Сделай Сам Свою Работу на 5

Тенденции развития современных информационных технологий





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Частный институт управления и предпринимательства

 

 

Кафедра информационных процессов и технологий

 

В. В. Тебекин

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

Учебное пособие

 

 

Минск 2005

 

УДК 681.322.062

ББК 32.98

Т 30

 

Автор

В. В. Тебекин, кандидат технических наук, доцент

 

Рецензенты:

 

Л. Н. Марков, доктор технических наук, профессор;

Б. В. Никульшин, декан факультета компьютерных систем и сетей
Белорусского государственного университета информатики
и радиоэлектроникикандидат технических наук, доцент

Обсуждено и рекомендовано к изданию на заседании

кафедры информационных процессов и технологий,

протокол № 7 от 31.01.2005 г.

 

Тебекин В. В.

Т 30 Теоретические основы компьютерных информационных технологий: Учеб. пособие / В. В. Тебекин. – Мн.: Част. ин-т упр. и пред., 2005. – 172 с.

 

ISBN 985-6786-16-9

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Рабочей программой ЧИУиП дисциплины "Компьютерные информационные технологии", стандартами и типовой программой Минобразования Республики Беларусь. Содержит теоретический материал, соответствующий содержанию данной дисциплины, изучаемой студентами очной и заочной форм обучения специальностей "Менеджмент", "Экономика и управление на предприятии", "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика и международные экономические отношения". В пособии изложены вопросы, раскрывающие сущность основных понятий, позволяющих иметь представление о назначении, состоянии и развитии современных компьютерных информационных технологий.



 

УДК 681.322.062

ББК 32.98

 

Ó Тебекин В. В., 2005

ISBN 985-6786-16-9Ó Частный институт управления и предпринимательства, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Предисловие.................................................................................................................... 5

ТЕМА 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.............................. 6

 

1. Основные понятия информационных технологий (ИТ)................................ 6

1.1. Информационное общество и информатизация...................................... 6



1.2. Информационные технологии .................................................................... 8

1.3. Информационные ресурсы........................................................................... 17

 

2. Информационные системы.................................................................................... 19

2.1.Определение информационной системы.................................................. 19

2.2. Классификация информационных систем................................................ 21

2.3. Виды обеспечения информационной системы........................................ 27

2.4. Аппаратное (техническое) обеспечение ИС............................................ 30

 

3. Программное обеспечение информационных систем.................................... 34

3.1. Программная конфигурация........................................................................ 34

3.2. Операционные системы и их классификация........................................... 37

3.3. Служебное программное обеспечение..................................................... 40

3.4. Прикладные программные средства.......................................................... 42

 

ТЕМА 2. СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ............................ 47

 

4. Основные понятия и принципы построения компьютерных сетей ................................ 47

4.1. Определение и классификация компьютерной (вычислительной) сети 47

4.2. Принципы передачи информации в ЛВС.................................................. 53

4.3. Программные и аппаратные компоненты вычислительной сети......... 60

4.4. Физическая и логическая схемы ЛВС....................................................... 62

 

5. Глобальная сеть Интернет.................................................................................. 64

5.1. История Интернет........................................................................................... 64

5.2. Основные принципы работы сети Интернет ............................................ 68

5.3. Основные ресурсы Интернет ...................................................................... 71



 

ТЕМА 3. КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
.................................................. 82

 

6. Корпоративные информационные системы.................................................... 82

6.1. Общие понятия о корпоративной информационной системе............... 82

6.2. Архитектура КИС........................................................................................... 86

6.3. Основные компоненты КИС (аппаратно-программная
реализация).................................................................................................... 89

6.4. Обобщенная структура КИС........................................................................ 91

7. Системы автоматизации офисной деятельности........................................ 97

7.1. Основные понятия автоматизации.............................................................. 97

7.2. Системы автоматизации офисной деятельности .................................... 101

7.3. Средства офисной автоматизации и организации
коллективной работы в сети....................................................................... 103

 

ТЕМА 4. ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
............................................................ 112

 

8. Информационная безопасность, политика информационной безопасности 112

8.1. Основные понятия информационной безопасности............................... 112

