Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные этапы развития философской мысли Беларуси





Философия Беларуси представляет собой комплекс философских идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. При этом безусловную ценность имеют философские идеи, сложившиеся с начала XVI в. по 20 – 30 годы ХХ в.

Формирование философской мысли Беларуси связано со следующими этапами:

Первый этап - предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства ( 10-12 вв), имевщего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих земляъх первый монастырь. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолячич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкакя.

Второй этап – гуманистическое и реформационное движение ( XVI-первая половина XVII вв), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Данный период представляют Ф.Скорина, Н.Гусовский, С.Будный.В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы.Реформационное движение было связано с концепцией антитринитаризма (неприятие догмата о трёх ипостасях Бога). Одним из ее теоретиков был С.Будный.



Третий этап – доминирование схоластической философии (конец XVII – первая половина XVIII вв) связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой.

Четвертый этап – господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая половина XVIII – первая половина XIX).

Пятый этап – национально-демократические идеи белорусской общественной мысли ( вторая половина XIX – начало XX). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статус национальной культуры и языка ( Ф.Богушевич, М.Богданович, Я.Купала, Я.Колас и др.).

Шестой этап- доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20-80 гг. XX вв.), в рамках которой проводились исследования в области:

§ Истории философии ( Г.Александров, И. Лущицкий., А. Майхрович, С.Подошкин)

§ Философии и методологии науки ( В.Ивановский, В.Степин)



§ Теории диалектики ( Д. Широканов, Ю.Харин)

§ Социальной философии ( Е.Бабосов, Г. Давидюк)

§ Философии культуры (Н, Крюкоский).

Для белорусских земель времен Киевской Руси характерно мощное движение христианского просвещения, начало которому было положено полоцкой княжной, женой Великого князя киевского Владимира – Рогнедой. Этот период белорусской истории отмечен деятельностью таких фигур как Климент Смолятич и Кирилл Туровский.

Становление собственно философии связано с именем первопечатника и гуманиста Ф. Скорины. В этот период философская и гуманистическая мысль представлена следующими именами: С. Будный, М. Гусовский, М. Смотрицкий, В. Цяпинский и др.

Велико значение для последующих судеб белорусской культуры принятие Второго Статуса Великого княжества Литовского (1566) и подготовки Третьего Статута. Одна из центральных фигур этого периода - канцлер Л. Сапега, с именем которого связаны подготовка и принятие в 1588 Третьего Статута ВКЛ. В это время в ВКЛ развертывается широкая издательская деятельность, начатая Ф. Скориной, продолженная С. Будным, Мамоничами и др. Это период, когда на возрожденческие и гуманистические идеи накладываются реформационные идеи (как правило, кальвинистские). С кальвинистской линией были связаны; С. Будный (в начале своего творчества), А. Валович, М. Радзивилл Черный, В. Цяпинский (в начале своего творчества) и др. В 17 в. эта линия (до победы Контрреформации) была продолжена А. Белобоцким; Б. Будным и др. Атеистическую версию свободомыслия представляли К. Бекеш и С. Лован, в 17 в. - К. Лыщинский. Это также - и период принятия унии и деятельность таких ее видных представителей, как И. Потей; М. Рагоза; П. Скарга и др. Активную поддержку унии оказал Л. Сапега. В 17 в. эта линия продолжена униатскими архиепископами И. Кунцевичем и Л. Кревзой. В Беларуси действовал и активно занимался просветительской деятельностью униатский орден базилиан. Активную позицию защиты православия и противостояния унии заняли братья Зизании, князь К. Асторожский, М. Смотрицкий и др. В это время развертывается активная деятельность православных братств. Центральная фигура 17 в. - Симеон Полоцкий, 18 в. - Г. Конисский. В целом 17 - начало 18 в. характеризуются угасанием идей Реформации, непрекращающейся полемикой православной и униатской сторон, нарастающей концентрацией философской мысли в сфере влияния католических орденов. Ориентированная на католицизм философия 17 в. представлена именами: А. Ализаровского, Н. Ленчицкого, М. Карского и др. Это период складывания поздней ("виленской") схоластики, активной разработки этических, эстетических и педагогических идей. В 16 в. была заложена основа, а в 17 в. развернута имевшая продолжение в 18 в. традиция диспутов.



18 - начало 19 в. характеризуются как продолжение полемической линии и линии поздней схоластики, так и возникновением антисхоластических течений. Важно отметить линию, непосредственно не связанную с религиозной ориентацией и целями: И.Я. Быковский, К. Вырвич, М. Корицкий, К. Роговский и др. Во второй половине 18 в. "философствование" становится модой в Речи Посполитой, образуется ряд меценатских кружков и салонов, возникают литературные объединения. Культовыми становятся герои восстания 1794 года: Костюшко и Я. Ясинский. В конце 18 - начале 19 в. происходит становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания и происходит философское осмысление его оснований: М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий, Ю. Ясинский и др. Происходит становление и социо-гуманитарного знания.

