В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач ФП подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегий. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития (что наблюдается в РФ в 2006 г. , например, национальные проекты).
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику.
УПР-ИЕ ГОС. ФИНАНСАМИ
Упр-ие - сов-ть приемов и методов целесообразного воздействия на объект для достижения определенного результата.
Упр-ие финансами явл-ся сложным процессом, представляющим единство управляемой (объект) и управляющий (субъект) систем. (В учебниках нет опред-ия упр-ия финансами) Управляющая система (фин-ый аппарат) — это сов-ть фин-ых институтов (учреждений), управляемая система (фин-ая система) — сов-ть денежных отн-ий. При этом процесс упр-ия фин-ами неоднозначен, он включает не только упр-ие объектами, но и совершенствование деят-ти, орг-ции самих субъектов упр-ия.
Поскольку выделяют централизованные и децентрализованные финансы, то и различают упр-ие централизованными (гос.) финансами и упр-ие децентрализованными финансами (фин-ый менеджмент).
Упр-ие гос. финансами имеет целью обеспечение фин-ой устойчивости, которая проявл-ся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии гос. долга, твердой национальной валюте и, в итоге, в сочетании экон-их интересов гос-ва и всех членов общества.
Общее упр-ие фин-ой системой осуществляют высшие органы власти и упр-ия:
1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деят-ть фин-ой системы, подписывает ФЗ о бюджете, имеет право вето на фин-ое законодательство, принятое Федеральным Собранием;
2. Федеральное Собрание РФ, состоящее их двух палат — Совета Федерации и ГД, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает фин-ое законодательство.
3. Правительство РФ формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр упр-ия финансами.
4. Центральным органом, осуществляющим реал-ию фин-ой политики, явл-ся Министерство фин- РФ. Оно обеспечивает единство фин-ой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деят-ть других федеральных органов исполнительной власти.
5. Упр-ие федеральной налоговой службой осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные и внебюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.
6. Федеральное казначейство организует и осуществляет кассовое исполнение фед-ого бюджета, контроль за поступлением и расходованием средств по счетам казначейства в банках (на основе принципа единства кассы), составляет отчетность об исполнении фед-ого бюджетного плана;
7. Таможенные органы РФ в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ обладают полномочиями в области проведения таможенной политики, таможенно-тарифного регулирования, взимания таможенных платежей, связанных с перемещением товаров через границу России.
8. Министерство имущественных отн-ий РФ организует упр-ие гос-ым имуществом с целью получения доходов неналогового хар-ра (арендной платы, доходов от продажи гос. имущества, дивидендов).
9. Федеральная служба по фин-ым рынкам контролирует деят-ть участников фондового рынка, способствуя тем самым росту капитализации, инвестиций и соответственно увеличению поступлений в бюджетный фонд.
10. Система Центрального банка РФ явл-ся важным органом, проводящим реал-ию денежно-кредитной и фин-ой политики. Центральный банк РФ наряду с Федеральным казначейством РФ осуществляет кассовое исполнение бюджета, контроль за деят-тью других кредитных институтов.
11. Для контроля за вып-ием фин-ого законодательства создан специальный контрольный орган — Счетная палата РФ, основным назначением которой явл-ся контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.
Проведение фин-ой политики в субъектах РФ, их административно-тер-ых и муниципальных обр-иях осуществляют соответствующие органы власти и фин-ые учреждения.
Конкретными методами и формами (инструментами) упр-ия финансами служат:
· Фин-ое пл-ие;
· Прогнозирование;
· Программирование;
· Фин-ое регулирование;
· Фин-ый контроль;
· Принятие фин-ого законодательства
Виды упр-ия финансами:
1. Пл-ие - занимает важное место в системе упр-ия. Именно в ходе пл-ия любой субъект всесторонне оценивает состояние своих фин-, выявляет возможности увеличения фин-ых ресурсов, направления их наиболее эффективного исп-ия.
2. Оперативное упр-ие - комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа, складывающихся в фин-ых ситуациях и преследующих цель получения максимум эффекта при минимальных затратах с помощью перераспр-ия фин-ых ресурсов. Основное сод-ие сводится к маневрированию фин-ыми ресурсами с целью ликвидировать «узкие места», решать вновь возникшие задачи и т.п.
3. Стратегическое упр-ие - выражается в опред-ии фин-ых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема фин-ых ресурсов на реал-ию целевых программ и т.д.
4. Контроль - как элемент упр-ия осуществляется в процессе пл-ия и на стадии оперативного упр-ия. Он позволяет сопоставлять фактические результаты от исп-ия фин-ых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста фин-ых ресурсов, намечать пути более эффективного хозяйствования.
Гос. бюджет страны
Бюджет - это система денежных отн-ий, в процессе которых в результате перераспр-ия денежных средств образуются и используются фонды денежных средств в распоряжении органов гос-венной власти и упр-ия разных уровней.
