Управление государственным долгом.
_______________________________________________________________________________________________________
1.
Одной из актуальных задач экономической политики различных государств мира является решение проблемы сбалансированности бюджетов и поиск способов финансирования их дефицита. Это как правили реализуемо с помощью государственного кредита.
В современных условиях государственный кредит – это совокупность финансовых отношений между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой стороны.
В сфере таких отношений государство в большинстве случаев выступает как заёмщик средств, а население, предприятия, различные банки и фонды как кредиторы. Кроме того государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических и юридических лиц, т.е. это означает что государство берёт на себя ответственность за погашение обязательств или юридических или физических лиц.
В рамах кредитных отношений государство также может выступать и как кредитор. При этом оно предоставляет кредиты юридическим или физическим лицам и иностранным государствам.
Государство может направлять эти средства на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не обладают достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость.
Выделение государством кредитов может быть продиктовано необходимостью продвижения интересов национального бизнеса на международной арене, или по политическим соображениям.
Государственные кредиты предоставляются либо непосредственно министерством финансов РФ либо через коммерческие банки.
Основным отличием государственного кредита от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлечённых ресурсов, т.е. взятые средства трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются на покрытие всей совокупности государственных расходов, а не на обеспечение расширенного воспроизводства.
Источником погашения государственных займов и выплаты % по ним служат бюджетные средства. Т.о. функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
Сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала между частным сектором и государством на условиях срочности, платности возвратности.
Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга. Гос. долг образуется в результате осуществления гос. органами различных видов заимствований. В соответствии с бюджетным кодексом гос. долг РФ это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами., международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по гос. гарантиям предоставленным РФ.
Долговые обязательства это сложная категория отличающаяся во первых по форме образования и обслуживания, во вторых по объектам долговых отношений, в третьих по срокам обязательств.
Основные формы долговых обязательств РФ: Кредитные соглашения и договоры, государственные ценные бумаги, договор о предоставлении гарантий РФ и т.д.
Основным фактом или условием обуславливающем возникновение и рост государственного долга является дефицит бюджета, а возникновение дефицита бюджета порождается временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами.
Государственный долг оказывает на экономику регулирующее воздействие посредством влияния на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объём денежной массы и т.д.
Из сущности гос. кредита следует что он совмещает в себе функции финансов и функции кредита. Т.о. к основным функциям гос. кредита относят: образование денежных фондов, использование денежных фондов, контроль.
Образование денежных фондов – означает привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности, при этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства служат обязательства заёмщика вернуть к определённом моменту времени сумму заимствования с процентами. Основным инструментом при этом являются государственные ценные бумаги. Они выпускаются в виде срочных долговых обязательств. Государственные ценные бумаги считаются надёжным финансовым инструментом со средним или низким уровнем доходности. В РФ наиболее распространённой формой гос. займов является облигация.
Гос. облигация – ценная бумага, являющаяся долговым обязательством государства, которая даёт её держателю право получить в определённый срок основную сумму долга и проценты.
Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, поученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на неё процентами в оговорённый срок.
Использование денежных фондов – выражает необходимость возврата привлечённых средств, который осуществляется как за счёт налоговых, так и неналоговых доходов бюджета или за счёт механизма рефинансирования (т.е. погашение задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств полученных от размещения новых обязательств)
Контроль – определяет влияние на уровень ликвидности коммерчески банков, структуру платёжеспособного спроса, темпы экономического роста и объём денежной массы в обращении.
Кроме того гос. кредит играет важную роль в перераспределении финансовых ресурсов, когда происходит перераспределение капитала между сферами производства и обращения; важную роль играет так же в повышении эффективности использования средств; играет важную роль в ускорении концентрации финансовых ресурсов.
Последние три роли выражают функции которые присущие кредиту.
Есть определённые сложности при оценке роли воздействия гос. кредита на социально-экономические процессы в обществе.
Средства используемые в качестве кредитных ресурсов направляются на финансирование всей совокупности государственных расходов и при этом они не принося дополнительного дохода, а увеличивают “цену” бюджетных доходов государства, т.к. в последующем необходимо будет выплатить проценты за его использование.
2.
Механизм функционирования кредита реализуется путём размещение государственных займов. В последствии эти займы приводят к появлению гос. долга.
В Экономическом словаре гос. долг определяется как сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займом. Сюда так же включаются и начисленные по ним проценты.
Для полной классификации гос. займов необходимо учитывать расширенное понятие гос. долга – это сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с учётом начисленных % к определённому моменту времени.
Гос. долг классифицируется по следующим признаком:
1. По месту размещения займы делят:
- Внешние займы – это обязательства государства перед не резидентами.
- Внутренние займы – перед резидентами.
2. По способу размещения и обращения займы делят на:
- Рыночные займы это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и передаются после их первичного размещения на рынке.
- Нерыночные – это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка. Они менее котируемся на бирже и их основная цель – привлечение кредитных ресурсов в мелких сбережениях населения.
3. По сроку заимствования их делят на:
- краткосрочные (до 1ого года).
- среднесрочные (от 1ого до 5и лет).
- долгосрочные (срок обращения ценных бумаг) свыше 5и лет.
4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы подразделяют на:
- Закладные – займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом.
- Беззакладные – займы оформленные в облигации и другие обязательства не имеющие конкретного имущественного обеспечения.
5. По уровню эмитента займы подразделяют на федеральные региональные и местные. Т.е. в зависимости от уровня к которому принадлежит эмитент.
