Сделай Сам Свою Работу на 5

Корпоративные информационные системы





 

6.1. Общие понятия о корпоративной информационной системе

 

6.1.1. Определение корпоративной информационной системы

Корпорация (от позднелат. Corporatio), не беря во внимание историческую и юридическую трактовки, означает объединение. Современный субъект хозяйствования также является объединением (корпорацией) определенных элементов с централизованным управлением. Так, в структуру каждой современной организации, независимо от рода деятельности, входят многочисленные подразделения, непосредственно осуществляющие тот или иной вид деятельности, а также дирекция, бухгалтерия, канцелярия и т. д.

Любая корпорация, каким бы видом деятельности она не занималась, – это не просто набор элементов, а совокупность взаимодействующих элементов (подразделений), каждый из которых может иметь свою структуру. Элементы связаны между собой функционально, т. е. они выполняют отдельные виды работ в рамках единого бизнес-процесса, а также информационно, обмениваясь документами, факсами, письменными и устными распоряжениями и т. д. Кроме того, эти элементы взаимодействуют с внешними системами, причем их взаимодействие также может быть как информационным, так и функциональным, например, дирекция, финансовые и снабженческие службы взаимодействуют с внешними партнерами (банк, налоговая инспекция, поставщики и т. д.), а также филиалами самой компании.



Информационная система, обеспечивающая деятельность современной организации, носит название корпоративной информационной системы (КИС).

Современная информационная система в масштабе корпорации – это комбинация, тесное переплетение различных информационных технологий, предлагаемых сегодня на рынке. Проблема создания таких систем состоит в определении оптимального вида системы, при котором существует сбалансированная интеграция этих технологий и соответствующих программных и аппаратных средств.

Построение корпоративных систем – процесс, который может длиться в зависимости от объема КИС от недели до нескольких лет. Это не просто приобретение компьютеров и объединение их в сеть, это прежде всего осмысление бизнеса, понимание путей его развития и достижения целей при правильно организованном управлении информацией. Это возможно сделать через корпоративную информационную систему, которая должна стать не только основой информационного пространства компании, но и гибким инструментом управления бизнесом в сложных, постоянно меняющихся условиях.



Реально каждая организация имеет свой вид информационной системы, однако обобщенный анализ современных систем позволяет сформулировать для корпоративной информационной системы некоторые общие атрибуты.

6.1.2. Задачи и цели КИС

 

Под корпоративной информационной системой чаще всего понимают информационную систему масштаба предприятия. Поэтому главной задачей такой системы является информационная поддержка производственных, административных и управленческих процессов (бизнес-процессов), формирующих продукцию или услуги предприятия.

Применение КИС преследует цель – повышение эффективности централизованного управления путем уменьшения издержек работы за счет минимизации бумажной деятельности, ускорения доступа к информации, автоматизации проведения расчетов, уменьшения вероятности получения ошибок.

Целесообразность использования КИС состоит в том, чтобы экономия от ее внедрения превышала стоимость эксплуатации. Систему можно наращивать до тех пор, пока затраты на системных администраторов, администраторов базы данных, администраторов самих данных и др. не превысят выгоду от того, что данные не дублируются, быстро извлекаются, востребованы для принятия решений и т. п.

6.1.3. Принципы построения КИС



 

Основные принципы построения КИС формулируются исходя из свойств, определяющих в целом ее качество.

Комплексный подход к составу контуров и подсистем КИС, объединяющий процессы предприятия: автоматизации управления предприятием, планирования и управления производством и складскими запасами, финансового планирования, процессы материально-технического обеспечения и сбыта, учета обязательств и расчетов, ведения бухгалтерского и управленческого учета, эффективного контроля. При этом система должна получать результаты производственных планов, поставленных перед предприятием, а также финансовые, бухгалтерские показатели.

Создание корпоративной информационной системы формирует единое информационное пространство, начиная от отделов внутри головной компании и заканчивая структурными региональными подразделениями. Система управления обеспечивает локализацию бизнес-процессов, повышает рентабельность производства, выводит предприятие на новый уровень конкурентной способности и прибыльности, поэтому КИС строится по принципу обеспечения работы всех программных модулей системы в едином информационном пространстве с предоставлением возможности локальной работы отдельных подсистем, групп пользователей и рабочих мест.

