Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Под бюджетной системой понимают основанную на экон-их отн-иях и гос-венном устройстве, регулируемую нормами права сов-ть бюджетов различных тер-ых уровней.
Бюджетное устройство п.с. организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Бюджетное устройство определяется формой гос. устройства (под которой понимается внутреннее строение гос-ва, деление его на составные части и система взаимоотн-ий между ними на основе распр-ия властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными обр-иями).
По форме гос. устройства страны подразделяются на 2 группы: простые (унитарные) и сложные.
Простое (унитарное) гос-во – это единое, централизованное гос-во, состоящее из различных административно-тер-ых единиц, не имеющих в своем составе других гос-в или гос-ых обр-ий.
Сложные гос-ва – это гос-ва, которые представляют собой либо союз гос-в, либо общность относительно самостоятельных тер-ых обр-ий. Примерами сложных гос-в служат федерация, конфедерация, империи.
В унитарных (единых) гос-вах бюджетная система состоит из двух уровней – гос. бюджет и местные бюджеты (Великобритания, Франция, Турция, Испания, Италия, Япония и др).
В федеративном гос-ве бюджетная система явл-ся трехуровневой:
1. гос. бюджет (фед. бюджет или бюджет центрального правительства)
2. бюджеты членов Федерации (в США – штатов, в Германии – земель (ландов), в Канаде – провинций, в РФ – субъектов Федерации)
3. местные бюджеты.
Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.
Бюджетная система РФ состоит из 4 звеньев: федеральный бюджет, региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ), местные бюджеты (бюджеты муниц. районов, городских округов, внутригород. муниц.образований городов фед.значения Москвы и С-П) и бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджетное устройство РФ – это организация бюджетной системы, принципы ее построения.
Бюджетная система РФ представляет основанную на экон-их отн-иях и гос-венном устройстве, регулируемую нормами права сов-ть фед-ого бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов гос-ых внебюджетных фондов.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реал-ии фин-ой политики гос-ва, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Федеральный бюджет играет определенную роль в реал-ии соц-эк политики, проводимой Прав-вом РФ. Через параметры фед-ого бюджета гос-во регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотн-ия с территориями.
Консолидированный бюджет РФ - свод бюджетов всех уровней. Включает федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектов РФ, который в свою очередь состоит из регионального бюджета и местных бюджетов. Не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.
Принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ:
1. Единство бюджетной системы: единая правовая база, исп-ие единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса единый порядок финансир-ия расходов всех уровней
2. Разграничение доходов, расходов и источников финансир-ия дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы: закрепление соответствующих видов доходов, расходов и источников финансир-ия дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы, а также опред-ие полномочий органов гос-венной власти (органов местного самоупр-ия) и органов упр-ия гос. внебюджетными фондами по данным вопросам
3. Самостоятельность бюджетов: наличие собственных источников доходов и права определять направления их исп-ия.
4. Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных обр-ий: опред-ие бюджетных полномочий органов гос-венной власти субъектов РФ и органов местного самоупр-ия, установление и исполнение расходных обязательств, форм-ие налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, опред-ие объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями
5. Полнота отражения доходов, расходов бюджетов и источников финансир-ия дефицитов бюджетов: отражение в в обязательном порядке и в полном объеме в соотв-их бюджетах.
6. Сбалансированность бюджета: объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансир-ия его дефицита
7. Результативность и эффективность исп-ия бюджетных средств: при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с исп-ием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с исп-ием определенного бюджетом объема средств
8. Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов: расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансир-ия дефицита бюджета
9. Прозрачность (открытость) бюджета: обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ
10. Достоверность: надежность показателей прогноза соц-эк развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета
11. Адресность и целевой хар-р бюджетных средств: бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их исп-ия
12. Подведомственность расходов бюджетов: получатели бюджетных средств вправе получат их только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся
13. Единство кассы: зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс - регламентированная зак/дат-ом деят-ть органов власти по сост., рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Бюджетный процесс явл-ся частью бюджетного пл-ия (т.е. рассматривается порядок сост-ия и исп-ия бюджета, его нормативно-правовая и организационная основа, вопросы теории и методологии сост-ия бюджетов). Его составной частью явл-ся бюджетное рег-ие, т.е. частичное перераспр-ие фин-ых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Задачи бюджетного процесса:
1. Максимальное выявление всех материальных и фин-ых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;
2. Опред-ие доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам
3. Установление расходов бюджета по целевому назначению
4. Согласование бюджета с общей программой фин-ой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
5. Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экон-и оправданных источников;
6. Осущ-ие бюдж. рег-ия в целях сбалансир-ти бюджетов разного уровня
7. Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов.
В упр-ии бюджетным процессом принимают участие все органы гос. власти и упр-ия. Принципы орг-ии бюджетного процесса: * Единство; * Самостоятельность; * Балансовый метод (прав. соотн-ие между доходами и расходами).
Участники бюджетного процесса: Президент РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального обр-ия, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, ЦБ РФ, органы гос. (муниципального) фин-ого контроля, органы упр-ия гос. внебюджетными фондами, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, источников финансир-ия дефицита бюджета, получатели бюджетных средств.
1 стадия. Составление проекта бюджета
Проект бюджета составляется на основе прогноза соц-эк развития в целях фин-ого обеспечения расходных обязательств.
Проект Фед-ого бюджета и проекты бюджетов Гос-ых внебюджетных фондов РФ будут утверждаться сроком на три года. Проекты бюджетов субъектов РФ и проекты тер-ых гос-ых внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) могут сост-ся сроком на 1 год или 3 года.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов гос власти субъектов РФ и местных администраций муниц. обр-ий.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство фин- РФ, фин-ые органы субъектов РФ и муниципальных обр-ий.
Составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе соц-эк развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Бюджетное послание Президента РФ напр-ся Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному фин-ому году. В Бюджетном послании Президента РФ опред-ся бюджетная политика РФ на очередной фин-ый год и плановый период.
Разработка прогноза соц-эк развития РФ, субъекта РФ, муниц. района (город-го округа) осущ-ся уполномоченным соотв-но Прав-вом РФ, высшим исп-ным органом гос. власти субъекта РФ, местной администрацией фед. органом исп-ной власти, органом исп-ной власти субъекта РФ, органом (должностным лицом) местной администрации.
Среднесрочный фин-ый план субъекта РФ (муниципального обр-ия) – док-т, содержащий основные параметры бюджета субъекта РФ (местного бюджета).
Сводный фин-ый баланс РФ - документ, хар-ризующий объем и исп-ие фин-ых ресурсов РФ (валового нац-ого располагаемого дохода) и секторов эк-ки.
Согласование пок-лей прогноза соц-эк развития РФ, бюджетных проектировок на очередной фин-ый год и плановый период и пок-лей сводного фин-ого баланса РФ осущ-ся комиссией, создаваемой в порядке, уст-ном Прав-вом РФ.
Внесение Минфином РФ проекта ФЗ о ФБ и уполномоченным органом проектов ФЗ о бюджетах гос-ых внебюджетных фондов РФ в Прав-во РФ осущ-ся не позднее 15 дней до дня внесения проектов указан. законов в ГД.
После получения всей необходимой инф-ции и согласования с Гос-ым комитетом по статистике, Фед-ыми органами исп-ной власти, министерствами, ведомствами, комитетами и другими структурами, формирующими целевые бюджетные фонды, ЦБ, Министерством эк-ки Минфин составляет окончательный проект ФБ и направляет на рассмотрение Правительство.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|