Сделай Сам Свою Работу на 5

Закон отрицания отрицания





Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.



30) Философские категории, их мировоззренческое и методологическое значение в анализе экономических процессов



В практ.воздей-я на мир чел сталкивается с отдельными материальными образованиями и вещами.Ни общее,ни единичное не обладают самостоятельным существ-ем,они не сущ-ют «как таковые».Самостоятельно сущ-ют отд.предметы, явления,процессы.Общее же и единичное сущ-ют лишь в отдельном.всякое отдельное представляет собой единство противоположностей.В одно и тоже время оно и единичное и общее.Единичное схватывает неповторимые черты отдельного,а общее отражает то,что повторяется и в др.материальных образованиях.При опред.усл-ях развития отдельного единичное может становится общим,общее-единичным(мода).чтобы составить себе более полное полное представление о том или ином объекте,надо установить не только то,что у него явл.общим с др.мате-риальными образованиями,но и то,что отличает его от др.матер.образ-й.В процессе позн-я мы ищем общее м/д иследуемыми и уже изученными явлениями,а затем пере-ходим к поиску единичного.Единичное и общее взаимос-вязаны м/д собой и связь выражается категорией особенного.Особенное-такие общие черты,свойственные индивид.предмету,к-ые отличают его от нек-ых др.пред-метов.Часть и целое-фил.категории,отражающие отн-е м/д сторонами отд. предмета. Люб.предмет состоит из частей. Целое не сводится к сумме его частей.Оно вкл.и способ соединения этих частей,их взаимосвязи и мн.др.Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому,что они возникают и сущ-ют только в единой системе.Мировое целое-целое,составленное из частей,а не целое,разделенное на части.Первичное-части,а не целое.Таким мир сформировался в нашем созн-и,таким он остается в нем до сих пор.Целое-исходный пункт теорет.анализа именно потому,что оно представляет собой ту форму,поср-вом к-ой осущ-ется проникновение в сущ-ть вещей. Категории «целое» и «часть» сходны и взаи-мосвязаны с понятиями «система», «структура», «элемент». Система(от гр.составленное из частей,целое)-сов-ть эле-ментов,находящихся в отн-ях и связях друг с другом, к-ая образует опред.целостность,ед-во. Структура (отлат.стро-ение,порядок)-сов-ть устойчивых связей объекта, обеспе-чивающих его целостность и тождественность самому се-бе,т.е.сохранение осн.св-в при различных внеш.и внутр. Изменениях. Элемент-(лат.стихия,первонач.вещ-во)-поня-тие, означающее превич. частицы,простейшие звенья сис-темы,из конбинаций к-ых она складывается.Системы делят на целостные(связи м/д элементами прочнее,чем связи этих элементов со средой) и суммативные(связи одного порядка). Различают динамические системы(изме-няющиеся с теч.времени) и статические;открытые(обмени-вающиеся с окруж. средой вещ-ом,инфой)и закрытые;са-моорганизующиеся (их изменения происходят автом-ки)и неорганизованные и т.д. Категория, охватывающая сов-ть всех компонентов вещи, явления, процесса, их взаимодей-й и измененийназывается содержанием. Вкл.: внутренее и внешнее взаимодей-я.Форма-органиация устойчивых связей м/д компонентами содержания. Люб.система всегда имеет как форму,так и содержание.Нет бессодержательной формы и неоформленного содержания. Находясь во взаимосвязи,форма и содержание выражают противопо-ложные стремления предмета. Содержание стремится к изменчивости,форма-к постаянству. Содержание опреде-ляет форму,но и форма активно влияет на содержание. Категории имеют мировоззренческое значение, т.к. отра-жают объект. мир,раскрывают его сущность



3.Философские категории, выражающие основные типы детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность).Кате­гории — это основное средство выражения философского знания, отражающее наиболее общие свойства и отношения реальности и задающее фундаментальные способы ее фрагментации и синтеза. Причина — философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, на­зываемое следствием.

Следствие — философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причи­ной.

Причинное основание — это со­вокупность всех обстоятельств, при которых наступает след­ствие. Оно включает следующие элементы:

собственно причины как явления, порождающие или из­меняющие другие явления;

условия — обстановка, в которой осуществляются причин­но-следственные связи;

повод — обстоятельство, приближающее начало причин­но-следственного взаимодействия; стимулы — обстоятельства, ускоряющие порождение следст­вия.

Необходимость — философская категория, выражающая устойчивую регулярную связь явлений (смена времён года).

Случайность — философская катего­рия, выражающая связь явлений, не обладающую четко обоз­наченной регулярностью и устойчивостью. (ДТП).

Необходимость — это неотвратимость, обязательность осу­ществления связей (наступления определенных событий) в строго определенном "однозначном" варианте, случайность — подвижность, непохожесть вариантов связи.

Возможность — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), еще не ставшие наличным бы­тием, но предпосылки возникновения которых уже имеются в действительности.

