Тема 4. Социально-гуманитарные науки и современное общество
(2 часа)
1. Социокультурные основания становления и развития социально- гуманитарных наук.
2. Методологические ориентации и парадигмы в социально-гуманитарно знании.
3. Герменевтика как методологическое основание современных наук о культуре.
Литература:
1. Андреева М.Г. Социальное познание: проблемы и перспективы. М., 1998.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
3. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну/ Пер. с нем. В.Седельника и Н. Федорова; Послесловие А.Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 381 с.
4 .Вригт Г.Ф. Объяснение в истории и социальных науках // Вригт Г.Ф. Логико-философские исследования. М., 1986.
5. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996.
6. Вебер М. Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке // М.Вебер. Избр. произведения. М., 1990.
7. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
8. Гачев Г.Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. М., 2003.
9. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы: Трактаты. Статьи. Эссе. М.,1987.
10.История методологии социального познания. Конец Х1Х - начало ХХ века. М., 2001.
11.Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.,1991.
12.Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.
13.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
14.Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
15.Социальное знание и социальные изменения /Отв.ред. В.Г.Федотова. М., 2001.
16.Насонова Л.И., Кузьмин А.А.. Лазебный Л.И. Рефлексия и рациональность в социальном познании. М.,1998.
17.Патнэм Х. Разум. Истина и история. М. 2002.
18.Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.
19.Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,2000.
20.Система гуманитарного и социально-экономического знания. М.,2001.
Тема 5. Коммуникации и ценности, их роль в социально-гуманитарном знании(2 часа)
1. Роль коммуникаций в рождении нового знания.
2. Проблема объективности знания в процессе
коммуницирующих индивидов.
3.Индоктринация как одно из следствий
коммуникативности социально- гуманитарного
знания.
4.Ценностные ориентации в социально-гуманитарном
знании, роль субъекта познания в социально-
гуманитарных науках.
Литература:
1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.,1998.
2. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. - 1992.- №10.
3. Бак Д.П., Кузнецова Н.И., Филатов В.П. Границы интерпретации в гуманитарном и естественно-научном знании // Вопросы философии. 1998. №5.
4.Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб, 2000.
5. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996.
6. Библер В.С. На гранях логики культуры. М.,1997.
7. Белов В.А. Ценностное измерение науки. М., 2001.
8.Вебер М. Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке // М.Вебер. Избр. произведения. М., 1990.
9.Вебер М. “Объективность” социально-научного и социально-политического познания // 10.Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.
11.Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
12.Гачев Г.Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. М., 2003.
13.Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000. – 494 с.
14.Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание М.,2001.
15.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.
16.Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб.,1998.
17.Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М.. 2003.
18.Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.
19.Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.
20.Социальное знание и социальные изменения /Отв.ред. В.Г.Федотова. М., 2001.
21.Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,2000.
22.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
23.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб, 1994.
Тема 6. Коллоквиум: «Научное исследование в социально-гуманитарных науках»(2 часа)
1.Понятие научного исследования, его структура и
функции.
2.Метод и методология. Классификация методов.
3.Стандарты и правила научного исследования в
социально-гуманитарном знании.
4.Идеалы и критерии научного исследования.
Литература:
1.Андреева М.Г. Социальное познание: проблемы и перспективы. М., 1998.
2.Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. – 375 с.
3.Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996.
4.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
5.Вригт Г.Ф. Объяснение в истории и социальных науках // Вригт Г.Ф. Логико-философские исследования. М., 1986.
6.Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс,
1988.- 700 с.
7.Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы: Трактаты. Статьи. Эссе. М.,1987.
8.История методологии социального познания. Конец Х1Х - начало ХХ века. М., 2001.
9.Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.,1991.
10.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.,2000.
11.Лебедев С.А. Философия науки. М., 2004.
12.Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб.,1998.
13.Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М.. 2003.
14.Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.
15.Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.
16.Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.,1998.
17.Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,2000.
18.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
19.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.
20.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб, 1994.
