Сделай Сам Свою Работу на 5

Включенное» образование – стратегия для достижения образования для всех





Хильдегунн Ольсен (ЮНЕСКО)

 

Включенное образование стремится выявить потребности в обучении всех детей, молодежи и взрослых, обращая особое внимание на лиц с особыми образовательными потребностями и представителей маргинальных групп.

В основе включенного образования лежит право человека на образование, заявленное во Всеобщей декларации прав че­ловека (1948). Принцип интеграции также декларируется в ряде других международных документов. Среди них — Конвенция о правах ребенка (1989). В статье 2 этой Конвенции говорится о праве детей на защиту от дискриминации.

Включенное образование, не сосредоточиваясь на индивидуальных «недостатках и проблемах» индивидуума, признает, что каждый достоин уважения, вследствие его уникальности, и что все дети имеют право на образование и самовыражение в обществе. Однако необходима диверсификация системы образования для обеспечения специальных образовательных потребностей. Это указывает на необходимость изменений в содержании, подходах, схемах и стратегиях образовательной политики, основанных на убеждении, что данная система подразумевает ответственность за образование всех детей (ЮНЕСКО, 1994).



Бедность, этническая принадлежность, религия, инвалидность, пол или принадлежность к меньшинствам сегодня, к сожалению, могут стать причиной маргинализации и огра­ничения доступа к образованию. Государствам приходится сталкиваться с различными проблемами в процессе обеспечения всеобщей доступности образования, такими, как: климат, использование родного языка, ограниченные возможности здоровья, проблемы питания, демографические проблемы, беспризорность, жестокое обращение с детьми, материальное положение семей, особенности национальной политики, правительственные приоритеты. При этом не вызывает сомнения, что дети с особыми образовательными потребностями наиболее часто сталкиваются с этими специфическими проблемами.

Формирование политики в области интеграции и созда­ние нормативно-правовой базы сможет содействовать развитию процесса включенного образования. В последнее десятилетие в ряде европейских стран были внесены изменения в нормативные документы, регулирующие политику в области образования лиц со специальными образовательными потребностями. Следствием этого стал переход этих стран на систему интегрированного образования. Но в ряде других государств большинство детей с особыми образовательными потребностями и сегодня продолжают подвергаться сегрегации в специализированных школах и классах. В Италии, например, все специальные школы были закрыты в начале 80-х гг., и все дети получают образование в обычных школах. В то время как в Нидерландах специальная школа является практиче­ски единственным выбором для детей, которые испытывают трудности в обучении. Недавно несколько школ открыли свои двери для детей со специальными образовательными потребностями, но они — лишь исключения.



Как показывает опыт многих стран, идея интеграции получает наибольшее распространение там, где это происходит в контексте развития образовательной политики государства.

• Интеграция может быть связана с реформой системы образования в целом: примером этого может служить опыт Англии, Южной Африки и Испании, где создание системы включенного образования было частью реформы, направ­ленной на увеличение эффективности системы образования в целом. Интеграция является необходимым условием, при котором становится возможным реализация целей образования для всех. Это в свою очередь позволит продемонстрировать, что данный процесс затрагивает интересы не только определенной группы лиц, но и всего населения этих стран.

• Интеграция может быть связана с изменением статуса людей с ограниченными возможностями здоровья, а также представителей других маргинальных групп. Так, например, в Чили разработана «Программа социальной интеграции людей с ограниченными возможностями». В Бразилии идеи ин­теграции связаны с программами, направленными на решение проблем бедности, неграмотности и маргинализации.



• Интеграция может быть связана с фундаментальными демократическими реформами. Во многих странах Восточной Европы, в Чили и в Южной Африке реализация концепции включенного образования невозможна, так как невозможно перейти к процессу интеграции без восстановления в стране демократических прав и свобод личности. Процесс интеграции способствует переосмыслению ценностей и служит дополнительным импульсом политической и социальной реструктуризации.

Финансирование является важным элементом процесса преобразований. Страны, стремящиеся к достижению целей образования для всех, ссылаются на то, что процесс интеграции требует крупных материальных затрат. Исследования проблем, связанных с обучением учеников с ограниченными возможностями здоровья, проведенные в семнадцати европейских странах, показали, что, если финансирование не осуществляется в достаточном объеме, то идея интеграции вряд ли может быть реализована на практике. Несоответствия между основными положениями интеграционной политики и ее практической реализацией частично можно объяснить несовершенством механизмов финансирования. В связи с этим необходимо, чтобы выделенные средства были потрачены непосредственно на включенное образование, а не расходовались на бюрократические процедуры. В этом процессе: важная роль отводится руководителям местного уровня, так как именно они принимают решение о распределении средств (Мэйджер, 1999).

Для всех стран преподаватели являются важным ресурсом, который может быть использован в процессе совершенствования системы образования. Но, безусловно, развитие этого ресурса требует дополнительного финансирования. Необходимо учитывать также, что процесс интеграции предъявляет новые требования как к обычным школьным преподавателям, которые должны соответствовать особым образовательным потребностям учеников, так и к специалистам в области коррекционной педагогики, дефектологии, которые вынуждены изменять специфику своей деятельности в соответствии с предложенным образовательным контекстом. В связи с этим необходимо создание системы ознакомления всех сотрудников, занятых в системе образования, — педагогов, методистов, управленцев; специалистов, занятых подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, с теми новыми требованиями и стандартами, о которых шла речь выше.

