Техническое обеспечение (ТО)
Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. В соответствии с рис. 2.1 комплекс технических средств составляют:
– устройства сбора и ввода информации;
– устройства вывода информации;
– устройства обработки информации;
– устройства хранения данных;
– средства коммуникаций;
– эксплуатационные материалы и др.
Перспективным подходом к ТО ИС на сегодняшний день считается частично децентрализованный подход – организация технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой электронно-вычислительной машины (ЭВМ) для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.
Программное обеспечение (ПО)
Программное обеспечение – совокупность математических программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.
К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации. Они служат для обеспечения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессов обработки данных.
Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие модели функционирования реальных объектов в ИС.
Математическое обеспечение
Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов для реализации целей и задач информационной системы. К средствам математического обеспечения относятся:
– средства моделирования процессов деятельности организации;
– алгоритмы решения типовых задач;
– методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
Информационное обеспечение
Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методологии построения баз данных. Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия решений.
Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель унификации – это обеспечение сопоставимости различных сфер общественной деятельности. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:
– к унифицированным системам документации;
– к унифицированным формам документов различных уровней управления;
– к составу и структуре реквизитов и показателей;
– к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов и т. д.
Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, источники первичной информации и направления использования переработанной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей ИС.
Методология построения баз данных (БД) базируется на теоретических основах проектирования БД и принципах работы СУБД.
Для создания эффективного информационного обеспечения необходимо:
– ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;
– выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;
– принципы и направления совершенствования системы документооборота;
– наличие и использование системы классификации и кодирования;
– владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
– создание массивов информации на машинных носителях, отвечающих требованиям современного технического обеспечения.
Организационное обеспечение
Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие сотрудников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение реализует следующие функции:
– анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
– грамотную формулировку задач, решаемых ИС, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
– разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии взаимодействия структур и сотрудников организации.
Правовое обеспечение
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти, руководства организации. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы. Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями при работе с ИС, и правовым регулированием отклонений от договора. Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:
– статус информационной системы;
– права, обязанности и ответственность персонала;
– правовые положения отдельных видов процесса деятельности;
– порядок создания и использования информации и др.
2.4. Аппаратное (техническое) обеспечение ИС
Аппаратное (техническое) обеспечение (Hardware) (ИС) – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
В соответствии со схемой ИС (см. рис. 2.1) устройства, обеспечивающие техническое обеспечение, можно условно разделить на устройства ввода, вывода, обработки, хранения и обмена данных. Перечень современных устройств, составляющих ТО, достаточно велик и со временем пополняется новыми модификациями. Описание большинства устройств приведено в [33, 34, 40], а также в средствах периодической печати.
При рассмотрении информационных систем и их обеспечения важными понятиями являются архитектура и конфигурация.
Под значением слова архитектура применительно к области информационных технологий понимают способ (метод) построения, расположения, компоновки определенных элементов.
Архитектура информационной системы – концепция, определяющая модель, структуру, выполняемые функции и взаимосвязь компонентов информационной системы. Она, в свою очередь, включает ряд других архитектур, например, архитектуру компьютера, информационной сети, безопасности, взаимодействия и др.
Архитектура компьютера – логическая организация, структура и ресурсы компьютера, которые могут быть использованы пользователем. Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|