Сделай Сам Свою Работу на 5

Расчет экономической эффективности проекта





Эффективность инвестиций можно рассчитать двумя методами.

Первый метод расчета - метод аннуитета. Если чистый де­нежный поток относительно равномерен в течение производственного использования инвестиций, то для оценки эффективности последних можно воспользоваться методом аннуитета.

Аннуитет - это размер ежегодного погашения долга, который, повторяясь в конце каждого года, в течение согласованного срока платежа погашает не только сам кредит, но и плату за него.

Расчетное значение аннуитета можно получить с помощью формулы

А = PV : Т+ га • PV, (3)

где PV : Т- годовые взносы в уплату долга без процентов;

PV - деньги сегодня;

Г- период времени;

га - аннуитетный размер процента, вычисляемый по выражению

га = г:[1-(1+гГг]-1 :Т. (4)

Расчетное значение аннуитета, означающего требуемую вели­чину ежегодного возмещения инвестированных средств при заданной норме доходности, сравнивается с годовой прибылью. Если величина последней превышает аннуитет (П > А), то инвестиция экономически целесообразна, и наоборот.

При расчетах обычно применяют коэффициент эффективности (Е):

 

Е = (5)

 

где П - среднегодовая прибыль;



К - капитальные вложения.

Если, например, коэффициент эффективности равен 0,3, то это значит, что на 1 рубль капитальных вложений приходится 30 копеек прибыли.

Срок окупаемости капитальных вложений рассчитывается сле­дующим образом:

Ток =

Норматив эффективности во времена советской власти задавал­ся. Теперь же, с переходом к рыночным условиям хозяйствования, инвестор задает его сам. Принцип соответствия должен быть таким: Е > Ен, Т <. Тн.

Преимущества этого метода в том, что сразу можно определить норму прибыли на капитал. Недостатков же гораздо больше. Не быва­ет среднегодовой прибыли. В одном периоде может быть прибыль, в другом - убыток. Инвестиции показаны как единовременные, а чаще всего они таковыми не являются. Непонятно, как здесь учитывать фактор времени. В этом методе необходимо устанавливать нормативы, что не свойственно рыночной экономике, при которой инвесторы сами определяют норму прибыли.

Таким образом, метод аннуитета может использоваться только при укрупненных расчетах. Основное его применение приходилось на советский период.



Второй метод расчета — метод денежных потоков. Он позво­ляет учесть при вложении средств фактор времени с помощью дис­контирования, используя формулу сложных процентов.

Если заменить обозначение FV (будущая стоимость денег) на Д3 (деньги завтра), то формулу можно представить в следующем виде:

 

Дз = Дс(1+Е)ᵗ (7)

 

где Дс- сегодняшняя стоимость денег (деньги сегодня),

 

Дс = Дз(1 +Е)ᵗ; (8)

 

(1+Е) - коэффициент дисконтирования;

Е - норматив дисконтирования (приведения или эффективности), задаваемый инвестором;

t - число периодов времени.

Норматив дисконтирования определяется самим предпринима­телем исходя из имеющихся альтернатив вложения средств.

Соотношение «доходы-расходы» является основополагающим для построения многообразных по форме мерил экономической целе­сообразности вложения средств. Первое направление средств обычно связывают с понятием «капитальные вложения». Такими наиболее часто используемыми показателями-критериями являются:

- чистая текущая (или приведенная) стоимость;

- внутренний коэффициент рентабельности;

- срок окупаемости.

Чистая текущая стоимость (Net Present Value of discounted cash flow - NPV) представляет собой разность между суммарными дискон­тированными величинами доходов и всеми видами затрат (инвести­ционными, производственно-сбытовыми) за весь период «экономиче­ской жизни» (7) инвестиций. Главным условием выгодности вложения средств является неотрицательность чистой текущей стоимости (NPV > 0), что означает, как минимум, сохранение инвестируемого капитала на начальном уровне [1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11].



Для понимания чистой текущей стоимости и техники ее вычис­ления целесообразно все формирующие NPV-компоненты предста­вить в виде таблицы денежных потоков (Cash Flow), которая отражает не только итоговые финансово-экономические показатели проекта, но и их динамику (табл. 25).

