дальнейший характер ее движения и эволюции вновь становится детерминированным ее предшествующим состоянием и в принципе предсказуемым.

Бытие – одна из основных категорий философии, обозначающая все, что существует, что может быть помыслено, означено, о чем может быть сказано и т.д. Бытие может быть материальным (материя природа) и идеальным (Бог, сознание, сознание, мир идей, множество идеальных объектов науки и т.д.); актуальным и потенциальным; трансцендентным (лежащим за пределами возможностей его познания человеком) и трансцендентальным (т.е. познаваемым человеком). Одним из видов бытия является научная реальность, содержание которой коррелятивно научному способу познания и его возможностям.

Вера – принятие чего-либо как существующего или истинного без достаточных для этого логических, эмпирических и теоретических оснований или вообще без ссылки на какие-либо основания.

Вера в науке – когнитивные решения, принимаемые в науке на основе неполной системы эмпирических, теоретических и логических оснований (аргументов) в их пользу. С позиции логики все такого рода решения являются не доказательным знанием, а лишь вероятным, правдоподобным, гипотетическим, несмотря на высокую степень его возможной и реальной обоснованности. Важными факторами отбора научных верований являются их соответствие исторически сложившимся научным стандартам, интуитивная вера ученых в практическую оправданность осуществленных ими когнитивных рисков, а также когнитивная воля исследователей. Примеры научной веры: вера математиков и философов до средины XIX века в единственность евклидовой геометрии; вера всех физиков до начала XX века в абсолютную истинность классической механики; вера многих современных ученых в модель Большого взрыва; вера советских ученых в истинность марксистско-ленинского мировоззрения.

Вероятность – степень (количественная мера) возможности наступления определенного события. В качестве таких событий могут выступать любые предметы, как материальные (объекты, процессы), так и идеальные (высказывания, концепции, идеи).

Вероятностный закон – научный закон, фиксирующий вероятностное отношение между изучаемыми явлениями или состояниями системы. Как правило, это статистические законы, которые фиксируют частоту появления событий одного класса среди событий другого класса. Законы многих современных научных теорий (как естественнонаучных, так и социально-гуманитарных) имеют не динамический, однозначный характер (как это имело место в классической науке), а именно статистический, фиксирующий вероятностный характер зависимости между переменными, входящими в научные законы (статистическая физика, квантовая механика, биология, генетика, география, медицина, экономика, экология, история и др.)

Вещество – вид материи: совокупность объектов, обладающих массой покоя (атомы, молекулы и все, что из них состоит).

Взаимодействие – обмен веществом, энергией и информацией между предметами.

Взаимосвязь – такой тип отношения между предметами, системами, процессами, когда изменения в одном связаны с изменениями в другом. Устойчивые взаимосвязи между предметами фиксируются в виде функциональных зависимостей. В науке эти зависимости имеют, как правило, количественный характер и описываются соответствующими функциональными законами в виде математических уравнений, связывающих соответствующие переменные (например, F=ma, E=mc², законы небесной механики Кеплера, законы термодинамики и т.д.).

Виды научного знания – качественно различные по содержанию, методам получения и способам проверки научные высказывания и концепции. Например, аналитическое и синтетическое знание, эмпирическое и теоретическое, факты и законы, гипотезы и теории, содержательные и формализованные теории и т.д.

Виды научной рациональности – разные типы критериев и требований к свойствам научного знания, которые предъявляются в разных областях науки: математике (математическая рациональность), естествознании (естественнонаучная рациональность), социальных науках (социальная рациональность), гуманитарных науках (гуманитарная рациональность), технических науках (техническая рациональность). При этом все виды научной рациональности отвечают общим требованиям рациональности научного знания: определенности, обоснованности, системности, проверяемости, объективности.

Виды научных исследований – способы научного исследования, качественно различающиеся по целям, методам получения и проверки, формам организации. Например, фундаментальная наука, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки; экспериментальная или теоретическая деятельность физическое или математическое моделирование и др.

Внешний мир – множество, универсум всех объектов, находящихся вне сознания человека (возможных и действительных, наблюдаемых и ненаблюдаемых, прошлых, настоящих и будущих, природных и социальных и др.