8.2. Виды и особенности угроз информационной безопасности................ 120

8.3. Политика информационной безопасности организации....................... 124

 

9. Методы и средства обеспечения информационной безопасности............ 127

9.1. Административные (организационные) меры защиты информации.. 127

9.2. Физическая и техническая защита информационных систем.............. 129

9.3. Технические средства и способы защиты информации ....................... 130

9.4. Аппаратные (компьютерные) средства защиты ..................................... 132

9.5. Программные средства защиты ................................................................. 134

9.6. Критерии оценки защищенности систем информационной безопасности 144

 

ТЕМА 5. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ
........................... 147

 

10. Технологии проектирования систем и процессов......................................... 147

10.1. Проектирование автоматизированных систем обработки информации 147

10.2. Понятие о реинжиниринге бизнес-процессов....................................... 153

10.3. Системы автоматизированного проектирования.................................. 158

10.4. Технологии искусственного интеллекта (ИИ)...................................... 159

Литература..................................................................................................................... 169

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Дисциплина «Компьютерные информационные технологии» является завершающей в процессе подготовки студентов всех специальностей в области информатики – отрасли знаний, изучающей общие свойства и структуру информации, а также закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности.

Содержание дисциплины ориентировано на экономическую информатику – науку об информационных системах, применяющихся в управлении, экономике и бизнесе.

Теоретические вопросы изложены в настоящем пособии, материал которого основан на лекциях, читаемых в Институте управления и предпринимательства в течение последних трех лет. Основные положения теории подтверждаются в ходе практического освоения компьютерных информационных технологий. Практическая часть изучается в специализированных компьютерных классах в ходе практических занятий [36].

Так как учебный материал опирается на фундаментальные знания, полученные в процессе изучения дисциплин «основы информатики и вычислительной техники» и «технологии организации, хранения и обработки данных», то часть вопросов, необходимых для повторения, а также обеспечивающих понимание и расширенное рассмотрение содержания основного курса, изучается самостоятельно.

При освоении практического курса дисциплины необходимо осмысление неразрывной связи теоретических вопросов с практическими действиями, выполняемыми в ходе практических занятий. Следует также учитывать, что практические задания курса являются лишь частными вариантами реализации теоретических положений и не охватывают многообразия существующих компьютерных информационных технологий.

Процесс совершенствования компьютерных информационных технологий осуществляется непрерывно, поэтому при рассмотрении материала не следует ограничиваться только рамками данного источника, необходимо по возможности использовать дополнительную литературу, материалы тематической и периодической печати, а также информацию в Интернет.

 

ТЕМА 1. Основы информационных технологий

 

Основные понятия информационных технологий (ИТ)

 

1.1. Информационное общество и информатизация

В последнее десятилетие мировое сообщество переживает подлинную социально-экономическую революцию, переходя от индустриального к информационному обществу.

Информационное общество (Information society) – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информацияи знания.

Отличительными чертами информационного общества являются:

– увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

– возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

– создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Переход к информационному обществу невозможен без процесса информатизации.

Информатизацияорганизационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации [14].

Основными принципами информатизации являются [14]:

– общедоступность документированной информации, не отнесенной в установленном порядке к категории документированной информации с ограниченным доступом;

– оперативность, полнота и точность предоставляемой пользователю документированной информации;

– участие государства в формировании информационных ресурсов и обеспечение соответствия этих ресурсов задачам информатизации;

– предоставление пользователю документированной информации на государственном языке Республики Беларусь или на языке, обусловленном договором субъектов правоотношений в сфере информатизации;

– защита прав собственности на объекты права собственности в сфере информатизации.

В процессе информатизации общества происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый постиндустриальный на основе использования кибернетических методов и средств. Сама информация из общего условия производства становится предметом труда. В настоящее время сферу производства информации выделяют отдельно и называют инфросферой. Специфической продукцией инфросферы является информационная услуга в виде информации, доведенной до потребителя в удобной для него форме и с применением различных технических средств. Процесс производства информационных услуг можно охарактеризовать как процесс создания, упорядочения и обработки информации, придания знаниям формы потребительной стоимости.

