Сделай Сам Свою Работу на 5

Диалог о значимости непрерывающегося диалога об изменении отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья





X. Д. Андерсон, психолог, университет г. Упсала

Л. Мак Элеве, заведующая отделом Национального управления социального обеспечения и здравоохранения Швеции

 

Хелена: Мы обе, Лена и я, изучали психологию в университете города Упсала в начале 70-х годов прошлого века.

Лена: Мы защитили дипломы практически одновременно, после шести лет обучения. На практических занятиях нам обеим пришлось работать с людьми с нарушениями развития. Затем мне посчастливилось получить работу психолога в Центре помощи людям с нарушениями развития.

Хелена: А сейчас Вы являетесь одним из руководителей Управления социального обеспечения и здравоохранения Швеции.

Лена: А Вы, Хелена, психолог и психотерапевт в Академическом госпитале Упсалы.

Хелена: По прошествии 30 лет, как Вы думаете, что было наиболее важным в Вашем психологическом образовании?

Лена: Для меня самой важной, пожалуй, оказалась практическое знакомство с только зарождавшейся в Швеции организацией помощи людям с нарушениями развития. А что было важно для Вас?

Хелена: Для меня - встреча с детьми с серьезными функциональными нарушениями и недостатками развития, - до того я никогда не встречала подобных детей. Я научилась тому, что они – такие же дети, к которым начинаешь испытывать привязанность, что которые имеют свою индивидуальность и такую же человеческую ценность, что и другие.



Лена: А потом, как я знаю, Ваш первенец оказался ребенком с нарушениями развития?

Хелена: Да, спустя 6 лет у нас с мужем родился сын с синдромом Дауна. Ему сейчас 27 лет.

Лена: Помните свои тогдашние первые ощущения?

Хелена: Естественно, я была очень расстроена, но сильнее всего запомнилось отношение окружающих к нашему малышу. Первое время его окружением была больница. Акушерки и врачи заботились о нем так же заботливо и компетентно, как и о других младенцах родильного отделения. Каждый малыш лежал в своем кувезе, я помню врача, который, осторожно погладив нашего сына по спинке, сказал: "У вас родился прекрасный мальчик". Он был такой же пациент, как и другие дети, не только для меня, матери, но и для этих представителей общества – медицинского персонала.



Лена: Подобное отношение закреплено в современном законодательстве

Хелена: Что Вы имеете в виду?

Лена: Основой шведского здравоохранения является то, что все граждане страны пользуются медицинскими услугами на равных условиях. Те, кто больше нуждается в помощи, получают ее раньше, и это не зависит от общественного положения человека, его возраста или характера возникшего функционального нарушения. Точно также в законах, которые регулируют действия властей на муниципальном уровне, подчеркивается равная ценность всех людей.

Хелена: Будучи молодым специалистом, я не думала, что когда-то стану так ценить подобные законы, как я это делаю сейчас. Для людей с функциональными нарушениями, как и для их близких, в момент поиска какой-либо помощи или поддержки важно знать, что закон на их стороне. В нашей семье наши двое детей и оба одинаково важны, одинаково любимы. Наша 25-летняя дочь недавно окончила университет и стала инженером. Наш 27-летний сын, имеющий синдром Дауна, вместе с 4 другими молодыми людьми с нарушениями развития оказывает помощь в большом продуктовом магазине. Подобное отношение общества закреплено законодательно, оба моих ребенка социально одинаково важны и имеют одинаковую ценность.

Лена: Да, основополагающая ценность - это уважение каждого отдельного индивида. Любой человек имеет свою ценность, которая одинакова для всех. Упрощая, можно сказать, что ценность человека равняется единице и не может быть меньше или больше для кого-то.

Иногда я встречаю людей, которые спрашивают: «Почему дети с серьезными функциональными нарушениями должны ходить в школу? Они ведь не могут научиться писать и читать». Как бы Вы ответили на подобный вопрос?



Хелена: Прежде всего, я бы напомнила, что с 1968 года в стране действует закон, по которому все дети имеют право и обязанность посещать школу. Я скажу также, что радуюсь тому, что все дети могут развиваться и при правильной педагогической поддержке и стимуляции двигаться вперед. Я могу рассказать о радости, которую, как мать, переживала каждый раз, когда наш Пелле научался чему-нибудь новому. О испытанной за него гордости, когда он в младенчестве после недель специальных домашних занятий – им нас научил инструктор лечебной физкультуры, - наконец сел прямо. Или когда в третьем классе учитель, сам светясь от радости, рассказал, что наш сын «расколол» код важный для чтения и теперь может читать слова из двух букв. За свои успехи Пелле не получит диплом, но они свидетельствуют, что стимуляция и обучение дают плоды.

