Финансовая политика государства
Финансы как экономическая категория
Сущность, функции, признаки финансов
Финансовая система
Финансовые ресурсы
_____________________________________________________________________________________________________
1.
Финансы – экономическая категория, возникшая на определённом этапе развития товарно-денежных отношений.
Их появление обусловлено возникновением государства и связано с тем, что государство с момента своего становления выполняло ряд общественно-экономических и политических функций (охрану границ, содержание войск) и для этого необходимы были определённые ресурсы. Эти ресурсы государство аккумулировало в виде налогов первоначально взимаемых в натуральной, а затем и денежной формах.
Термин финансы (от лат. “уплата в срок”) – возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии. Обозначал – любой денежный платёж. В дальнейшем этот термин получил международное признание. Под ним стали понимать отношения, которые связанны с образованием государственных фондов денежных средств.
Исторически это было связано с этапом обособления гос. казны от королевской и произошло преодоление феодальной раздробленности.
С развитием капиталистического способа производства расширялась сфера товарно-денежных отношений, доля натуральных податей постепенно сократилась, на их место пришли налог и в денежной форме, возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет. Им глава государства уже не мог распорядиться единолично, его формирование и использование стало носить системный характер.
В процессе развития государственности постепенно происходило становление современных способов формирования и расходования денежных фондов региональных и местных органов власти.
Параллельно этому развивались способы формирования и использования денежных фондов хозяйствующих субъектов разных форм собственности.
Во всех этих случаях общим является движение денежных средств и это важный признак финансовых отношений, но само по себе движение денежных средств не раскрывает сущности финансовых отношений.
Реально движение денежных средств происходит на второй и третьей стадии воспроизводственного процесса. Но характер движения в денежной форме различается. На 2ой стадии движение стоимости в денежной происходит в отрыве от движения товаров и услуг и характеризуется либо её отчуждением , либо обособлением в рамках различных целевых денежных фондов.
На стадии обмена это реальное движение происходит одномоментно когда обменивается товар или услуга , т.е. совершается купле-продажи, т.е. на 2ой стадии имеет место одностороннее или без встречного эквивалента движение денежной стоимости, а на 3ей 2ух стороннее или встречное движение стоимостей.
Областью возникновения и функционирования финансов является 2ая стадия общественного воспроизводства, на которой происходит распределение части стоимости созданного продукта через создаваемые денежные фонды и проявляется ещё одна существенная черта: образование различных доходов и накоплений часто в форме фондов различного елевого назначения.
Т.о. из вышесказанного можно к признакам финансов отнести:
1. Денежный характер отношений
2. Распределительный характер отношений
3. Неэквивалентный (односторонний) характер движения денежных средств
4. Преимущественно фондовый характер
5. Государственно-применительный (императивный) характер
Финансы – совокупность денежно экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования децентрализованных и централизованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП и НД.
Сущность финансов наиболее ярко и полно раскрывается посредством выполняемых ими функций.
У учёных нет единства в отношении количества и содержания присущих финансам функций. Однако большинство выделяют две основные функции:
1. Распределительная
2. Контрольная
Кроме того учёные выделяют след. Функции:
- Регулирующая
- Воспроизводствующая
- Стабилизирующая
Распределительная функция означает участие финансов в распределение и перераспределении ВВП и НД. Эти процессы охватывают практически все сферы жизнедеятельности общества.
Распределительная функция реализуется в два этапа:
1 – первичное распределение, оно происходит на уровне хозяйствующего субъекта (выручка от реализации продукции)
2 – перераспределение (вторичное распределение). Главная роль у государства , с помощью инструментов бюджет и внебюджетные формы государство изымает часть созданного в сфере материального производства продукта и направляет его в другие сферы и тем самым перераспределяет национальных доход. Т.е. первичные пропорции трансформируются в пропорции конечного использования, по потребностям.