21.Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики /Под общ. ред. В.Н.Садовского. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
История и философия науки: общие проблемы
1. Наука как эпистемологический и социокультурный феномен.
2. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
3. Наука и философия. Философия науки, ее предмет, функции.
4. Возникновение науки, две стратегии зарождения знания: опыт и теория.
5. Античность как основа теоретической науки.
6. Христианская теология и ее роль в развитии логических норм научного мышления.
7. Опытная наука в новоевропейской культуре: формирование математизированного и опытного учения (Роджер Бэкон, Уильям Оккам).
8. Зарождение экспериментального метода, математизация знания (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).
9. Формирование науки как профессиональной деятельности.
10.Технологические применения науки и формирование технических наук.
11.Мировоззренческие основания социально-исторического знания и формирование социальных и гуманитарных наук.
12.Научное знание как сложноорганизованная система: типы, уровни, критерии, язык.
13.Эмпирический и теоретический уровни научного знания: структура, критерии, язык.
14.Научная картина мира, ее исторические формы. Функции научной картины мира.
15.Основания науки. Философские основания науки как условие включения научных знаний в культуру.
16. Историческая изменчивость науки и опыта, возникновение нового знания.
17.Формирование теоретических моделей и законов. Их обоснование. Развитие научных понятий.
18.Становление и развитие теории: классический и неклассический вариант формирования теории.
19.Научные традиции и научные революции, их взаимосвязь.
20.Роль научных революций в изменении мировоззренческих оснований культуры.
21.Философия как генератор новых категориальных структур. Ее прогностическая роль.
22.Нелинейность роста научного знания. Научные революции как точки бифуркации в ее развитии.
23.Научные революции и типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
24. Общие и особенные черты современной постнеклассической науки: философские и конкретнонаучные основания.
25.Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.
26. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
27.Социальные и внутринаучные ценности как парадигма современного развития науки.
28. Этические проблемы современной науки.
29. Научная рациональность и проблема диалога культур.
30. Наука как социальный институт.
Философские проблемы технических и
Технологических наук
1. Исторические и социокультурные предпосылки возникновения технических наук.
2. Исторические этапы формирования технического знания, их характеристика и роль в развитии технических наук.
3. Предмет технического и технологического знания, его отличие от естественнонаучного и социально-гуманитарного.
4. Проектирование как отличительная характеристика технического знания.
5. Объект технического знания, его двойственная природа.
6. Понятие техники как особой практики и системы знаний.
7. Проблема соотношения научного и технического знания.
8. Количественный рост и качественное преобразование в процессе развития техники и технологии.
9. Философские основания технонаук: онтологические, гносеологические, аксиологические, этические и др.
10. Понятие техногенной цивилизации, ее отличие от традиционной.
11. Гносеологическая и методологическая специфика технических и технологических наук.Понятие технической рациональности.
12. Внутринаучные и социальные факторы и их роль в развитии технических наук.
13. Структура технических и технологических наук.
14. Классические и неклассические технические науки и их роль в социокультурномразвитии человечества.
15. Модельно-проективное знание как основа развития технических наук.
16. Роль технонаук в синтезе наук о природе и духе.
17. Основные закономерности развития технических и технологических наук.
18. Дисциплинарная организация технических наук, ее исторический и социокультурный аспекты.
19. Проблема телеологии в развитии технознания.
20. Экологическая составляющая в проблематике технического и технологического знанияи деятельности.
21. Теоретическое и эмпирическое знание в технических науках: их взаимосвязь и взаимообусловленность.
22. Социальные и гуманитарные задачи технических наук.
23. Понятие инженерного творчества, его роль в технознании.
24. Фундаментальные и прикладные исследования и их связь с техникой и технологией.
25. Развитие и становление информатики как междисциплинарного направления XX –XXI веков.
26. Техногенная цивилизация: ее сущность и перспективы развития.
27. Проблема управления научно-техническим процессом в обществе.
28. Техника как предмет аксиологии в обществе. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика.
29. Техника и экология, понятие ресурсосберегающих технологий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|