Информатизация общества, основанная на развитии информационных технологий, национальных и глобальных телекоммуникационных сетей, открывает принципиально новые возможности организации экономической жизни и трудовой деятельности людей, развития здравоохранения и образования, сохранения и защиты окружающей среды, предупреждения природных, социально-экономических и политических чрезвычайных ситуаций и кризисов, создания системы эффективного государственного управления и сбалансированного развития международных отношений.

Концепция государственной политики Республики Беларусь (РБ) в сфере информатизации разработана межведомственной комиссией по вопросам информатизации в РБ.

Содержанием государственной политики в сфере информатизации является создание органами государственной власти РБ необходимых правовых, экономических, организационных и других условий, содействующих развитию информатизации, защищающих права и интересы граждан и государства при ее осуществлении.

Государство в лице своих органов:

– организует формирование и использование информационных ресурсов республики, оказывает государственную поддержку информатизации, принимает меры к повышению качества документированной информации и информационных услуг;

– стимулирует создание современных информационных технологий, информационных систем и сетей, обеспечивает развитие коммуникационных систем;

– создает условия для открытости, общедоступности и сохранности информационных ресурсов;

– осуществляет регулирование отношений в сфере информатизации через инвестиционную, налоговую и бюджетную политику;

– устанавливает полномочия государственных органов по вопросам информатизации.

Полномочия органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере информатизации определяются в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Информационные технологии (ИТ) характеризуют уровень развития общества, его динамику, возможность интеграции в мировое сообщество, способность специалистов выдерживать темпы научно-технического прогресса. Компьютерные информационные технологии (КИТ) сегодня являются основополагающим инструментом для решения научных и практических задач в различных предметных областях на высоком профессиональном уровне. Именно этим определяется актуальность и необходимость освоения основ компьютерных информационных технологий. Знание компьютерных информационных технологий в настоящее время является объективно необходимым элементом подготовки кадров высшей квалификации.

1.2. Информационные технологии

1.2.1. Определение информационной технологии

 

Технология (Technology) при переводе с греческого означает: Techne – искусство, мастерство, умение; Logos – учение. Таким образом, технология (в широком смысле) – объем знаний, которые можно использовать для производства товаров, продуктов и услуг. Под технологией в узком смысле можно понимать способ преобразования определенного вида материала в процессе получения требуемого продукта.

Информационные материалы и информационные продукты могут иметь различный смысл в зависимости от того, в каком аспекте рассматривать понятие информация.

Информация(от латинского Informatioразъяснение, изложение) является фундаментальным понятием любой информационной науки. Это слово вошло в постоянное употребление в середине двадцатого века, когда была сформулирована теория информации [43, 45] применительно к сигналам. Далее с развитием компьютерных систем и систем управления возникли понятия данные и знания.

Сигнал (франц. signal, нем. Signal, от лат. Signum) – знак, физический процесс или явление, несущие сведения о каком–либо событии, состоянии объекта либо передающие команды управления, оповещения и т. д. Посредством совокупности сигналов можно с той или иной степенью полноты представить любое, сколь угодно сложное событие. Сигнал свидетельствует об изменении состояния материи, поэтому может иметь различную природу: звуковую (акустические колебания), механическую (движение, деформация, изменение давления), тепловую (изменение температуры), электромагнитную (волны светового, радио- и других диапазонов), электрическую (сила тока, напряжение) и др.

Данные (Data) – сведения, представленные в конкретных формах (зафиксированных сигналах), которые адекватны возможным (ожидаемым) процессам их обработки [33, 40], т. е. это фиксированные сведения о событиях и явлениях.

Отличие сигналов и данных состоит в том, что сигналы существуют в течение ограниченного промежутка времени в виде динамических процессов, которые нельзя остановить и преобразовать. Данные – это зафиксированные сигналы, которые можно хранить, преобразовывать в другой вид данных, передавать во времени и пространстве.

Знания (Knowledge) – это обработанная информация, отражающая опыт специалиста (эксперта) в определенной предметной области, используемая для принятия решений и решения задач, а также сведения о способах обработки информации для приведения ее к виду, пригодному для принятия решений.

