Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Социально-гуманитарные науки и современное общество





(2 часа)

 

1. Социокультурные основания становления и развития социально- гуманитарных наук.

2. Методологические ориентации и парадигмы в социально-гуманитарно знании.

3. Герменевтика как методологическое основание современных наук о культуре.

Литература:

1. Андреева М.Г. Социальное познание: проблемы и перспективы. М., 1998.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

3. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну/ Пер. с нем. В.Седельника и Н. Федорова; Послесловие А.Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 381 с.

4 .Вригт Г.Ф. Объяснение в истории и социальных науках // Вригт Г.Ф. Логико-философские исследования. М., 1986.

5. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996.

6. Вебер М. Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке // М.Вебер. Избр. произведения. М., 1990.

7. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

8. Гачев Г.Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. М., 2003.

9. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы: Трактаты. Статьи. Эссе. М.,1987.



10.История методологии социального познания. Конец Х1Х - начало ХХ века. М., 2001.

11.Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.,1991.

12.Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

13.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

14.Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

15.Социальное знание и социальные изменения /Отв.ред. В.Г.Федотова. М., 2001.

16.Насонова Л.И., Кузьмин А.А.. Лазебный Л.И. Рефлексия и рациональность в социальном познании. М.,1998.

17.Патнэм Х. Разум. Истина и история. М. 2002.

18.Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.

19.Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,2000.

20.Система гуманитарного и социально-экономического знания. М.,2001.

Тема 5. Коммуникации и ценности, их роль в социально-гуманитарном знании(2 часа)

 

1. Роль коммуникаций в рождении нового знания.

2. Проблема объективности знания в процессе

коммуницирующих индивидов.



3.Индоктринация как одно из следствий

коммуникативности социально- гуманитарного

знания.

4.Ценностные ориентации в социально-гуманитарном

знании, роль субъекта познания в социально-

гуманитарных науках.

 

Литература:

1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.,1998.

2. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. - 1992.- №10.

3. Бак Д.П., Кузнецова Н.И., Филатов В.П. Границы интерпретации в гуманитарном и естественно-научном знании // Вопросы философии. 1998. №5.

4.Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб, 2000.

5. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996.

6. Библер В.С. На гранях логики культуры. М.,1997.

7. Белов В.А. Ценностное измерение науки. М., 2001.

8.Вебер М. Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке // М.Вебер. Избр. произведения. М., 1990.

9.Вебер М. “Объективность” социально-научного и социально-политического познания // 10.Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.

11.Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

12.Гачев Г.Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. М., 2003.

13.Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000. – 494 с.

14.Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание М.,2001.

15.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

16.Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб.,1998.

17.Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М.. 2003.

18.Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.



19.Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

20.Социальное знание и социальные изменения /Отв.ред. В.Г.Федотова. М., 2001.

21.Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,2000.

22.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

23.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб, 1994.

 

Тема 6. Коллоквиум: «Научное исследование в социально-гуманитарных науках»(2 часа)

 

1.Понятие научного исследования, его структура и

функции.

2.Метод и методология. Классификация методов.

3.Стандарты и правила научного исследования в

социально-гуманитарном знании.

4.Идеалы и критерии научного исследования.

 

Литература:

1.Андреева М.Г. Социальное познание: проблемы и перспективы. М., 1998.

2.Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. – 375 с.

3.Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996.

4.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

5.Вригт Г.Ф. Объяснение в истории и социальных науках // Вригт Г.Ф. Логико-философские исследования. М., 1986.

6.Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс,

1988.- 700 с.

7.Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы: Трактаты. Статьи. Эссе. М.,1987.

8.История методологии социального познания. Конец Х1Х - начало ХХ века. М., 2001.

9.Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.,1991.

10.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.,2000.

11.Лебедев С.А. Философия науки. М., 2004.

12.Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб.,1998.

13.Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М.. 2003.

14.Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.

15.Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

16.Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.,1998.

17.Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,2000.

18.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

19.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.

20.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб, 1994.