Позиции «А» и «Б» табл. 25 заполняются по годам соответст­вующими проектными (или фактическими) данными. Исходной расчетной величиной является чистый денежный поток NCF„ вы­числяемый по каждому году как разность между величинами пози­ций «А» и «Б».

Кумулятивный чистый денежный поток (Cumulative Cash Flow - CCF,) и чистая текущая стоимость NPV, вычисляются для каждого года накопительным итогом, начиная с первого. Отличие между ними в том, что CCF определяется без учета фактора времени, а NPV - с приведением годовых величин чистого денежного потока (NCF,) обычно к начальному моменту времени при М= 0 (CV = PV). Процедуру приведения стоимости к текущему моменту (при М = 0) часто называют дисконтированием, а величину PV - дисконтиро­ванной суммой.

Следовательно,

 

NPV = NCFt (1 + г)м-t = (Вt – Сt) (1 + r) м-t (9)

 

где T,t - число периодов времени;

NCFt - чистый денежный поток (Net Cash Flow);

r - норма прибыли;

М- текущий момент, т.е. тот, к которому осуществляется приведение разновременных затрат и доходов (обычно М= 0, старт проекта);

Вt - приток денежных средств (Cash inflow): доход от продаж товаров и услуг, ликвидационная стоимость;

 

Сt - отток денежных средств (Cash outflow): инвестиционные затраты, вложения в оборотный капитал, производственные издержки, на­логи, плата за кредиты и др.

По приведенному выражению можно вычислять и величину CCF, положив г = 0.

 

Таблица 25. Виды денежных потоков при реализации проекта
Вид денежных потоков Денежные средст­ва по годам, руб.
  Т
А. Приток денежных средств В,        
Б. Отток денежных средств С,        
В. Чистый денежный поток NCF, = В, - С,        
Г. Кумулятивный чистый денежный поток CCF,        
Д. Чистая текущая стоимость NPV,        

 

В случае кратковременного (до нескольких месяцев) периода инвестирования величину капитальных затрат К не включают в дис­контируемую сумму выражения (9), в результате чего оно приобрета­ет вид

NPV= - K+ (Bt - Ct’)(1+r)ᵐ‾ᵗ (10)

где Ct’- отток денежных средств (табл. 25) в t-м интервале без инвестиционных затрат.

Графическое отображение динамики NPV по данным денежного потока и заданным нормативам дисконтирования представляет собой так называемый финансовый профиль проекта (Cumulative Cash Flow Diagram) (рис. 4). По оси х откладывают годы, а по оси у - NPV. С его помощью можно определить точки, характеризующие: срок окупаемости (Payback - РВ), максимальные денежные затраты (Maximum Cash Exposure - MCE), чистую приведенную стоимость (NPV) [3, 5, 7].


Для определения внутренней доходности проекта строится гра­фик зависимости дисконтированного денежного потока от норматива дисконтирования NPV = fi.E) (рис. 5) [4, 5, 6, 7, 9, 11]. Чтобы облег­чить процесс построения данного графика, можно составить табл. 26.

Таблица 26. Зависимость NPV от коэффициента дисконтирования

Чистая приведенная стоимость NPV, Коэффициент дисконтирования
тыс. руб. Е, %
-7946

 

 

Рис. 5. Зависимость NPV от коэффициента дисконтирования

 

Внутренний коэффициент рентабельности (Internal Rate of Return — IRR) - такое значение уровня доходности г, которое обеспечивает ра­венство нулю чистой текущей стоимости за период Т. Он определяется аналитически. В экономическом смысле IRR показывает максималь­ный процент, под который могут быть привлечены деньги в инвести­ционный проект, а при реализации проекта заемные деньги и проценты будут возмещены. Другими словами, IRR сравнивают с ценой денег, которые привлекаются к реализации проекта на рынке. Величина IRR должна быть больше стоимости денег на рынке, т.е. больше величины процента, под который привлекаются деньги. Например, у вас есть альтернатива - вложить деньги в дело (IRR = 5 %) или положить их в банк на счет под 6 % годовых. Выбор прост. Поскольку банковский вклад приносит больше дохода, вложение средств в дело невыгодно.