Поиски утраченной национальной традиции, критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания привели в Беларуси в 19 в. к возникновению мощной волны этнографических исследований. Обработка этого круга идей осуществлялась средствами литературы. Для становления белорусского самосознания многое сделали произведения А. Мицкевича, Я. Чечота, У. Сырокомли, Я. Барщевского, В. Дунина-Мартинкевича, Я. Лучины, Ф. Богушевича. В 20 в. эта традиция на качественно новом уровне была продолжена Я. Купалой, М. Богдановичем, М. Горецким, Я. Коласом и др. В 1920-е г. в Беларуси был опубликован ряд интересных работ, выполненных в рамках методологии марксизма. В целом же к концу 1920-х заканчивается еще один этап в развитии философии Беларуси, на смену которому приходит эпоха советской философии.

 

37.Метафизика и онтология как учение о бытии. Основные формы бытия.

Формирование категории бытия имеет длительную историю и своими корнями уходит в глубь веков. Первые представления о бытии мы встречаем у древнегреческих философов, которые рассматривалось ими в аспекте трех атрибутов: бытие (сат), сознание (ситрум) и «блаженствор» (анада).

В период развитых философских систем под понятием «бытия» в древнегреческой философии понимались пять первоэлементов: металл, дерево, огонь, вода и земля. В античной философии мы находим различные как идеалистические, так и диалектико-материалистические воззрения на проблему бытия. Идеалистическая концепция была представлена Платоном. Он считал, что бытие в отличие от конкретных чувственных, изменяющихся вещей есть вечная, неизменная бестелесная идея.

Диалектико-материалистические взгляды на проблему бытия нашли отражение в воззрениях Гераклита, который полагал, что одна и та же вещь существует и не существует, то есть находится в состоянии бытия и небытия. Эту мысль разделял и другой философ античности Демокрит, противополагая бытие (атом) небытию (пустоте).

Научное определение бытия в единстве диалектического и материалистического о нем представления было дано классиками марксизма. Под бытием они понимали бесконечное, независимое от сознания людей существование объективного мира, то есть материю, природу и общество.

В современной философской литературе под бытием, кроме материальных (вещественных ) образований, понимается и его духовные компоненты. Иначе говоря, бытие – это то, что реально существует: материя, сознание, психические акты мыслительной деятельности. Это, однако, не однопорядковые, а строго субординированные процессы. Материальное бытие не просто существует вне нашего сознания, оно определяет его развитие, то есть сознание по отношению к нему вторично. В этом смысле бытие, с одной стороны, совпадает с материей, выражая реальное существование вещей, с другой – отличается от нее, ибо в свое содержание помимо вещественных включает и духовные образования.

Современные воззрения на бытие характеризуются следующими основными аспектами. Первый из них дает ответ на вопрос мир вечен или он преходящ во времени, то есть имеет начало своего возникновения. Как едино целое мир вечен, он не имеет ни начала ни конца. Напротив, конкретные вещи преходящи, они имеют причины своего появления и исчезновения. Второй аспект философской проблемы бытия соотносим с вопросом о единстве мира с пониманием того, что бытие мира есть лишь предпосылка его единства, ибо мир должен существовать прежде чем быть единым.

Третий аспект проблемы бытия есть констатация того, что мир вообще и все, что в нем осуществляется, есть реальная основа для сознания человека и осуществления его практических действий.

Кроме основных аспектов бытие имеет и свои формы: вещное, индивидуальное (человеческое), духовное и социальное.

1). Вещное бытие делится на бытие природных (естественных) предметов и вещей, созданных самим человеком в процессе его трудовой деятельности. Здесь речь идет о первой (естественной) и второй (искусственной) природе. Первая природа существует вечно и реально, а вторая природа возникает в процессе формирования самого общества и его законов.

2). Индивидуальное бытие подразделяется на бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие. В первом случае человек предстает как вещь среди других вещей, как природное тело. Во втором случае он выступает как отдельный индивид единого человеческого рода.

3). Духовное бытие подразделяется на индивидуальное и надиндивидуальное бытие. Формами индивидуального духовного бытия являются сознание, самосознание и бессознательные процессы. Формами надиндивидуального бытия являются: политика, право, мораль, искусство, религия, наука, философия.