Внутренний мир – множество, универсум всех элементов и состояний сознания субъекта (как трансцендентального, так и эмпирического): его ощущения, переживания, восприятия, мысли, эмоции, чувства, предчувствия, экстаз, откровение, бессознательное, надсознательное, ценности, оценки, знания.

Вселенная – 1) материальный мир в целом; 2) физическая модель материального мира. Например, модель эволюционирующей и расширяющейся Вселенной, возникшей в результате Большого взрыва в точке сингулярности; суперструнная космологическая модель; мультиверсная модель Вселенной и др.

Всеобщее – свойство, отношение, закон, присущие всем объектам, явлениям, системам, определенного класса (например, обладать сознанием для всех людей или иметь массу для всех материальных тел и т.д.) или присущие всем предметам вообще (например, существовать и изменяться).

Время – одна из основных категорий философской и научной онтологии, означающая длительность любых процессов и явлений. Способом измерения этой длительности является сопоставление ее с некоторым регулярным периодическим процессом, его последующей разбивкой на точно фиксированные отрезки или циклы и создание на этой основе различных видов часов (механических, электрических, водных и др.). В классической физике время считалось самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей и пространством и никак внутренне с ними не связанной. В рамках теории относительности время внутренне взаимосвязано с пространством и образует единую реальность «пространство – время», свойства которой зависят от скорости движения материальных тел, а также от характера распределения и величины гравитационных масс.

Гелиоцентризм – астрономическая концепция, согласно которой Солнце является центром одной из космических систем, вокруг которого обращается ряд планет-спутников (Юпитер, Марс, Венера, и др.). Одной из таких планет, естественных спутников Солнца, является Земля – место обитания и эволюции Человека. Впервые эту астрономическую концепцию выдвинул древнегреческий астроном Аристарх из Самоса (III в. до н.э.).

Генетический метод – метод науки и философии, состоящий в исследовании происхождения (генезиса) того или иного явления (материального или идеального; природного, социального или духовного), нахождении временной последовательности предшествующих ему структур родителей и прародителей, установлении причин, конкретных факторов и условий, способствовавших возникновению анализируемого явления именно в данное время и в данном месте. Широко применяется как в естественных науках, так и в социальных.

Геоцентризмастрономическая система и основанная на ней картина мира, согласно которой Земля находится в центре наблюдаемой Вселенной, а Солнце и все ближайшие к Земле планеты вращаются вокруг нее. Определение характера орбит и точное вычисление траектории и времени движения всех небесных тел относительно Земли – главная задача астрономической науки. Впервые математическую систему астрономии, основанную на идее геоцентризма, весьма хорошо согласующуюся с наблюдаемым положением тел на небосводе и достаточно точно предсказывающую их поведение, разработал знаменитый астроном из Александрии К. Птолемей (II в. н. э.).

Герменевтика – одна из областей философии языка и семиотики, предметом которой является анализ понимания как особой познавательной процедуры постижения человеком смысла любого знака и текста. В качестве последних могут выступать любые объекты природной и социальной реальности, но, прежде всего, люди как носители знания, а не просто информации. Одной из главных задач позитивной герменевтики является реконструкция и установление необходимых правил эффективной коммуникации между людьми в ходе их общения и осуществления совместной деятельности. Зародилась в Древней Греции как искусство истолкования изречений оракулов и жрецов, а также знамений природы. В Средние века развивалась как метод установления аутентичного смысла Библии, высказываний религиозных пророков и святых. Начиная с работ В. Гумбольдта по философии языка (XIX в.), герменевтика превратилась в одну из важнейших методологических дисциплин в сфере социального и гуманитарного знания.

Гипотеза – научное предположение, концепция, для признания истинности которых пока не существует достаточных эмпирических и логических оснований или принятие которых в качестве истинных еще не стало результатом научного консенсуса. С позиции современной философии науки подавляющее большинство научных теорий по отношению к эмпирическому знанию (фактам) всегда остаются лишь гипотезами, т.к. факты в лучшем случае могут только подтверждать научные теории, но отнюдь не доказывать их. Последнее невозможно в силу того, что научные теории всегда имеют универсальный характер, тогда как факты – только частный, являясь конкретным и конечным набором эмпирических утверждений.

