Принципы технического регулирования (ФЗ «О техническом регулировании»).
Техническое регулирование должно создавать основу для решения двух комплексов задач:
1. Регулирование внутреннего рынка. необходимость выработки механизма формирования требований к продукции и к оценке ее соответствия в процессе создания и движения товара. Государство устанавливает требования безопасности на базе оценки риска применения продукции с учетом реальных социально-экономических возможностей. Потребительские свойства формируются рынком. Задача государства создание равных и благоприятных условий для участников рынка.
2. Создание благоприятных условий для развития внешней торговли-решение проблем глобализации. Суть - создание механизма технического регулирования, который позволил вести экономически выгодную для государства политику во внешней торговле и соответствовал правилам международного сообщества.
· Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
· применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
· соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
· независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;
· единой системы и правил аккредитации;
· единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
· единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
· недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
· недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;
· недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
· недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
· недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
53. Классификация показателей качества.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.
Все показатели, применяемые при оценке соблюдения требований к качеству, классифицируются по hазличным признакам.
выделяют следующие показатели:
1) по количеству рассматриваемых свойств продукции:
_ единичные;
_ комплексные;
_ интегральные;
2) виду выпускаемой продукции:
_ единичные;
_ обобщающие;
3) процессу жизненного цикла продукции:
_ прогнозируемые;
_ проектные;
_ производственно!технологические;
_ эксплуатационные;
4) степени значимости:
_ производственные;
_ потребительские;
5) уровню управления:
_ показатели организации;
_ показатели отрасли;
_ народнохозяйственные;
6) способу выражения:
_ в натуральных единицах;
_ стоимостных единицах;
_ процентах;
_ баллах.
Наиболее распространена классификация показателей качества продукции по первым двум признакам.
Показатели качества, характеризующие одно свойство продукции в зависимости от ее вида и назначения, называются единичными. К ним относят следующие:
_ показатели назначения, характеризующие основные эксплуатационные характеристики продукции (грузоподъемность, производительность, мощность и т.п.);
_ показатели надежности — главные показатели при оценке качества машин, механизмов, приборов, оборудования. Надежность — свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого времени; основными характеристиками надежности являются безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность;
_ показатели технологичности: удельная трудоемкость и удельная материалоемкость изготовления изделия;
_ показатели стандартизации и унификации, характеризующие насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями;
_ эргономические показатели: - гигиенические (температура, влажность, давление, освещенность); - антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека;
- соответствие изделия распределению массы тела человека),
- физиологические и психофизические (соответствие конструкцииизделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека);
Психологические (соответствие изделия возможностям восприятия человека и переработки информации, закрепленным и вновь формируемым навыкам при использовании изделия);
_ эстетические показатели, включающие гармоничность, выразительность, целостность, оригинальность внешнего вида,соответствие стилю и т.д.;
_ патентно-правовые показатели, характеризующие степень обновления технических решений, используемых в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за ее пределами;
_ показатели экономичности, определяющие величину затрат,необходимых для проведения мероприятий, направленных на улучшение качества данного вида продукции;
_ экологические показатели и показатели безопасности, характеризующие содержание вредных примесей, время срабатывания защитных устройств, безопасность для жизни человека и окружающей среды.
Система единичных показателей отражает наиболее важные эксплуатационные свойства изделий, их полезность в соответствии с видом и назначением продукции.
На промышленных предприятиях используются в основном следующие обобщающие показатели качества:
_ обновление продукции в процентах к общему объему ее выпуска;
_ удельный вес продукции, соответствующей мировому техническому уровню, в объеме выпускаемой продукции;
_ объем продукции, отгруженной на экспорт;
_ количество принятых рекламаций;
_ потери от брака (общая величина), в том числе расходы на гарантийный ремонт;
_ индекс качества продукции.
54. Основные этапы исторического развития систем управления качеством.
Этапы эволюции деятельности в области управления качеством:
· Индивидуальная форма организации работ по качеству
· Цеховая форма организации работ по качеству - разделение функций.
· Индустриальный этап - становление к управлению качеством
· Системная организация работ по качеству - поднять вопросы по улучшению качества.
В истории развития документированных систем качества можно выделить пять этапов.
Первый этап соответствует начальным задачам системного подхода к управлению, когда появилась первая система — система Тейлора (1905 г) - установление технических и производственных норм специалистами и инженерами, а рабочие обязаны их выполнять. Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием. Основная цель – выявление дефектов, контроль проводится после изготовления.
Второй этап.Управление качеством производства.Основы статистического управления качеством - разработки контрольных карт.
Системы качества усложнились, т. к. в них были включены службы, использующие статистические методы. Основная цель - предупреждение дефектов, выявление дефектов в ходе производства.
К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля. Стали более сложными и отношения поставщик — потребитель.
Третий этап.Обеспечение качества продукции. Механизмом управления является комплексное управление качеством на всех этапах жизненного цикла товара, основной целью которого становится поддержание и совершенствование качества.
Контроль и управление качеством на всех этапах производства, четкая взаимосвязь подразделений, участвующих в решении проблем качества. Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, а моральное увеличивалось. Все большее внимание уделяется учебе.
Четвертый этап.(TQC) всеобщее управление качеством (менеджмент качества), механизмом управления является стратегическое управление, целью которого является постоянное совершенствование качества.
Специфика тотального управления качеством состоит в том что на первый план выдвигается качество продукции, и вся работа предприятия подчиняется этой цели. Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок.
Пятый этап. Интегрированная система менеджмента качества. Появление стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.
Появляются корпоративные системы управления качеством, которые ставят своей целью усиление требований международных стандартов и учитывают специфику таких корпораций.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|