Взгляды на категорию «информация» достаточно многообразны [34, 40]. В процессе обыденной жизни под информацией понимают любые данные или сведения, которые интересуют людей в процессе их жизнедеятельности; в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов; в кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т. е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы.

Большинство ученых в наши дни не дают строгого определения информации и склоняются к тому, чтобы рассматривать ее как первичное, неопределяемое, фундаментальное научное понятие, подобно множеству в математике, материи и сознанию в философии, электромагнитному полю в электродинамике и т. д. Поэтому информацию определяют по свойствам, которые, с одной стороны, присущи любой конкретной форме ее проявления и, с другой стороны, позволяют отличать ее от других понятий.

Эти свойства проявляются в том, что объекты (люди, технические устройства) обмениваются информацией (взаимодействуют) в форме сообщений (сигналов, содержащих данные). Это взаимодействие называется информационным взаимодействием.

В процессе информационного взаимодействия один объект приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет. При этом передаваемую субстанцию и определяют как информация, которая уменьшает незнание объекта (т. е. снимает неопределенность в знаниях) о некотором факте, явлении и т. п.

Однако с термином «информация» чаще всего отождествляют понятия: сигнал, данные, знания, которые могут выступать как исходным материалом, так и конечным информационным продуктом.

Подразумевая данные понятия, информацию можно создавать, передавать, воспринимать, использовать, запоминать, принимать, копировать, формализовать, распространять, преобразовывать, комбинировать, обрабатывать, делить, собирать, хранить, искать, измерять, разрушать и др. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами (Information processes).

Поэтому под информационной технологией (Information technology)в широком смысле следует пониматьсовокупность методов, способов, приемов и средств осуществления информационных процессов. Сущность ИТ будет определяться тем, что является исходным материалом и информационным продуктом. Так, например, в технологиях выполнения компьютерных сетей (Ethernet, Token Ring и др.) под материалом и продуктом понимают сигналы. Технологии текстовых и графических редакторов оперируют с данными. Телекоммуникационные технологии организуют процессы взаимного преобразования сигналов и данных. Технологии экспертных систем используют данные и знания.

В сфере экономики фигурирует понятие экономической информации.

Экономическая информацияэто та информация, которая возникает при подготовке и в процессе производственно-хозяйственной деятельности и используется для управления этой деятельностью [40].

Такая информация в большинстве случаев является документированной, т. е. представленной в виде документов, работа с которыми понятна специалисту-пользователю.Документ(от лат. documentum – образец, свидетельство, доказательство) – материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве. При этом информация должна иметь реквизиты, позволяющие ее идентифицировать [14]. Носителем информации могут быть бумага, перфокарта, фотопленка, магнитофонная лента и т. п. Документы могут содержать тексты на естественном или формализованном языке, изображения, звуковую информацию или другие ее виды.

На уровне фирм (предприятий) к экономической информации, например, относятся сведения, касающиеся:

– стратегического и текущего планирования бизнеса;

– управления сбытом, складом и снабжением;

– материального производства и услуг;

– трудовых ресурсов предприятия;

– бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности;

– вопросов управления себестоимостью продукции и услуг;

– информационного обеспечения управления и учета.

В данном случае можно руководствоваться определениями, сформулированными в законодательных актах РБ. Так, информационные процессы процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации и предоставления документированной информации пользователю [14, 15].

Информационная продукция (Information production) материализованный результат информационных процессов, предназначенный для обеспечения информационных потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц [14].

Информационный продукт (Information product) – документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара. Информационными продуктами являются документы, программные продукты, базы и банки данных и другая информация.

Информационная технология (ИТ)совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения [14].

Преобразование первичных данных в информационный продукт представляет собой технологический процесс обработки информации, который состоит из элементов (технологических операций).

Под технологическими операциями понимают ряд заранее предусмотренных воздействий на данные с целью изменения их свойств, выполняемых с помощью соответствующих средств. Так, например, технологическими операциями процесса создания документа в текстовом редакторе являются: создание нового файла документа, ввод данных, контроль входной информации, операции проверки и форматирования документа, печать документа, архивация данных и т. п.