Гипотетико-дедуктивный метод – метод объяснения наблюдаемых явлений (фактов) путем выдвижения такого общего предположения (гипотезы), из которого эти факты выводились бы в качестве логических (дедуктивных) следствий этой гипотезы. Основная гносеологическая проблема данного метода заключается в том, что одни и те же следствия в принципе могут быть логически получены из самых разных посылок (гипотез), иногда даже исключающих друг друга (например, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы астрономии, волновая и корпускулярная теории света в оптике, эволюционные теории Ламарка и Дарвина и т.д.).

Гносеология – общая теория познания, его различных видов (научного, философского, религиозного, обыденного, художественного и др.) и их методов.

Гносеологические основания науки – совокупность философских представлений науки о природе научного знания и его особенностях, о методах научного познания и их возможностях, структуре научного знания, критериях научной истины, субъекте научного познания, закономерностях изменения и развития научного знания. Гносеологические основания науки могут быть и являются существенно различными и даже несовместимыми у разных культурно-исторических типов науки (например, у античной и средневековой науки или к классической и неклассической науки и др.). Они также могут быть различными в разных областях научного знания.

Гуманитарные науки – множество наук о человеке как философских (философская антропология, науки о духе и др.), так и конкретно-научных (психология, медицина, педагогика, этнография и др.). Гуманитарные науки имеют философские основания и закономерности развития, существенно отличающие их от других областей науки (естествознание, математика, технонауки).

Гуманитарная парадигма науки – концепции современной философии науки, исходящие из идеи человекоразмерного, антропологического характера процесса научного познания и всех его результатов. Распространение гуманитарного подхода на любую область науки идет по следующим направлениям: 1) экстраполяция деятельностного подхода, полагающего человеческие цели существенным и неустранимым компонентом содержания любого процесса научного знания; 2) обоснование необходимости применения методологии семиотического и герменевтического анализу к любому виду научного знания, поскольку его существенным условием является текст, формирование и функционирование последнего подчиняется законам языка, имеющим гуманитарный характер; 3) подчеркивание того, что любое знание имеет социокультурный характер, является органической частью современной ему социокультуры и вне ее контекста до конца быть понято не может; 4) понимание процесса познания как детерминированного не только своим объектом, но и субъективными возможностями субъекта; 5) пониманием неизбежности когнитивной ответственности ученых за все делаемые ими утверждения и принимаемые решения в науке.

Движение – любое изменение, связанное с перемещением в пространстве. Предельные, идеальные случаи движения – покой и перемещение с бесконечной скоростью. Современная физика (частная теория относительности) налагает ограничения на реальную скорость движения физических тел, считая, что она не может быть более скорости света (300 000 км/с). В современной физике любые характеристики движения считаются относительными и имеющими операциональный (конкретный) смысл только по отношению к определенной (фиксированной) точке отсчета.

Дедукция – 1) логический вывод, в котором из более общего знания (посылок) выводится менее общее знание (следствие). Например, вывод теорем из аксиом при аксиоматическом построении научной теории или вывод из общих законов и принципов научной теории законов меньшей степени общности и эмпирически проверяемых следствий. Например, вывод из механики Ньютона законов небесной механики Кеплера и т. д. 2) в современном понимании – всякий вывод, в котором между его посылками и следствиями имеет место отношение логической необходимости, независимо от степени их общности.

Действительность – реальное, фактически данное бытие, в отличие от возможного. По своему объему оно всегда меньше возможного бытия, представляет собой только его небольшую реализованную часть.

Детерминация – обусловленность одного предмета другим предметом или его собственным предшествующим состоянием. Детерминация может быть внешней и внутренней, однозначной или только вероятностной, аддитивной или системной.

Детерминизм – философская концепция, утверждающая, что все процессы и состояния объективного мира и его познания обусловлены предшествующими им состояниями, что случайность, как и цель, не играет конструктивной и определяющей роли в развитии мира, что свобода и творчество в науке суть только формы проявления необходимости и детерминации.

Деятельность – структурно и операционально организованная активность любых систем для достижения определенных целей. Такая активность присуща всем живым объектам и системам, но в наивысшей степени человеку, обществу и различным социальным системам. Структура любой деятельности состоит из четырех основных компонентов: предмета, средств, целей деятельности и ее результата. Высшим критерием оценки качества деятельности любого вида является ее эффективность, соответствие результата целям и средствам.

