Сделай Сам Свою Работу на 5

Раскройте сущность и специфику бюджетных отношений.





Сущность бюджетных отношений: эти отношения признаются частью финансовых отношений и соответственно обладают основ­ными их признаками: денежным и распределительным характе­ром.

Специфика бюджетных отношений определяется тем, что они представлены в основном перераспределительными отноше­ниями, т.е. связанными с дальнейшим распределением первич­ных доходов, сформированных в результате первичного распре­деления валового внутреннего продукта (прибыли, заработной платы, доходов от собственности и т.п.). Результатом такого пере­распределения является формирование финансовых ресурсов ор­ганов государственной власти и органов местного самоуправле­ния в виде доходов, поступлений и денежных накоплений.

Бюджетные отношения выполняют особое назначениераспределяют валовой внутренний продукт, доходы от внешне­экономической деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и орга­нам местного самоуправления финансовых ресурсов.

Бюджетные отношения представля­ют собой совокупность денежных отношений, возникающих между органами государственной власти и местного самоуправления, с од­ной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, по поводу перераспределения валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального бо­гатства, с целью образования фондов денежных средств, формиру­емых органами государственной власти и местного самоуправления и используемых ими на удовлетворение общественных потребностей в рамках возложенных на данные органы функций и задач.



Бюджет как совокупность денежных отношений оказывает огромное влияние на общественное воспроизводство. Регулирую­щая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропор­ции развития экономики, регулировать темпы развития отдель­ных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики. Бюджет оказывает влияние на экономи­ческие и социальные процессы через соответствующие группы бюджетных отношений — доходы бюджета и расходы бюджета.



Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отно­шений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным назначением доходов бюд­жета является создание устойчивой финансовой базы для выпол­нения органами власти и органами местного самоуправления своих задач.

Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных от­ношений, связанных с распределением и использованием фон­дов денежных средств, находящихся в распоряжении органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления. Ос­новное назначение расходов — обеспечить выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложен­ных на них функций и задач.

Бюджетный фонд как форма материализации бюджетных от­ношений организован в форме баланса доходов и расходов. По своему материальному воплощению доходы бюджета представля­ют собой денежные средства, поступающие в бюджеты соответ­ствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, а расходы бюджета — денежные средства, пре­доставляемые из бюджета на выполнение органами государ­ственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач. При превышении расходов над доходами фонд балансируется поступлениями из источников финансирования дефицита бюджета, которые отражаются за рамками баланса. Состав, группировка и характеристика отдельных видов доходов и расходов, а также источников покрытия дефицита излагаются в последующих параграфах данной главы.



Бюджетный фонд является разновидностью финансового фонда, поэтому он обладает всеми чертами, характерными для финансовых фондов: обособленным характером и самостоятель­ностью функционирования, целевым назначением, сбалансиро­ванностью, правовой регламентацией порядка образования и ис­пользования.

Обособленный характер бюджетного фондапроявляетсяв ре­зультате вычленения из стоимости валового внутреннего продук­та и других объектов распределения (доходов от внешнеэкономи­ческой деятельности и части национального богатства) и концен­трации части финансовых ресурсов в распоряжении органов власти и местного самоуправления. При этом он начинает функ­ционировать самостоятельно, порядок его формирования, утвер­ждения и использования регламентируется органами представи­тельной и исполнительной власти и органами местного самоуп­равления соответствующими нормативно-правовыми актами.

Бюджетный фонд создается для достижения определенных целей, которые могут трактоваться в узком и широком смысле. В широком смысле целью создания бюджетного фонда является удовлетворение общественных потребностей, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. В то же время в ходе бюджетного планирования определяются и более узкие цели, которые находят отражение в функциональной и экономической структуре расходов бюджетов.

Как и любой другой финансовый фонд, бюджетный фонд должен быть сбалансирован, однако сбалансированность может быть достигнута не только за счет достижения равенства доходов и расходов, но и главным образом путем использования государ­ственных или муниципальных заимствований. В этом случае сба­лансированность бюджета предполагает необходимость достиже­ния соответствия планируемых расходов объему доходов и пос­туплений из источников финансирования дефицита бюджета.

Наряду с наличием общих черт, характерных для всех финан­совых фондов, бюджетный фонд обладает еще одной специфи­ческой чертой — исключительной мобильностью в процессе его формирования и использования или маневренностью. Мобильность бюджетного фонда достигается: соблюдением принципа общего (совокупного) покрытия расходов, принципа единства кассы, об­разованием и использованием различных видов бюджетных ре­зервов, бюджетных ссуд, возможностью внесения изменений в утвержденные бюджетные назначения.

Принцип совокупного покрытия расходов означает, что все рас­ходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюд­жета и поступлений из источников финансирования его дефици­та.

Принцип единства кассы, предусмотренный Бюджетным ко­дексом РФ как основной принцип исполнения бюджетов, озна­чает, что все доходы и поступления из источников финансирова­ния дефицита бюджета зачисляются на единый счет бюджета и с него же осуществляются все расходы, предусмотренные по бюд­жету.

Бюджетные резервы обеспечивают устойчивость и мобиль­ность бюджетного фонда. Под ними понимается обособленная часть средств бюджетов, предназначенных для обеспечения бес­перебойного финансирования как запланированных, так и не­предвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрез­вычайный или случайный характер. Основными видами бюджетных резервов являются: резерв­ный фонд Правительства РФ и фонды непредвиденных расходов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местно­го самоуправления; резервный фонд Президента РФ и т.д.

Бюджетные ссуды используются для покрытия внутригодовых кассовых разрывов между расходами и доходами бюджета в случае недостаточности средств оборотной кассовой наличности. Они предоставляются на срок не более шести месяцев и обяза­тельно должны быть погашены в пределах текущего финансово­го года.

Предусмотренная бюджетным законодательством возмож­ность внесения изменений в утвержденные бюджетные назначения позволяет обеспечить финансирование мероприятий, предусмот­ренных бюджетом, в рамках фактически поступивших бюджет­ных доходов, создать правовые основания для осуществления до­полнительных расходов, не предусмотренных бюджетом, а также обеспечить перераспределение бюджетных средств в ходе испол­нения бюджета.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.