Фонд обязательного медицинского страхования. Его сущность. Источники образования. Направления расходования
________________________________________________________________________________________________________
1.
Создание внебюджетных фондов продиктовано необходимостью решению жизненно важных для общества задач, как социального, так и экономического характера, т.е. речь идёт о создании системы государственного пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования, решении задач экономического характера и проблем экологической направленности.
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ.
Внебюджетные фонды – это одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определённые социальные и экономические цели.
Внебюджетные фонды выступают ка стабильный и прогнозируемы источник денежных средств, используемый для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения, а так же для финансирования региональных и ведомственных программ экономического характера.
Для внебюджетных фондов характерно чёткое установление доходных источников позволяющих достаточно точно прогнозировать объёмы средств этих фондов и контролировать целевое использование этих финансовых ресурсов.
В современных условиях внебюджетные фонды представляю собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения и решения конкретных задач экономического характера.
Главная цель из создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Кроме того необходимость существования внебюджетных фондов заключается в следующем:
Доходы в государственном бюджете не закреплены за отдельными расходами, и социальные расходы финансируются в бюджете финансируются по остаточному принципу.
Изменения в экономике требуют быстрых управленческих решений, а в государственном бюджете расходы жёстко регламентируются законодательством, поэтому внебюджетными фондами, т.к. ими руководят специальные исполнительные органы власти, решать конкретные проблемы можно более эффективно.
Кроме того у государственных органов а в частности финансовых органах появляются финансовые средства вмешательства в финансовую сферу. Строго целевое назначение средств обеспечивается более эффективным контролем за их использование. При наличии бюджетного дефицита средства внебюджетных фондов не используются.
Внебюджетные фонды – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих определённое целевое общественное назначение, самостоятельные источники формирования и при этом они не входят в состав бюджетов. Всё это раскрывает сущность внебюджетных фондов и их значение.
Классификация внебюджетных фондов:
1) В зависимости от целевого назначения
a) Социальные (пенсионный, фонд страхования и т.д.)
b) Экономические (фонд НИОПР)
2) По уровню управления
a) Федеральные фонды
b) Региональные
c) Местные
3) В соответствии с правовой формой
a) Государственные внебюджетные формы
b) Не государственные внебюджетные фонды
Источники формирования внебюджетных фондов
- Основным источником является специальные целевые отчисления предприятий установленные законодательством
- Отчисления от прибыли предприятий
- Средства бюджетов
- Прибыль от коммерческой деятельности соответствующих внебюджетных фондов, за
Все эти доходы делится на постоянные и временные.
Источники финансирования социальных внебюджетных фондов имеют так же, как относительно постоянный, так и временны характер в зависимости от экономического и финансового состояния страны. Задача общества поддержать существования лиц нуждающихся в помощи, и в связи с этим существует реальная потребность целевых финансовых ресурсов и целесообразность и х концентрации на государственном и территориальном уровнях.
Правом образовывать целевые социальные внебюджетные фонды обладают как федеральные органы власти, та и республиканские и мятные органы самоуправления. Целевые фонды созданные на федеральном уровне как правило передают средства в распоряжение территориальных органов.
Правовой основой образования государственных социальных целевые фондов являются конституция РФ и бюджетный кодекс.
Государственные целевые социальные внебюджетные фонды имеют самостоятельные источники их формирования, обособленные от источников формирования бюджета РФ и региональных бюджетов, это самостоятельные финансово- кредитные учреждения, но эта самостоятельность отличается от экономической и финансовой самостоятельности различных государственных или акционерных предприятий. Данные внебюджетные фонды организуют процессы использования своих средств в размерах и на цели регламентированные государством, т.е. государство определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структур и уровня денежных социальных выплат.
Государственные целевые социальные внебюджетные фонды действуют а основе положений о фондах утверждённых законодательными органами, либо на основе положений утверждённых органами исполнительной власти в соответствии с законами.
Контроль за рациональным и целевым расходованием средств государственных целевых фондов (федеральных государственных целевых фондов) осуществляет мин. фин. РФ, кроме этого определённые полномочия по регулированию их деятельности возложены на органы федерального казначейства. И главной задачей их является организация обслуживании государственного бюджета, а так же регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и федеральными целевыми фондами; финансовое исполнение этих фондов; контроль за поступлением и использованием средств этих фондов. И с этой целью казначейство осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии бюджетной системы, и в том числе целевых фондов.
Государственные социальные внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. В РФ в их число входят:
- Пенсионный фонд
- Фонд социального страхования
- Фонды обязательного мед. страхования (федеральный и территориальные)
2.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения. Является одни из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная истома оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России. Данный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и положением о пенсионном фонде РФ, утверждённым в декабре 1991г.
