Дефицит бюдж и пути его сокр
Когда объем расх бюджета превышает дох, образуется дефицит бюджета.
Различают 2 формы:Активный дефицит возникает в случае увелич расх на развитие экономики, ее модернизацию и в конечном счете — на подъем нац экономики. Пассивный дефицит — результат увеличения расх в связи с финн-нием меропр, не отражающихся на росте ВВП (оборона страны, управленч расх и др.).
Фин-ние бюджетного дефицита республики осущ-ся из след источников:
• внутр — в виде привлеченных ср-в от банков, юр и ф/л;
• внеш — кредитов междун фин орг-ций, а также ин гос-в и др ин кредиторов;
• реализ гос имущества.
Сокращение бюджетного дефицита достигается гл обр за сч увеличобъема дох (расширением пр-ва и повыш его эф-ти, что позволяет нарастить объем ден поступлений от физ и ю/л без усиления налоговой нагрузки на их доходы) и уменьшения ур расх (более рац и экономное исп-ание бюдж-х ср-в, а также привлечение др источников финн-ния)
Бюдж процесс—д-ть гос органов, кот реглам закон актами, заключающаяся в разработке, рассмотрении и утверждении проекта бюджета, а также в исполнении бюджета. 3 этапа
1 этап Составление проекта бюджета – обосновываются объем и структура дох и расходов бюджета
II этапРассм и утверждение бюджета – Рассм Парлам РБе, утверж Презид
III этап – Исполнение бюджета — Правител РБе, местные исполнит и распор органы обеспеч исполнение соотв бюджетов.
Сущ госкредита и ф-ции
Гос кредит –совокупность ден отношений, возникающих между гос-вом, физ и юр.л, при кот гос-во выступает, как правило, в качестве заемщика, а иногда и в качестве гаранта.
Гос-во мож выступать в кач-ве заемщика, кредитора или в качестве гаранта. Гарантом гос-во выступает в тех случаях, когда берет на себя ответ-ть за погашение займов, взятых юр л страны у др гос-в. Гос-во чаще всего выступает в качестве заемщика ден ср-в, гораздо реже - в качеству кредитора, когда предоставляет кредиты др гос-ствам или субъектам хоз-ния внутри страны.
Привлечение врем своб ден ср-в юр и физ лиц гос-тво осущ-яет на условиях возвратности, платности и срочности.
Распредел-я ф-ия (форм-ние централ-х ден фондов гос-ва за сч перераспр ранее созданного нац дохода)
Контрольная ф-ция (связана с д-тью гос-ва и состоянием центр-ых ден фондов, гос бюджета)
Регулирующая ф-ция (проявляется, когда гос-во, вступая в кредитные отношения, воздействует на состояние ден обращения, ур %-х ставок на рынке денег и капиталов, на пр-во и занятость)
Осн формы гос кредита.
Товарная форма (сахарный, хлебный, автом-й, железнодор-й займы и др.) широко применялись в первые годы сущ-ния СССР.
В последующие годы в СССР и в наст вр в Бел наиб распростр получила денежная форма в виде гос займа. Госзаймы как форма гос кредита хар-ся тем, что вр своб ср-ва, имеющиеся у физ и юр лиц, привлекаются для финн-ния дефицита госбюджета и др общ-ных потребностей путем выпуска и реализ облигаций и др видов ЦБ. Облигация - ЦБ, дающая право ее владельцу по истечении опред срока получить обратно сумму долга и %.
По виду эмитента- Займы Правительства, Займы местных органов власти
По признаку держателей ценных бумаг- ю/л; насел; ю/л,насел
По месту размещения-внутр, внеш
По способу выплаты дохода-%-е, без%-е, выигрышные
По способу обеспечения-закладные, беззак
По срокам привлечения- кр. ср, ср. ср, долг. ср
По методам размещения-добровол, принуд
По характеру обращения-рыноч (свободно продаются и покупаются на рынке), нерыноч (не подлежат обращению на рынке ЦБ)
Гос долг и мет упр им
Гос долг - это сумма задолж-ти по об-вам гос-ва перед физ и юр л: резидентами, ин гос-ми, междун орг-ми и т.д.
Под гос внутр долгом – долговые об-ва Правит РБ перед юр и физ лицами на опредмомент вр (н.г.).
Под внешн гос долгом поним общая сумма осн долга РБ и ее резидентов по внешним госзаймам по состоянию на опр момент вр (ин кредиты; займы, получаемые от размещения на внешних фин рынках гос ЦБ).