Использование единой системы документооборота, обеспечение принципа однократности ввода данных, возможность использования выходных документов системы в качестве первичных.

Открытость структур хранения информации. Под открытостью понимают публичную доступность спецификаций интерфейсов, протоколов и даже внутренних алгоритмов работы системы. Система должна формироваться с учетом возможности пополнения и обновления ее функций и состава без нарушения функционирования вычислительной среды в целом. Открытость также заключается в поддержке множества сетевых и компьютерных операционных систем, компьютерных приложений, внешних источников данных, систем передачи сообщений и прикладных программных интерфейсов (Application Programming Interface-API).

Обеспечение возможности работы в условиях распределенной обработки данных.

Использование стандартизованных интерфейсов, единой технологии обработки и представления данных.

Создавая корпоративную систему, необходимо иметь полную защиту информации от несанкционированного доступа и гарантировать ее целостность.

Обеспечение реального контроля и реальной управляемости. Управляемость – это возможность получения через КИС запланированного результата действий.

Оперативность ввода и получения информации.

КИС должна обеспечивать достоверность информации (Validity of information) – свойство информации быть правильно воспринятой. В общем случае достоверность информации достигается:

– указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;

– сопоставлением данных, полученных из различных источников;

– своевременным вскрытием дезинформации;

– исключением искаженной информации и др.

КИС должна обеспечивать непротиворечивость информации – требование обеспечения тождества представленных данных данным синтетического и аналитического учета.

КИС должна быть масштабируемой. Масштабируемостьэто возможность увеличить вычислительную мощность компьютерной системы (в частности, ее способность выполнять больше операций или транзакций за определенный период времени) за счет наращивания числа и мощности процессоров, объемов оперативной и внешней памяти и других ресурсов вычислительной системы. Масштабируемость должна обеспечиваться архитектурой и конструкцией компьютера, а также соответствующими средствами программного обеспечения. Она предполагает также отсутствие технологических ограничений, когда система устойчиво работает в рамках одного отдела и нескольких десятков или сотен клиентских мест, а также не перестает быть управляемой и надежно функционирующей по мере распространения по всей вашей организации, включающей территориально разбросанные подразделения.

Классификация КИС

 

Классификацию корпоративных систем предопределило многообразие задач, решаемых различными организациями. Поскольку задачи у различных организаций разные, то для классификации КИС используют следующие основные признаки.

Направления деятельности организации, например, управление производственными запасами MRP (Material Requirement Planning), управление производством ERP (Enterprise Resourse Planning), управление обслуживанием клиентов CRM (Custom Relationship Management) и т. п.

Масштаб предприятия: КИС малых и крупных предприятий. В данном случае проблемы обмена данными между модулями и управления объединением отдельных модулей в единую информационную среду при создании корпоративных систем становятся тем острее, чем крупнее предприятие. С определенного уровня (по некоторым оценкам – когда количество сотрудников – пользователей системы превышает сто человек) система автоматизации управления предприятием, собранная из разнородных модулей, уже может не оправдывать себя. Построение КИС крупного предприятия требует иного подхода – интеграции всего комплекса автоматизации управления предприятием на единой аппаратно-программной базе.

Однородность и неоднородность программного обеспечения. В КИС на рабочих станциях одновременно могут стоять разные программные продукты, работающие под разными операционными системами на разных аппаратных платформах. Системный интегратор, как правило, решает проблемы стыковки всех модулей КИС и передачи данных из одного модуля в другой, а специалисты, занимающиеся технической поддержкой системы, обеспечивают эксплуатацию различных платформ, баз данных и разрешение конфликтных ситуаций в системе. Неоднородные корпоративные информационные системы, построенные по такому модульному принципу, обеспечивают определенную гибкость при построении, но они имеют свои недостатки, которые начинают все более проявляться по мере увеличения размера предприятия.