Пенсионный фонд был образован 22 декабря 1990г. С его созданием в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсии стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
Пенсия – это гарантированная ежемесячная выпада для обеспечения граждан по достижению ими определённого законом возраста, а так же в случае потери кормильца и потери трудоспособности.
Денежные средства пенсионного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и не подлежат изъятию.
Пенсионный фонд осуществляет следующие социально значимые функции:
1) Учёт страховых средств поступающих по обязательному пенсионному страховании
2) Назначение и выплаты пенсий (трудовые пенсии по старосте, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащим и их семьям, социальные пенсии, пенсии гос. служащих)
3) Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветераны, инвалиды, инвалид вследствие военной травмы, герой Советского союза, герои РФ и т.д.
4) Персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования.
5) Взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взнос.
6) Выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала
7) Управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной части трудовой пенсии, которая осуществляется через государственную управляющую компанию и частные управляющие компании.
8) Реализация программ государственного со финансирования пенсии.
В настоящее время пенсионный фонд РФ осуществляет выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию имеют право а получение трудовой пенсии, которая реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лицам, которые по различным причинам н оплачивают пенсионное страхование имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним относится: федеральные гос. служащие, военно-служащие, граждане пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф, участники ВОВ, нетрудоспособные граждане.
Трудовые пенсии в РФ состоят из следующих составных частей:
- Базовая – фиксированная часть
- Страховая – она дифференцирована и зависит от результатов труда застрахованного лица.
- Накопительная часть – часть исчисляемая из сумм страховых взносов и инвестиционного дохода учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица.
Основные источники формирования доходной части бюджета пенсионного фонда:
- Обязательные отчисления
- Отчисления от единого налога по специальным режимам налогообложения.
- Страховые взносы на обязательные пенсионные страхования.
- Доходы от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии
- Средства федерального бюджета.
- Добровольные взнос физических лиц и организации.
- Доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования.
- Сумма пени или иных финансовых санкций.
- Другие источники не запрещённые законодательством РФ
Средства пенсионного фонда направляются на выплату:
1. Государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца)
2. Пенсии по инвалидности, военнослужащим.
3. Компенсации пенсионерам.
4. Материальные помощи престарелым и инвалидам.
5. Выплату пособий , пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.
6. Выплата пособий на погребение получателем пенсии
7. Финансовое обсечение текущей деятельности пенсионного фонда и его органов.
8. Прочие расходы
Кроме того за счёт средств пенсионного фонда также финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, и осуществляются единовременные денежные выплаты.
Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельные вес в общем объёме расходов фонда.
Т.о. Все расходы пенсионного фонда делят на следующие группы:
1. По обязательному пенсионному страхованию
2. По государственному пенсионному обеспечению
3. На дополнительное пенсионное обеспечение
4. На финансовое и материально-техническое обеспечение детальности фонда.
5. Прочие расходы
3.
Фонд социального страхования РФ (ССС) действует в соответствии указом президента «о фонде соц. Страхования РФ» от 7 августа 1992г. и в соответствии с положением о фонде утверждённым постановлением правительства « о фонде соц. страхования РФ» от 12 февраля 1994г.
Фонд социального страхования РФ – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, случае потери кормильца, рождения и воспитания детей.
Этот фонд управляет средствами государственного социального страхования РФ. Эти денежные средства являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней и других фондов и не подлежат изъятию. Бюджет этого фонда и отчёт об его исполнении утверждаются правительством РФ, а бюджет региональных и центральных отраслевых отделений фонда, отчёты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда, утверждаются его представителем.
Основные задачи фонда социального страхования:
1. Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребёнка, на погребение, санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и членов их семей, а та же на другие цели государственного социального страхования предусмотренного законодательством.
2. Участие в разработке и реализации гос. программ по охране здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования
3. Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость финансового страхования.
4. Разработка предложений о размерах тарифах страховых взносов на государственное социальное страхование.
5. Организации работы по подготовке повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страховая, разъяснительные работы среди страхователей и населения по вопросам соц. страха
6. Сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями оп вопросам социального страхования
В настоящее время фонд социального страхования проводит два вида социального страхования: Социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти, а так же социальное страхование от несчётных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
С 2001 года доходная часть фонда формируется посредством следующих отступлений:
Обязательные отчисления работодателей.
- Отчисления от с\х налога.
- Отчисления от единого налога по УСН
- Отчисления от единого налога на вменённый доход.
- Страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчитанных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Средства федерального бюджета для покрытия расходов связанных с представлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий, и др. установленных законом случаев.
- От доходов; от размещения временно свободных средств фонда
- От добровольных взносов физических и юридических лиц.