Диалектика – 1) столкновение противоположных позиций, искусство их оценки и выбора наилучшей (Древняя Греция); 2) учение о противоречивом характере всего существующего (бытия и его познания), о взаимодействии противоположностей и разрешении противоречий как основном источнике развития бытия и его различных подсистем (природа, общество, человек, культура), а также их познания (Гегель, марксизм).

Диалектическая концепция развития науки – концепция развития науки, согласно которой основными движущими силами ее развития являются присущие ей имманентные диалектические противоречия (между наукой и объективной реальностью, теорией и опытом, наукой и практикой, стремлением к внутреннему совершенству и общественной пользой, единством научного знания и его качественным разнообразием, включая альтернативные подходы и теории в рамках даже одной научной дисциплины и др.).

Диалектический метод – философский метод познания объективной реальности, моделирования ее структуры и динамики, который отвечает следующим требованиям: 1) взгляд на объект как состоящий из множества противоположных характеристик (свойств, связей и отношений); 2) выделение основного, системообразующего внутреннего противоречия объекта; 3) рассмотрение динамики объекта (системы) как направляемой разрешением основного противоречия и проходящей несколько стадий (этапов); 4) необходимым условием разрешения основного противоречия объекта и перехода объекта (системы) в новое качество является предварительное накопление его определенных количественных изменений; 5) новое качественное состояние объекта есть не полное, а всегда лишь частичное отрицание старого качества и определенный возврат к тем свойствам, которые когда-то отрицал отрицаемый в настоящее время объект; 6) для полного описания динамики (развития) объекта необходимо учитывать не только его собственное содержание, но и его взаимосвязь с внешним окружением, а также тем целым, органическим элементом которого он является. Впервые в философский оборот понятие диалектического метода было введено Г.Гегелем. Современная философия науки приходит к осознанию необходимости использования диалектического метода для адекватной реконструкции структуры и динамики науки.

Дискурс – любое устное рассуждение или письменный текст. Одна из основных категорий эпистемологии постструктурализма и постмодернизма. Реальный дискурс не только всегда ситуативен и историчен, но и открыт различным его интерпретациям.

Диссипация – естественный и неизбежный процесс рассеяния энергии любой системы по причине движения и взаимодействия ее элементов. Благодаря диссипации в системе происходит постепенное уменьшение ее упорядоченности и рост беспорядка. В изолированной системе это с необходимостью приводит к ее гибели. Однако тот же процесс диссипации в случае получения дополнительной энергии извне может не только сохранить систему, но и способствовать нарастанию в ней порядка и организованности.

Диссипативная система – закрытая или открытая к взаимодействию с внешним окружением материальная система, в которой происходит рассеяние ее энергии благодаря движению и взаимодействию ее элементов, а также за счет поддержания ее целостности. В результате диссипации энергии в системе происходит рост ее энтропии. Уберечь систему от максимальной энтропии (т.е. достижения ею состояния термодинамического равновесия или абсолютного хаоса) может только «закачка» в нее извне энергии, вещества и информации. Но это процесс может привести к возникновению в системе новых структур, в том числе к закреплению случайно возникших в ходе диссипации энергии.

Дисциплинарная матрица – ключевая категория теории развития научного знания Т.Куна; структура, определяющая содержание существующей науки, ее динамику, методы получения и обоснования знания, критерии научности и истинности знания. В дисциплинарную матрицу науки входят следующие ее элементы: онтология науки, гносеология науки, праксеология науки, аксиология науки, приборная база и исследовательская техника. Все эти элементы в своем единстве приводят к порождению фундаментальных научных теорий («парадигм»), которые определяют «лицо науки» конкретного исторического периода ее развития, отличение «хороших» научных проблем и решений от псевдопроблем и «плохих» решений.

Доказательство научное – логическое, эмпирическое (экспериментальное) или теоретическое обоснование различных единиц научного знания (факты, законы, теории, научные направления и др.). С логической точки зрения доказательство может иметь дедуктивный характер (математика, математическая физика) и индуктивный характер в большинстве других наук: их эмпирическое или практическое доказательство.

Дополнительности принцип – один из основных принципов квантовой механики, сформулированный Н.Бором, который в последующем развитии науки был обобщен как необходимое условие полного описания любых сложных гетерогенных систем и объектов (природных, социальных, экономических, технических и др.), что требует создания нескольких дополняющих теоретических описаний таких объектов. Принцип дополнительности в таком широком понимании может рассматриваться как гносеологическое обоснование неизбежности плюрализма в науке.

