Сделай Сам Свою Работу на 5

Этика науки и социальная ответвенность ученого





Наука и нравственность далеко не такие противоположные понятия, как часто полагает обыденное сознание. Наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей и императивов разных эпох, в свою очередь мораль зачастую регулируется и даже определяется наукой. Научное знание, выясняя, что возможно и что невозможно в действительности, намечает границы и ориентиры познания, границы дозволенного и недозволенного, тем самым осознается область реальных возможностей человека, совершенствуются критерии нравственного выбора. Таким образом, наука есть не только производство знаний, но и выработка определенных этических норм.

В принципе, как и природа, наука не подчиняется категории нравственности, т.к. ее главная цель – объективная истина, однако в реальности наука не может быть беспристрастной, т.к. ее создают люди, испытывающие всякого рода соблазны, заблуждения, страсти, обладающие теми или иными моральными качествами, одним словом, нравственные аспекты деятельности ученых нельзя игнорировать.

В научном сообществе сложилась в течении времени своя система моральных норм, императивов, запретов, регулирующих научную деятельность – т.е. этос ученого мира. Основные нормы этики ученого носят всеобщий характер (не связаны только с деятельностью ученого), прежде всего, это честность, справедливость, добросовестность, кроме того можно выделить и специфические требования научной этики, которые отличают профессиональные требования к ученому, это:



-требование объективности (объективность несовместима с предвзятыми мнениями, она требует обоснования утверждений логикой и фактами), один из основных нравственных принципов науки – осуждение субъективизма

-обоснованности знаний (серьезной проблемой в науке является слепая вера в авторитеты, которая зачастую не позволяет знанию развиваться);

-а так же особые этические правила и нормы, связанные с фиксацией научных результатов (проблема авторства и публикаций научных исследований, необходимость точного цитирования при ссылках на другие работы, а так же проблемы соавторства, рецензирования, плагиата и пр.).



Наряду с этими этическими нормами ученой деятельности можно назвать и такие ценности как универсальность, всеобщность, незаинтересованность (бескорыстность), скептицизм и т.д. В связи с насущными экологическими проблемами, базовыми для современного общества становятся ценности взаимодействия человека и природы, и современная наука вступает в эпоху своей экологизации. Перед наукой ставится новая цель: не война с природой («природа не храм, а мастерская»), а обеспечение коэволюционного (т.е. совместного) развития человека и природы.

Несмотря на тесное взаимодействие науки и нравственности в истории культуры, немало и свидетельств тому, что пафос и величие задач науки могут нередко служить оправданием для вещей антигуманных, бесчеловечных, поэтому неизбежно встает вопрос о нравственной ответственности ученого. Исследователь отвечает сегодня не только за доброкачественность своих результатов, он должен задумываться и о тех последствиях, к каким могут привести его работы. Давно известно, что научные достижения могут быть обращены не только на пользу обществу, но именно сегодня остро встал вопрос о том, что наука может сделать человечество несчастным или даже послужить косвенной причиной прекращения жизни на Земле. (Так, в некоторых разделах современной биологии ведутся весьма опасные исследования – в частности, возможным стало создание микроорганизмов – возбудителей болезней, способных преодолевать ранее приобретенный иммунитет, в таком случае даже заранее проведенная вакцинация окажется неэффективной; генная инженерия позволяет создавать микробы, устойчивые к антибиотикам, а это означает, что болезнь, вызванная такими возбудителями, не поддастся основным распространенным сегодня методам лечения; установлена возможность разработки этнического оружия – на основе обнаружения биохимических различий между этническими группами конструируется специфически токсичное для разных групп соединение и т.д.). Вышеприведенные примеры говорят о том, что цели науки (а так же прикладные задачи и результаты) не всегда являются нравственными и далеко не всё, что может сделать наука, морально допустимо. Никогда ранее ученый не имел такой моральной ответственности за последствия своих изысканий, как сегодня.



Не только цели научного исследования сегодня должны соизмеряться с важнейшими нравственными ценностями, это касается и используемых наукой средств. Нравственный императив «цель не оправдывает средства» должен стать основой деятельности настоящего современного ученого. Таким образом, ученый несет большую ответственность как за цели и средства, так и за социальные последствия своей деятельности. Можно ставить вопрос и шире – о ценностях и моральных установках науки как общественного института, который нуждается в этически ориентированном контроле со стороны общества

Итак, проблема взаимоотношения науки и нравственности приобрела в наше время особую актуальность. Современная наука, включив в сферу своего исследования особые объекты, затрагивающие человеческое бытие, уже не может быть «ценностно-нейтральной», она уже не только допускает, но и требует включения нравственных императивов и ценностей в деятельность ученого (в постановку проблем, целей и задач исследования, использование определенных средств исследования, в апробацию итогового результата и т.д.). В ходе современной исследовательской деятельности ставится задача гуманитарной, социальной экспертизы научных программ, которая позволит науке не только развивать человеческое познание, но и благотворно влиять на жизнь человека и природы.

