Сделай Сам Свою Работу на 5

Дайте характеристику понятия «риск», его основных составляющих





Современные экономические исследования содержат множество определений риска. Это связано с различными подходами к толкованию его свойств и элементов, многоаспектностью риска как явления, разнообразием целей, поставленных исследователями в процессе формулирования сущности риска.

Понятие риска В.И.Далем определяется так: «Риск – отвага, смелость, решимость, предприимчивость, действие на-авось, наудачу». Схожее определение дается в словаре С.И.Ожегова: «Риск: 1. Возможность опасности, неудачи. 2. Действие наудачу в надежде на счастливый исход».

Эти определения содержат основные характеристики риска – опасность, вероятность, возможность получения и отрицательного, и положительного результата. При этом опасность – вероятная угроза возникновения ущерба, обусловленная спецификой объекта риска, особенностями рисковой ситуации и природой возможного ущерба. Важно, что риск дифференцирован как во времени, так и в пространстве.

Очевидно, что риск может иметь три варианта последствий: положительный, то есть благоприятный, нулевой или отсутствие каких-либо результатов, и отрицательный, при котором объект риска подвергается только негативному воздействию. В научных классификациях риска такие результаты реализации риска принято относить к чистым и спекулятивным рискам. Чистые риски означают вероятность получения отрицательного или нулевого результата, спекулятивные риски - получение положительного, нулевого или отрицательного результата.



Риски, связанные с жизнедеятельностью человека в государстве и обществе, с вероятными опасностями и случайностями, возникающими по причинам общественно-исторического характера, принято считать социальными. Социальные риски несут вполне определенную опасность – они приводят к существенным отклонениям от социальной нормы каких-либо характеристик социального положения человека или группы.

Социальные риски – это риски ухудшения социального положения, зарождение и реализация которых происходит по различным причинам. Происхождение этих рисков может иметь различную природу. Особенностью социальных рисков, выделяющих их из системы прочих рисков, является то, что они существуют не только в чрезвычайных ситуациях принятия решений,



но и в обычных условиях жизнедеятельности человека и общества. Социальные риски – это не только вероятные опасности или угрозы материального и социального характера, влияющие на жизнедеятельность человека. К социальным рискам относятся все новые и новые виды потенциальных негативных и чрезвычайных ситуаций в обществе. В толковом словаре «Социальная политика» профессор Б.В.Ракитский предложил такое определение социальных рисков: «социальные риски – это вероятные опасности, угрозы нарушения нормального социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве».

Уточним, что нарушение нормального социального положения проявляется в существенном отклонении от социальной нормы каких-либо параметров жизнедеятельности индивидуума или социальной группы, проще говоря, в невозможности по различным причинам удовлетворять материальные, социальные и духовные потребности.

Материальные потребности – это обеспечение жильем, приобретение продовольственных, промышленных товаров и бытовых услуг, качество питания, доступность транспортных услуг, услуг связи.

Социальные потребности – это социальное обеспечение, труд и занятость, здравоохранение, безопасность.

Духовные потребности – это туризм, деятельность учреждений культурыи искусства, отдыха и спорта, образовательные и информационные услуги.

Социальное положение – это уровень потребления материальных, социальных и духовных благ, показатель уровня жизни или благосостояния.



Благосостояние – степень обеспеченности людей жизненными благами, характеристика уровня жизни людей. При рассмотрении социальных рисков более уместно говорить об ухудшении именно благосостояния.

Социальные риски – это вероятные события общественного происхождения, ведущие к ухудшению благосостояния граждан. Социальные риски по своей экономической природе – чистые риски, так как их реализация несет ухудшение материального или социального положения

субъекта риска или в лучшем случае «нулевой результат», то есть отсутствие рискового события и связанных с ним материальных или социальных последствий. Социальные риски связаны с необходимостью выработки и осуществления государственно-организованных форм социальной защиты. Государство призвано нести организационное, экономическое и правовое

обеспечение системы управления социальными рисками.

 

23. Перечислите и раскройте содержание основных законов, регулирующих пенсионное обеспечение в стране

Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. в ст. 22, предусматривает, что в цивилизованном государстве каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. Декларация (ст. 25) увязывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек способен трудиться, но и в период его временной или постоянной нетрудоспособности (в случаях наступления старости, болезни, инвалидности

или иных случаях утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам).

Право на пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и других случаях, установленных законом, закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Это одна из важнейших социальных гарантий, действующая в цивилизованном обществе.

В настоящее время в России проводится пенсионная реформа, целью которой является создание объективных экономических механизмов, обеспечивающих соответствие установленного размера трудовой пенсии объему участия в пенсионном страховании, результатам и условиям трудовой

деятельности каждого конкретного лица, то есть в зависимости от продолжительности страхования и величины страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Проводимая пенсионная реформа закономерно вытекает из Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной Правительством РФ (Постановление от 7 августа 1995 г. № 790).

Пенсионная реформа базируется на радикальном изменении всей нормативно-правовой базы пенсионного обеспечения. Так, с 1 января 2002 г. правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации осуществляется новыми нормативными актами,

предусматривающими основания и размеры пенсий: Федеральными законами «О трудовых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и прокуратуры), а также членов их семей осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями).

Материальное обеспечение судей, пребывающих в отставке, а также членов их семей, регулируется Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», которыми закрепляется право ушедших в отставку судей на пожизненное денежное содержание.

Осуществление выплаты трудовых пенсий производится прежде всего в рамках обязательного пенсионного страхования, организационные, правовые и финансовые основы которого установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Кроме того, государственное пенсионное страхование регулируется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также Федеральными законами от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (с дополнениями и изменениями).

Порядок формирования в этих фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования указанных средств, условия передачи пенсионных накоплений из ПФР (и обратно), уплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в НПФ, а также ограничения осуществления данными фондами их полномочий страховщика устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и отдельными нормативными актами Правительства РФ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.