III. Виды материальных нормативов
Материальные нормативы – важная составная часть планово-экономической нормативной базы предприятия, характеризующая величину расхода основных производственных ресурсов на изготовление продукции, выполнения работ и услуг, нормы расхода предметов труда и средств производства.
Выделяют
1) Норма затрат предметов труда – определяет планируемую величину расхода основных материалов, топлива, электроэнергии и других затрат овеществленного труда на производство единицы продукции или выполнения заданного объема работ
Плановая норма расхода материала на одно изделие определяется массой запроектированной заготовки.
Норма расхода материала на одно изделие определяется
Нрасх=
ЧВ – чистый вес
Ки – коэффициент использования материала
Норма расхода материала может быть выражена в натуральных и стоимостных показателях.
Коэффициент использования материала рассчитывается путем деления чистого веса материала на норму расхода
Ки=
Обратная величина фактического норматива использования материала – расходный коэффициент.
Кр=
2) Норматив затрат средств труда и производства –определяют потребность предприятия в рабочих местах, производственной площади, технологической оснастке, режущим и измерительном инструменте и других основных фондах на выполнение установленного объема работ или услуг
Показатели характеризующие плановый и фактический уровень использования основных средств труда
1) Действительный
2) Плановый
3) Календарный фонд работы (режимы работы оборудования)
4) Коэффициент сменности и загрузки оборудования
5) Коэффициент экстенсивного использования оборудования
6) Показатели рентабельности, фондоотдачи, нормы производительности станков, нормы простоя оборудования и д.р.
Состав материальных нормативов используемых в процессе планирования входят также нормы запаса по всем оборотным средствам и в разрезе их отдельных видов
Общий норматив оборотных средств представляет собой сумму частных нормативов рассчитанных по нормируемым элементам оборотных средств.
Нобщ об.с=Нпрз+ННЗП+Нрбп+Нгп
1) Норматив производственного запаса – может быть определен в натуральном и стоимостном выражении. В натуральном выражении норматив производственного запаса (норма запаса в днях) представляет собой сумму текущего, страхового, транспортного, технологического и подготовительного запаса
Нз-дн=Т+С+М+Ф+П
Текущий запас
Т=Пм*Ип
Пм – потребность материалов
Ип – интервал между поставками
Если потребность в материале не известна, то
Пм=
Q – объем выпуска по каждому изделию за определенный промежуток времени
Нрасх – норма расхода материалов
Тдн – число дней в периоде
Страховой запас
С=50% от текущего
Производственный запас
Норматив производственного запаса в стоимостном выражении определяется
Нпр.з= *Из.дн
РМ – расход материалов в течении периода (в рублях)
Из.дн – норма запаса в днях
Норматив незавершенки
Ннзп= *Тц*Кнз
Тц – длительность цикла
С/С - себестоимость
Кнз – коэффициент нарастания затрат. Характеризует степень готовности изделия. Определяется как отношение средней себестоимости незавершенки к себестоимости готовой продукции
Кнз=
З1 – затраты произведенные единовременно в начале производственного процесса
З2 – последующие затраты до окончания производства продукции
Норматив расходов будущих периодов.
Определяется в стоимостном выражении с учетом величины расходов будущих периодов на начало периода, планируемой величины расходов на год и суммы расходов будущих периодов подлежащих списанию на себестоимость продукции.
Нрбп=Нрпб(нп)+Нрпб(пл)-Нрпб(СП)
Норматив готовой продукции
Нормирование готовой продукции производится с учетом суточного выпуска продукции и времени необходимого на её отгрузку
Нгп=ТПсут*Тподг
ТП сут– суточные выпуски продукции
Тподг – время необходимое на подготовку к отгрузке продукции
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
I.Планирование производственной программы предприятия
II.Содержание и основные показатели плана производства и реализации продукции
III.Планирование производственной мощности
IV.Планирование цены
I. Планирование производственной программы предприятия
Производственная программа –представляет собой компклексный план производства и продажи продукции характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска товаров и услуг
ПП формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей.
ПП не только устанавливает объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства структурных подразделений.
