Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика совершенствования гибкости





Задачи: 1. Содействовать пропорциональному совершенствова­нию подвижности основных звеньев тела (позвоночник, тазобед­ренные суставы, плечевой пояс, голеностопы). В базовом физиче­ском воспитании нет необходимости добиваться чрезмерного раз­вития гибкости, нередко связанного с перерастяжением мышечных волокон и связок. Оптимальной считается такая гибкость, которая обеспечивает человеку, во-первых, выполнение с необходимой ам­плитудой жизненно важных двигательных умений и навыков, во-вторых, эффективную реализацию физического потенциала.

2. Обеспечить развитие гибкости для беспрепятственного вы­полнения целевых упражнений, связанных с профессиональной деятельностью (трудовой, военной, спортивной и т.д.). Данная за­дача обусловлена специфическими требованиями профессиональ­ной работы. Уровень ее достаточности определяется следующим образом:

а) достигается такая подвижность в соответствующих суставах, которая не препятствует эффективной технике выполнения целе­вых движений;

б) затем в процессе занятий рекомендуется превзойти этот уро­вень подвижности примерно на 10% и в дальнейшем ограничиться только его поддержанием. Такой запас гибкости вполне достаточен для осуществления как мощных, так и, наоборот, экономичных це­левых двигательных действий.



3. Противодействовать преждевременному инволюционному уменьшению подвижности в основных звеньях тела. В связи с дос­таточно ранним ухудшением эластичных свойств мышц и связок, целесообразно систематически растягивающими упражнениями поддерживать как можно дольше достаточный уровень оптималь­ной или близкой к ней гибкости.

Средства. Основным средством развития гибкости являются уп­ражнения на растягивание. В практике широкое применение нашли три группы таких упражнений:

1 – динамические упражнения без отягощения;

2 – динамические упражнения с отягощениями;

3 – статические упражнения.

Динамические упражнения без отягощения и с отягощениями делятся на три группы:

1) простые, однократные (наклон вперед, назад, в сторону и др.);

2) пружинистые (например, многократные наклоны);

3) маховые упражнения, связанные с последовательно сменяе­мыми предельными сгибаниями и разгибаниями.



Развивающий эффект этих групп упражнений неодинаков. Са­мый маленький – у однократных, наивысший – у маховых, а пружинистые занимают среднее положение.

Далее. Упражнения с отягощениями позволяют выполнять дви­жения с большей амплитудой, по сравнению с упражнениями без отягощения.

Статические упражнения также могут выполняться без отяго­щений и с отягощениями. Например, стоя на левой, поднять пра­вую ногу вверх и зафиксировать в крайнем положении. Это будет упражнение без отягощения. Зафиксированный «сед в шпагате» – это упражнение с отягощением, т.к. отягощением здесь будет вес собственного тела.

Такой достаточно широкий круг упражнений на растягивание позволяет эффективно совершенствовать гибкость во всех ее про­явлениях.

Методика развития гибкости. В основе методики ее развития лежит многократное систематическое повторение разно­образных упражнений на растягивание. В этом случае повторный метод требует соблюдения следующих условий:

1. Повторять упражнения нужно многократно. Это объясняется тем, что при развитии гибкости очень ярко проявляется эффект суммации нагрузки. Ни в одном другом случае этот эффект не про­является так заметно, как при выполнении упражнений на растяги­вание. Например, если наклониться вперед один раз и зарегистрировать величину наклона, то, повторяя наклоны, можно заметить, что с каждым разом человек наклоняется все ниже. Если повторять наклоны несколькими сериями, то в последующей серии результат будет лучше, чем в предыдущей. Однако этот эффект быстро про­ходящий. Чтобы его закрепить, необходимо повторять упражнения на растягивания достаточно много и часто.



Для развития гибкости лучшие результаты достигаются при ежедневных или двухразовых упражнениях в день.

Критерием достаточности повторений в занятии является появ­ление очень легкой боли в тех мышцах и связках, которые подвер­гаются растягиванию. При щадящем режиме прекращать можно и несколько раньше – при первых признаках напряженности или дис­комфорта.

Для поддержания гибкости можно заниматься растягивающими упражнениями два-три раза в неделю с нагрузкой 25–30% от разви­вающей, доводя амплитуду движений до 90–95% от анатомически возможной.

2. Упражнения на гибкость необходимо давать в следующей очередности:

активные однократные – пружинистые – маховые – маховые с отягощениями;

пассивныестатические – пассивные динамические.

Предложенная схема, с одной стороны, способствует эффектив­ному развитию гибкости, с другой – снижает появление травма­тизма.

После занятия на гибкость необходимо обязательно выполнять упражнения на расслабление. Начинать же упражнения на гибкость можно только после хорошего предварительного разогревания те­ла, достигаемого выполнением общеразвивающих упражнений.

3. Повторения растягивающих упражнений целесообразно про­водить сериями, с небольшими интервалами отдыха. Амплитуду следует постепенно увеличивать, как в рамках одной серии, так и во всех последующих.

Типичное число повторений в рамках физического воспитания в одной серии – 10–12 раз, число серий колеблется от 4 до 8.

Для высококвалифицированных спортсменов эти величины мо­гут быть выше. Однако общая нагрузка на гибкость в одном заня­тии не должна превышать: при сгибании и разгибании позвоноч­ника – 90–100 повторений, тазобедренного сустава – 60–70, плече­вого –50–60 и других суставов – 20–30 раз.

Если на следующий день после занятия на гибкость появились болевые ощущения, то это признак слишком большой нагрузки. Возобновить занятия можно после исчезновения мышечных болей.

4. В заключение кратко остановимся на дос­таточно эффективном способе увеличения гибкости, так называе­мом стретчинге, получившем широкое распространение за рубе­жом.

Термин стретчинг происходит от английского слова stretching — натянуть, растягивать.

Эта система возникла в 50-е годы в Швеции, но лишь на 20 лет позже стала активно применяться в спорте и получила свое обоснование в работе американских и шведских ученых. Специалисты называют метод растягивания, как самый эффективный метод предотвращения травм, поддержания подвижности, снятия напряжения, а также повышения работоспособности и качества жизни.

В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.

Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

Существуют различные варианты стретчинга. Наиболее распространена следующая последовательность выполнения уп­ражнений: фаза сокращения мышцы (силовое или скоростно-силовое упражнение) продолжительностью 1—5 с, затем расслабле­ние мышцы 3—5 с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60 с. Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражне­ния, выполняемые в разминке или основной части занятия, за­канчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении.

Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может запол­няться медленным бегом или активным отдыхом.

Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако мож­но рекомендовать определенные параметры тренировки.

1. Продолжительность одного повторения (удержания позы) от 15 до 60 с (для начинающих и детей — 10—20 с).

2. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10—30 с.

3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.

4. Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.

5. Характер отдыха — полное расслабление, бег трусцой, ак­тивный отдых.

Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.