21.Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики /Под общ. ред. В.Н.Садовского. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

 

ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

 

История и философия науки: общие проблемы

 

1. Наука как эпистемологический и социокультурный феномен.

2. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

3. Наука и философия. Философия науки, ее предмет, функции.

4. Возникновение науки, две стратегии зарождения знания: опыт и теория.

5. Античность как основа теоретической науки.

6. Христианская теология и ее роль в развитии логических норм научного мышления.

7. Опытная наука в новоевропейской культуре: формирование математизированного и опытного учения (Роджер Бэкон, Уильям Оккам).

8. Зарождение экспериментального метода, математизация знания (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).

9. Формирование науки как профессиональной деятельности.

10.Технологические применения науки и формирование технических наук.

11.Мировоззренческие основания социально-исторического знания и формирование социальных и гуманитарных наук.

12.Научное знание как сложноорганизованная система: типы, уровни, критерии, язык.

13.Эмпирический и теоретический уровни научного знания: структура, критерии, язык.

14.Научная картина мира, ее исторические формы. Функции научной картины мира.

15.Основания науки. Философские основания науки как условие включения научных знаний в культуру.

16. Историческая изменчивость науки и опыта, возникновение нового знания.

17.Формирование теоретических моделей и законов. Их обоснование. Развитие научных понятий.

18.Становление и развитие теории: классический и неклассический вариант формирования теории.

19.Научные традиции и научные революции, их взаимосвязь.

20.Роль научных революций в изменении мировоззренческих оснований культуры.

21.Философия как генератор новых категориальных структур. Ее прогностическая роль.

22.Нелинейность роста научного знания. Научные революции как точки бифуркации в ее развитии.

23.Научные революции и типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

24. Общие и особенные черты современной постнеклассической науки: философские и конкретнонаучные основания.

25.Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

26. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

27.Социальные и внутринаучные ценности как парадигма современного развития науки.

28. Этические проблемы современной науки.

29. Научная рациональность и проблема диалога культур.

30. Наука как социальный институт.

 

 

Философские проблемы технических и

Технологических наук

1. Исторические и социокультурные предпосылки возникновения технических наук.

2. Исторические этапы формирования технического знания, их характеристика и роль в развитии технических наук.

3. Предмет технического и технологического знания, его отличие от естественнонаучного и социально-гуманитарного.

4. Проектирование как отличительная характеристика технического знания.

5. Объект технического знания, его двойственная природа.

6. Понятие техники как особой практики и системы знаний.

7. Проблема соотношения научного и технического знания.

8. Количественный рост и качественное преобразование в процессе развития техники и технологии.

9. Философские основания технонаук: онтологические, гносеологические, аксиологические, этические и др.

10. Понятие техногенной цивилизации, ее отличие от традиционной.

11. Гносеологическая и методологическая специфика технических и технологических наук.Понятие технической рациональности.

12. Внутринаучные и социальные факторы и их роль в развитии технических наук.

13. Структура технических и технологических наук.

14. Классические и неклассические технические науки и их роль в социокультурномразвитии человечества.

15. Модельно-проективное знание как основа развития технических наук.

16. Роль технонаук в синтезе наук о природе и духе.

17. Основные закономерности развития технических и технологических наук.

18. Дисциплинарная организация технических наук, ее исторический и социокультурный аспекты.

19. Проблема телеологии в развитии технознания.

20. Экологическая составляющая в проблематике технического и технологического знанияи деятельности.

21. Теоретическое и эмпирическое знание в технических науках: их взаимосвязь и взаимообусловленность.

22. Социальные и гуманитарные задачи технических наук.

23. Понятие инженерного творчества, его роль в технознании.

24. Фундаментальные и прикладные исследования и их связь с техникой и технологией.

25. Развитие и становление информатики как междисциплинарного направления XX –XXI веков.

26. Техногенная цивилизация: ее сущность и перспективы развития.

27. Проблема управления научно-техническим процессом в обществе.

28. Техника как предмет аксиологии в обществе. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика.

29. Техника и экология, понятие ресурсосберегающих технологий.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.