Инвестиции будут считаться экономически целесообразными, если величина IRR будет не ниже некоторого порогового (норматив­ного) коэффициента эффективности инвестиций. В качестве нижней границы нормативного значения этого коэффициента обычно прини­мают сложившийся на текущий момент банковский процент по дол­госрочным вкладам. И чем больше желаемая инвестором величина эффективности капиталовложений, тем меньше вероятность ее дос­тижения (тем больше риск). Поэтому при обосновании целесообраз­ности рисковых инвестиций в качестве порогового значения эффективности принимается значительно большая величина, чем банков­ский процент по долгосрочным вкладам. Ориентировочные величины годовой нормы доходности, используемые в практике оценки инве­стиций, приведены в табл. 27 [7, 9].

 

Таблица 27. Рекомендуемые годовые величины пороговой рентабельности
Класс инвестиций г,%
Вложение с целью сохранения позиций на рынке
Обновление основных производственных фондов
Вложения с целью экономии текущих затрат
Вложения с целью увеличения доходов
Рисковые капитальные вложения

 

Еще одним, наиболее важным, показателем определения эко­номической эффективности инвестиций является срок окупаемости (Payback), который определяется как период времени, в течение ко­торого накопленная сумма чистой прибыли полностью покроет об­щую сумму первоначально вложенных личных средств (табл. 28). Определить его можно с помощью графика NPV = f(T) (см. рис. 4). Сроку окупаемости инвестиционного проекта соответствует точка перехода из «минуса» в «плюс». Важно заметить, что срок окупае­мости зависит от выбранного инвестором норматива приведения, который он задает сам.

Таблица 28. Определение срока окупаемости инвестиций

Показатель Срок окупаемости по месяцам
 
Инвестиции        
Прибыль        
Денежный поток        
Денежный поток (нарастающим итогом)        
Норматив дисконтирования        
Денежный поток с учетом дисконтиро­вания (нарастающим итогом)        

 

Анализ экономической эффективности проекта можно допол­нить расчетом следующих показателей [1]:

- общей суммы чистой прибыли за 1-й год деятельности пред­приятия с учетом фактора времени;

- рентабельности вложений личных средств, которая определя­ется по формуле, %,

Рлс = ЧП/ЛС-100, (11)

где ЧП - сумма чистой прибыли за 1 -й год деятельности с учетом фактора времени, руб.;

ЛC - сумма вложенных личных средств, руб.

Стратегия финансирования

Разработка стратегии финансирования состоит в составлении плана получения средств для создания и расширения предприятия.

Сначала надо определить приоритетные направления развития фирмы на перспективу. Основными слагаемыми успеха конкурентной борьбы в настоящее время признаются:

- достижение высокого уровня производительности труда;

- достижение высокого качества выпускаемой продукции (услуг);

- сокращение издержек производства;

- максимальный учет интересов потребителей.

В последнее время происходит замена приоритетной установки по снижению издержек производства на достижение высокого каче­ства, что является главным акцентом развития рынка в современных условиях. Надо четко представлять, что сейчас никто не хочет пла­тить за низкое качество, но и никто не будет платить за лишнее каче­ство [2, 4, 11].

Средствами реализации задачи непрерывного повышения каче­ства выпускаемой продукции и оказываемых услуг являются:

- приобретение качественного сырья, материалов и комплек­тующих изделий;

- непрерывное повышение квалификации персонала;

- применение технически совершенных машин, оборудования и Iсхнологий производства;

- организация постадийного контроля технологического про­цесса;

- организация групп качества;

- обоснование приоритетности работ по повышению качества продукции;

- стимулирование работы без брака;

- ориентация на новые разработки.

Далее предпринимателю следует ответить на следующие вопросы:

1. Сколько средств будет направлено на развитие фирмы?

2. Каковы источники финансирования (собственные и заемные)?

