Сделай Сам Свою Работу на 5

Античная философия (основные этапы ее развития, представители)





Философия Др. Греции – это совокупность учений развившихся с VI в. до н.э. по VI в. н.э. Основными особенностями античной философии являются космоцентризм и логоцентризм.

Выделяют следующие этапы в развитии философии Др. Греции:

- натурфилософский,

- классика,

- эпоха эллинизма.

В первый период развития античные философы занимаются поисками первоначала. Основными школами и представителями этого периода являются Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), Пифагорейский союз (Пифагор), Элейская школа (Парменид, Зенон), школа атомистики (Левкипп, Демокрит).

Второй период развития – классика (серединаV – середина IV вв. до н.э.). В раннюю классику происходит «антропологический поворот»: в центр внимания философов попадает сам человек, а вместе с ним проблемы познания, этики, социальной философии. У истоков антропоцентризма стоят софисты. Противником софистики был Сократ. Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду, соединяя учение натурфилософов о природе с учением Сократа о человеке и обществе.

Эпоха эллинизма – третий период античной философии – характеризуется субъективизмом и индивидуализмом. В это время философов волнуют не вопросы научного и систематического изучения мира, а проблемы отдельного индивида, который ищет защиты от разрушительного воздействия внешнего мира. Три основных течения этого периода – стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.



 

 


 

Натуралистический этап развития древнегреческой философии

Первый этап античной философии представляет собой натурфилософию ранних греческих философов (VI-V в. до н.э). Основной проблемой для философов данного периода была проблема первоначала (архэ). Они пытались ответить на вопрос: что является первопричиной всего существующего?

Основные школы и представители данного периода:

1). Милетская школа (располагалась в городе Милете на востоке Греции). Ее основатель – Фалес, политик и философ. Архэ для него – божественная разумная вода. Последователь Фалеса Анаксимандр в качестве первоначала избирает бесформенную массу вещества – апейрон (от др. греч. – беспредельное), обладающую безграничными способностями порождения вещей. Анаксимен считает началом всего воздух, элемент, который в силу своей легкости и невидимости совмещает в себе как физические, так и духовные характеристики. Сгущение воздуха порождает воду и землю, из которых образуется земля, разрежение – огонь, из которого образуются звезды, солнце и луна.



2). Пифагор и пифагорейцы. Пифагор полагал, что начало всему – число. В основе мира лежит единица. Она присутствует в каждом предмете, даже во множествах, так как каждое множество есть «нечто», одно. Двоица или диада – символ множественности, в геометрии – две точки, составляющие отрезок. Триада – треугольник, начало плоскости. Четверка – объемное тело, треугольник и точка вне него. Таким образом, при помощи числа и числовых соотношений, возможно, построить космос и полностью описать реальность, полагал Пифагор.

Гераклит утверждал, что, постоянное движение и изменение космоса происходит под контролем устойчивого и неизменного космического ума-логоса, тождественного с огнем, из которого происходит все существующее. В космосе происходит постоянный переход противоположностей друг в друга, одних вещей в другие. Этот процесс описывается известными афоризмами Гераклита «Все течет, все изменяется», или «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

3). Элейская школа (располагалась в городе Элее, отсюда и получила свое название).

Главной проблемой рассуждений элеатов является единство космоса, которое может быть постигнуто только разумом. Парменидв поэме «О природе» выдвигает требование различать космос как неизменное единое бытие, постигаемое разумом, и космос как множество изменчивых отдельных вещей, воспринимаемых чувствами. Поэтому его ученик Зенон создал ряд аргументов (апорий), доказывавших, что невозможно помыслить без противоречия пустоту, множество и движение. Наиболее яркими были апории, демонстрировавшие невозможность движения: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадий».



Эмпедокл, философ и маг, рассматривает возникновение космоса как результат взаимодействия четырех материальных элементов с идеальными силами любви (притяжения) и вражды (отталкивания).

4). Левкипп и Демокрит, представители школы атомистов, по-своему переосмыслили идеи Элейской школы. Признавая основой и первопричиной всего существующего атомы (единицы), которые наделялись, как и единое элеатов, характеристиками вечного и неизменного бытия.

Афинский философ Анаксагор доводит до конца логику развития натурфилософии. В его учении идеальное первоначало – космический Ум – упорядочивает и структурирует материальные частицы.

Философия софистов и Сократа

В центре внимания софистов оказывается конкретный, индивидуальный человек, с его желаниями и чувственными стремления. Софисты Протагор и Горгий полагали, что объективная истина непознаваема. Учитывая невозможность объективных общекосмических критериев добра и зла, истинности и ложности, Протагор, объявляет таким критерием представления самого человека: «Человек есть мера всех вещей». Философия софистов отличается субъективизмом, скептицизмом и релятивизмом знания и морали.

Основными принципами философии Сократа являются тезисы «познай самого себя» и «я знаю, что ничего не знаю». Философия – это не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Поэтому Сократ осуждает эмпирическое изучение природы. Человек может знать только то, что в его власти. А в его власти не внешняя природа, а душа. Поэтому истинное знание человек может иметь только о душе. Главная задача познания – самопознание. Познать себя – значит осмыслить себя как нравственное и общественное существо, как личность.

В своей этике Сократ отождествляет добродетель со знанием. Дурное действие понимается как незнание или заблуждение, а мудрость как абсолютное знание. Сократ выделяет три добродетели:

умеренность (умение справляться со страстями);

храбрость (умение преодолевать опасности);

справедливость (соблюдение человеческих и божественных законов).

Государство сильно тем, как граждане исполняют законы. Для каждого отечество и законы должны быть выше и дороже отца с матерью.

Сократ выделил четыре формы правления государством: тирания – власть произвола, плутократия – власть богатства, демократия – воля всех и аристократия – власть аристократов духа.

Метод Сократа получил название майевтика (буквальное значение – повивальное искусство, т.е. в споре рождается истина).

Последователями Сократа стали Платон и представители сократических школ – кинической, киренской и мегарской.

 


Учение Платона об идеях

Известнейшим учеником Сократа был Платон(427 – 347 гг. до н.э.). Философское учение Платона охватывает широкий круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и о познании, об обществе, о воспитании, о искусстве и т.д.

По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины – бестелесные нечувственные формы, постигаемые умом – «эйдосы». Каждому классу чувственных вещей соответствует некоторая идея, эйдос. По отношению к вещам идеи, эйдосы есть причины, образцы и цели существования. Так как вещи преходящи и изменчивы, то они должны быть обусловлены не только бытием (эйдосами), но и небытием. Небытие Платон отождествляет с материей. Материя – область непрекращающегося движения, возникновения и изменения (так и вещи движутся и изменяются). Материя принимает на себя идеи и превращает каждую в большое множество чувственных вещей, обособленных друг от друга в пространстве.

Идеи вечны, не возникают и не погибают, неизменны, не зависят от условий пространства и времени. Мир вещей – это мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости; все вещи и все их свойства относительны, преходящи, текучи, ограничены условиями пространства и времени. Мир вещей творится Демиургом, который вносит порядок и меру в мир, пропорционально соотнося стихии и придавая космосу совершенные очертания. Демиург творит, как творит ремесленник из доступного материала и обращаясь к образцу – эйдосу.

Область идей образует систему подобную пирамиде; на вершине этой пирамиды находится идея блага. Идея блага – это не только высшая причина бытия, но и цель.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.