А как Вы - государственная служащая и представитель власти - отвечаете на вопрос, почему все дети должны ходить в школу?

Лена: Я объясняю: все дети и даже взрослые могут развиваться. Дети с серьезными функциональными нарушениями нуждаются в хороших и компетентных педагогах так же, как и их нормально развевающиеся сверстники. Необходимо определить, на каком уровне развития находится ребенок и правильно стимулировать его, чтобы он мог продвинуться еще на шаг. Думаю, обучать детей, которые могут учиться сами, менее сложная задача.

Хелена: Да, разумеется. Тем ученикам, которым трудно учиться, нужны высококвалифицированные педагоги. Но вернемся к законодательству и закону о всеобщем обучении, подразумевающему и обучение детей с функциональными нарушениями. Наша семья имеет пользу от этого закона. И наш сын, как молодой человек с нарушениями развития, также имеет пользу от него. Меня беспокоит то, что в последнее время закон не исполняется, те от кого это зависит, пытаются сэкономить, на чем только можно. Часты попытки не делать того, на что нужны средства из бюджета. Как Вы в Управлении социального обеспечения и здравоохранения можете противостоять подобной тенденции?

Лена: Действующее законодательство, на мой взгляд, хорошо во многих отношениях, но я должна с сожалением констатировать, что в муниципалитетах (коммунах) оно не всегда выполняется. Как государственное учреждение надзора, мы должны постоянно следить, чтобы муниципалитеты и областные органы самоуправления (ландстинги) следовали законам, которые принял парламент (риксдаг). Другая наша задача – давать муниципалитетам рекомендации, в какой форме должна проявляться эта деятельность.

В Швеции ответственность возложена на коммуны, и в некоторых маленьких коммунах подчас трудно найти компетентных специалистов и средства. Для того чтобы закон работал на местах, необходима компетенция, а она не всегда есть. Под компетенцией я подразумеваю фактические знания об особых потребностях детей с функциональными нарушениями, в том числе, осознание того, какие ценности защищает закон.

Хелена: Даже я, член и активист общественного объединения инвалидов, постоянно должна помнить об основополагающих ценностях. Мы с особым вниманием должны оценивать планы и решения, которые принимаются коммунами в отношении людей с функциональными нарушениями. Мы замечаем раз за разом, что должны напоминать политикам и чиновникам об основах и идеях, на которых базируются наши требования и пожелания: равная ценность людей. Люди с функциональными нарушениями имеют законное основание рассчитывать на помощи общества в достижении хороших жизненных условий. Чтобы эта мысль была усвоена обществом и представителями исполнительной власти, мы должны говорить об этом постоянно, должны вести диалог по этой проблеме в семье, в добровольных объединениях, а также при встречах с политиками и чиновниками.

Лена: Насколько значимы добровольные организации инвалидов для Вас, как для родителя?

Хелена: Их роль трудно переоценить! Для меня и моего мужа встреча с другими родителями в подобной ситуации была крайне важна. Благодаря общению с другими семьями я научилась многому, с одной стороны, то были важные практические и конкретные советы, с другой, в сравнении я многое поняла о собственной позиции и ценностях. Прежде «равная ценность людей» воспринималась понятной, но несколько абстрактной идеей. Впоследствии то, что воспринималось умозрительно, внезапно обрело конкретное содержание в моей повседневной жизни и жизни моей семьи. Я убеждена, что те родители, которые объединились в разных городах Швеции в 50-е годы, думали так же.

Лена: Мой опыт показывает, что, объединяясь, родители обретают необоримую силу. Как официальное лицо я, подчас, даже испытываю страх перед этой силой.

Хелена: Приятно это слышать, потому что не всегда мы чувствуем себя столь влиятельными и сильными.

Лена: В чем проявляется сотрудничество Вашей общественной организации с коммуной в настоящее время?

Хелена: Когда члены организации приходят к чиновникам и политикам для разговора и диалога по какому-то вопросу, касающемуся помощи людям с нарушениями развития, то представители власти понимают, что пришедший говорит от имени многих семей. В коммуне к нам прислушиваются не всегда, но достаточно часто, следовательно, имеет смысл продолжать диалог. Важно, что в последние годы в подобном диалоге с местной властью участвуют не только родители. Люди, имеющие нарушения, сами могут встречаться с политиками и чиновниками, они могут высказывать собственную точку зрения по касающимся их вопросам: занятия каждого дня, работа, жилье, помощь в свободное время и т.п.