Общество как система. Основные Сферы жизнедеятельности общества

Предметом изучения соц. философии является общество как целостная система. Ее специфика задана ориентацией на выявление сущности человеч. общ-ва, его качественного своеобразия, целей, мех-мов социогенеза, динамики и смысла истории. Общества определяют как: 1) выделенную из природы и взаиможействующ. с ней реальность; 2) систему человеч. деят-ти, ее условий и рез-тов; 3) систему взаимод. м-ду людьми; 4) систему соц. коммуникации м-ду людьми на основе культурных ценностей; 5) определнный этап человеч. истории или конкретного общ-ва. Стру-ру общ-ва образуют след. эт-ты: соц. индивиды, соц. группы, соц. общности, соц. институты. Соц. ф-фия рассматривает общ-во в каче-ве сверхсложной системы, в которой – наряду с объективными – всегда присутствуют субъективные факторы, поскольку главным действующим лицом, актором соц. деят-ти, организующим соц. реальность, является сам человек. Он привносит в соц. реальность индивидуально-значимые и общечеловеческие смыслы и значения, которые обеспечивают необходимую коммуникацию м-ду людьми, создает к-ру и осуществляет выбор вар-тов развития общ-ва. такой статус соц. субъкта порождает у него иллюзию, что он знает свой объект исследования изнутри, будучи включенным в его структуры, и способен управлять им и контролировать законы его функционирования. Поэтому фундаментальной соц.-философской проблемой является поиск ответа на вопрос: что составляет основу общественонго согласия людей и, тем самым, определяет целостность общ-ва как такового.

Социальная структура общества

Современные концепции социальной стратификации. Соц. стр-ра общ-ва представл. собой: 1) совокупность относит. устойчивых общностей людей; 2) исторически сложившиеся формы организации совместной деят-ти; 3) систему связей и взаимод. м-ду соц. группами.

В совр. лит-ре понятие соц. стр-ры общества использ. как в широком, так и в узком смысле слова: 1) в первом слу. соц. стр-ра общ-ва понимается как система основных сфер обществ. жизни – экономич., политич., духовной и др; 2) во втором случ. соц. стр-ра общ-ва обознач. совокупность различных соц. групп, существующих в общ-ве, и отношений м-ду ними. Основные компоненты соц. стр-ры общ-ва: 1) индивид, обладающ. соц.-значимыми кач-вами, определяющ. его личную позицию; 2) соц. общность, представляющая собой то или иное объединение людей на основании общих признаков; 3) соц. институт как система форм организации и мех-мов регулирования обществ. отношений, соответствующих учреждений, а так же совокупность норм, благодаря которым общ-во функционир. и развивается. Соц. стра-ра общ-ва и ее разные классификац. отражают соц. дифференциацию обществ. системы. В завис. от критерия, который применятеся для выявления тех или иных компонентов социума, выделяют след. традиционные типы соц. стр-р общ-ва: этническую, демографическую, поселенческую, соц-классовую, стратификационную, профессионально-оразовательную. Качественные хар-ки основных соц. стр-р общ-ва: 1) этнич. стр-ра общ-ва: основными эл-тами ее историч. развития выступают род, племя, народность и нация. Род и племя обладают практически идентичными признаками, такими как: кровнородственные отношения, общность происхожд., поселения, языка, обычаев и верований. Усиление экономич. связей в эпоху капитализма приводит к формир. нации, с присущим ей единством территории, экономич. жизни, культуры, психологич. склада, языка и нац. самосознания. 2)Демографич. стр-ра: ее базовым эл-том явл. народонаселение, котор. облад способностью самовоспроизводства и проживает на той или иной тер. Выдел демографич. показатели: численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная стр-ра, миграционная мобильность. 3) Поселенческая стр-ра общ-ва означ. пространственную форму организации общ-ва и представл. объединение людей по их принадл. к типу поселения. Население, прожив. в разных типах поселений, отлич. образом жизни, хар-ром труда, условиями быта, кол-вом свободного времени, доступов к образованию. 4) соц-классовая стр-ра общ-ва разарабатыв. в марксистской ф-фии и представл. собой совокупность классов, слоев и групп, которые различ. своим соц.-экономич. положением. 5) Стратификационная стр-ра общ-ва учитывает недостатки классвого подхода и расширяет систему критериев дифференциации населения в связи с тем, что общ-во – это многомерная система.Основоположником такого подхода признан М. Вебер. Страта – это группа людей, которые обладают одним и тем же соц. статусом, положением в обществ системе. критериями стратификации выступ: форма собственности, имущ. положение, образование, профессия, властные отношения. 6) Профессионально-образовательная стр-ра, в кач-ве критериев выделения различных соц. групп использует такие параметры, как образование и профессиональная деятельность.

Духовная жизнь общества

Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.