Финансы государственных корпораций и субьектов хозяйствования
Государственные корпорации занимают важные позиции в экономике, их состояние во многом зависит от политики правительства в области ценообразования на производимую ими продукцию, источников финансирования, капитальных вложений, их взаимоотношений с бюджетом и кредитной системой.
Политика низких цен на продукцию государственных предприятий отражается на уровне их рентабельности, усиливает их зависимость от привлеченных источников финансирования, ведет к увеличению задолженности.
К государственным корпорациям относят национализированные отрасли промышленности – угольная, электроэнергетическая, газовая, ж/д транспорт, воздушные авиалинии, почтовое ведомство и др. На их долю приходится примерно 1/5 часть выпускаемой промышленной продукции.
Национализация убыточных отраслей (черной металлургии, электроэнергетики, транспорта, телеграфа) вывела их из кризиса. Государственный сектор создал новые отрасли, в т.ч. атомную промышленность. Государство оказало существенную помощь развитию ряда отраслей: автомобильной, нефтяной, электротехнической. В 80 – е годы была проведена денационализация высокоприбыльных предприятий: авиастроительной, автомобильной промышленности, а также богатых месторождений нефти в Северном море.
Современные тенденции социально – экономического развития Великобритании определяются реформированием, начавшимся еще в 80 – е годы. Основная цель реформ – дерегулирование экономики, усиление рыночных механизмов. Меры: крупномасштабная приватизация государственного сектора, активное внедрение рыночных механизмов в государственный сектор –государственные предприятия действуют как коммерческие фирмы. Сегодня проводится частичная приватизация государственной собственности. Британская нефтяная корпорация имеет право продавать свои акции частным компаниям. Частному капиталу открыт также доступ в почтовую, телеграфную и др. виды связи. Разрешена продажа акций корпораций воздушных сообщений, сталелитейной корпорации, а также управлению британских ж/д.
Таким образом, сегодня государство является крупным инвестором: до 50% всех капиталовложений в английскую экономику составляет доля государственного сектора, причем средства вкладываются не только в государственные, но и в частные предприятия.
Финансовая деятельность государственных корпораций отражается в трех основных документах: бухгалтерском балансе, счете прибылей и убытков, специальном счете капиталовложений.
Внешняя торговля в экономике Великобритании традиционно играет жизненно важную роль. Несмотря на то, что население страны составляет менее 1% населения планеты, по объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире (около 6% мирового товарооборота.
Стимулированию экспорта и поддержке национального товаропроизводителя британское правительство придает большое значение, потому что внешнеэкономический сектор играет ключевую роль в экономике Великобритании.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей в контексте проведения единой торговой политики в рамках ЕС осуществляется в Великобритании с применением как таможенно – тарифных, так и нетарифных мер, а также технических барьеров в виде стандартов, требований, норм и других мер.
По общему правилу, при экспорте товаров из Великобритании отстутствуют какие – либо ограничения и экспортный тариф. В целях обеспечения государственного контроля в отношении определенной категории товаров (военная техника, оружие, товары, использующиеся в производстве ядерного оружия и т.д.) применяется система экспортного лицензирования.
В сфере тарифного регулирования импорта основным документом является Интегрированный тариф Великобритании, включающий в себя единый таможенный тариф ЕС и систематическую номенклатуру, а также систему гармонизированного описания и кодирования товаров.
Согласно этому тарифу, ввоз на территорию Великобритании и других членов ЕС сырьевых товаров осуществляется безпошлино или с небольшой ставкой обложения. По мере роста обработки продукции ставка повышается. Средневзвешенная ставка тарифа режима наибольшего благоприятствования на все товары составляет в Англии – 5,3%.
Существенную роль в определении стратегии развития таможенно – тарифной политики страны играет Министерство Финансов, а осуществление контрольно – регулирующих функций таможенно – тарифного характера возложено на Королевскую службу таможен и акцизов, которая занимается сбором налогов и пошлин. Она также ответственна за реализацию решений по запретам и ограничениям при экспорте и импорте.
Исходя из главной задачи – сделать экономику страны более конкурентноспособной на мировом рынке, правительство страны реализует меры поддержки отечественных экспортеров. В 2000 году были завершены мероприятия по формированию Британской службы международной торговли – БСМТ. В задачи этой организации входит оказание помощи британским экспортерам и инвесторам в деле продвижения британского экспорта, в т. ч. проведение различных организационных мероприятий, консультаций для британских экспортеров по потенциальным рынкам сбыта; выработка государственной стратегии в области развития международной торговли .
Важную роль в продвижении британского экспорта играет Департамент гарантий экспортных кредитов (ДГЭК), он осуществляет страхование экспортных операций, которые не покрываются обычным коммерческим страхованием, а также оказывает существенную поддержку по экспортным кредитам.