3. Каков срок возврата заемных средств?

4. Каков доход инвестора (исходя из условий кредитования)?

Проанализировав ответы на приведенные вопросы, инвестор

решит для себя, имеет ли смысл вести дело на перспективу с данным предпринимателем [2].

План по рискам и страхование

Значение раздела состоит в оценке опасности того, что цели, по­ставленные в плане, не могут быть достигнуты, полностью или час­тично.

Составляется перечень простых рисков, из которых выбираются наиболее важные для данного проекта. После оценки степени риска разрабатывается перечень мер, позволяющих его уменьшить. От глу­бины проработки проблемы риска находится в прямой зависимости доверие потенциальных партнеров и инвесторов. Верят и дают деньги не тому, кто оптимистично утверждает, что его дело - беспроигрыш­ное, а тому, кто способен выявить возможный риск, возможные поте­ри и способы их снижения [3].

В период административно-командного управления экономикой о риске при принятии хозяйственных решений мало кто думал. За все неэффективные решения, принятые как на уровне предприятий, так и на более высоком уровне, отвечало государство.

Иначе обстоит дело в условиях рынка. Согласно закону «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в наше время за обязательства предприятий государство ответственности не несет. Это обстоятельство заставляет предпринимателя со всей серьезно­стью относиться к оценке риска. Бизнес-план должен дать ответ на следующие вопросы [2]:

1. Какие типы риска могут иметь место?

2. К каким потерям они могут привести?

3. Какие организационные меры профилактики риска будут пред­приняты?

4. Какая программа страхования от риска предусмотрена?

Оценке подлежат все типы риска, с которыми могут столкнуться

предприятия, источники риска и моменты их возникновения. Особую актуальность это приобретает в условиях крайней нестабильности экономического развития. О каких типах риска может идти речь?

Прежде всего, можно говорить о стихийных бедствиях (пожар, землетрясение, наводнение и т.д.). Риск может быть экономического характера. Например, изменение курса валют, уровень инфляции, разрушение хозяйственных связей между предприятиями, отсутствие наличных денег и т.д. Особое внимание уделяется финансово-эконо­мическим рискам (табл. 29).

Риск из-за потери прибыли (падения рентабельности) в резуль­тате неустойчивости спроса (положение на новом рынке) на плани­руемую продукцию может быть рассчитан с использованием стати­стических методов.

Таблица 29. Финансово-экономические риски
Виды рисков Отрицательное влияние на прибыль
Неустойчивость спроса Падение спроса с ростом цен
Появление альтернативного продукта Снижение спроса
Снижение цен конкурентами Снижение цен
Увеличение производства у конкурен­тов Падение продаж или снижение цен
Рост налогов Уменьшение чистой прибыли
Снижение платежеспособности потребителей Падение продаж
Рост цен на сырье, материалы, перевозки Снижение прибыли из-за роста цен на сырье, материалы, перевозки
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы Снижение прибыли из-за роста цен
Недостаток оборотных средств Увеличение кредитов или снижение объема производства

 

В последнее время все чаще возникают социальные конфликты и форме забастовок.

Большую проблему для предпринимателей представляет охрана своего имущества от грабежа, рэкета и других преступлений, посягающих на неприкосновенность собственности.

Важно установить вероятность риска, ожидаемую сумму убытков. Кто это должен делать? Очевидно, это дело разработчика бизнес-плана. Иногда целесообразно прибегать к услугам экспертов. Для крупных про­ектов необходим тщательный расчет риска с использованием теории ве­роятностей, для некрупных достаточно провести анализ с помощью чисто экспертных оценок.

Как правило, не представляет особого труда привести перечень воз­можных типов риска применительно к конкретной ситуации. Несколько труднее оценить возможные потери, но это необходимо сделать, хотя бы на уровне экспертных оценок. Что можно предпринять по предотвраще­нию возможных потерь? Какие меры профилактики можно предложить?

На все случаи жизни выдать рекомендации невозможно. Но на прак­тике существуют вполне проверенные решения, позволяющие не допус­тить или свести к минимуму возможные потери. Среди них такие, как применение современных средств противопожарной охраны, установка сигнализации, страхование имущества и отдельных видов хозяйственное деятельности.