КИС с сосредоточенной и распределенной обработкой данных. Этот признак определяется архитектурой СУБД (локальные и распределенные СУБД). Все части локальной СУБД размещаются на одном компьютере, а распределенной – на нескольких. За несколько десятилетий последовательно появлялись СУБД, основанные на трех базовых моделях данных: иерархической, сетевой и реляционной.

Теперь под распределенной обработкой понимают более сложные механизмы модели «клиент-сервер», которая будет рассмотрена далее.

 

 

6.2. Архитектура КИС

 

Архитектура КИС определяется моделью взаимодействия в ЛВС. В серверных ЛВС реализованы две модели взаимодействия пользователей с рабочими станциями: модель файл-сервер и модель клиент-сервер.

В первой модели сервер обеспечивает доступ к файлам базы данных для каждой рабочей станции, и на этом его работа заканчивается. Например, если используется база данных типа файл-сервер для получения сведений о студентах факультета, по сети будет передана вся таблица студентов определенного факультета, и решать, какие записи в ней удовлетворяют запросу, а какие нет, приходится самой рабочей станции. Таким образом, при большом объеме файлов работа модели «файл-сервер» может привести к перегрузке сети.

Устранение этих недостатков достигается в модели «клиент-сервер». Технология клиент-сервер – это особый способ взаимодействия компьютеров в локальной сети, при котором один из ПК – сервер(на нем установлена программа-сервер), другой ПК – клиент(на нем установлена программа-клиент). Сервер предоставляет свои ресурсы клиенту по запросу клиента и наоборот.

В модели «клиент-сервер» сервер играет активную роль, ибо его программное обеспечение заставляет «сначала подумать, а потом сделать». Потоки информации, текущие по сети, становятся меньшими, поскольку сервер сначала обрабатывает запросы, а затем посылает клиенту то, в чем он нуждается. Сервер также контролирует допустимость обращения к записям на индивидуальной основе, что обеспечивает большую безопасность данных.

В модели «клиент-сервер» предусмотрено следующее:

– сеть содержит значительное количество серверов и клиентов;

– основу вычислительной системы составляют рабочие станции, каждая из которых функционирует как клиент и запрашивает информацию, которая находится на сервере;

– пользователь системы освобожден от необходимости знать, где находится требуемая ему информация, он просто запрашивает то, что ему нужно;

– система реализуется в виде открытой архитектуры, объединяющей ЭВМ различных классов и типов с различными системами.

Вместо хранения больших файлов баз данных на удаленной машине и копирования их для обработки на локальную машину каждый раз, когда пользователь хочет сделать запрос к базе данных, программное обеспечение (например, SQL Server) позволяет пользователю передать запрос на поиск в базе данных на удаленной машине. После завершения обработки операций поиска и сортировки на удаленной машине на пользовательскую машину возвращаются только результаты поиска. Такие вычисления по схеме «клиент-сервер» минимизируют нагрузку на сеть и загружают удаленный процессор, оставляя локальный процессор свободным. Преимущество подобных приложений состоит в том, что они используют процессорные циклы удаленных, часто более мощных компьютеров.

Таким образом, архитектура «клиент-сервер» позволяет создать единое информационное пространство, в котором конечный пользователь имеет своевременный и беспрепятственный (но санкционированный!) доступ к корпоративной информации, поэтому ей отдается предпочтение.

В серверных сетях осуществляется четкое разделение функций между компьютерами: одни из них постоянно являются клиентами, а другие – серверами. Учитывая многообразие услуг, предоставляемых компьютерными сетями, существует несколько типов программ-серверов, а соответственно и компьютеров-серверов.

Файловый сервер (File server) – компьютер, хранящий данные пользователей сети и обеспечивающий доступ пользователей к этим данным. Как правило, этот компьютер имеет большой объем дискового пространства. Файловый сервер обеспечивает одновременный доступ пользователей к общим данным. Для этого клиенты считывают файлы с сервера, осуществляют необходимые изменения данных и возвращают обратно на файловый сервер. Подобная организация наиболее эффективна при работе большого количества пользователей с общей базой данных. В рамках больших сетей может одновременно использоваться несколько файловых серверов. Файловый сервер выполняет следующие функции:

– хранение данных;

– архивирование данных;

– согласование изменений данных, выполняемых разными пользователями;

– передачу данных.