Также капитальный гос долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств гос-ва на опр дату, вкл начисленные %, подлежащие уплате.
Тек гос долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым об-вам гос-тва и погашению об-в, срок оплаты кот наступил в отч пер.
Управление гос долгом в РБ осущ Правит РБ; долгом местных Сов депутатов - местные исполн и распоряд органы власти. Исп-ся различ методы рег-ния: новация, рефинанс, конверсия, унификация, консолидация, отсрочка погаш займа, анул-ние гос долга.
- новация - соглашение между заемщиком и кредитором по замене сущ-го об-ва другим об-вом;
- рефинансирование - погашение прежнего займа путем выпуска новых займов;
- конверсия - изменение первонач условий займа, его доходности;
- унификация - объединение нескх займов в 1 и обмен их на облигации нового займа;
- консолидация - изменение сроков действия уже выпущенных гос займов, как правило, в сторону увеличения;
- отсрочка погашения займа, при которой прекращается выплата доходов;
- аннулирование гос долга – применяется гос-вом в случае его несостоятельности; изменении полит режима, не желающего принимать на себя фин об-ва предыд властей.
Фин полит, ее содерж, цели, задачи
Фин политика –основанная на фин отношениях особая сфера д-сти гос-ва в обл форм-ния и исп-ния фин ресурсов как на макроур, так и на микроур с целью эк и соц развития.
Основой фин политики явл фин отношения между гос-вом и субъектами хоз-ания по поводу форм-ния финресурсов и их исп-ния.
Осн целями фин политики явл:
-наиб полная мобилизация фин ресурсов и соотв-щее наращивание госх финансов для удовля потреб общества;
-повышение ур доходности на душу насел;
-увеличение бюджетной обеспеченности жителей;
-выполнение соц стандартов, повышение жизн ур насел страны. .
Типы: Классич фин политика предусм невмешательство гос-ва в экономику, сохранение свободной конкуренции, исп-ние рыночного механизма.
Регулир фин политика – гос-во должно осущ вмешательство в циклическое развитие экономик с помощью опред фин-кредитных инструментов (бюджета, налогов, %х ставок и др.).
Планово-директивная фин политика применяется в странах, исп-щих административно-командную систему упр экономикой, направлена на жесткое выполнение пл пок-елей развития экономики.
Виды в зависимости от стадии эк цикла:
Стимулирующую (стабилизационную)
сдерживающую,
Пон и виды фин контр
Фин контроль - это система проверки степени надлежащего исполнения фин, осн и инвестиц д-ости пр-тия с целью установления правильности и законности проводимых фин операций, выявления резервов повышения эф-ти пр-ва. Объектами фин контроля выступают ден и распр-ные процессы, а субъектами - внешние и внутр контролеры.
В завис от субъектов, осущ-щих фин контроль, различают след его виды: гос (общегоси ведомственный) фина контроль и аудит (внеш и внутр).
Фин контроль явл формой реализации контрольной функции финансов, основу кот составляет движение фин ресурсов. Его целью явл обеспечение полного и своевр поступления ден ср-в в централ-нные и децентр фонды фин ресурсов, доведение их до получателя, эф-ное и целевое их исп-ние.
Гос фин контроль
Гос фин контроль осущ с целью обесп качества эф-ти фин-хоз упр, проверки соблюдения финансового законодательства субъектами хозяйствования, выявления внутренних резервов использования финансовых ресурсов.
Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля РБ.
Общегосударственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции. К общегосударственным органам относятся:
1. Президент Республики Беларусь;
2. Совет Министров РБ (Правительства),
3. Национальный банк,
4. Министерство финансов,
5. Министерство по налогам и сборам,
6. Государственный таможенный комитет и другие.
Комитет государственного контроля является высшим органом контроля Республики Беларусь и осуществляет финансовый контроль.
Одним из важнейших государственных органов контроля и регулирования является Национальный банк Республики Беларусь.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
В системе Министерства финансов РБ исключительно контрольные функции выполняют Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на местах.
Важная роль в системе государственного контроля принадлежит Главному государственному казначейству.
Ведомственный финансовый контроль проводится специализированными подразделениями, созданными внутри ведомств.
В процессе своей работы каждое функционирующее предприятие и организация постоянно осуществляют внутрихозяйственный финансовый контроль.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|