Анализируя тот опыт, который был накоплен в странах, где программа включенного образования реализуется на протяжении уже многих лет, а также результаты исследований, проведенных по данной проблематике в этих странах, можно высказать ряд рекомендаций, которые могут быть полезны при создании интеграционных моделей обучения в других странах.

Существующие практика и знания. Необходимо отметить, что большинство школ имеют ряд методических наработок, обладают информацией о той реальной ситуации, которая существует в их школе, городе, регионе, но, к сожалению, далеко не всегда используют все это в практической деятельности. В связи с этим необходимо оказать поддержку педагогам с тем, чтобы помочь им проанализировать и обобщить их опыт и знания.

Изучение различий как один из путей обучения. Когда преподаватель использует в работе с учениками инновационные методы обучения, одной из главных задач для него является — установить некую обратную связь с классом. Если реакция учеников на предлагаемый материал не соответствует той, которую мог ожидать педагог, это дает возможность для дальнейшего совершенствования метода. Наиболее ярко это проявляется в тех школах, где обучаются дети с различными образовательными потребностями.

Проблемы, мешающие интеграции. Анализ опыта, на­копленного в процессе интеграции, показал, что некоторые ученики сталкиваются в процессе обучения с тем, что преподаватель так или иначе дает понять, что они трудно обучаемы и неспособны освоить предлагаемые стандарты. В этой ситуации необходимо вовремя обнаружить этот барьер и изменить методы преподавания и общения между учителем и учеником таким образом, чтобы он смог успешно интегрироваться в образовательный процесс. При этом мнение самих учеников может внести неоценимый вклад в решение данной проблемы.

Использование доступных ресурсов в процессе обучения.В данном случае речь идет о создании условий для более пол­ного использования имеющихся ресурсов, в первую очередь, — человеческих ресурсов. Это позволит создать в классе обстановку доброжелательности и взаимной поддержки. Существует много возможностей для более полного использо­вания человеческого потенциала, в частности, через созда­ние эффективной системы взаимодействия между учителя­ми, обслуживающим персоналом, родителями и, конечно, учениками. Общение и сотрудничество между детьми являет ся важнейшим фактором, способствующим процессу интеграции, и помогает создать благоприятную атмосферу для всех учеников класса. Во многих странах именно родители стали инициаторами и движущей силой позитивных изменений в этой сфере.

Изучение существующего опыта. Привлечение препода­вателей к работе в системе интегрированного образования, созданию новых и использованию уже имеющихся методик является непростым процессом, особенно там, где отсутству­ет система взаимной поддержки и обменов опытом. В этом отношении практика работы в традиционной школе, где пре­подаватели редко имеют возможность наблюдать за работой друг друга, является серьезным барьером на пути внедрения включенного образования. Необходимо создание условий для педагогов по расширению возможностей общения, обмена опытом, совместной работы над новыми методиками пре­подавания. Важно отметить, что для достижения прогресса в развитии новых идей особую роль играет предоставление возможности преподавателям присутствовать на занятиях, которые проводят их коллеги. Необходимо привлекать педа­гогов к работе в методических объединениях и творческих коллективах, что позволило бы им не только обмениваться опытом, но и сделало бы их более открытыми к новым идеям, инновациям в этой сфере и изменениям в образовательной политике в целом.

Создание атмосферы поддержки для педагогов, работаю­щих в системе интеграционного образования. Принимая реше­ния об использовании в своей работе инновационных мето­дов и новых идей, педагог в определенной мере рискует. И в данном случае крайне важно создание в таких школах обста­новки поддержки и благоприятствования как со стороны коллег, так и со стороны администрации. В этом отношении создание эффективной системы сотрудничества и взаимной поддержки между всеми участниками процесса интеграции внутри школьного сообщества представляется одним из важнейших компонентов.

Невозможно не остановиться на проблеме формирования новых подходов к созданию учебного плана, так как данная проблема является одной из ключевых, если речь идет о вне­дрении идей включенного образования в традиционную школу, и ее решение способствует привлечению к процессу интеграции максимального числа педагогов и учеников. Не существует какой-то готовой модели учебного плана для таких школ. Важно, чтобы обучение было интересным и полезным для ученика. Педагогика, основанная на участии и ориентированная на ребенка, является наиболее эффективной. Поэтому главной задачей преподавателя должно стать создание атмосферы, в которой дети могут учиться, наблюдая, непосредственно включаясь в процесс обучения, экспериментируя и размышляя (Ogadhoho и Molteno, 1998).

Для того чтобы обеспечить образование для всех, необходимо преодолеть те проблемы, которые мешают созданию эффективной системы обучения, развития и непосредственного участия учеников в формировании образовательной политики. Это призыв к межведомственному сотрудничеству, так как многие из этих проблем находятся вне сферы образования. Однако, если мы соглашаемся, что у каждого индивидуума есть неотъемлемое право на образование, мы должны объединить наши усилия для преодоления этих проблем развития идей интеграции в нашем обществе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.