Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия экзистенцизма, ее предпосылки и основные темы





3. Также одно из весьма широких направлений 20-го века. Эта философия берет начало с середины 19 века в философии жизни Нитше и А. Шопенгауера. В отличае от немецкой классической философии они обратили внимание на внутренний мир человека, считая что он и должен быть предметом философии. В часности Шопенгауер подчеркивал определяющую роль воли, а Нитше – стремление к власти. В становлении этой философии большую роль сыграло творчество русских писателей Достоевского и Толстого. Философия экзитенционизма сформировалась в 20-х годах. Наиболее яркие ее представители – Сартр, Яснерс. Они уделяли большое внимание экстримальным условиям, «пограничной ситуации», в рамках которой наиболее полно раскрывается экзитенция индивда. Философи экзитеционизми оказала большое влияние на искусство.

Т.о в экзитенционисской теории человек рассматривается в единстве разума и чувств

Религиозная философия в контексте современной европейской культуры


Отличительный признак любого религиозного сознания, любой религии как сис-мы представлений, действий, обрядов – вера в сверхъестественное. Т. е. Вера, в то что помимо этого видимого, познаваемого мира существует иной мир и есть некоторое высшее сверхсущество, которое сотворило и управляет миром.



Вопрос о сущности и происхождении религии осмысливался как в философии, так и в некоторых конкретных общих науках: этнография, история культуры (Тейлор, Фрейзер, Леви-Брюль).

В философии критический анализ религии был развит просветителями: религия это результат недостаточных знаний о мире и его законах, связанный с чувством страха и осознанным обманом одних людей другими.

Фейербах глубже подходил к осознанию религии, видел в религии реальное человеческое содержание, принявшее фантастическую форму.

Марксистская философия – религия продукт общественных отношений.

Этнография и история культуры рисовали конкретные формы религии. Мир древнего религиозного сознания многообразен в зависимости от изменения реальных условий жизни (охотничество – тотемизм: земледельчество – умирающие - воскресающие боги; китайцы – небо; японцы – солнце).

Общие предпосылки религии: условием самого возникновения религии является способность человеческого сознания выходить за рамки отражения наличного бытия. Без этой способности религия не могла бы возникнуть. Эта способность приводит к формированию факт. образов, которые делаются объектом поклонения только в силу социальных причин.



В общем виде это ограниченность реального наличного бытия и неудо-влетворенность людей этим бытием, т. е. это может быть ограниченность воз-можностей древних в борьбе с природой и попытка восполнить эту ограниченность факт. религиозными образами.

Это могут быть тяжелые условия бытия людей, угнетаемых. Возникает реальная потребность религиозного утешения (здесь мучаемся, там радуемся).

Маркс: «Религия - опиум народа как лекарство».

Три мировых религии: христианство, буддизм, ислам.

В жизни общества религия выполняет противоречивую роль: 1.Религия сплачивает единоверцев. На определенных этапах истории это важный момент в историческом процессе. При этом религия вбирает в себя нравственные нормы, выступает как одна из главных форм регуляции человеческого поведения. 2.Сплачивая единоверцев, каждая религия отгораживает их от инаковерующих: столкновения человеческих масс, разделенных по религиозному признаку обычно имеют реальные социальные корни, но именно религия может способствовать ожесточению конфликта.

Религия может помогать переносить страдания и т. д., но с другой стороны подготовка к загробной жизни может принимать форму ухода от этого мира.

Современная философия герменевтика

Герменевтика (гр. hermenentike — истолкование) — искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры. Активно использовалась в теологии (истолкование учений, священных текстов, Библии), филологии как интерпретация художественных текстов древних авторов на современный живой язык. Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) — протестантским теологом и философом. В его трудах заметно влияние И.Канта и особенно Г.Фихте («Наукоучение»). Главную функцию герменевтики видел в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности произведения.
Вильгельм Дильтей (1833-1911) — представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставляет методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежит опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого путем «сочувствования», «сопереживания». Герменевтика же выступает как метод понимания культуры.
Э. Гуссерль в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром».
М. Хайдеггер в качестве «жизненного мира» рассматривает языковую реальность. «Язык — дом бытия». Поэтому герменевтика не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова — главная цель и функция герменевтической философии.
Одним из выдающихся представителей герменевтики XX века по праву считается Ханс Георг Гадамер (1900). В своих теоретических концепциях он опирался на «понимающую психологию» В.Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера. Последнего признавал своим непосредственным учителем. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую философию понимания. Ее предметом, наряду с историко-гуманитар-ными науками, является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Поэтому понимание выступает как универсальный способ существования действующего человека, как его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение.
Герменевтика как философское знание — это анализ самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика — это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины.
Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры.

Философия постмадернизма



Постмодернизм — сложное, достаточно эклектичное и неоднородное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века. Первые идеи постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были связаны с критической рефлексией социокультурных и философских контекстов современной цивилизации. В буквальном смысле слова "постмодернизм" — это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре. Но только в 80-х годах термин "постмодернизм" укореняется и приобретает статус общеупотребимого понятия.
В строгом смысле философии постмодернизма не существует: постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренческо-теоретической системы.
Отсюда столь свойственные постмодернизму пессимизм, "потеря субъекта", игра со стилями и смыслами предшествующих эпох, стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами.
Постмодернизм связан с претензией на смену философских парадигм, что сопрягается с глубокой и разносторонней критикой панлогизма, рационализма, объективизма и историзма, свойственных предшествующей западноевропейской традиции. Постмодернизм выдвинул на первый план проблемы, требующиепрояснения роли знака, символа, языка и структуропорождающей деятельности.
При этом в онтологическом плане для постмодернизма характерен постепенный переход от установки "познание мира с целью его переделки" к требованию деконструкции мира.
Выделим несколько исходных постулатов социальной теории постмодернизма.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.