Гос. бюджет - ведущее звено фин-ой системы и основная фин-ая категория. В нем объединяются главные доходы и расходы гос-ва. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Гос. бюджет п.с. основной фин-ый план гос-ва на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти. По материальному сод-ию он явл-ся централизованным фондом денежных средств гос-ва, по соц-эк сущности - основное орудие перераспр-ия НД.
Через распределительную функцию реализуется общественное назначение гос. бюджета, а именно обеспечение гос-ва фин-ыми ресурсами в объеме, необходимом для вып-ия им своих функций.
Контрольная функция проявл-ся в осуществлении контроля над обр-ием, распр-ием (перераспр-ием) и исп-ием централизованного фонда денежных средств. С помощью бюджетного плана как основного фин-ого документа страны осуществляется контроль за исполнением бюджета. Питерская фин-ая школа выделяет: 1. обр-ие бюджетного фонда (бюджетные доходы); 2. исп-ие бюджетного фонда (бюджетные расходы); 3. контрольная. Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от гос-венной собственности (п/п) и эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экон-их условий на каждом этапе развития страны. Вторая функция бюджета связана с конкретными целевыми бюджетными расходами. Гос-во, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экон-ие интересы всех других участников воспр-венного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства. Третья функция предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обусловливает возможность эфф-ого воздействия гос-ва на все экон-ие процессы.
Реализуя возлагаемые на его функции, бюджет выполняет важную экон-ую, социальную и политическую роль в воспр-венном процессе.
Доходы фед-ого бюджета
1. Налоговые поступления: федеральные налоги и сборы:( налог на прибыль орг-ций, НДС, акцизы, налог на добычу пол. иск., водный налог, ЕСН) таможенные пошлины, сборы и иные платежи:( регулярные платежи за добычу пол. иск., сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов,) гос. Пошлина.
2.Неналоговые поступления (доходы от исп-ия гос. имущества; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; доходы от продажи гос. имущества; часть прибыли унитарных п/п, оставшаяся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых Прав-вом; лицензионные сборы; таможенные пошлины и таможенные сборы; платы за пользование лесным фондом, водными объектами, водными биологическими ресурсами, за негативное воздействие на окружающую среду; консульские сборы; патентные пошлины; плата за предост. инф-ии о зарег. правах на недв. им-во и сделок с ним.)
3.прибыль ЦБ РФ по нормативам, установленным ФЗ;
4.доходы от внешнеэкономической деят-ти
Расходы бюджета
Существует несколько признаков классификации.
1. функциональная классификация п.с.группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на вып-ие единицами сектора гос. упр-ия и местного самоупр-ия основных функций, решение социально-экон-их задач.
Функциональная классификация состоит из четырех уровней.
Первый уровень – разделы, отражающие направление фин-ых ресурсов на вып-ие основных функций гос-ва.
Раздел 01 – общегос. вопросы
Раздел 02 – национальная оборона
Раздел 03 – национальная безопасность и правоохранительная деят-ть
Раздел 04 – национальная экономика
Раздел 05 – ЖКХ
Раздел 06 – охрана окружающей среды
Раздел 07 – обр-ие
Раздел 08 – культура, искусство и кинематография
Раздел 09 – здравоохранение и спорт
Раздел 10 – социальная политика
Раздел 11 – межбюджетные трансферты
Второй уровень – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на вып-ие функций гос-ва в пределах разделов
Третий уровень – целевые статьи, обеспечивающие привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деят-ти субъектов бюджетного пл-ия и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов функциональной классификации.
Четвертый уровень - виды расходов, детализирующие направление финансир-ия расходов бюджетов, как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.
2. экономическая классификация.Являлась группировкой расходов бюджетов в зависимости от экономического сод-ия операций, осуществляемых в секторе гос. упр-ия. Статья 22. Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.
3. ведомственная классификация. Позволяля выделить соответствующее министерство, другое гос-венное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Статьи 24 - 27. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, т.к. мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых гос-вом мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экон-ую и фин-ую политику на всей территории страны. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспр-ия фин-ых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил.
С 2008г. класс-ция расходов Б представляет собой групп-ку расходов всех ур-ней, отражает направление б/ср-в на вып-е единицами сектора гос. Управления осн. Ф-ций, решения соц.-эк. задач. (ГРБС):
1)код глав. Распор-ля б/ср-в (3)
2)код раздела (2), подраздела(2), целевой статьи (7) и вида расходов (3)
3)код класс-цииопераций сектора гос. Управления, относящ-ся к расходам Б (3).
ГРБС- орган гос. Власти, орган упр-я ГВФ, ОМСУ, орган мест. Администрации, а также наиб. Значимые учреждения науки, образ-я, культуры, здравоох-я, указанные в ведомств. Стр-ре расходов, имеющие право распределять б/ассигнования и лим. б/обяз-в м/у подведомств. Распорядителями и получателями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|