Древняя восточная наука – самый ранний культурно-исторический тип науки (наука Древнего Египта, Вавилона, Шумер, Древней Индии и Китая). Характерные черты этого типа науки: эмпирическое содержание научного знания, отсутствие логической доказательности, практически ориентированный и рецептурно-инструментальный характер научного знания, догматизм научных верований и сакральность научных истин. Этот культурно-исторический тип науки был господствующим с XX в. до н. э. вплоть до YII в. до н.э. В YII в. до н. э. ему на смену пришел античный тип науки.

Жизнь – 1) форма существования материи, основанная на избирательном обмене веществом, энергией и информацией с окружающей средой; обладающая способностью приспособления к среде, самоорганизации и самовоспроизведения; 2) целесообразное, целостное и осмысленное бытие (присуще лишь человеку и развитым социальным системам).

Заблуждение научное – квалификация некоторой единицы научного знания (факт, закон, теория), ранее принимавшейся научным сообществом в качестве истины, как не соответствующей старым или новым критериям ее установления (геоцентрическая система астрономии, принцип дальнодействия Ньютона, концепция эфира в классической физике и др.). Понятия «научная истина» и «научное заблуждение» являются существенно относительными и исторически подвижными, что связано с диалектикой абсолютного и относительного в развитии системы научного знания.

Закон вероятностный – вероятностная связь между некоторыми явлениями, событиями, величинами, состояниями системы. Вероятностный закон имеет логическую форму: «Когда имеет место явление (событие) А, то иногда (с определенной вероятностью) имеет место и явление (событие) В». Например, законы квантовой механики, генетики, социальной статистики.

Закон динамический – однозначная, необходимая связь между некоторыми явлениями, событиями, процессами, состояниями системы. «Всегда, когда имеет место явление (событие) А, имеет место явление (событие) В». Например, закон Архимеда о силе выталкивания тела, погруженного в жидкость, или закон тяготения Архимеда и др.

Закон научный – существенная и повторяющаяся связь между явлениями, событиями, объектами, состояниями системы. Как правило, мера этой существенности фиксируется и описывается с помощью некоторой числовой функции. Напр., F=ma, c=300 000км/с и др.

Закон статистический – наличие некоторой меры пересечения между двумя множествами случайных событий. Например, частота столкновений метеоритов с Землей; количество рождений мальчиков среди всех детей за определенный период времени и др. Статистический закон устанавливается с помощью подсчета относительной частоты появления одних событий в классе других событий и экстраполяции найденного значения такой частоты для репрезентативной выборки последовательности таких событий на всю последовательность в целом (в принципе бесконечную). Статистический закон является частным случаем вероятностного научного закона.

Закон структурный – наличие постоянных связей между определенными элементами некоторой системы, задающими ее устойчивость. Например, структурные связи между определенными химическими элементами, образующими устойчивые химические соединения, или законы логики о взаимоотношениях между понятиями и высказываниями. Или структурные законы общества, его экономической или политической системы.

Закономерности развития - такое изменение явлений, объектов и систем, которое сопровождается их качественным преобразованием. Как правило, таким преобразованиям предшествует постепенное количественное изменение определенных свойств этих объектов и их накопление до такой степени интенсивности, когда возврат в прежнее состояние для системы становится уже в принципе невозможным. В этой «точке насыщения» объект, система либо разрушаются, либо приобретают новую структуру и возможность существования в новом качестве. Как правило, закономерности развития присущи лишь достаточно сложным системам: Вселенной, природе, обществу, культуре, человеку, искусству, знанию, науке и др. и могут быть описаны на языке вероятности.

Идеализация – метод теоретического познания в науке, состоящий во введении идеальных объектов и построении теоретической онтологии как непосредственного предмета научной теории.

Идеальный объект – научный объект, полученный с помощью метода идеализации. Основной объект научных теорий и область значений (денотатов) теоретических понятий. В наибольшей степени идеальные объекты присутствуют в математике, математической физике и во всех развитых естественнонаучных, социальных и гуманитарных научных теориях. Введение идеальных объектов позволяет построить логически доказательные и конструктивные системы теоретического знания в качестве особого класса моделей действительности.