Управление фондом возложено на правление фонда и его председателем. Председатель фонда и его заместитель назначаются правительством РФ. В настоящее время этот фонд действует как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.
Как и пенсионный фонд он является автономным и строго целевым фондом и создан он в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Это централизованный фонд денежных средств общегосударственного назначения. Он создаётся страховым методом обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц занимающихся предпринимательской деятельностью.
Средства этого фонда используются на следующие цели:
- Выплаты пособий по больничным листам, пособий на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения ими 1.5 лет
- Финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся
- Частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительно-детски лагерей
- Выплата пособий сверх норм на лечение и оздоровлении трудящихся
- Финансирование исполнительной дирекции фонда.
Вопросы и задачи социального обеспечения в РФ являются одной из важнейшей задач по государственному материальному обеспечению населения при наступлении нетрудоспособности и необходимости получения санаторно-курортного лечения.
4.
Медицинское страхование – это одна из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине. Цель медицинского страхования гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий.
Закон РФ от 28 июня 1991 г. “О медицинском страховании граждан” был полностью введён в действие с 18 января 1993 года. Введение обязательного медицинского страхования означало для государственного здравоохранения переход к смешанной системе финансирования, а именно – к бюджетно-страховой системе.
Бюджетные средства обеспечивают финансирования в части неработающего населения (пенсионеры, домохозяйки, учащиеся) а внебюджетные средства – работающих граждан.
Страхователями выступают исполнительные органы субъектов РФ, местное самоуправление и хозяйствующие субъекты а так же граждане – предприниматели.
Для реализации указанного закона и осуществление государственной политик в области обязательного мед. страхования были сформированы федеральный и территориальные фонды обязательного мед. страхования. Фонды обоз. мед. являются самостоятельными некоммерческими финансовыми учреждений. Они предназначены для аккумулирования финансовых ресурсов на обязательное мед. страхования, обеспечение финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивание фин. Ресурсов на его проведение.
Федеральный фонд ОМС создан с постановления верховного совета РФ от 24 января 1993. На федеральный фонд возложены следующие функции:
1. Вырывание условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ обязательного мед. страхования.
2. Финансирование целевых программ в рамках обязательного мед. страхования.
3. Разработка нормативно методических документов, обеспечивающих реализацию закона “о мед. страховании граждан РФ”
4. Организация подготовки специалистов ОМС
5. Участие в создании территориальных фондов ОМС и в разработке программ обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства фонда формируются за счёт:
1. Страховых взносов работодателей в виде обязательных отчислений.
2. Взносов территориальных фондов ОМС на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах.
3. За счёт ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС.
4. За счёт доходов от использования временного свободных финансовых средств федерального фонда.
5. За счёт нормированного страхового запаса финансовых средств фонда.
6. За счёт добровольных взносов и иных поступлений не запрещённых законодательством РФ.
Территориальные фонда ОМС создаются местными органами власти и действуют на основании положения о территориальном фонде ОМС. Который утверждён постановлением верховного совета 24 февраля 1993г.
В регионах (областях, краях, республиках) могут создаваться филиалы. Территориальный фонд создаётся для финансирования территориальных программ ОМС. Руководство деятельностью фонда осуществляют правление и исполнительный директор. Контроль осуществляет ревизионная комиссия. Состав правления утверждается законодательным органом власти субъекта федерации (представительным органом этого же уровня).
Территориальный фонда ОМС выполняет следующие функции:
1. Аккумулирует финансовые средства территориального фонда на ОМС.
2. Осуществляет финансирование территориальной программы ОМС.
3. Осуществляет финансово кредитную деятельность по обеспечению деятельности системы ОМС.
4. Выравнивает финансовые ресурсы городов, районов и др. территорий.
5. Осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов.
6. Формирует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд.
7. Осуществляет взаимодействие с федеральным фондом и другими территориальные фондами.
Финансовые средства территориальных фондов ОМС образуются:
1. За счёт страховые взносов работодателей в виде обязательных отчислению
2. За счёт страховых платежей на неработающее население из бюджетов субъектов РФ.
3. Доходы от использования временно свободных финансовых средств фонда.
4. За счёт нормированных страховых запасов финансовых средств территориального фонда.
5. Финансовые родства взыскиваемые со страхователей медицинских учреждений и др. лиц в виде штрафных санкций.
Главными доходами ОМС являются страховые взносы работодателей и страховые платежей на неработающее население (90% от общей суммы доходов)
Порядок зачисления сумм страховых взносов определяется федеральным казначейством и министерство финансов. Что касается страховых взносов по неработающему населению, то их регламентирует правительство субъектов федерации и местная администрация за счёт средств предусмотренных в бюджетах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|