Необходимость и сущность управления финансами
3. Финансовое планирование и прогнозирование
Финансовый контроль
_______________________________________________________________________________________________________
1.
Финансовую политику предприятий нельзя рассматривать в отрыве от финансовой политики государства
Каждое государство для реализации поставленных целей и задач разрабатывают соответствующую финансовую политику. В её содержание включается:
1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов
2. Определения основных направлений использования финансов на текущий период и на перспективу
3. Осуществление практических действий направленны на достижение поставленных целей.
Цели финансовой политики : наиболее полное мобилизация финансовых ресурсов не обходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества
При этом главной задачей является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития
Т.о. Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределения и использования для выполнения государством его функций;
~ - совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.
Субъекты финансовой политики: органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации интересов субъектов хозяйствования населения и государства.
Объекты финансовой политики: совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов образующих сферы и звенья финансовой системы.
Результативность финансовой политики выше когда она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоёв общества, конкретные исторически условия.
Разработка и успешное проведение финансовой политики возможна только при наличии у правительства чёткой программы развития общества с выделение интересов с характеристикой текущих и перспективных задач, и определения сроков и методов их решения.
Финансовая политика классифицируется по разным критериям:
1. Tтерриториальный
- Федеральная финансовая политика
- Региональная финансовая политика
- Местная финансовая политика
2. Временный
- Финансовая стратегия (крупный масштаб, долговременный)
- Финансовая тактика (конкретные задачи, конкретные момент)
3. В зависимости от объектов воздействия:
- Финансовая политика в сфере финансов субъектов хозяйствования
- Финансовая политика в сфере государственных и муниципальных органов.
Для реализации финансовой политики, успешного её проведения требуется соответствующий финансовый механизм - совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития, он включает в себя все виды , формы, методы в организации финансовых отношений, а так же способы их полного объединения (нормы изъятий, определённые ставки, уровень расходов и т.д.)
К элементам финансовой политики относят:
1. Налоговую политику
2. Бюджетную политику
3. Денежно кредитную политику
4. Целевую
5. Таможенную
6. Социальную
7. Инвестиционную
8. Политика в области международных финансов
2.
Для успешного, непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса органы гос. власти и местного самоуправления и субъекты хозяйствования применят различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью с целью сохранения стабильности деятельности в складывающихся условиях , т.е. они управляют финансовыми потоками на микро- и макро- уровнях.
Управление финансами - процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приёмов и методов на финансовые отношения соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, а так же цели и задач их деятельности.
В ходе управления финансами выделяют объекты и субъект
· Объекты – разнообразные виды финансовых отношений.
· Субъекты управления финансами - разнообразные органы управления финансами. (органы стратегического управления и оперативного управления)
Процесс управления финансами раскрывается следующими функциональными элементами:
1. Финансовое планирование и прогнозирование.
2. Оперативное управление.
3. Финансовый контроль.
Финансовое планирование или прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, различных изменений. Так же они обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов. Система финансовых прогнозов способствует выработке финансовой концепции развития страны или хозяйствующего субъекта. В ходе исследуются возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующего финансового плана, определяется реально возможный объём мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования.
Финансовое планирование осуществляется на основе показателей финансовых прогнозов для научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определённый период.
Оперативное управление – процесс разработки комплекса мер направленных на достижение максимального результата при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов.
Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществлений финансово-хозяйственной деятельности и с учётом тенденций развития.
Финансовый контроль – особая сфера деятельности органов гос. власти, местного самоуправления, финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.
Фин. контроль осуществляется как в ходе планирования, так и прогнозирования и благодаря ему могут быть оценены финансовые последствия предполагаемых реформ, проводимых программ, разрабатываемых законов и т.д.
3.
Фин. планирование- совокупность мероприятий проводимых органами гос. власти, местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов (накоплений) в соответствии с целями и задачами поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес панах, и документах, определяющих финансовую политику.
Целью финансового планирования является обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии прогнозами, бизнес планами, с учётом рыночной конъюнктуры и тенденций развития.
Результатом финансового планирования является составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждения финансовых разделов целевых программ, бизнес планов, бизнес проектов.
Финансовый план – документ представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объём поступления и использования финансовых ресурсов на планированный период.
Задачи финансового планирования:
1. Определение объёма финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объёма финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования.
2. Определение объёма и направлений использования финансовых ресурсов и установление приоритетов расходования средств.
3. Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, а так же экономного и эффективного их использования.
4. Создание условий для укрепления устойчивости организаций, бюджетов.
5. Определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволит предупредить возникновение различный диспропорций
Фин. планирование направленно на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности и создание условий для эффективного управления финансами на микро- и макроуровнях.
Финансовое прогнозирование – исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объёмах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу.
Цель прогнозирования – оценка предполагаемого объёма финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов гос. власти и местного самоуправления.
Задачи:
1. Увязка материально- вещественных и финансовых- стоимостных пропорций на микро- и макроуровнях на перспективу.
2. Определение источников формирования и объёма финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, субъектов власти на прогнозируемый период.
3. Обоснование направления использования финансовых ресурсов на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учётом воздействующих на них внутренних и внешних факторов.
4. Определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами власти и субъектами хозяйствования решений.
В ходе прогнозирования применяются такие методы как:
- Математическое моделирование;
- Эконометрическое прогнозирование;
- Экспертные оценки;
- Построение трендов;
- Составление сценариев;
- Стохастические методы.
Результатом прогнозирования является составление финансового прогноза – это система научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состояния финансовой системы, а так же отдельных её сфер и субъектов финансовых отношений.
4.
Финансовый контроль- совокупность действий и операций осуществляемые специально уполномоченными органами с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и субъектами власти норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.
Целю финансового контроля является своевременное получение все информации о ходе процессах управления финансами на микро- и макроуровнях, о выя выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.
Задачи финансового контроля:
1. Обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости предприятий;
2. Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств;
3. Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы и обеспечение их рационального эффективного и законного использования;
4. Соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования и усиление ответственности за результаты своей деятельности;
5. Повышение эффективности финансовой политики государства.
Процесс финансового контроля включает следующие этапы:
1. Планирование (определение объекта, целей, задач, форм и показателей)
2. Проведение контроля (сбор оперативных данных о состоянии объекта контроля и предварительная оценка)
3. Систематизация результатов (обобщение и упорядочение информации по определённым критериям)
4. Реализация результатов (доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, мероприятия по устранению выявленных нарушений\недостатков)
Основные виды контроля.
По субъекту контроля
1) Государственный
2) Негосударственный
a) Аудиторский
b) Внутрихозяйственный
c) Общественный
По объекту:
- Бюджетный
- Налоговый
- Таможенный
- Валютный
- Страховой
- Денежно-кредитный и т.д.
Формы финансового контроля
По времени проведения:
- Предварительный
- Текущий
- Последующий
Направление воздействия субъекта на объект контроля:
- Внутренний
- Внешний
Место проведения контроля:
- Камеральный
- Выездной
Полно охвата проверяемого материала:
- Сплошной
- Выборочный
Характер источника контроля:
- Документальный
- Фактический
Периодичность проведения:
- Систематический
- Периодический
- Единовременный
Полнота охвата проверяемых вопросов:
- Комплексный
- Тематический
- Встречный
Повторяемость изучения источников контроля:
- Первичный
- Повторный
- Дополнительный
Государственный бюджет
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|