Британские деловые круги также играют важную роль в продвижении британского экспорта. Крупнейшие из них – Конфедерация британской пр-ти (КБП), объеденяющая более 250 тыс. компаний и более 200 профобъеденений и ассоциаций. Членами КПБ являются 83 из 100 крупнейших компаний Великобритании. Он консультирует своих членов по широкому кругу вопросов, в т. ч. внешнеэкономических связей. Её соответствующие службы собирают и обрабатывают эконом. Информацию, которая позволяет британским компаниям выступать на высоко конкурентноспособном уровне в области внешней торговли и инвестиций за рубежом. Система регулирования финансового рынка Великобритании
Финансовый рынок
Регулирование всех сегментов финансового рынка в Великобритании возложено на специальный орган – Ведомство по финансовым услугам (Financial Services Authority, FSA), де-факто существующий с конца 1990-х годов. Ранее регулирование выполняли различные организации, от Банка Англии до саморегулируемых организаций. В конце прошлого десятилетия в Великобритании началась реформа системы регулирования, в результате которой сформировался нынешний мегарегулятор. Нормативной базой деятельности FSA является Закон о финансовых услугах и рынках 2000 года. (Financial Services and Markets Act 2000).
Законом перед Ведомством поставлены следующие основные задачи:
· поддерживать доверие к финансовой системе Великобритании;
· способствовать лучшему пониманию населением финансовой системы;
· обеспечить должный уровень безопасности для инвесторов;
· уменьшить возможности преступлений в финансовой сфере.
Эти задачи решаются путем лицензирования (authorisation) участников финансовых рынков (компаний и индивидуумов); введения и поддержания нормативов, обеспечивающих экономическую безопасность (достаточность капитала, структура активов и пассивов), контроля и постоянного мониторинга их деятельности на рынке; поддержания базы данных о лицензированных учреждениях; информирования инвесторов о потенциально доступных механизмах инвестирования; создания механизмов компенсации для инвесторов и обеспечения работы системы инфорсмента (контроль за действующим законодательством), включающей механизмы воздействия на нарушителей.
FSA является статутным, то есть возникшим на основании закона (statutory) (но неправительственным! – non-governmental) органом регулирования. Отчитывается перед парламентом через Министерство финансов. Председатель ведомства и члены правления назначаются Министерством финансов (при этом министерство не вмешивается в дела ведомства, которое является совершенно самостоятельным органом). Англия, таким образом, отошла от модели саморегулирования фондового рынка, которая была характерна для нее вплоть до конца прошлого десятилетия. Ведомство фактически является государственным органом регулирования, хотя формально отчасти и сохранило облик СРО. Ведомство финансируется контролируемыми им финансовыми учреждениями за счет отчислений от прибыли. Бюджетное финансирование отсутствует. Общее количество сотрудников в 2005 году – примерно 2300 человек.
В рассмотрении вопросов финансового рынка важно проанализировать Кредитный рейтинг Великобритании
Хотя британское коалиционное правительство и сохраняет свой прежний курс, однако ясно, что нарастающий груз проблем многократно усложняет положение тори. Сутки спустя после выступления министра финансов Джорджа Осборна в парламенте, агентство "Фитч" распространило коммюнике, в котором отметило, что Великобритания рискует лишиться в 2013 году высшего рейтинга ААА по причине неспособности правительства выполнить собственные решения по консолидации государственных расходов и сокращению госдолга к 2016 году. "Величина государственного долга достигает в Великобритании уровней, которые могут лежать за пределами высшего рейтинга", – подчеркивается в коммюнике.
Нынешняя позиция аналитиков "Фитч" обусловлена решением министра финансов королевства Джорджа Осборна продлить еще на 12 месяцев – до 2017-2018 финансового года – сроки достижения ранее поставленных целей по размерам структурного сокращения дефицита госбюджета и уменьшения госдолга из-за низких темпов роста национальной экономики. Согласно подсчетам специалистов "Фитч", к 2016 году госдолг Великобритании достигнет 97 проц. от ВВП страны. "Это является предельным уровнем для рейтинга ААА", – говорится в коммюнике.
Следует отметить, что вопрос о рейтинге является для Лондона исключительно болезненным. В ходе избирательной кампании 2010 года Джордж Осборн публично заявил, что Великобритания "должна судить нас по тому, способны ли мы сохранить наивысший кредитный рейтинг страны или нет". Сейчас становится ясно, что в ближайшее время Великобритания будет его лишена. Как пишет в газета "Санди таймс", "в будущем ситуация Великобритании в сфере государственной задолженности будет хуже, нежели Испании". Она приводит в отношении долга данные Европейской комиссии, которые существенно отличаются от "оптимистических цифр" нынешнего британского правительства. Так, "в ближайшие три года госдолг Великобритании превысит государственную задолженность таких стран как Франция и Испания и выйдет на уровень 100%". "Долговая проблема Соединенного Королевства ухудшается по сравнению с ее европейскими соседями, – отмечает издание. – Подсчеты показывают, что к 2014 году соотношение долга к ВВП способно достигнуть 95,7%. А в следующем году оно грозит вплотную подойти к 100%".