Сервер баз данных – компьютер, выполняющий функции хранения, обработки и управления файлами баз данных. Сервер баз данных осуществляет следующие функции:

– хранение баз данных, поддержку их целостности, полноты, актуальности;

– прием и обработку запросов к базам данных, а также пересылку результатов обработки на рабочую станцию;

– обеспечение авторизированного доступа к базам данных, поддержку системы ведения и учета пользователей, разграничение доступа пользователей;

– согласование изменений данных, выполняемых разными пользователями;

– поддержку распределенных баз данных, взаимодействие с другими серверами баз данных, расположенными в другом месте.

Примерами таких серверов являются Microsoft SQL Server, Oracle 8, SQL Base и.т. п..

Сервер прикладных программ (Application server) – компьютер, который используется для выполнения прикладных программ пользователей.

Коммуникационный сервер (Communications server) – устройство или компьютер, который предоставляет пользователям локальной сети прозрачный доступ к своим последовательным портам ввода/вывода. С помощью коммуникационного сервера можно создать разделяемый модем, подключив его к одному из портов сервера. Пользователь, подключившись к коммуникационному серверу, может работать с таким модемом так же, как если бы модем был подключен непосредственно к рабочей станции.

Сервер доступа (Access server) – это выделенный компьютер, позволяющий выполнять удаленную обработку заданий. Программы, инициируемые с удаленной рабочей станции, выполняются на этом сервере. От удаленной рабочей станции принимаются команды, введенные пользователем с клавиатуры, а возвращаются результаты выполнения задания.

Факс-сервер (Fax server) – устройство или компьютер, который выполняет рассылку и прием факсимильных сообщений для пользователей локальной сети.

Сервер резервного копирования данных (Back up server) – устройство или компьютер, который решает задачи создания, хранения и восстановления копий данных, расположенных на файловых серверах и рабочих станциях. В качестве такого сервера может использоваться один из файловых серверов сети.

Сервер печати(Print Server) предназначен для организации общего сетевого доступа к ресурсам печати пользователям локальных сетей.

В организациях с локальной сетью малого и среднего масштаба наиболее распространенным вариантом совместной печати является использование принтера, подключенного к ЛВС. Главным достоинством такого метода печати является экономичность. При этом для подключения к ЛВС или выделяется отдельный ПК или приобретается специальный сетевой принтер.

Почтовый сервер (Mail server) – сервер, обеспечивающий прием и передачу электронных писем пользователей, а также их маршрутизацию.

Следует отметить, что серверы могут функционировать на одном выделенном для этих целей компьютере.

 

 

6.3. Основные компоненты КИС (аппаратно-программная реализация)

 

Основной компонент – это корпоративная сеть. Корпорация является сложной, многопрофильной структурой и вследствие этого имеет распределенную, иерархическую систему управления. Для централизованного управления таким объединением предприятий используется корпоративная сеть. В ее состав могут входить магистральные сети (WAN, MAN), предназначенные для связи отделений и административных офисов корпорации. Обязательными компонентами корпоративной сети являются локальные сети (LAN), связанные между собой.

Основная задача корпоративной сети заключается в обеспечении передачи информации между различными приложениями, используемыми в организации. Под приложением понимается программное обеспечение, которое непосредственно нужно пользователю, например, базы данных, электронная почта и т. д. Корпоративная сеть позволяет взаимодействовать приложениям, зачастую расположенным в географически различных областях, и обеспечивает доступ к ним удаленных пользователей.

Система управления корпоративной базой данных. В основе такой системы лежит, как правило, реляционная БД, содержащая необходимые таблицы тех данных, которые подлежат учету и работу с которыми решили автоматизировать. Выбор системы управления для корпоративной базы данных – один из ключевых моментов в разработке информационной системы. На рынке присутствуют различные СУБД, вопрос о выборе СУБД можно решить только по результатам предварительного обследования и получения информационных моделей деятельности предприятия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.