Структура и последовательность выполнения технологических операций составляют технологическую схему (цепь)обработки информации.

В связи с бурным развитием информационных технологий появилась наука об информационных технологиях – итология. Предмет итологии – информационные технологии, а также процессы, связанные с их созданием и применением. Основными направлениями итологии являются:

1) архитектурная спецификация;

2) функциональная спецификация;

3) стандартизация спецификаций ИТ и управление их жизненным циклом;

4) аппарат проверки соответствия (аттестации) реализаций ИТ их спецификациям;

5) профилирование ИТ или разработка функциональных профилей ИТ;

6) таксономия (классификационная система) профилей ИТ;

7) разнообразные методы формализации и алгоритмизации знаний, методы конструирования прикладных информационных технологий (парадигмы, языки программирования, базовые открытые технологии, функциональное профилирование ИТ и т. п.).

На современном этапе развития общества ведущую роль в области информационных технологий заняли компьютерные информационные технологии (КИТ)информационные технологии, основанные на применении компьютерной техники.

1.2.2. История развития информационных технологий

 

Этапы развития информационных технологий тесно связаны с уровнем развития общества.

Первый этап появления информационных технологий связан с открытием человеком способов длительного хранения информации на материальном носителе. Это пещерная живопись (сохраняет наиболее характерные зрительные образы, связанные с охотой и ремеслами) выполнена 25–30 тыс. лет назад; гравировка по кости (лунный календарь, числовые нарезки для измерения) – выполнена 20–25 тыс. лет назад. Период между появлением инструментов для обработки материальных объектов и регистрацией информационных образов составляет около миллиона лет, т. е. период работы людей с информационными образами составляет всего 1% времени существования цивилизации. Это подтверждает, что эффективность решения абстрактных информационных задач резко возрастает в случае представления информации в виде изображений материальных объектов (графические интерфейсы).

Второй этап развития информационных технологий начал свой отсчет около 6 тыс. лет назад и связан с появлением письменности. Эра письменности характеризуется появлением технологии регистрации на материальном носителе символьной информации. Применение этих технологий позволяет осуществлять накопление и длительное хранение знаний. В качестве носителей информации выступали и до сих пор выступают: камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага. Сейчас этот ряд можно продолжить: магнитные покрытия (лента, диски, цилиндры и т. д.), жидкие кристаллы, оптические носители, полупроводники и т. д.

В этот период накопление знаний происходит достаточно медленно, что обусловлено трудностями, связанными с доступом к информации. Знания, представленные в виде рукописных изданий, хранятся в единичных экземплярах. Причем доступ к ним существенно затруднен, так как они охраняются специальной кастой – жрецами, которые наделялись исключительным правом монопольного доступа к фонду человеческого опыта и являлись посредниками между накопленными знаниями и заинтересованными людьми. Этот барьер был разрушен на следующем этапе.

Начало третьего этапа датируется 1445 годом, когда Иоганн Гутенбер изобрел печатный станок. Появление книг открыло доступ к информации широкому кругу людей и резко ускорило темпы накопления систематизированных по отраслям знаний. За три столетия после изобретения печатного станка оказалось возможным накопить ту «критическую массу» социально доступных знаний, при которой начался лавинообразный процесс развития промышленной революции. Печатный станок сыграл роль информационного ключа, резко повысив пропускную способность социального канала обмена знаниями. С этого момента началось необратимое поступательное движение технологической цивилизации.

Четвертый этап развития информационных технологий связан с выдающимися открытиями 19-го и начала 20-го веков в области электричества, позволившими решить массу информационных проблем с помощью электро- и радиосвязи (телеграф, телефон, телевидение), электрических машин для записи, воспроизведения и хранения данных.

Пятый этап развития информационных технологий начинается в 1946 г. с появлением машины для обработки информации.

Этой машиной является первая ЭВМ (типа ENIAC), запущенная в эксплуатацию в Пенсильванском университете. К этому времени уже значительная часть населения занята в информационной сфере. Так, например, в США доля трудоспособного населения, занятого в информационной сфере, в 1946 г. составляла 30%, в 1980 г. – 45%, а в 2000 г. увеличение этой доли составило 60–70%.