Лена: Похожий диалог с добровольными организациями инвалидов ведется и на национальном уровне. Люди, имеющие нарушения, часто очень изобретательны в ведении диалога. Они способны привлекать население на свою сторону, способны завоевывать общественное мнение, особенно если государство предлагает преобразования, приводящие к ухудшению. Отдельная проблема состоит в том, что некоторые люди более зависимы от общества и в то же время не представляют интереса при проведении выборов, так как их относительно мало. Кто-то назвал это черной дырой демократии.

Хелена: Но на это обстоятельство можно взглянуть и иначе: факт ведения диалога демонстрирует уважение и признание ценности тех людей, о которых идет речь. Или я приукрашиваю?

Лена: Нет, я так не думаю. В нашей стране добровольные организации инвалидов получают государственные субсидии, которые идут на информационную и политическую работу в интересах инвалидов. Эти субсидии могут рассматриваться как показатель важности того, чтобы все люди могли заявить о себе. Говоря высокопарно, эти деньги являются поддержкой демократии.

Хелена: Строки закона об обязанности кооперации с людьми с функциональными нарушениями, их близкими и с организациями, которые их представляют, свидетельствуют о том же.

Диалог не должен и не будет закончен! Диалог в семье, между родителями, в неправительственных организациях инвалидов, а также между этими организациями и органами государственной власти и должностными лицами разных уровней в нашем обществе. Он должен продолжаться для сохранения и развития точки зрения и отношения к людям с нарушениями развития и другими функциональными нарушениями. Помощь им со стороны общества и близких базируется на очевидном утверждении о равной ценности индивидов.

Лена: И очень важно для демократии, чтобы все люди могли высказаться.

 

Специальное образование в Латвии

 

Б. Юрисоне, Министерство образования и науки Латвии

И. Янсоне, Ассоциация работников специальных школ Латвии

 

Основополагающие цели и направления специального образования утверждены законом Латвийской Республики «Об образовании», законом о всеобщем образовании, а также представлены в концепции развития специального образования, утвержденной Министерством образования и науки в 1997 году. Обеспечение специального образования регламентируют нормативные акты кабинета Министров Латвийской Республики, утвержденные в 2001 году:

1. «Положение о компетенции государственной педагогически медицинской комиссии и о компетенции педагогически медицинских комиссий самоуправлений».

2. «Положение о принятии учащихся в школы-интернаты, специальные учебные заведения и в специальные группы дошкольных учреждений».

3. «Постановление об упорядочении финансирования специальных учебных заведений, специальных классов общеобразовательных школ и школ – интернатов».

Министерство Образования и науки издало ряд указов, которые определяют пути развития специального образования. Прежде всего, это положение «Об утверждении образцовых программ по специальному образованию» и положение «О работе Государственной педагогической медицинской комиссии самоуправления». Кроме того, на стадии разработки находится ряд проектов постановлений:

«Правила обеспечения общеобразовательных школ, в которых будут интегрироваться учащиеся со специальными потребностями». «Критерии и порядок, по которым специальные школы получают статус специальная школа – центр развития».

Главной задачей специального обучения в Латвии ставится предоставление людям со специальными потребностями возможности получить академические знания по всем общеобразовательным предметам, а также до профессиональную (трудовую) и профессиональную подготовку. Акцент делается на прикладном (практическом) аспекте специального обучения.

Специальные учебные заведения должны создавать возможности и условия, чтобы ребёнок со специальными потребностями смог бы получить самое лучшее образование, соответствующее состоянию его здоровья, возможностям и уровням развития, подготовить его к жизни и интеграции в обществе – это и является главной задачей специальных учебных заведений Латвийской Республики.

В 2002/2003 учебном году в Латвии действовало 63 специальных учебных заведения, в них и в специальных классах общеобразовательных школ учатся 10055 учащихся с разными специальными потребностями. Взят курс на создание классов для детей со специальными потребностями при общеобразовательных школах по месту их проживания, на создание инклюзивных школ. В 2003/2004 учебном году в специальных классах общеобразовательных школ учатся 792 ученика.

Многие специальные учебные заведения постепенно становятся школами, обеспечивающими интегрированное обучение. Работа специальных учебных заведений – центров развития по способствованию интеграционного образования оценивается позитивно. Все специальные учебные заведения в Латвии работают над расширением функций своих школ и над способствованием сотрудничества с общеобразовательными учебными заведениями и с заведениями по профессиональному обучению, в которых учатся дети со специальными потребностями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.