Кризис нынешней модели экономического управления Великобританией состоит в том, что не срабатывает ставка правительства на бурное развитие частного бизнеса в условиях сокращения присутствия государства в экономической жизни страны. Политика жесткой экономии привела к тому, что значительно и неуклонно падает потребительский спрос, так как у населения уменьшаются денежные доходы. Это, в свою очередь, вызвало в нынешнем году повторное вхождение британской экономики в фазу спада. Сейчас правительство Кэмерона предпринимает настойчивые усилия к тому, чтобы оживить промышленность за счет поддержания доходов населения, повернув тем самым вспять ряд аспектов своей "консервативной революции".
На фоне ожиданий, что рост экономики Великобритании будет оставаться вялым в ближайшие годы, рейтинговое агентство Moody `s стало первым, кто снизил кредитный рейтинг Великобритании с ААА до AА1. В агентстве заявили, что программа правительства по сокращению задолженности сталкивается с серьезными вызовами.
Великобритания имела самый высокий кредитный рейтинг “ААА”, начиная с 1978 года по шкале обеих ведущих мировых кредитных агентств Moody’s и S & P.
Однако худшие времена еще могут последовать, если бюджет заимствований будет расти, но для большинства людей, имеют значение не кредитные рейтинги и статистика, а цены на топливо, продовольствие и другие товары, которые также будут расти наряду с процентными ставками.
Существуют опасения, что снижение кредитного рейтинга может сделать более дорогим заимствование денег для правительства, что в свою очередь даст дополнительный импульс роста потребительских цен.
Решением, понизить кредитный рейтинг для Великобритании, агенство Moody’s показало, что, несмотря на значительные структурные перемены в экономике, экономический рост в Великобритании останется вялым в ближайшие несколько лет, что напрямую связано с ожидаемыми медленными темпами роста мировой экономики.
В то же время представитель агентства поспешил заявить, что прогноз для Великобритании останется на уровне “стабильный” и они не видят для дальнейших понижений рейтинга в ближайшем будущем, и добавили, что кредитоспособность Великобритании остается чрезвычайно высокой.
На конец прошлого года государственный долг Великобритании составлял 68% от годового объема производства страны.
По мнению аналитиков, решение Moody’s отправило фунт в дальнейшее падение, хотя эффект падения фунта, скорее всего, будет ограничен, так как рынки уже находились в ожидании снижения рейтинга.
Все три главных мировых кредитных агенства в прошлом году поставили Великобританию на “негативный прогноз”, что может означать снижение рейтинга в самом ближайшем будущем двумя другими главными мировыми рейтинговыми агентствами.
В своем заявлении канцлер правительства признал решение проблемы государственных финансов займет больше времени, чем планировалось, и что правительство будет вынуждено продлить меры жесткой экономии, по крайней мере, еще на год.
Германия и Канада являются единственными крупными экономиками в настоящее время, у которых самый высокий рейтинг ААА. Большинство других крупнейших стран мира до сих пор продолжают испытывать негативные последствия финансового кризиса 2008 года. Соответственно это стало для них причиной снижения кредитных рейтингов.
Ниже приводится шкала, которую используют кредитные агенства для обозначения надежности и финансовой стабильности в той или иной стране:
Высший уровень доверия: AAA
Следующий уровень от BBB или Baa3 характеризуется также безопасным
Уровень BB или Ba1 до C является спекулятивным – или “мусором” .
Исследуем Особенности банковской системы Великобритании.
Банковская система сложилась в Великобритании значительно ранее других аналогичных систем и имеет свои особенности. Правовое регламентирование банковской деятельности в Англии прошло в своем развитии несколько этапов, среди которых необходимо особо выделить период 1970-1980-х гг. Именно в это время в Англии были приняты последовательно два законодательных акта, которые составляют основу современного финансово-банковского права страны, регулирующего деятельность всей системы.
В 1979 г. с принятием "Закона о банках" особое внимание было уделено определению термина "банк". Британские законодатели значительно упростили формулировку, указав на то, что "под банком понимается любая компания, если она признается в качестве банка государственным Банком Англии". Такой подход имел два важных последствия. Во-первых, Банк Англии получил монопольное право по своему усмотрению разрешать или запрещать банковскую деятельность для любой организации. Во-вторых, любая организация, пожелавшая стать банком, получила достаточно ясный план приобретения необходимого статуса. Для этого необходимо лишь получить соответствующее разрешение Банка Англии. Второй закон - это Закон о Банке Англии в 1992 г., который более четко определил его статус и сферы деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|