Шестой этап развития информационных технологий наступил в 1982 г. после публикации эталонной модели взаимодействия открытых систем ISO – ЭМ ВОС. Важнейшей вехой этого этапа является 24 октября 1995 г., когда Федеральный сетевой совет (FNC) единодушно одобрил резолюцию, определяющую термин «Интернет».

Последние два этапа определили эпоху развития компьютерных информационных технологий.

1.2.3. Этапы развития компьютерных информационных технологий

 

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяют различные признаки деления. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационных технологий, основной целью которого стало удовлетворение персональных информационных потребностей человека в профессиональной и бытовой сферах.

Е годы

Это период «электрических» технологий, инструментарий которых составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. На этом этапе происходит автоматизация операционных рутинных действий человека с помощью первых ЭВМ. Основной проблемой является обработка больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами.

Основной проблемой на этом этапе была психологическая – плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

Е годы

Период «электронных» технологий, основным инструментарием которых становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Обработка данных начинает проводиться в вычислительных центрах в режиме терминального пользования.

В этот же период происходит появление и распространение персональных компьютеров серии IBM. Изменяется подход к созданию информационных систем – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Появляется заинтересованность пользователя в проводимых разработках и, как следствие этого, возникают контакты с разработчиками, создающие взаимопонимание различных групп специалистов. На этом этапе используются как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

Проблемы этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств, а также трудности формирования содержательной стороны информации для среды управления различными сферами общественной жизни и организации аналитической работы.

Е годы

Этап «компьютерных» («новых») технологий, в качестве основного инструмента которых является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации автоматизированных систем управления, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений. В подобные системы включают встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуемые на персональном компьютере и использующие телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях локальные и глобальные компьютерные сети.

Проблемными задачами являлись максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего удобного и понятного интерфейса работы в компьютерной среде.

Е годы

Этап достижений в телекоммуникационных технологиях с распределенной обработкой информации. В эти годы происходит создание современных технологий корпоративных информационных систем на базе корпоративных сетей.

Целью информационных систем становится не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь звену управления. Соответствующие информационные технологии и системы становятся инструментом, направленным на решение стратегических задач и помогающим организации выстоять и получить преимущество в конкурентной борьбе.

Компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений.

На данном этапе решаются наиболее существенные проблемы:

– выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

– организация доступа к стратегической информации;

– организация защиты и безопасности информации.

Начало 21-го века характеризуется бурным развитием технического обеспечения информационного общества в рамках единой информационной системы планеты, интегрирующей все виды информационных услуг. Начинаются усиленное развитие робототехники и практическое внедрение информационных систем искусственного интеллекта. Компьютерные информационные системы становятся необходимыми системами жизнеобеспечения общества.

 

Тенденции развития современных информационных технологий

 

Развитие информационных технологий диктуется следующими факторами.

Изменение информационной среды и экономического пространства:

– глобализация рынков в связи с технологичностью рыночных отношений, принятием стандартов сетевых и телекоммуникационных технологий;

– постоянно изменяющиеся условия экономических отношений, нестабильность внешней среды; определяющими в процессе конкурентной борьбы становятся новые предпринимательские концепции, «ноу-хау» и патенты, дающие право устанавливать стандарты.

Изменения организации деятельности предприятий:

устойчивость и доходность бизнеса теперь определяется скоростью реакции на изменение предпочтений конечного потребителя, что в свою очередь заставляет сократить задержки и потери прохождения информации на предприятии, осуществлять интеграцию всех служб и информационных систем предприятия для непрерывного обеспечения руководителей экономической информацией о положении дел и имеющихся возможностях; наблюдается переход от централизованной модели организации деловых коммуникаций и управления ресурсами как от медленной и неэффективной модели к децентрализованному управлению ресурсами и коммуникациями.

Изменение технологии управления:

– меняются не только внешняя среда, но и сами системы, взаимодействующие в меняющейся среде, для устойчивости управления надо научиться управлять меняющейся системой в меняющейся среде;

– необхо

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.