Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ безопасности процесса эксплуатации среды





4.1.1 Особенности функционального назначения среды

Разработанная инструментальная среда компьютерной поддержки учебных дисциплин направлена на обеспечение подготовки учебной деятельности преподавателя по созданию и наполнению учебных дисциплин. Данная среда обеспечивает поддержку учебной деятельности преподавателя по созданию и наполнения учебной дисциплины из различных информационных, учебных контентов и модулей, и объединение их в единое целое. Также, среда разработки учебных дисциплин обеспечивает регистрацию пользователей, контроль успеваемости и посещаемости, обратную связь с обучаемыми посредством тематического форума. Таким образом, преподаватель получает расширенные возможности представления образовательных контентов и оперативного взаимодействия с обучаемыми, обучаемые – расширенные возможности доступа к учебному материалу и взаимодействия с преподавателем посредством организованной обратной связи.

Подсистема для создания компьютерных учебных дисциплин разработана с помощью программного продукта Delphi 6.0 фирмы Borland на языке программирования Delphi и БД Microsoft Access.



 

4.1.2 Системный анализ безопасности

Системный анализ безопасности подразумевает выполнение процедур синтеза и анализа для нежелательных событий, которые могут возникнуть при эксплуатации разработанной программной среды.

Необходимо выделить головное событие, которое будет обусловлено определенными событиями, каждое из которых также может быть декомпозировано на более мелкие события. Каждое из направлений анализа в процессе поэтапной декомпозиции необходимо довести до уровня исходных событий, то есть до первопричин.

В качестве головного события выберем «Сбой в работе программы», после которого следует наиболее общий уровень, на котором рассматриваются все события, являющиеся нежелательными для нормальной работы программы.

В качестве событий, находящихся на более общем уровне, выделим следующие:

· ошибки программного обеспечения (ПО) и операционной системы (ОС);

· внутренние ошибки программы;

· некорректные действия пользователя;

· аппаратные ошибки.

Наиболее общий уровень разбивается на несовместимые группы по одинаковым причинам возникновения.



Процедура декомпозиции продолжается до тех пор, пока не будет достигнута необходимая глубина анализа события. При этом определяются отношения между вызывающими и головными событиями в терминах операций «И» и «ИЛИ».

Результатом проделанной работы является иллюстрация «дерева причин», представленная на рисунке 26.


 

 

    Рисунок 26 – Дерево «причин»

 

Для того, что бы снизить возникновение непредвиденных ситуаций, влекущих за собой некорректную работу программы и непредвиденные действия пользователя, необходимо проводить следующие мероприятия:

· использовать оборудование, которое соответствует эргономическим и техническим требованиям;

· своевременно проводить чистку реестра компьютера и жесткого диска для стабильной работы ОС;

· отлаживать программу при написании основного кода для дальнейшего устранения неполадок в работе программной среды;

· планировать распорядок времени пользователя работы за компьютером;

· использовать источники бесперебойного питания (ИБП) для предотвращения последствий при отключении электропитания.

 

4.1.3 Оценка напряженности процесса эксплуатации среды

Анализ и оценивание напряженности процесса эксплуатации программного продукта основаны на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состоянии (перенапряжения).

Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и в соответствии с гигиеническим руководством Р 2.2.2006-05 сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки. В зависимости от уровня либо величины анализируемого фактора, используются 4 оценки (класса): 1.0 – значение фактора оптимально, 2.0 – допустимо, 3.1, 3.2 – вредно в той или иной степени [27].



Для обоснования безопасности работы пользователя с профилем «преподаватель» была проведена экспертная оценка напряженности его труда, результаты которой сведены в таблицу 6.

 

Таблица 6 – Оценка напряженности трудового процесса преподавателя

№ п.п. Наименование фактора Заключение Оценка
1. Интеллектуальные нагрузки
1.1 Содержание работы Решение простых задач с выбором по известным алгоритмам 2.0
1.2 Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций 2.0
1.3. Распределение функций по степени сложности задания Обработка, выполнение задания и его проверка 2.0
1.4 Характер выполняемой работы Работа по установленному графику с возможностью его коррекции по ходу деятельности 2.0
2. Сенсорные нагрузки
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) 26-50 2.0
2.2 Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы 76–175 2.0
2.3 Число производственных объектов одновременного наблюдения до 5 1.0
         

Продолжение таблицы 6

2.4 Размер объекта различения при расстоянии от глаз до объекта различения не более 0.5м и длительности сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) более 5 мм -100% 1.0
2.5 Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) отсутствует 1.0
2.6 Наблюдение за экранами видеотерминалов. Количество часов за смену 4–5 3.1
2.7 Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) Разборчивость слов 100 – 90 % 1.0
2.8 Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) 16–20 2.0
3. Эмоциональные нагрузки
3.1 Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки Несет ответственность за выполнение отдельных элементов задачи. Ошибка влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника 2.0
3.2 Степень риска для собственной жизни Исключена 1.0

 

Окончание таблицы 6

3.3 Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена 1.0
3.4 Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену Отсутствуют 1.0
4. Монотонность нагрузок
4.1 Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях 6—9 2.0
4.2 Продолжительность (в секундах) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций более 100 1.0
4.3 Время активных действий (в % к продолжительности смены). 20 и более 1.0
4.4 Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) менее 75 1.0
5. Режим работы
5.1 Фактическая продолжительность рабочего дня 6—8 ч 2.0
5.2 Сменность работы Односменная работа 1.0
5.3 Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7 % и более рабочего времени 1.0

Оценку вредности 3.1 имеет только один показатель, оценку 2.0 – 10 показателей, а оценку 1.0 – 12 показателей.

Так как количество выявленных вредных факторов только один, то степень напряженности трудового процесса пользователя при работе с инструментальной средой может быть признана допустимой. Допустимые условия труда условно относят к безопасным, поэтому обязательным является соблюдение пользователем профилактических защитных мероприятий, регламентированных требований СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 [27].

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.