Изменение – отсутствие у предметов и систем полного тождества с самими собой с течением времени или при нахождении в разных точках пространства.

Измерение – важнейший метод научного познания, состоящий в соотнесении системы, ее свойств, отношений, изменений с некоторой другой системой, выступающей по отношению к первой ее образцом, эталоном, при этом численно градуированной на определенные единицы, т. е. шкалой определения интенсивности свойств и отношений изучаемого объекта. В науке большинство измерений осуществляется с помощью специально создаваемых для этой цели научных приборов (градусник, амперметр, стереостат, весы, часы и т.д.).

Импакт-фактор – среднее число ссылок на научную публикацию (статья в журнале, тезисы научной конференции, аналитический обзор, монография). Импакт-фактор является одним из главных объективных средств современного науковедения по определению качества научных публикаций, их востребованности научным сообществом.

Инварианты – величины, отношения, законы, остающиеся неизменными (абсолютными) при переходе от одной системы отсчета к другой относительно некоторого класса преобразований.

Индукция – 1) всякий вывод (как необходимый, так и вероятный) от менее общего знания к более общему; 2) любое рассуждение, между ссылками и заключениями которого отсутствует отношение логической необходимости; 3) метод научного познания, состоящий в обобщении данных наблюдения и эксперимента или в обосновании научных законов и теорий с помощью фактов.

Индуктивизм – методологическая позиция, абсолютизирующая роль и место индукции в научном познании, считающая индуктивный метод основным как при открытии научных фактов, законов и теорий, так и при их обосновании. Основные представители: Ф.Бэкон, О.Конт, Дж.Ст. Милль, В.Уэвелл, К.Гемпель, Г. Рейхенбах и др.

Инновации научные – новые научные идеи, открытия, изобретения, полезные модели, опытно-конструкторские разработки, образцы новой техники и технологий.

Инновационная функция науки – производство научных инноваций и их внедрение на практике, особенно в развитии экономики.

Инновационная экономика – экономика, основным способом развития которой является производство и потребление инноваций, применение достижений фундаментальной и прикладной науки. Показателем инновационности экономики той или иной страны является доля производимой в ней наукоемкой и высокотехнологичной продукции среди всего объема выпускаемой продукции. В современных развитых экономиках эта доля достигает более 90%. Наукоемкой является та продукция, для которой доля добавленной ее стоимости от использования при ее разработке и производстве научных знаний составляет 7 – 8% и более.

Инструментализм – философско-методологическая концепция (П.Дюгем, Ч.Пирс, П.Бриджмен, Ф.Франк и др.), согласно которой большинство теоретических понятий, в том числе и научные теории в целом, не имеют эмпирического содержания и в этом смысле не являются описанием объективного мира. Поэтому к ним не может быть применима характеристика объективной истинности или ложности. Цель и ценность теоретического знания состоит в другом - служить хорошим средством (инструментом) организации эмпирического знания и, прежде всего, его логической упорядоченности. Критерии истинности или ложности, согласно инструментализму, применимы только к эмпирическим суждениям и теориям.

Интернализм – направлении в истории и философии науки, сторонники которого считают главными факторами и детерминантами развития науки действие ее внутренних закономерностей (новые факты, методы, идеи, теории, предшествующее научное знание, разрешение внутренних противоречий науки, возникающих в ходе ее функционирования и т.д.). Имеются две основных версии интернализма: эмпиризма, представители которого считают основой и источником развития научного знания факты, и рационализм, сторонники которого считают основой и источником развития научного знания мышление, разум, когнитивное творчество. Интернализм господствовал в традиционной эпистемологии и философии науки вплоть до XX в.

Интерпретация – важный метод научного познания, состоящий в отождествлении различных понятий между собой. Одним из главных видов интерпретации в науке является эмпирическая интерпретация научной теории, которая заключается в отождествлении значений ее понятий со значениями определенных эмпирических понятий. Например, отождествление теоретического понятия «материальная точка» с понятиями «планета», «движущееся тело» в механике или «вещество» и «материя» в философии и т. д. Благодаря интерпретации обеспечивается единство научного знания, а также его применение на практике.

Интуиционизм – методологическая концепция, согласно которой основным методом научного познания является интеллектуальная интуиция, т.к. только она позволяет наиболее достоверно усмотреть истинность ее основоположений, которые должны

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.