4). Социальное бытие представлено бытием человека и его историей в виде собственного общественного бытия, включающего такие структуры как производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка.


38.Эволюция представлений о материи в философии и науке. Материя и ее атрибуты.

Представление о материи складывалось на протяжении тысячелетий и отражено в каждую конкретно-историческую эпоху определенный уровень знаний о мире и самом себе.

С первыми воззрениями на материю мы встречаемся уже в глубокой древности. Многие из философов этого времени под материй понимали некий конкретно-чувственный материал, такую неизменную субстанцию, которая выступает первоосновой всего многообразия вещей. У древнегреческого философа Фалеса в качестве такой основы выступает вода, у Гераклита – огонь, у Анаксимена – воздух, у Анаксагора – некое неопределенное первовещество – апейрон. Демокрит и Эпикур выдвигают свои предположения об атомистическом строении материи. В 17-18 вв. в Новое время на основе развития конкретных наук, и прежде всего классической механики Ньютона, складывается новое понимание материи. Она рассматривается в связи с конкретным веществом и наделяется такими неизменными свойствами, как протяженность, масса, энергия, непроницаемость, инерция и др.

Ряд исследователей под материей понимали всю окружающую природу (Б. Спиноза, Дж. Бруно). Ближе всего к решению этой проблемы подошел французский философ-материалист Гольбах. В работе «Система природы» он дает поистине научное определение материи, понимая под ней все, что существует вне нас и оказывает воздействие на наши органы чувств. Это был принципиально новый подход. Материя впервые рассматривалась как объективная реальность, и что важно, в рамках двух сторон основного вопроса философии. Это о нем представление в последующем легло в основу ленинского классического определения материи, данное им в работе «Материализм и эимпириокритицизм». «Материя, - пишет В.И. Ленин, - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нас».

В ленинском определении материи непосредственное отражение находят две стороны основного вопроса философии. Подчеркивая мысль о том, что материя есть объективная реальность и она познается человеком. В данном определении материи заложен и большой мировоззренческий заряд, так как оно опровергает идеализм во всех его разновидностях, и различные агностические воззрения. Это понятие имеет и определенное методологическое значение, что находит свое выражение в выборе более эффективных путей развития естественных наук, обобщении их конкретных данных. В системной организации материи можно выделить три типа систем: мир неживой, живой (органической) и социально организованной материи.

Неживая материя представлена тремя уровнями. В качестве их выступают: микромир, макромир и мегамир.

Живая (органическая) материя специфична по своей структурной организации и включает следующие уровни: доклеточный (нуклеиновые кислоты, ДНК и РНК и белки), клеточный и организационный. Особые уровни организации живой материи образуют надорганизменные уровни: популяции, биоценозы и биосферу.

Основными уровнями структурной организации социально организованной материи является: индивид, семья, социальная группа, коллектив, классы, государство, общество, современные цивилизации.

Атрибутами материи являются движение, пространство и время.
39. Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.

Материя не может существовать сама по себе как неизменное статичное образование. Свой статус бытия и действенности она приобретает только в связи с движением, которое является ее неотъемлемым атрибутивным свойством.

Впервые научную классификацию основным формам движения материи дал Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы». Он выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. В основу классификации Энгельсом были положены следующие принципы: 1) материального носителя; 2) противоречивости; 3) генетической связи основных форм движения. Нетрудно заметить, что каждая из названных форм движения связана с определенным материальным носителем. Так, для механической формы движения материи им является масса вещества, для физической – молекулы, для химической – атомы, для биологической – белок и аминокслоты (ДНК, РНК), для социальной – способ производства материальных благ. Соответственно, данным формам присущи и свои специфические противоречия: это процессы притяжения и отталкивания, положительный и отрицательный заряды, ассоциация и диссоциация атомов; наследственность и приспособляемость, противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Что касается принципа генетической взаимосвязи основных форм движения материи, то он является одним из самых существенных. Суть его заключается в том, что низшие формы движения материи необходимым образом входят в высшие, но не допустим обратный процесс – их сведения к низшим формам. Данная Энгельсом классификация основных форм движения материи в настоящее время претерпела серьезные изменения. В области микромира открыты новые формы физического движения, связанные с взаимопревращениями вещества и поля. Выявлено много нового и в понимании биологической формы движения материи, целостного о ней представления, связанного с биосферой и ноосферой, с определением ее качественного новых субстратных материальных носителей – ДНК и РНК.

По мере развития научных знаний и в дальнейшем будут меняться взгляды на формы движения материи.

Глобальный эволюционизм – это интегративное исследовательское направление , учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционизирующей системой. Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: космическую, химическую, биологическую и социальную – объединяя их генетической и структурной преемственностью.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.