Сделай Сам Свою Работу на 5

Учреждения комбинированного типа.





Идеальные условия для интеграции создаются в учреждениях комбинированного типа (УКТ), включающих, наряду с обычными, специальные группы или классы. В дошкольном УКТ может одновременно функционировать несколько детских группы, в частности:

· Обычные группы (состав - нормально развивающиеся дети).

· Специальные группы (состав - только дети с ограниченными возможностями здоровья). Наполняемость группы до 8 человек.

· Смешанные группы (состав - не более одной трети дети со сходными нарушениями, две трети - дети нормально развивающиеся). Предельная наполняемость - до 12-15 человек, основным педагогом смешанной группы обязательно должен быть дефектолог.

Модель дошкольного УКТ способна продуктивно интегрировать детей с разной тяжестью нарушений, обеспечивая включение каждого в той мере, которая ему полезна и доступна на данном этапе развития. Здесь возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него по интенсивности и продолжительности «долю» интеграции. УКТ создаёт особую педагогическую атмосферу, пребывая в которой нормально развивающиеся дети учатся принимать и понимать детей с ограниченными возможностями здоровья, учатся не только помогать им, но и принимать как равных.



Расширение функций СКОУ и СДОУ I-VIII видов.

Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»: «дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний – в специальных школах и школах-интернатах». Достичь успеха в обучении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья «преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства» возможно лишь при условии организации там специализированной психолого-педагогической помощи силами квалифицированных специалистов. Предложенная Институтом модель расширения функционала СКОУ I-VIII видов отвечает актуальным запросам государства.



Границы между массовыми и специальными учебными заведениями должны стать «прозрачными», предстоит преодолеть барьеры изолированности. Каждый ребенок должен иметь возможность реализовать своё право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь. До настоящего времени основными типами учреждений ССО являются СДОУ и СКОУ, именно там десятилетиями накапливался опыт, там сосредоточен кадровый потенциал дефектологов. Однако СДОУ и СКОУ не торопятся взять на себя сопровождение интегрированных детей. Им следует придать ранее не свойственную функцию – курирование детей с ограниченными возможностями здоровья (по профилю учреждения), обучающихся вне его стен. Это один из путей налаживания качественно нового взаимодействия между специальным и массовым образованием, сегодня СДОУ официально имеют право открывать (по профилю) «группы кратковременного пребывания» для детей, посещающих обычные ДОУ или воспитывающихся в семье. Пятилетний опыт практической деятельности названных групп в разных регионах страны доказал их эффективность.

Обогащение структуры ССО группами кратковременного пребывания позволило включить в образовательный процесс детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии, которые не могут посещать регулярно даже СДОУ. Группа кратковременного пребывания на базе СДОУ оказывается единственно возможной формой их включения в социум. Открытие групп полезно и учреждению, т.к. как оно начинает оказывать помощь большему контингенту детей, растёт профессиональная компетентность педагогов, осваивающих новые организационные формы помощи, технологии воспитания и обучения детей раннего возраста, детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии, интенсивного обучения родителей.



Сегодня в ряде регионов Российской Федерации успешно работают СДОУ, открывшие по профилю учреждения группы кратковременного пребывания, дефектологи в массе своей начали понимать опасность и бесперспективность стремления законсервировать старые, привычные формы деятельности, необходимость модернизации. Расширение функций СКОУ, его превращение в центр оказания квалифицированной специализированной профильной помощи – стратегический путь развития СКОУ и один из важнейших механизмов налаживания взаимодействия специального и массового образования.

Представленные в настоящем сборнике материалы, подготовленные компетентными специалистами Фландрии, Латвии, Португалии, Швеции, а также национальные отчеты о состоянии интегрированного обучения/инклюзии, предоставленные в ЮНЕСКО, позволяют лучше узнать о стратегии и характере модернизации систем специального образования многих европейских государств.

 


Интегрированное образование (фрагмент доклада по проекту «Дети и подростки с особыми нуждами»)

Берт Смет, Вим Фердейк, руководители проекта (Фландрия)

Дети и подростки с особыми нуждами получают в рамках сегодняшней системы образования, в независимости от того, где оно проводится, ответы на свои запросы о помощи и сопровождении. Им предоставляется больше шансов для интеграции в общество, как в социальном, так и в профессиональном плане.

Наш проект вносит вклад в улучшение качественного образования, исходя из модели развития (а не медицинской модели отклонений). При этом центральное место занимает защита прав детей с особыми нуждами и их родителей. Им предоставляются равные возможности, т.е. учитывая их отличая, мы предлагаем им что-то новое, относимся к ним фундаментально по-иному, сохраняя за ними право быть другими.