6. По форме выплаты дохода гос. займы могут быть:
- %ые – доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала (основная разновидность.).
- Дисконтные займы – доход по ним инвестор получает за счёт приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока.
- Выигрышные займы - доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша (низкая привлекательность, из-за не гарантированности дохода).
- Индикационные – доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретённых инвестором ценных бумаг.
7. По обязанности заёмщика соблюдать сроки погашения займа выделяют:
- Обязательства без погашения
- Обязательства с правом досрочного погашения – означает, что заёмщик имеет право на досрочный выкуп своих долговых обязательств.
8. По способу погашения
- Займы подлежащие оплате единовременно
- Займы подлежащие оплате частями – предполагается три варианта оплаты: 1 – погашение равными долями на протяжении установленного срока 2 – погашение происходит увеличивающимися долями на протяжении установленного срока 3 – погашение уменьшающимися долями на протяжении установленного срока.
9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода займа денег
- Займы с постоянным фиксированным уровнем дохода – эмитенту заранее известно стоимость обслуживания долга.
- Займы с переменным уровнем дохода – уровень дохода зависит от изменения какого-либо экономического индикатора.
10. По направлениям использования заёмные средств
- Целевые – должны быть использованы только для финансирования конкретных программ
- Нецелевые – могут быть направленны на покрытие текущих бюджетных расходов , на рефинансирование текущей задолженности, на другие цели.
3.
Управление государственным долгом – совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания гос. долга.
Цель управления гос. долгом – нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах, и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
Принципы управления гос. долгом:
1. Принцип безусловности – обеспечение точного и своевременного исполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий.
2. Принцип единства учёта – предполагает учёт в процессе управления гос. долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
3. Принцип единства долговой политики – должен быть обеспечен единый подход в политике управления гос. долга со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям.
4. Принцип согласованности – согласование интересов кредиторов и государства-заёмщика.
5. Принцип снижения рисков – выполнение всех необходимых действий позволяющих уменьшить риск как кредитора , так и инвестора.
6. Принцип оптимальности – создание такой структуры государственных займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а так же оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны.
7. Принцип гласности – предполагает предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным пользователям.
В широком понимании управление гос. долгом предполагает:
1. Формирование политики в отношении гос. долга.
2. Определение основных показателей и предельных значений гос. задолженности
3. Установление основных направлений воздействия на микро и макро экономические показатели.
4. Выделение приоритетных направлений использования привлечённых ресурсов.
Определение политики в отношении гос. долга и его верхний предел устанавливают законодательные органы власти.
А Оперативное управление гос. долгом осуществляет исполнительная власть.
В более узком понимании управление гос. долгом включает в себя определения условий выпуска обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг, кроме того сюда включается регулирование состава и структуры совокупного гос. долга при его неизменной величине.
Методы с помощью которых осуществляется управление гос. долга:
1. Метод рефинансирования - погашение части гос. долга за счёт вновь привлечённых средств.
2. Метод конверсии – данный метод подразумевает изменение доходности займа.
3. Метод консолидации – он означает превращение части имеющейся задолженности в новую, с более длительным сроком погашения.
4. Метод новации – он подразумевает соглашение между государством-заёмщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.
5. Метод унификации – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.
6. Метод отсрочки – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам.
7. Метод дефолта – отказ государства от выплаты гос. долга.
Для того чтобы управлять государственным долгом на государственном уровне должна быть сформирована отлаженная система управления гос. долгом. Однако не всегда данная система может справляться с различными изменениями в социально экономической и политической жизни государства.
Для реагирования на меняющиеся условия всегда необходимо оценивать состояние долговых обязательств. Для этого в управлении в гос. долгом должны быть учтены следующие параметры:
- Общий объём государственного долга в РФ
- Соотношение расходов на обслуживание гос. долга и доходов федерального бюджета
Для управления государственным долом необходимо усиливать государственное влияние и контроль за государственным долгом и стремиться к постепенному снижению зависимости гос. бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуациями. Для этого необходимо:
1. Повышать эффективность государственных заимствований
2. Оптимизировать структуру государственного долга
3. Сокращать риски связанные с существованием заимствований
4. Совершенствовать правовые основы управления гос. долгом
5. Создавать единую структуру в полномочия которой будет водить управление гос. долгом.
6. Разработать единую систему учёта гос. долга
7. Создать единую централизованную систему, анализа и управления рисками заимствований.
8. Разработать единую систему стратегического планирования государственного долга.
9. Создать систему взаимодействия с денежно0кредитной и валютной политикой.
10. Разработать систему учёта долговых обязательств региональных и муниципальных властей а так же заимствований негосударственного сектора экономики.
Кроме того пи управлении гос. долгом необходимо разграничивать полномочия различных органов гос. власти, управляющих гос. долгом и разработать порядок их взаимодействия.
Президент РФ устанавливает основные приоритеты бюджетной политик на кратко- и средне-срочную перспективы.
Федеральное собрание РФ устанавливает в законе о федеральном бюджете верхний предел гос. долга.
Правительство РФ организует систему оперативного управления гос. долгом, и утверждает источники и параметры заимствований
ЦБ РФ согласует вопросы политики управления гос. долгом с денежно-кредитной и валютной политикой.
Мин. Фин. РФ осуществляет заимствования от имени правительства, и организует правительственную долговую стратегию.
Министерство экономического развития и торговли. Оно анализирует эффективность проектов, источниками финансирования которыми являются внешние займы и ряд других.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|