С распределительной функцией тесно связана контрольная. Она осуществляется при проведении любой финансовой операции и действует одновременно и скоординировано с распределительной функцией. Она не сводиться к простой констатации. По результатам контроля сопоставляются текущий и плановый финансовые показатели. При их отклонении они корректируются , могут вноситься изменения в текущие финансовые операции и т.д. Целью контроля является рациональное расходование материальных, трудовых, природных ресурсов, а так же сокращение непроизводственных расходов и потерь.
2.
Финансовая система – совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений. Связанных с ними денежных фондов и органов или учреждений по обслуживанию финансовых отношений.
По роли финансов в процессе воспроизводства финансовую систему можно разделить (структурировать)
Гос. и муниципальные финансы
| Финансы граждан и домохозяйств
| Финансы хозяйствующих субъектов
|
- Финансы коммерческих организаций
- Финансы некоммерческих организаций
- Финансы финансовых посредников
- Финансы общественных организаций
- Личное страхование
- Социальное страхование
- Имущественное страхование
- Страхование предпринимательских рисков
- Страхование ответственности
- Федеральный бюджет
- Региональный бюджет
- Местные бюджеты
- Внебюджетные фонды
- Гос. и муниципальный бюджет
Существует 2 принципа построения финансовой системы:
1. Принцип демократического централизма
2. Фискального (бюджетного)
Исходя из этого выделяют следующие принципы функционирования финансовой системы:
1. Наличие собственной финансовой базы образуемая первичными доходами субъектов экономических отношений
2. Функциональное назначение каждого блока и звена финансовой системы должно обеспечивать финансирование затрат по достижению субъектами финансовых отношений своих целей
3. Единство и взаимодействие всех блоков и звеньев финансовой системы вытекающих из общности источника первичных доходов (ВВП) и финансовая политика государства нацеленная на согласование всех субъектов.
3.
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса может осуществляться лишь при условии покрытия производственных и других затрат финансовыми ресурсами аккумулируемыми субъектами хозяйствования и государства
Финансовые ресурсы – часть денежных ресурсов находящихся в распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых на цели простого и расширенного производства, удовлетворения социально-культурных потребностей и для выполнения государством его функций.
Помимо финансовых ресурсов денежные средства включают в себя кредитные ресурсы, денежные доходы населения и предприятий, пока те не обрели целевой направленности в рамках тех или иных фондов целевого назначения.
Объём и структура финансовых ресурсов общества непосредственно связаны с уровнем развития производства.
Основой увеличения финансовых ресурсов является рост и совершенствование общественного воспроизводства.
В формировании финансовых ресурсов учувствуют все элементы стоимости ВВП, но основным источником является НД.
Все источники финансовых ресурсов можно разделить на внутренние и внешние
К внутренним относятся: ВВП, часть стоимости национального богатства
К внешним: доходы от внешней экономической деятельности
Виды финансовых ресурсов: Конкретные формы доходов, накоплений, поступлений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в процессе финансового распределения.
Для формирования финансовых ресурсов могут использоваться и заёмные и привлечённые средства в виде кредитов банков, кредиторской задолженности, средств от эмиссии ценных бумаг, и т.д.
Финансовые ресурсы классифицируются по объектам формирования:
- Финансовые ресурсы организаций и предприятий;
- Финансовые ресурсы государства;
- Финансовые ресурсы домохозяйств.
По степени централизации
· Централизованные (гос-во)
· Децентрализованные (субъекты хозяйствования)
На размер финансовых ресурсов влияют следующие факторы:
1. Общий объём ВВП и частного дохода;
2. Объём прибыли;
3. Суммы косвенных налогов;
4. Объём обязательных платежей во внебюджетные фонды;
5. Размер амортизационного фонда;
Кроме того (6) рациональность использования.
Особое место в финансовых ресурсах занимают финансовые резервы – часть финансовых ресурсов временно выбывших из оборота и вновь вступающих в него при наступлении непредвиденных обстоятельств. Они объективно необходимы для обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса и для финансирования непредвиденных предприятий.
Они создаются на всех уровнях хозяйствования и государственного управления.
Управление финансами.
Финансовая политика государства
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|