Сделай Сам Свою Работу на 5

Сознание, его структура. Сознание и бессознательное.





Сознание одно из наиболее сложных и загадочных явлений мира. Его трудно познать, описать, определить, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Но все что доступно человеку в мире проходит через его сознание. Благодаря сознанию перед взором человека предстает мир разнообразных предметов, явлений, процессов, их свойств и люди строят свое отношение к ним, пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, чувств, мыслей, смысл своего существования.

Все это свидетельствует о том, что сознание представляет собой специфически человеческую форму регуляции взаимодействия с действительностью. Поэтому и проблема сознания имеет давнюю традицию в философии. Однако в различных философских направлениях подходы к проблеме сознания были различны. Представители идеализма отстаивают первичность сознания по отношению к материи, наделяют его самостоятельным существованием, способностью творить окружающий мир. Субстанциональный характер сознания признают и дуалисты. Материалисты же, напротив, рассматривают сознание в органической связи с материей. Но и в материалистической философии имелись упрощенные представления о сознании. Они нашли свое выражение в вульгарном материализме, рассматривавшем сознание как своего рода материальное вещество, и гилозоизме (Спиноза, Дидро), наделявшем способностью мыслить всю материю.



Современный материалистический взгляд состоит в том, что способностью мыслить обладает не вся материя, а лишь особым образом организованная материя – человеческий мозг, и что сознание не какое-то вещество, выделяемое мозгом, а его способность отражать этот мир в виде идеальных, духовных образов.

Таким образом, в свете современных представлений, источником сознания является внешний мир и его отражение в мозгу человека в виде идеальных, духовных образов. Но психические процессы, происходящие в коре головного мозга – это еще не сознание, а лишь его предпосылка. Не мозг мыслит сам по себе, а человек с помощью мозга.

Возникновение развитых форм сознания связано со становлением человека и человеческого общества. Основой становления человека является труд. В процессе труда не только совершенствовался мозг человека, его мыслительные способности, но и усваивался опыт, навыки, знания, накопленные другими людьми, предшествующими поколениями. Благодаря этому сознание человека приобретало те же черты, которые отличают его от психики животных.



Сознание имеет довольно сложную структуру. В его основе лежат психические процессы. Однако не всякие психические процессы осознаются человеком. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательны и бессознательные процессы. Сознание – это та часть психики, которая человеком осмысливается, осознается.

Ядром сознания, основным его содержанием являются знания. Знания о предметах, процессах, явлениях действительности составляют основу отношения человека к миру и его саморегуляции. Важными структурными элементами сознания являются память, воля , самосознание. Самосознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я», своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, своего положения в обществе.

 

 

Общественное сознание, его уровни и формы

Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом.

Общественное сознание составляет духовную культуру общества и человечества. Это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом, в том числе и о себе самом. Это совокупность идей, теорий, взглядов, социальных чувств, привычек, нравов, интересов, идеалов, возникающих в определенный исторический период у больших социальных групп.



Сознание отдельного человека и общественное сознание образуют противоречивое единство. Индивидуальное и общественное сознание постоянно взаимодействуют: исторически выработанные нормы общественного сознания становятся основой мировоззрения, личными убеждениями индивида. С другой стороны личные убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся общим достоянием, правилом и убеждением.

Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание.

Политическое сознание- это совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций и государств.

Правосознание- это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву.

Нравственное сознание отражает отношения, существующие между людьми, и обязанности, вытекающие из этих отношений.

Эстетическое сознание- это совокупность идей и представлений, выражающих чувственное отношение человека к миру.

Основными уровнями общественного сознания являются: обыденное и теоретическое, специализированная и массовая, идеология и общественная психология.

 

Сознание и язык

Сознание человека представляет собой удивительный феномен, близкий для нас и в то же время загадочный, окутанный пеленой таинств и поражающих наше воображение парадоксов. Многие явления, связанные с ним (внушение, телепатия, психокинез и др.) свидетельствуют о сложности данного образования, неиспользованных возможностях его познания. Наука будущего, надо полагать, изменит о нем наши представления. Сейчас же его содержание мы должны рассматривать с позиций современного уровня знаний.

В понятийном аспекте сознание выражает способность высокоорганизованной материи – мозга человека отражать мир объективной реальности в процессе общественно-исторической практики и условий формирования социальной среды.

Сознание самым непосредственным образом связано с языком, который проявляет себя посредством следующих функций: экспрессивной, коммуникативной , аккумулирующей, сеггустивной.

Язык не существует сам по себе, он является средством выражения мыслей. Этот процесс может осуществляться различным образом: посредством разговорной, устной и письменной речи, мимики, жестов, музыкальных звуков, в полотнах живописи, различных рисунках, в математических знаках и формулах. В любом случае, мысли человека реализуются посредством слов. Мысль является мыслью только тогда, когда она обличается в материальную оболочку слова и посредством речи находит свое непосредственное выражение. В этом заключается экспрессивная функция языка.

Язык кроме экспрессивной, имеет и ряд других функций. Посредством его осуществляется процесс общения между людьми, обмен их мыслями. Человек рассуждает всегда предметно, он настраивает своего собеседника на понимание того, о чем идет разговор, т.е. вызывает у него определенные мысли, – в этом состоит коммуникативная функция языка.

Особое значение язык имеет для передачи социального опыта. Он обеспечивает преемственность в развитии материальной и духовной культуры, транслирует определенные знания, умения и навыки от одних к другим поколениям людей. Все богатство духовной культуры прошлых исторических эпох, посредством языка воспроизводится в современных социальных системах. Мы имеем возможность читать произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского только потому, что их мысли в виде семантических знаков были запечатлены в книгах и переданы нам по наследству. В данном аспекте язык выполняет аккумулирующую функцию.

