Бюдж устройство и принц постр бюдж сис гос-ва
Понятие финансов,ф-ции
Финансы предст собой эк категорию, хара-щую процесс образ и исп-я дох, центр-ых и децен-ых фондов ден ср-в.
Совокупность ден отнош, воз-щих в связи с фор-ем и исп-ем ден фондов, образуют фина отношения.
Финансы –эк инструмент расп-ния и перер-ния ВВП и нац дох, орудие контроля обр-ния и исп-ния фондов ден ср-в.
Финансы хар опр признаками:
1) всегда выступают в форме ден потоков и образуются в процессе создания, аккумуляции и исп-ния ден ср-в;
2) их материальной основой явл фин ресурсы, возникающие в рез-те движения входных и выходных потоков ден ср-в;
3) удовл потребности гос-ва или отд звеньев хоз-ва зависит от ур эф-ти экономики и рац-й орг-ции фин механизма;
4) активный характер фин инструментов обусловлен эк интересами всего общества и его отд участников.
Распредел-я ф-ция обеспеч каждое звено фин системы финресурсами. Посредством этой ф-ции осущ возмещение ст-ти потребленных с-в пр-ва, образование дох, форм-ние целевых бюдж и внебюдж фондов, содержание и развитие соц сферы; происх внутриотр, межотр и межтеррит перераспр нац дох.
Объе явл ВВП, нац дох, АО, часть нац богатства страны. Субъе гос-во, ю/л, ф/л
Формой реализации контрольной ф-ции явл фин инф, отраж-я такие осн фин пок-ли, как В, П, R, ликвидность, платеж-ть и дру.
Фин ресурсы и ист их фор-ния
Фин ресурсы - это фонды ден с-в, нах-ся в распоряжении гос-ва, субъектов хоз-ния, органов местного самоупр, насел. Их можно физически потрогать, подсчитать, ощутить. Источниками фин ресурсов явл:
• на ур субъектов хоз-ния: П, АО, кредиты, дох от реал ценных бумаг, %, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемыми др эмитентами;
• на ур насел: з/п, надбавки к з/п, премии, выплаты соц хар-ера, дох от предпр-кой д-сти, от операций с личным имуществом, потребительский кредит и т.д.;
• на ур гос-ва, органов местного самоупр: дох от гос и муницип-х пр-тий; дох от приватизации гос и муниц имущества; доходы от внешнеэк д-сти; налоговые дох.
Классиф по ур упр:
v централиз (фин ресурсы гос-ва);
v децентрал (фин ресурсы субъектов хоз-ния).
Фин ресурсы гос-ва в форме налогов и обяз отчисл, сосредоточенные в гос бюджете и внебюдж фондах, исп-ся для фин-ния расходов гос-ва по выполнению его ф-кций, фин об-в, соц защиты насел, выполнения гос программ.
Фин ресурсы субъ хоз-ния в виде фондов накопл и потреб исп-тся на тек з-ты и з-ты по обновли расшир прва, удовл-ение соц-культ потребн работающих.
Сферы и звенья финансовой системы
Фин система РБ вкл в себя звенья:
-общегос (централе) финансы;
-финансы пр-тий, учреж, орг (децентр финансы);
-фин рынок.
Ключевую роль в фин системе РБ играют общегос финансы: бюджет, целевые бюдж и внебюдж фонды, а также гос кредит.
Гл звеном явл гос бюджет, кот предст собой осн фин план гос-ва, опр-щий источники форм-ния его дох и направления их исп-ния на общегос нужды.
Го целевые бюдж фонды предн для финн-ния гос нужд, отраженных в названиях фондов.
Отд звеном финсистемы явл гос кредит, кот отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-вом временно своб ден ср-в пр-тий, орг-ций и насел.
Осн звеном фин сис гос-ва явл финансы коммерч пр-тий, где создается ЧД.
В завис от отраслевой направленности финансы подр на финансы пром-ти, с/х, стр-ва, торговли и т.д.
Финансы некоммерч орг-ций характерны тем, что здесь в осн не преследуется получ П.
Финансы домохозяйств обр-тся в осн за сч дох от предпр сти, финн операций с ЦБ, депозитов и соц выплат.
Все части и звенья фин сис связаны с фин рынком.обеспечивающим мобилизацию, распред, куп-прод, эф-ное исп-ние врем своб фин ср-в.
