Сделай Сам Свою Работу на 5

Раскройте основы разграничения полномочий органов законодательной и исполнительной власти в управлении финансами в Российской Федерации.





Что бы осуществлять эффективное управление финансами органов власти и субъектов хозяйствования, защитить экономические интересы субъектов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину необходимо установление и применение к финансовым отношениям соответствующих новым условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации финансовых отношений.

Органы законодательной власти Российской Федерации представлены Государственной Думой и Советом Федерации, образующим Федеральное Собрание. Функции законодательных органов в области управления финансами: рассмотрение и утверждение закона о федеральном бюджете (и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), рассмотрение и утверждение других законодательных актов в области финансов, введение федеральных налогов и сборов, контроль за исполнением федерального бюджета (и бюджетов государственных внебюджетных фондов), формирование органа государственного финансового контроля – Счетной палаты Российской Федерации.



Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

В соответствии с конституционным разделением властей в Российской Федерации, предметами ведения и полномочиями главы государства, органов законодательной и исполнительной власти, различается их роль в системе управления финансами. В соответствии с положениями Конституции РФ Президент РФ, высшие органы законодательной и исполнительной власти, - верхняя и нижняя палаты Федерального Собрания и Правительство РФ, - обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ, в том числе в ходе общего управления финансами в процессе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений развития бюджетной системы РФ и принятии решений в области развития финансовых отношений на перспективу



Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов органов государственной власти и местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функций и выполнения стоящих перед ними задач Следует отметить, что предметом финансового права являются как финансовые отношения, связанные с функционированием бюджетов субъектов власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов, так и отношения, в которых государство и муниципальные образования непосредственного участия не принимают, но которые влекут увеличение имущественной основы налогообложения, препятствуют сокрытию доходов и легализации части доходов, полученных противоправным. Предметом финансового права также являются финансовые отношения субъектов хозяйствования.

Финансовое право тесно связано с другими отраслями права: часть финансовых отношений регулируется нормами гражданского права (например, вопросы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов организаций различных организационно-правовых форм, распределения финансовых полномочий между участниками организации, вопросы состава государственной и муниципальной казны и проч.) и административного права (административные штрафы). Поэтому неверно утверждать, что финансовое право регулирует все существующие в обществе финансовые отношения.



Характеризуя организационно-правовые основы построения финансовых отношений на централизованном уровне, следует отметить определяющее значение Конституции РФ, устанавливающей основы управления общегосударственными финансами в нашей стране. нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения содержатся в статье 8 Конституции РФ, которая закрепляет принцип единства экономической системы Российской Федерации; в статье 35 – право частной собственности; статьи 71-73 определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере финансовых отношений. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе.

Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и осуществления расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Налоговая деятельность в Российской Федерации реализуется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, согласно нормам которого осуществляется правовое регулирование отношений по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношений в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Совокупность всех финансовых правовых актов, - источников финансового права составляет правовую основу управления финансами в РФ.

Финансовая политикасовокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью опреде­ления наиболее эффективных, отвечающих современным усло­виям мероприятий для создания финансовой основы реализа­ции экономической политики государства.

Субъектами финансовой политики являются органы законо­дательной (представительной) и исполнительной власти, кото­рые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их ор­ганизации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Органы законодательной (представительной) власти: Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума).

Органы исполнительной власти: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ.

Объектами финансовой политики является совокупность фи­нансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сфе­ры и звенья финансовой системы государства.

Финансовые отношения – отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан.

полномочия законодательных органов Управление финансами на федеральном уровне

Депутаты обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, рассматривающие и утверждающие проект закона о федеральном бюджете и отчете о его исполнении, другие финан­совые и связанные с ними законодательные акты, правитель­ственные программы, могут, обладая правом законодательной инициативы, вносить на рассмотрение проекты финансовых за­конодательных актов, поправки в действующее законодатель­ство. Государственная Дума заслушивает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Государственная Дума и Совет Федерации формируют Счетную палату Российской Федерации — орган государственного финан­сового контроля законодательной власти Российской Феде­рации.

Участие Президента Российской Федерации в управлении финансами связано с определением целей и задач финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию, в том числе ежегодном Бюджетном послании, с подписанием законов по фи­нансовым вопросам, внесением проектов финансового законо­дательства, изданием указов, осуществлением государственного финансового контроля.

Главное контрольное управление Президента выполняет функции финансового контроля за ведомствами, которые осуществляют финансовый контроль, рассматривает обращения и жалобы юридических и физических лиц на работу ведомств (органов финансового контроля), а также контролируют деятельность подразделений администрации Президента. Итогом деятельности Комитета является внесение на рассмотрение Президента результатов проведенных проверок и направление предписаний подконтрольным ведомствам об устранении финанасовых нарушений.

Правительство Российской Федерации, ответственное за раз­работку и реализацию финансовой политики России, составле­ние и исполнение федерального бюджета, осуществляет разра­ботку других проектов законов по финансовым и связанным с ними вопросам, утверждает постановления, издает распоряже­ния, обеспечивающие реализацию финансового законодатель­ства. Оно определяет задачи, функции федеральных органов ис­полнительной власти, их права и обязанности, в том числе конк­ретный круг вопросов, относящихся к ведению того или иного министерства, входящего в состав Правительства Российской Федерации, по управлению финансами.

Современные задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации:функции разработки налоговой поли­тики, налогового законодательства и осуществления разъясни­тельной работы по вопросам налогообложения. В настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб (рис. 3.3).

Основными задачами Минфина России являются выработка единой государственной финансо­вой(включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сфе­ры, сферу государственного долга), кредитной, денежной поли­тики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная Федеральная Федеральная Федеральная Федеральное
налоговая служба служба служба казначейство
служба страхового финансово- по финан­
надзора бюджетного совому
надзора мониторингу

Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:

разработку проектов законов по вопросам развития бюджет­ной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюд­жетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъек­тами и органами местного самоуправления;

разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реа­лизацией;

разработку проекта закона о федеральном бюджете и орга­низацию его исполнения, составление отчетности об исполне­нии федерального бюджета и консолидированного бюджета Рос­сийской Федерации;

координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;

управление государственным долгом Российской Федера­ции и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Рос­сийской Федерации;

ведение книги учета государственных долгови регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Счетная палата РФ:

1. проводит экспертизу проектов финансового законодательства;

2. дает оценку обоснованности и эффективности проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов и отчет об его исполнении;

3. осуществляет контроль за эффективностью и целесообразностью использования средств федерального бюджета по ведомствам, программам и бюджетополучателям;

4. осуществляет контроль за источниками формирования финансовых ресурсов общественных организаций и их целевым использованием;

5. осуществляет контроль за обслуживаниемгосударственного внутреннего и внешнего долга, целевым использованием средств,поступивших в форме иностранных кредитов;

6. контролирует деятельность ЦБ в части обслуживанияим счетов федерального бюджета, включая обслуживание государственного долга;

7. контролирует сроки движения бюджетных средств через систему уполномоченных коммерческих банков.

Федеральная налоговая служба:

- Взимание налогов и других обязательных платежей

- Методическое руководство в налоговой сфере

- Учет налогоплательщиков

- Санкции к нарушителям налогового законодательства

- Возврат или зачет излишне взысканных сумм налогов, штрафов

- Контроль за своевременным и полным осуществлением налоговых платежей

- Контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.