Вопросы страхования в условиях рынка приобретают особое значе­ние. Исходя из того, что предприниматель в полной мере отвечает за свои действия, страхование имущества, рискованных мероприятий является практически обязательным. Прибегать к услугам страховых компаний в ближайшее время придется все чаще.

При анализе инвестиционного риска проводят анализ чувствитель­ности. Анализ чувствительности - это один из инструментов оценки рис­ков, позволяющий определить границы возможного в ходе подготовки проекта. Риски оказывают воздействие на факторообразующие показатели: инвестиции, цены, продажи, себестоимость, а эти факторы влияют на эко­номические показатели проекта - NPV, IRR, РВ. Если экономические по­казатели существенно реагируют на изменение факторов, то чувствитель­ность проекта высокая, а устойчивость - низкая. При сильном измененш; факторов проект эластичен.

Оценка риска чаще всего проводится экспертным путем. Сущест­вуют различные методы таких оценок, например метод Дельфи, метод расстановки приоритетов. Также в программном продукте «Project Expert» есть приложение, которое позволяет провести экспертную оценку чувст­вительности проекта.

Чтобы провести оценку рисков, сначала определяют виды риска: технологические, экологические, социальные, политические, экономиче­ские, ценовые, налоговые, коммерческие и т.д. После определения рисков можно выделить факторы, влияющие на эффективность проекта. Это мо­гут быть капиталовложения, объемы продаж, цены, условия оплаты, нало­ги, себестоимость и др.

Например, выберем в качестве факторов неопределенности объем сбыта, цену сбыта и прямые издержки. Возьмем возможный диапазон из­менения параметров от -50 до 50 % с шагом 10 % (рис. 5). В качестве по­казателя, по которому будем проводить анализ, можно выбрать чистый приведенный доход (NPV). Далее составляем таблицу и для наглядности строим график в программном продукте «Project Expert» (рис. 6,7) [4].

 



Видно, что проект наиболее чувствителен к изменению пара­метра «Цена сбыта», на втором месте - «Объем сбыта», на третьем - «Прямые издержки».

 

Пример написания бизнес-плана

Резюме

Суть проекта - создание фирмы, которая будет заниматься качественным раскроем ламинированных ДСП и оказывать услуги другим организациям по распиловке их материалов.

Краткое описание целей:

1) завоевание доверия клиентов и укрепление на рынке;

2) обеспечение фирм, собирающих мебель, качественными ма­териалами;

3) завоевание новых сегментов рынка за счет освоения процесса сборки кухонной и корпусной мебели.

В первую очередь деятельность нашей фирмы направлена на производителей корпусной мебели, осуществляющих свою деятель­ность в г. Архангельске.

Объем продаж: в первый год планируется реализовать 4575 м2 плит и оказать услуги по раскрою в размере 3150 м2 плит. Через три I ода деятельности фирмы, с учетом возрастающего спроса на мебель, довести количество до 5500 и 4000 м2 соответственно.

Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления проекта, составляют 250 000 руб., в том числе 100 000 руб. от учредителей фирмы. Размер требуемых инвестиций - 150 000 руб. Организация рассчитывает на инвестиции в форме коммерческого кредита со став­кой 20 % годовых. Кредит берется под залог имущества сроком на 12 месяцев. Возврат кредита и выплата процентов по кредиту произ­водится с 5-го месяца после выдачи. Организационно-правовая форма предприятия - общество с ограниченной ответственностью. Учреди­телями фирмы являются директор предприятия и его заместитель по экономическим вопросам.

Создание такой фирмы экономически выгодно. Выпускаемая продукция на рынке будет конкурентоспособной. Проект окупается s ни- II первый год деятельности организации, срок окупаемости составит 12 месяцев. Фирма достигнет безубыточности после обработки 4461 м ламинированного ДСП.

Годовая выручка составит 1 591 500 руб., чистая прибыль - 194284 руб.