Все сферы и звенья фин системы тесно взаимод м/д собой. Проявляется это в след:финансы субъектов хоз-ния взаимод с общегос финансами при уплате налогов и неналоговых платежей в бюджет и гос целевые бюдж и внебюдж фонды, при получении ср-в из них.
Сущ бюдж, его ф-ции
Как эк категория гос бюджет связан с фор-нием и распр централ-го фонда финна ресурсов гос-ва.
Распред функции-- происх распр и перерас ВВП и нац дохода м\д отд отраслями н/х, материальной и соц-кул сферами.
Регул-щая функция--посредством косвенных (налоги, выд без% кредит) и прямых методов (фин-ние соц сферы, науч исслед, финн поддер мал бизнеса) влияет на фор-ние доходной и расходной частей бюджета.
Фин-ния соц сферы— закл в обес-ние бесплат мед обслуж, опред-го ур образ, содержание нетрудосп граждан, поддержку мн др соц и кул меропр, содерж администр-х органов упр.
В процессе составления и исполнения бюджета осущ постоянный контроль за своевр-ой и полной мобилизацией всех источников поступлений, а также за раци расходованием бюдж ресурсов. Эта функция возложена на все органы упр, налоговые службы, фин ст-ры и непосредственных распорядителей кредитов.
Бюдж устройство и принц постр бюдж сис гос-ва
Бюдж устройствоотражает гос устройство данной страны и опр-ет содержание бюдж системы, а также принципы ее построения.
В РБ, являющейся унитарным гос-вом, бюдж система вкл два уровня: республ и местные бюджеты.
Республ бюджет за сч его ср-в фин-ся объекты респ собственности, общереспуб программы, соц-кул учреж республ подчинения, резервные фонды СовМинистров РБ, МинФин РБ.
Местные бюджеты в осн обеспечивают развитие хоз-ва регионов, благоустройство их терр-й и осущ-ние соц-кул меропр местного значения.
Бюдж система РБ строится на основе принципов:
Единство бюдж системы обесп-ся общими закон базой, формами бюджетной док-ции, бюдж класс-цией.
Полнота бюджетовобесп-ся вкл-ем в них в полном объеме всех налогов, уст-ных закон-вом РБ, др обяз платежей и иных поступлений, а также опр-нием размера и порядка расходования ден ср-в.
Реальность бюджетовподтверждается финн-нием расходов исходя из объема реально поступающих дох и ср-в, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
Гласность бюджетовдостигается доведением до граждан ч/з СМИ хода обсуждения и принятия Закона о бюджете РБ.
Самостоятельность бюджетоввсех уровней: респ бюджет утв-ся Зак о бюджете РБ, местные — решениями местных органов власти. Исполнение возлагается на Прав РБ и местные исп-ные и распор органы. наличием собст источников доходов и правом упол-ых гос органов самост составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Дох и расх бюджетов
Дох бюджета— это денежные поступления, которые централизуются в гос бюджете в результате изъятия части доходов хоз-щих субъектов и насел, а также посредством взимания установленных платежей и сборов.
Источники дох:
По методу аккумуляции дох:
• обяз платежи (налоги, сборы);
• необяз платежи (займы, пожертвования, лотерейные дох и др.).
По типу плательщика:• ю/л ,ф/л По источнику дох:
• П, доход хоз-щих субъектов;
• имущество субъектов хоз-ния, граждан и гос-ва;
• личные доходы граждан;
• штрафы, удержания.
По характеру поступления платежей: тек и капит дох
По территориальной принадлежности:
• дох республ значения;
• дох местных бюджетов.
Расх бюджета– ден ср-ва, кот исп-ся на цели, предусм в Законе о гос бюджете.
Расходы бюджета осущ-ся в форме бюдж финн-ния отд пр-тий, учр и орг-ций.
По направлениям: внешние расх (бюдж ср-ва, кот идут на погашение и обсл-ние внеш гос долга, финн-ние межд сотрудничества в разл сферах д-сти, и др.) и внутр (все остальные виды расх).
По функц-му назначению позволяет четко опр-ть целевые направления бюджетных ср-в, связанные с выполнением осн ф-ций гос-ва.
По эк содерж: тек расходов (относ тек финн-ние органов гос власти, тек расх на соц-кул меропр, фин поддержка отд отраслей экономики и т.д.) К капитальным расх относятся бюдж-е ср-ва, кот исп-ся на расширение воспр-ва, совершенствование инфраструктуры, модернизацию пр-ва.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|