Общие представления

Интеграция и инклюзия, интегрирующее образование, интегрированное образование, инклюзивное образование… Эти понятия отражают эволюцию в общественном сознании. Все больше и больше мы стремимся к жизнеустройству, при котором каждый человек, со своей собственной культурой, личностью и особенностями, найдет свое место и будет чувствовать, что его уважают и ценят. Такой общественный контекст отражается и на нашем представлении об образовании, влияет на введение новых понятий и определяет содержание этих понятий. Содержание является свидетельством изменений, которые происходят в нашем обществе или к которым мы стремимся.

Интегрированное образование во Фландрии появилось тридцать лет назад. Это форма образования, которая, благодаря взаимодействию специального и общего образования, позволяет детям с теми или иными отклонениями интегрироваться в массовую школу. Сначала внимание уделялось, прежде всего, способам поддержки и сопровождения учащегося на уроках. Целью было получение диплома или свидетельства. Но достаточно скоро стала понятна важность оптимального социального и эмоционального функционирования как конечной цели процесса интеграции. Зачастую это нелегко соотносилось с общественной реальностью, когда степень интеграции измеряется тем, насколько человек участвует в экономической жизни и процессе производства, что на уровне школы выражается в достижении положительных учебных результатов. Уже тогда специалисты Интегрированного Образования подчеркивали, что, с одной стороны, мы должны считаться с такой двойственной ситуацией, а, с другой стороны, должны постоянно оценивать и соотносить существующие системы норм и ценностей.

Содержание интегрированного образования во Фландрии в течение двадцати лет подвергалось эволюции. Собственный опыт, конфронтация с проблемами в реальности, изменяющиеся представления в обществе заставляли всех участников процесса постоянно задумываться над этой формой образования и корректировать ее, насколько это было возможно и необходимо. Содержание и методики соотносились с новыми формами организации. Международное мышление об инвалидности и введение терминов «инклюзия» и «инклюзивное образование» сыграли важную роль в этой эволюции.

Сначала казалось, что «инклюзивное образование» является противоположностью «интегрированного образования»: ведь инклюзивное образование подразумевает подчинение образования специфическим потребностям каждого учащегося, в то время как интегрированное образование изначально опирается на идею о том, что учащегося необходимо как можно лучше сопровождать для адаптации в образовании.

Если сначала интегрированное образование было сконцентрировано, прежде всего, на сопровождении учащегося при освоении им учебного материала и социально-эмоциональном функционировании, то с течением времени оно постепенно превращается в образовательную форму, где большое внимание уделяется коллегиальным консультациям и поддержке образования. Все участники процесса интеграции, исходя из различных точек зрения, опыта и представлений, совместно задумываются о том, как можно удовлетворить специфические потребности каждого учащегося. То, что внимание, оказываемое интегрируемому учащемуся, может привести к адаптации образовательного процесса каждому учащемуся с его специфическими потребностями и возможностями, было целью еще на начальном этапе интегрированного образования. Уже тогда стремились к тому, чтобы интегрированное образование стало средством, помогающим большему пониманию и принятию учащегося с ограниченными возможностями как полноценной личности, а знакомство и совместная учеба с таким учащимся, способствовали развитию правильных представлений у учащихся с менее выраженными проблемами. Говоря используемыми сейчас терминами: постепенно надеяться на то, что с помощью интегрированного образования мы сможем реализовать «более инклюзивно ориентированное образование».

Ставя перед собой такую цель, мы видим, при конфронтации с реальностью, еще очень много трудностей и проблем, как в организационном плане, так и в содержании и методиках. Поэтому в рамках интегрированного образования мы продолжаем искать ориентированные на реальность концепции, способствующие постепенному внедрению идей «инклюзивного мышления».

Интегрированное образование оказалось в прошлом важной «экспериментальной площадкой» и, скорее всего, останется таковой еще некоторое время. Оно является необходимым промежуточным звеном и ступенью к «более инклюзивно ориентированному образованию».

Геерт Ван Хофе, профессор кафедры Ортопедагогики Университета г. Гент, сформулировал это так: «Возможно, сотрудничество школ специального образования с общеобразовательными школами является первым официальным шагом в направлении инклюзивного образования. Поэтому интегрированное образование является необходимым шагом в этом процессе» (Классе 3/2000).

Каждый учащийся имеет, каким бы то ни было образом, право на качественное образование, адаптированное к его специфическим возможностям и потребностям, а также право на полноценное место в обществе.

Поэтому очень важно продолжать поиск такого образования, которое сможет эффективно реализовать эту задачу в независимости от того, где это образование дается. А значит, мы должны учитывать все возможные общественные модели, которые, в свою очередь, станут ступенью к инклюзии. Мы должны стремиться к расширению и углублению постоянства образования и заботы, благодаря чему каждый учащийся со своими специфическими потребностями найдет полноправное место в обществе.

Настоящим пособием мы хотим, с помощью информации, рекомендаций и советов, поддержать участников процесса интегрированного образования в их стремлении, совместно с другими партнерами, придать этой образовательной форме такое содержание, которое на шаг приблизит наше идеальное представление об инклюзивном образовании.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.