Разработка ПП осуществляется в 3 этапа
1) Составление годового производственного плана для всего предприятия
2) Определение и уточнение на его основе ПП и приоритетеных целей на плановый период
3) Распределение ПП по отдельным подразделениям
Схемы планирования ПП
1) Снизу вверх – децентрализовано – ПП составляется на нижнем уровне управления
2) Сверху вниз – централизовано – разрабатываются на высшем уровне и служат основой оперативного планирования
3) Во взаимодействии
ПП предприятия рассчитфвается на 1 год с разбивкой по кварталам и затем по месяцам
ПП в стоимостном выражении
Побщ=∑Qi*Pi
Расчет оптимальной ПП ведут СС учетом ограничений
1) По объему выпуска
2) По объему реализации
3) Пропускной способности оборудования
4) Затрат на приобретение материалов
5) По фонду з/п рабочих
6) По фонду на развитие производства
Алгоритм ПП
1) Анализ выполнения ПП в предыдущем году
2) Анализ заказов
3) Расчет производственной мощности
4) Планирование выпуска
5) Оценка ПП
6) Разработка мер реализации
II. Содержание и основные показатели плана производства продукции
Планирование производства продукции направленно на удовлетворение потребностей покупателей и связано с разработкой общей стратегии развитии предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией её производства и реализации с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.
Система плановых показателей готового производства
1) Объемы и сроки производства продукции с указанием количественных и качественных показателей по всей номенклатуре
2) Расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков
3) Определение потребностей ресурсов на выполнение годовой производственной программы
4) Распределение планируемых работ по основным цехам, срокам изготовления и поставок продукции
5) Выбор средств и методов достижения показателей, расчет объемов незавершенки, коэффициентов загрузки оборудования и площадей
6) Обоснование методов и форм организации производства и контроля выполнения планов
Выделяют при планировании
1) Товарная продукция – плановый объем основной продукции, плановый объем товарной продукции по запасным частям, плановый объем по услугам оказываемым на сторону и плановый объем производимых капитальных ремонтов
ТПпл=∑qi*Pi+ТПзч+ТПусл+ТПкр
2) Реализованная продукция – объем продаж в стоимостном выражении учитывающий изменение остатков готовой продукции на складах
Количественно реализованная отличается от товарной на величину изменения остатка нереализованной продукции на начало и конец соответствующего периода
РПпл=ТПпл(+-)∆Qгп
Алгоритм формирования оптимального плана реализации продукции включает в себя следующие действия
1. Расчет объема продаж по первоочередным видам продукции
2. Установление величины резервов по объему реализуемой продукции, мощности и ресурсам предприятия
При этом необходимо соблюдать ограничения по объему производства продукции каждого наименования, который не должен превышать спрос.
3. Определение оптимального варианта плана по номенклатуре и объему производства продукции, обеспечивающего получение максимальной прибыли
3) Валовая продукция – включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ с учетом изменения остатков незавершенки
ВП=ТП+(НЗПк-НЗПн)
4) Чистая продукция – включает расходы на з/п и прибыль предприятия
ЧП=ЗПпл+Ппл
ЧПпл=ВПпл-МЗпл-Апл
МЗ – материальные затраты
А - амортизация
При планировании может учитываться условно-чистая продукция которая отличается от чистой на величину амортизации.
ЧП=ЗПпл+Ппл+Апл
ЧПпл=ВПпл-МЗпл
При планировании производства принято определять валовый и внутрипроизводственный оборот продукции
Валовый оборот – суммарный объем производства продукции, работ услуг цехами и службами предприятия в стоимостном выражении.
Таким образом основными показателями плана производства и реализации продукции являются
1) Объем продаж
2) Номенклатура и ассортимент выпуска продукции
3) Объем выпуска товарной продукции в стоимостном выражении
4) Объем валовой продукции с учетом изменения объема незавершенки
III. Планирование производственной мощности
Производственная мощность (ПМ) –максимально возможный объем выпуска продукции/работ/услуг в запланированной номенклатуре при полном использовании всех экономических ресурсов на основе применения прогрессивной технологии, передовых форм и методов организации труда и производства.
Задачи расчета ПМ
1) Оценить возможности предприятия,
2) Установить обоснованные задания по выпуску продукции
3) Выявить производственные резервы
4) Устранить узкие места в производства
5) Выявить направления капитальных вложений в определенные звенья производства
Факторы влияющие на ПМ
1) Структура и величина основных производственных фондов
2) Качественный состав оборудования
3) Уровень физического и морального износа
4) Передовые технические нормы производительности оборудования
5) Использование площадей
6) Трудоемкость изделий
7) Прогрессивность применяемых технологических процессов
8) Степень специализации
9) Режим работы предприятия
10) Уровень организации производства и труда
11) Фонд времени работы оборудования
Планирование ПМ заключается в выполнении плановых расчетов, позволяющих определить входную, выходную мощность, показатели степени использования мощность.
Планирование выпуска продукции осуществляется исходя из среднегодовой мощности
ПМср=ПМвх+ -
ПМвх – входная ПМ
ПМвв – ПМ введенная в течении года
ПМвб – ПМ выбывающая в течении года
Т1,Т2 – период времени ввода и выбытия мощности
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|