Финансовая система страны
СОЦ_ЭК сущность и функции финансов
Финансы –это денежные отн-ия, возникающие в процессе распр-ия и перераспр-ия ст-ти ВНП в связи с форм-ием и исп-ием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях вып-ия функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспр-ва.
По своему материальному сод-ию финансы – это целевые фонды денежных средств, в сов-ти представляющие фин-ые ресурсы страны.
Финансы обладают следующими признаками:
Первый признак – денежный хар-р фин-ых отн-ий. Деньги явл-ся обязательным условием существования финансов, нет денег – не может быть и финансов. Появление фин-ых отн-ий всегда дает о себе знать реальным дв-ием денежным средств.
Вторым признаком финансов явл-ся распределительный хар-р фин-ых отн-ий. Первоначальной сферой возн-ия фин-ых отн-ий явл-ся процессы первичного распр-ия ст-ти общественного продукта, когда эта ст-ть распадается на составляющие ее элементы (ст-ть израсходованных на пр-во продукции средств пр-ва, ст-ть рабочей силы, прибавочный продукт) и происходит обр-ие различных форм денежных доходов и накоплений.
Распр-ие и перераспр-ие ст-ти с помощью фин- обязательно сопровождается дв-ием денежных средств, принимающих специфическую форму фин-ых ресурсов. Таким образом, следующий (третий) признак фин- заключается в том, что фин-ые отн-ия всегда связаны с форм-ием денежных доходов и накоплений, принимающих форму фин-ых ресурсов.
Социально-экономическая сущность финанс отн-й закл-ся в рассмотрении вопроса, за счет кого гос-во получает фин рес-сы и в чьих интересах использует эти ср-ва.
Сущность финансов проявл-ся в их функциях. Функциифинансов
Распределительная функция финансовпроявл-ся при распр-ии национального дохода, в процессе которого создаются основные или первичные доходы. Их сумма равна национальному доходу. Первичные доходы форм-ся при распр-ии национального дохода среди участников материального пр-ва. Они делятся на две группы:
1) з/пл работников, занятых в сфере материального пр-ва;
2) доходы п/п сферы материального пр-ва.
В результате перераспр-ия образуются вторичные или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непр-венной сферы.
Конечная цель распр-ия и перераспр-ия национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии рыночных структур экономики, укреплении гос-ва, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.
Наряду с распределительной функцией к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Контрольная функция проявл-ся в контроле за распр-ием ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. В современных условиях фин-ый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного пр-ва, ускорение НТП, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства.
Инструментом реал-ии контрольной функции финансов выступает фин-ая информация, которая заключена в фин-ых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Финансовая система страны
Финансовая система п.с. совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система - система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Фин-ая система РФ в целом состоит из двух укрупненных подсистем:
1. централизованных фин- - гос-ых и муниципальных фин-
2. децентрализованных фин- - фин- хозяйствующих субъектов.
Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов форм-ия доходов и денежных фондов, в свою очередь делятся на более частные подсистемы (звенья)
Фин-ая система РФ включает следующие звенья фин-ых отн-ий: общегос. финансы (гос. бюджет, внебюджетные фонды, гос. кредит, фонды страхования, фондовый рынок), обеспечивающие потребности расширенного воспр-ва на макроуровне, и финансы хоз-ых субъектов (гос-ых, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных), используемые для обеспечения воспр-венного процесса денежными средствами на микроуровне.
Гос. бюджетявл-ся главным звеном фин-ой системы. Он представляет собой форму обр-ия и исп-ия централизованного фонда денежных средств для обеспечения задач и функций органов гос-венной власти. С помощью бюджета происходит перераспр-ие НД, это создает возможность маневрировать денежными средствами и позволяет осуществлять единую экон-ую и фин-ую политику на всей территории страны.
Внебюджетные фонды –это средства фед-ого правительства и местных властей, связанные с финансир-ием расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды создаются в различных гос-вах на определенный срок или действуют постоянно.
Гос. кредит представляет собой особую форму денежных отн-ий между гос-вом и юридическими и физическими лицами, при которых гос-во выступает как заемщик, кредитор и гарант.
Теперь более предметно рассмотрим подсистемы фин. хозяйствующих субъектов или финансы организаций и п/п различных форм собственности, которые представляют собой относительно самостоятельное звено. Именно в нем форм-ся основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспр-ия по установленным гос-вом правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (фин-ых) средств в форме прямого бюджетного финансир-ия, бюджетных ссуд, гарантий гос-ва направляется на финансир-ие как текущей, так и инвестиционной деят-ти п/п. В сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы: финансы коммерческих п/п и организаций; финансы некоммерческих организаций;
Фин-ые отн-ия этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формами организации предпринимательской деят-ти, форм-ием доходов и расходов, владением имуществом, вып-ием обязательств.
Важную роль в дв-ии фин-ых потоков играют фин-ые рынки и фин-ые посредники, т.е. организации, основной деят-тью которых явл-ся предоставление фин-ых услуг и продуктов. К ним относятся банки, страховые и инвестиционные компании и т.д.
Современная фин-ая система становится глобальной, поскольку фин-ые рынки и фин-ые посредники взаимосвязаны друг с другом через всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть и систему контрактов, дающих бесперебойное дв-ие капитала и фин-ых потоков. В развитии фин-ых систем важную роль играет фин-ая политика, реал-ия которой в значительной степени обеспечивается функционированием и самой фин-ой системы.
3.Финансовая политика— это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Для ее осуществления применяется совокупность бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.
Содержание финансовой политики включает:
• выработку научно обоснованной концепции финансов на перспективу;
• определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе;
• осуществлением практических действий для достижения поставленных целей.
Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы.
Виды финансового механизма:
1. Директивный: разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников.
2. Регулирующий: финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такой вид характерен для организации внутрихозяйственных отношений на предприятии. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|