Характеристика методов ФСА как инструментов анализа затрат на обеспечение качества (из учебника).
В группе методов систематизированного поиска решений особое место занимает функционально-стоимостной анализ (ФСА). ФСА представляет собой системное сочетание правил, приемов и процедур, ориентированных на достижение оптимального соотношения полезности, т.е. потребительских свойств объекта, и затрат на его создание, производство и применение, вплоть до утилизации. ФСА — это технология анализа затрат на выполнение изделием его функций.
Данный метод применяется как для уже производимой продукции и
осуществляемых процессов с целью снижения связанных с ними затрат, так и для вновь разрабатываемых изделий. При проведении ФСА определяют функции элементов исследуемого объекта и проводят оценку затрат на их реализацию с целью снижения.
При разработке новых изделий часто ставится задача повышения их качества при сохранении, а по возможности и снижении материальных и трудовых затрат в производстве, с тем чтобы повысить конкурентоспособность продукции. В таких случаях применение ФСА достаточно эффективно.
Метод ФСА базируется на том, что затраты, связанные с созданием и использованием любого объекта, состоят из минимума, необходимого для его изготовления и эксплуатации, и дополнительных, функционально неоправданных, «излишних» издержек, которые не имеют прямого отношения к назначению объекта и вызваны несовершенством конструкции, технологических процессов, применяемых материалов и методов организации производства и труда. Главное отличие метода ФСА от традиционных состоит в том, что функциональный подход, на котором он основан, предполагает рассмотрение объекта (изделия, услуги, системы и т.д.) как комплекса выполняемых им функций, а не как материально-вещественной структуры. Поэтому методология ФСА находит универсальное применение. Например, электрическая лампа накаливания рассматривается как носитель функции «излучать свет», а не в качестве совокупности конструктивных элементов (колба, цоколь, нить накаливания и др.).
Ставятся и решаются одновременно две задачи: обеспечение качества выполнения объектом своих функций и достижение минимальных затрат на их реализацию и обслуживание. Важность и целесообразность подобного подхода обусловливаются тем обстоятельством, что потребителя в конечном счете интересуют не предметы и вещи, а действия, которые он может производить с их помощью, т.е их функции, и то, во сколько ему обойдутся приобретение и использование объектов, обладающих этими функциями.
Типовой план проведения ФСА включает три этапа.
1. Подготовительный:
· предварительная проверка обоснованности поставленной задачи, ее уточнение в случае необходимости и организационное обеспечение работ по проведению ФСА;
· сбор, систематизация и изучение информации по объекту ФСА.
2. Творческо-аналитический:
· построение функционально-идеальной модели объекта, выявление и постановка задач по ее реализации;
· разработка комплекса предложений, обеспечивающих совершенствование исходного объекта;
· определение максимального эффекта от найденных решений и прогнозирование дальнейшего развития объекта.
3. Заключительный:
· анализ предложений, выработанных на предыдущем этапе;
· отбор наиболее эффективных из них;
· разработка рекомендаций по реализации предложений;
· внедрение рекомендаций.
38. Статистические методы управления качеством (лекции+учебник).
Совокупность современных статистических методов контроля качества подразделяется по степени сложности на три категории.
1. Элементарные статистические методы, включающие диаграмму Парето, диаграмму причин и результатов, контрольный листок, гистограмму, диаграмму разброса, метод стратификации, контрольную карту. Эта категория методов используется на японских предприятиях всеми, начиная от выпускников школ и заканчивая управляющими высшего звена.
2. Промежуточные статистические методы, в состав которых входят: теория выборочных исследований; статистический выборочный контроль; различные методы проведения статистических оценок и определения критериев; метод расчета экспериментов. Эта группа методов используется инженерами и специалистами в области управления качеством.
3. Передовые статистические методы, включающие методы расчета экспериментов, многофакторный анализ, различные методы исследования операций. Их применению обучается ограниченное число инженеров и специалистов.
Семь основных инструментов контроля качества:
1. Контрольный листок.
2. Гистограмма.
3. Диаграмма разброса.
4. Диаграмма Парето.
5. Метод стратификации (расслоения).
6. Диаграмма Исикава.
7. Контрольная карта.
Контрольный листок – инструмент для сбора данных и их упорядочения. Он представляет собой бумажный бланк, на который нанесены контролируемые параметры.
Пример: контрольный листок для отказавших деталей в телевизоре.
Контрольный листок не требует никаких подготовительных операций. Нужно очень внимательно и скрупулезно проводить наблюдения и проводить наблюдения, чтобы выявить отклонения.
Гистограмма – инструмент, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, так как это способ наглядного графического изображения того, какой частотой то или иное значение встречается. Для её построения обычно переходят от контрольного листа к таблице интервального ряда распределения данных.
Диаграмма разброса – вид, позволяющий определить вид и частоту связи двух рассматриваемых параметров процесса. Также она называется «полем корреляции». Она строится как график зависимости между двумя параметрами, и если провести линию медианны, то легко можно определить, есть или нет зависимость. Бывает сильная линейная зависимость (положительная или отрицательная), нелинейная, слабая.
Диаграмма Парето – инструмент, позволяющий распределить усилия для разрешения возникающих проблем, с которых нужно начинать действовать. Другими словами, она наглядно показывает величину потерь в зависимости от тех или иных факторов. Данный инструмент зачастую применяется с анализом ABC.
Метод стратификации (расслоения) – один из наиболее простых и эффективных методов. Он используется для других методов. Под стратификацией понимается целесообразность разбиения данных на подклассы. Это разбиение производится с помощью правила «СМ»:
1) Люди (по возрасту, стажу, квалификации).
2) Методы (по технологии, приёму, методу производства).
3) Материалы.
4) Измерение.
5) Оборудование.
Диаграмма Исикавы. Она была предложена в 1949 году. Каоро Исикава предложил правило, удобное для составления общей причинно-следственной диаграммы («рабий остов/склелет»), которое применимо в большинстве реальных случаев. Это правило «5М».
Контрольная карта – это инструмент, позволяющий искажение процесса. Любая контрольная карта состоит из центральной линии, верхнего и нижнего предела и значений характеристики, нанесённых на карту для представления состояний процесса. Если все значения оказываются внутри контрольных пределов, не проявляя каких-либо тенденций, то процесс находится в контролируемом состоянии. В противном случае процесс вышел из-под контроля.
Содержание процессного подхода к управлению качеством (из лекции).
Процессный подход – это системная идентификация и управление процессами, включая их взаимодействие.
Процедура управления
Вход, вкл. ресурсы Выход:
Продукция, услуги
Мониторинг измерения
ИСО: 9001: 2000 выделяет 4 группы процессов, необходимой для СМК.
I. Процессы управленческой деятельности руководства (анализ управленческой деятельности и т.д.).
II. Процессы обеспечения ресурсами (менеджмент управления персоналом, внешней средой).
III. Процессы экономического цикла продукции.
IV. Процессы измерения, анализа и улучшения.
Постоянное улучшение СМК
Plan – планирование: разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации.
Do – осуществление или внедрение процесса.
Check – постоянный контроль и измерение процессов и продукции в сравнении с политикой, целями и требованию на продукцию.
Action – действие – применение действий по постоянному улучшению процессов.
Преимущества процессного подхода состоит в непрерывности управления, которые он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
Для внедрения процессного подхода выделяют 7 этапов:
1) Определение видов и целей процессов.
2) Выявление границ и установление ответственных за процессы.
3) Определение входов и выходов процесса.
4) Описание структуры процесса.
5) Реализация и управление процессами.
6) Контроль и оценивание процессов.
7) Улучшение процессов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|