Слова не только выражают суть отдельных понятий, которые обозначают реальные предметы, одновременно они воздействуют и на психику человека, вызывая у него различные эмоциональные состояния. Под воздействием слов человек может испытывать радость, восторг, ликование, горечь, печаль и т.п. Слова как лезвие бритвы могут глубоко ранить человека и в то же время возвысить его, придавая ему смысл особой значимости его существования. Магическая сила слов настолько велика, что под их влиянием человек может терять память (амнезия), подчиняться воле других людей (зомбирование) и пребывать в гипнозе. В данном случае проявляет себя сеггустивная функция языка.

Язык и мышление диалектически взаимосвязаны и друг без друга не существуют. Вместе с тем между ними есть и определенные различия. Язык материален, а мышление идеально; язык обозначает предметы, а сознание их отражает. В отличие от мышления язык консервативен и в меньшей степени податлив к инновациям и изменению. Решая задачи возрождения национального самосознания и языка, следует помнить об этом и решать данные проблемы не кавалерийским наскоком, а медленным, эволюционным путем.

 

 

52. Проблема познаваемости мира в философии.

Проблема познания – это проблема возможных путей получения достоверных знаний о предметах, вещах, явлениях окружающей действительности. Она является центральной проблемой любого философского учения, выступает его гносеологическим аспектом.

Центральное место в гносеологической проблематике занимает вопрос о соотношении субъекта и объекта познания. Субъект познания – это тот, кто познает, объект – это то, что познается. Вопрос заключается в том, может ли субъект познания постигнуть сущность познаваемых предметов, вещей, явлений.

В истории философской мысли имели место разные ответы на этот вопрос. Их можно сгруппировать по трем основным позициям. Первая позиция – реализм. Ее суть – существует независимо от человеческого сознания внешний мир и мы можем его познать. На этой позиции стояли не только материалисты, но и некоторые последовательные идеалисты. Вторая позиция заключается в том, что либо вообще отрицается принципиальная возможность познания мира, либо так или иначе ограничивается познавательные способности человека. Это нашло свое выражение в агностицизме (И. Кант), скептицизме (Д. Юм), в физиологическом идеализме (И. Миллер), в различных направлениях иррационализма (Шеллинг, Ницше, Фрейд и др.). Третья позиция – идеализм (преимущественно субъективный). Ее суть – мы можем познать только свое собственное сознание, а допускать существование действительности вне сознания бессмысленно.

Начиная с 19-го века развивается современная теория познания. Она базируется на следующих основных принципах:

1. Вне нас и независимо от нас существует внешний мир и он отражается в нашем сознании.

2. Познание – это активная деятельность субъекта, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытия его сущности. Основу такой деятельности составляет практика. Познаваемый объект «задан» человеку не в форме созерцания, а в форме деятельности. Иными словами, мы знаем предметы, вещи такими, какими их нам раскрывает многообразная наша деятельность – практика.

3. Субъект познания – это не только отдельный индивид, но и коллектив людей, социальные группы, общество и все человечество.

4. Познавательный процесс направляется и организуется социокультурной программой. Она формируется под влиянием личных и общественных потребностей субъекта, его целей, знаний, мировоззрения, других компонентов культуры.

 

 

53.Чувственная и рациональная в познании, их взаимосвязь. Формы чувственного и рационального познания.

 

Познание как процесс практического и теоретического овладения объектом включает в себя разнообразные компоненты. Основными же сторонами любого познавательного процесса являются чувственное и рациональное мышление.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. С его помощью мы можем познать те свойства и связи, которые как бы лежат на поверхности, доступны органам чувств. Чувственное познание осуществляется в трех основных формах – ощущение, восприятие и представление. Ощущение фиксирует лишь отдельные свойства вещи (цвет, запах, вкус). Восприятие отражает целостную совокупность признаков и свойств предметов, вещей. Ощущения и восприятия имеют место при непосредственном контакте субъекта и объекта познания. Представление же – это тоже целостный чувственный образ вещи, но он возникает на основе памяти, без непосредственного контакта субъекта и объекта познания. Названные формы чувственного познания -- это психическое отображение в виде идеальных образов в мозгу человека предметов и вещей внешнего мира, и поэтому они должны быть сходны с ними, в чем-то аналогичны самим вещам. Однако это сходство не абсолютно, так как каждое чувственное знание носит на себе отпечаток личности. Поэтому чувственные образы не только идеальны, но и субъективны.

Чувственное познание при всем своем значении не позволяет постичь сущность вещей. Для этого требуется логическое (рациональное) мышление. Логическое познание осуществляется также в трех основных формах – понятие, суждение, умозаключение. Понятие есть простейшая форма мысли, которая отображает общие, существенные, необходимые свойства всех явлений, предметность определенного класса. Связь понятий в процессе мышления выражается в суждении – форме мысли, утверждающей или отрицающей что-либо о предмете. И, наконец, умозаключение – третья форма логического мышления, когда на основе связи между суждениями делается определенный вывод. В процессе познания чувственное и логическая стороны взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нет ни чисто чувственного, ни чисто логического мышления. Есть познавательный акт, в котором и чувства, и разум слиты воедино. В связи с этим становится понятной несостоятельность взглядов сторонников сенсуализма, рационализма и иррационализма. Сенсуалисты преувеличивают роль чувственного познания и недооценивают значение рационального мышления. Рационалисты, наоборот, считают, что все истинные знания можно получить чисто рациональным путем. Иррационалисты же считают, что постижение сущности явлений возможно не с помощью чувств и разума, а путем интуиции, внезапного озарения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.