 

Описание услуги

Рынок услуг по распиловке ламинированных ДСП для последующего их использования в производстве корпусной мебели в городе Архангельске начал развиваться сравнительно недавно. Многие фирмы, которые занимаются распиловкой ДСП, сами производят ме­бель из своей продукции. Однако существуют и такие фирмы, производящие мебель, которые не сами делают заготовки, а покупают уже раскроенную по размерам плиту.

Наша фирма «Ламин» в начальный период своей деятельности будет заниматься качественным раскроем (без сколов и трещин) лами­нированных ДСП по заказам населения и организаций, оказывать услуги по распиловке плит заказчика, а также возможен продольный, поперечный и под углом к волокнам раскрой фанеры, пиломатериалов на мебельные, столярные, столярно-строительные и другие заготовки.

И настоящее время на рынке мебели в г. Архангельск действует около десятка разных фирм. Часть из них являются конкурентами нашей фирмы, остальные - потенциальные потребители.

Предполагается, что спрос на мебель и, как следствие, спрос на ламинированные ДСП будет расти. Статистика показывает, что объем продаж корпусной мебели в г. Архангельске за последние годы постояннo увеличивается. Таким образом, предлагаемая нами услуга будет иметь спрос на рынке корпусной мебели.

Основным преимуществом нашего предприятия является высокое качество выпускаемой продукции, обеспечивающееся тем, что в компании, с первых дней ее основания, большое место уделяется строгому соблюдению технологии производства. Сложность распи­ловки ламинированной плиты заключается в том, что ламинатное по­крытие скалывается. Во избежание этого используют специальные форматно-раскроечные станки с двумя дисками в пильном блоке.

Высококачественное оборудование имеет немаловажное значе­ние. Изначально нашей фирмой закуплен форматно-раскроечный ста­нок немецкой фирмы «Альтендорф», качество и скорость распиловки которого выше, чем у аналогичной техники конкурентов. Процент из­носа и поломки комплектующих гораздо ниже, чем у станков отече­ственного производства, что значительно увеличивает промежутки времени между техническими обслуживаниями станка и снижает за­траты на ремонт оборудования.

Высокое качество выпускаемой нами продукции и сроки выпол­нения заказа в большой степени повлияют на формирование клиент­ской базы, в том числе и постоянных клиентов.

В качестве исходного материала будут использоваться плиты «Карелия» (производство г. Медвежьегорск, Карелия), плиты произ­водства Финляндии, размеры которых составляют 2800 х 2070 мм и 3500 х 1750 мм, толщина 16 и 10 мм.

Более низкие, чем у конкурентов, цены на распиленные плиты и распиловку материалов заказчика позволят привлечь дополнительных покупателей.

В дальнейшем, примерно через два года, планируется начать производство кухонной и корпусной мебели из ламинированных плит, открыть магазин мебельной фурнитуры.

Оценка рынка сбыта

Как уже говорилось выше, растет спрос на высококачественную корпусную мебель, пока в значительной степени удовлетворяемый за счет производителей из других городов. В последнее время на рынке мебели в г. Архангельске появилось несколько довольно успешно ра­ботающих фирм, выпускающих мебель. Они постепенно занимают прочную нишу, не уступая по качеству другим производителям. Развитие рынка мебели способствует развитию рынка производства ма­териалов для нужд мебельного бизнеса.

Обрабатываемые нашей фирмой ламинированные плиты удов­летворяют вторичные потребности людей:

- стремление к престижу и уважению — потребность признания. Многие люди, чтобы произвести впечатление, стремятся окружить себя стильными, оригинальными, дорогими вещами, которые можно произвести из ламинированных ДСП;

- стремление к самовыражению - потребность развития. Плиты имеют широкую цветовую гамму, можно выпилить конструкцию практически любой формы.

Можно с уверенностью сказать, что распиленные ламинирован­ные ДСП будут приобретать лица с достатком средним и выше сред­него. Но в первую очередь оказываемая нами услуга направлена на производителей кухонной и корпусной мебели, осуществляющих свою деятельность в г. Архангельске.