Действительность — философская категория, обознача­ющая реально существующие предметы, явления, процессы

Таким образом, возможность и действительность не исклю­чают, а предполагают одна другую. выделяют несколько видов возможностей: формальную, которая может мыслиться непротиворечиво, без нарушения законов формальной логики, но при этом проти­воречит известным на данное время законам реального мира и всецело коррелирует с миром воображаемым (это представле­ния о сверхъестественных силах и превращениях.); абстрактную, которая не противоречит известным на данное время законам реальности, но для ее превращения в действительность нет соответствующих условий (например, для Республики Беларусь имеется абстрактная возможность обеспечить уровень жизни населения, превышающий данный показатель во Франции, но для этого пока нет соответствую­щих условий); реальную, осуществление которой согласуется с известны­ми на данное время законами реального мира, а необходимые для этого условия уже возникли или находятся в процессе ста­новления (так, реальной возможностью является включение в единое информационное пространство всех стран и обеспечение доступа каждого человека к банкам данных, более экономное и сбалансированное потребление природных ресурсов, повыше­ние коэффициента их полезного потребления).Содержание категорий "возможность" и "действительность" определяет общие принципы прогнозных оценок реальных процессов, ориентирует на взвешенный подход в выборе нап­равлений преобразующей предметно-практической деятельности, в определении характера и пределов риска в экономике и политике, природопользовании, испытании возможностей человека.

 

31)Пространственно-временная организация бытия. Основные научно-философские концепции пространства и времени:

Пространство– это форма бытия, которая выражает протяженность, структурность, взаиморасположенность материальных тел. Так как материальный объект есть, с одной стороны, нечто непрерывное, то его пространственная определенность выступает как протяженность (имеет длину, ширину, высоту), а с другой, – нечто прерывное (дискретное), то его пространственная определенность выступает также в форме структуры, которую образуют места элементов объекта.

Время – это форма бытия, характеризующая длительность существования и смену состояний материальных объектов. Длительность есть продолжительность существования вещи до тех пор, пока она сохраняет свои свойства. По отношению к длительности других предметов длительность каждого материального объекта выражается отношениями одновременности (синхрония) или последовательности (диахрония).

В истории философии и естествознания различные представления о пространстве и времени в своем основании сводятся главным образом к двум взаимоисключающим концептуальным подходом: субстанциальному и реляционному. Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, существующие вечно и ни от чего не зависимые, т.е. как абсолютные. Ее представляли Демокрит, Эпикур, Бруно, Галилей, Ньютон. Для них пространство тождественно пустоте, это всеобщее неподвижное вместилище совокупности атомов или тел. Оно однородно и бесконечно. В равной степени время трактуется как протекающая равномерно чистая длительность, куда помещены неподвижные тела. Начиная с ХVIIIи до конца ХIХ веков концепция абсолютного пространства и времени занимает ведущее положении в философии и естествознании.

В отличие от субстанциальной реляционная концепция рассматривает пространство и время как формы существования вещей. Реляционный (в переводе с латинского означает отношение) подход в философии закладывается еще Аристотелем, который, отрицая наличие пустоты, трактовал пространство как совокупность всех мест реальных объектов, а время связывал с актуальным движением, и дальнейшее развитие нашел в учениях Декарта, Лейбница, Гегеля и др. Но самое фундаментальное обоснование получил в научных концепциях Пуанкаре, Лоренца и особенно в теории относительности Эйнштейна. Дело в том, что к началу ХХ века в результате экспериментальной деятельности многих ученых в области электричества и магнетизма появились уравнения Максвелла, из которых следовал вывод о постоянстве скорости электромагнитных волн, в том числе и световых, равных в вакууме около 300 тыс. км/с, что явно противоречило основам механики Ньютона и Галилея. И тогда А. Пуанкаре формулирует принцип относительности, а Х.А. Лоренц получает формулы пересчета координат движущейся системы относительно неподвижной и наоборот. Оказывается, при переходе от одной системы к другой необходимо подвергать преобразованиям не только координаты (пространство), но и время.

32) Философия природы. Идея коэволюции общества и природы:

В предельно широком, философском смысле категория «природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как все сущее, включая и самого человека. В этом смысле категория «природа» соизмерима с понятиями «материя», «Универсум», «мир» - предельно широкими философскими категориями. Рассмотренная в таком значении, категория «природа» соответствует латинскому термину «natura». Отсюда и название философских знаний о природе – натурфилософия. В контексте этого типа знаний природа включает в себя все формы проявления материального мира: неживую природу, живую природу и общество. Понимаемая в более узком смысле, природа – неживая и живая - является основным объектом изучения естествознания. В этом измерении она противопоставлена обществу, а в соответствии с канонами классической философии – и человеку. Как объект естествознания, природа соответствует греческому термину «physis», что означает рожденное, а не сотворенное кем-либо. Сужая и конкретизируя далее содержание понятия «природа», следует указать на ее значение как совокупности условий и предпосылок существования человека и общества. В этом смысле часто используется интерпретация природы как среды обитания. С момента своего формирования совокупность философских знаний о природе оформляется в виде специального раздела философских знаний - натурфилософии. Большое значение натурфилософия приобрела в эпоху Возрождения и Нового времени в силу роста исследовательского интереса к природе. В Новое время природа оказывается в центре философских и научных исследований.Общим основанием изучения природы в современном естествознании становится принцип универсального эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая научные представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни. В ходе эволюции ослабевает непосредственная зависимость социума от природы, ибо человек повышает свою защищенность от ее стихийных сил. Зато опосредованная зависимость, в связи с углублением контактов между обществом и природой, усиливается. Общество выступает как более активная сила этого противоречия.Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.

Природа - необходимая предпосылка возникновения и существования человека, составная часть причин функционирования и развития общества. Так, в процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии у имеющихся у земной поверхности веществ ежегодно образуется около 180 млрд тонн биомассы и около 300 млрд тонн кислорода, без которых не-возможна жизнь человека. Природа является естественной кладовой предметов труда. Она обеспечивает общество материалом для создания орудий труда. Природные силы, присоединенные к человеческим, многократно их усиливают.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.