Несмотря на то, что рынок мебели сравнительно молод, уже су­ществуют устоявшиеся связи между фирмами-производителями ме­бели и фирмами, занимающимися распиловкой ДСП. К такому со­трудничеству должна стремиться и наша фирма. Одним из вариантов сотрудничества с организациями будет подписание договоров на по­ставку нашей продукции в течение некоторого срока. Работа с фир­мами должна стать основной линией развития фирмы, так как только она может обеспечить значительное развитие.

В табл. 1 представлены фирмы, которые могут быть нашими по­тенциальными потребителями, с которыми мы должны установить тес­ные связи, что будет способствовать нашему продвижению на рынок.

Таблица 1. Информация о потребителях
Название организации Вид деятельности
ООО «Архоблсбыт» Сборка мебели
Фирма «Мебель Дизайн» Сборка мебели, витрин
Фирма «Город Мастеров» Сборка мебели, производство дверей
ООО «Троицкий тракт» Сборка мебели
ООО «Аквилон Строй» Производство мебели

 

Наиболее важными параметрами предлагаемой нашей фирмой услуги для потребителя являются цена и качество. Несмотря на то, что качество услуги не уступает конкурентам, а иногда и превосхо­дит, необходимо установить невысокие цены для привлечения боль­шего количества клиентов, тем самым выигрывая не на ценах, а на объеме продаж.

На пути выхода фирмы на рынок может возникнуть ряд проблем. В табл. 2 приведены наиболее важные проблемы и тактика их решения.

Таблица 2. Проблемы и пути их решения
Проблема Пути решения «Плюсы» «Минусы»
Высокий уро­вень конку­ренции в от­расли Продажа плит по бо­лее низким, чем у конкурентов, ценам (стратегия низких цен) Увеличение объема продаж и, как следст­вие, увеличение при­были Возможность сни­жения цен конку­рентами
Повышение цен на плиты Повышение цен на готовую продукцию Удержание на прежнем уровне и возможное увеличение прибыли Риск потери части покупателей и, как следствие, снижение доходов
Нестабиль­ность законо­дательства Попытка объедине­ния с фирмами, за­нимающимися ана­логичной деятельно­стью, с целью взаи­модействия с орга­нами власти Возможное создание более благоприятных условий для деятель­ности фирмы Трудности в нахождении общего языка с властью
Отсутствие хорошо на­лаженных связей с по­ставщиками Установление хоро­шо налаженных свя­зей в процессе дея­тельности фирмы Стабильные беспере­бойные поставки плит для распиловки Требуется дли­тельный период времени
Недостаток оборотных средств Увеличение объема производства и про­даж Получение дополнитель­ной прибыли, повыше­ние устойчивости пред­приятия при изменении ситуации на рынке Риск нереализации большей части го­товой продукции из-за большого числа конкурентов
Малая извест­ность фирмы на рынке Проведение актив­ной рекламной кам­пании Распространение среди потребителей информа­ции о фирме и приобре­тение ею большей из­вестности Материальные за­траты

Из анализа, проведенного в данном разделе, можно сделать вы­вод о том, что, несмотря на все свои слабые стороны и возможные уг­розы внешней среды, наша фирма имеет реальные шансы обосновать­ся на рынке.

Конкуренция на рынке

При анализе рынка нужно знать не только предпочтения и пове­дение потребителя, но и иметь четкие представления о конкурентах, их сильных и слабых сторонах.

В г. Архангельске существует несколько фирм, которые оказы­вают аналогичные услуги. Преимуществами нашей фирмы будут го­раздо более низкие цены и качество выполняемых работ.

Для сравнения нашей фирмы с конкурентами проведем пози­ционирование (табл. 3).

Таблица 3. Оценка сильных и слабых сторон основных конкурентов фирмы «Ламин» (в баллах)

Показатель «Ламин» «Бролга» «СМК- Архангельск» «Севме- бельдизайн» «Мастер»
Цена
Распиловка ма­териалов заказчика
Доставка для покупателей товара большими партиями
Диапазон расцветок­
Качество
Известность
ИТОГО

 

Данная таблица показывает, что фирма «Ламин» опережает сво­их конкурентов по уровню цен. Сильной стороной конкурентов явля­ется то, что они давно находятся на рынке, хорошо известны потреби­телям и имеют с ними давние и хорошо отлаженные связи. Надо за­метить, что в целом качество продукции, количество предоставляе­мых услуг несильно отличается от фирм-конкурентов, а при учете бо­лее низких расценок, высокого качества, малых сроков исполнения и грамотной маркетинговой политики наша фирма должна легко занять свою долю рынка.

Стратегия маркетинга

Целью маркетинга предприятия является завоевание местного рынка, устойчивого положения на нем.

Стратегия маркетинга включает в себя следующие элементы:

- ценообразование;

- схема распространения товаров;

- организация рекламы.

Каждая фирма, в зависимости от складывающейся ситуации, должна выработать конкретную ценовую стратегию. Исходя из того, что наше предприятие выходит на рынок с жесткой конкуренцией, на котором присутствуют уже прочно обосновавшиеся фирмы, доста­точно известные потребителю, было решено избрать стратегию низ­ких цен, или стратегию «проникновения». В целях привлечения большего числа покупателей, стимулирования спроса продаваемые нашей фирмой ламинированные плиты, не уступающие по качеству продукции конкурентов, будут иметь более низкие цены. Наша фирма устанавливает следующие цены на свои услуги:

- продажа распиленного листа ламинированного ДСП - 310 руб. / м2;

- раскрой плиты по размерам заказчика - 55 руб. / м2.

После того как фирма обоснуется на местном рынке, дальней­шая политика ценообразования определится принципом достижения максимальной прибыли.

Поскольку фирма начинающая и действующая в малых масшта­бах, работа будет осуществляться напрямую с конечными потребите­лями. В перспективе возможна работа с посредниками. Все усилия предприятия должны быть направлены на сохранение и достижение запланированных объемов работ с существующими клиентами. Этого предприятие собирается добиться с помощью:

- постоянного отслеживания качества выполняемых работ;

- отслеживания замечаний и выполнения пожеланий клиентов.

Наша фирма на начальной стадии развития будет использовать

рекламу. Она будет решать основную задачу - обеспечение роста то­варооборота за счет привлечения покупателей. В течение первого го­да работы фирмы реклама будет размещаться в газетах и на радио.

На данную статью расходов в первый год деятельности фирмы возможно выделить 12 ООО руб. Рекламу размешаем на радио «Европа Плюс» в январе, апреле, августе и декабре по одной неделе (5 раз в день). Стоимость недели - 3000 рублей. В газете бесплатных объяв­лений «Губерния» заказывается печатная реклама. Также предусмат­ривается участие в ежегодных выставках-ярмарках («Маргаритин- ская», «Лес и деревообработка» и т.д.) для заключения договоров с фирмами и для широкой рекламы среди населения.

План производства

Технология производства

Фирма «Ламин» будет заниматься распиловкой ламинированных плит, которые в последующем применяются для производства кор­пусной мебели. Сложность распиловки такой плиты заключается в том, что ламинатное покрытие скалывается. Во избежание этого ис­пользуют специальные форматно-раскроечные станки с двумя диска­ми в пильном блоке. Первый диск - подпильный - состоит из двух спаренных дисков, он проходит по линии раскроя снизу, пропиливая плиту на глубину около 2-3 мм. Второй диск - основной - проходит сверху и уже полностью распиливает плиту. Подпильный диск нахо­дится в пильном блоке спереди и подпиливает плиту снизу перед тем, как ее распиливает основной. Угол наклона дисков и ширину подпила можно изменять. Диаметр подпильного диска - 100-120 мм, имеет 35 зубьев; диаметр основного диска - 300 мм, имеет 94 зуба. Под­пильного диска хватает примерно на 500, основного - на 1000 пог. м.

По мере износа диски необходимо затачивать или заменять на новые. Стоимость заточки - 2 руб. за зуб. Целесообразно иметь 2-3 комплекта дисков, чтобы не прерывать работу на время заточки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.