|
Программа коррекционной логопедической работы в 1-м классе
Звуко-буквы
| Формирование артикуляторно-акустических дифференцировок
| Формирование навыков фонемного анализа
| Работа по коррекции звукопроизношения
| Работа с конструктором
|
|
|
|
|
| а
| [а] от
остальных
гласных
| Выделение начального гласного
| Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа
| Конструирование буквы а
| о
| [о] от
остальных
гласных
| Анализ ряда [а, о], выделение [о] в слове
| Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа. Коррекция [с]
| Конструирование букв а, о
| и
| [и] от
остальных
гласных
| Анализ ряда [а, о, и], выделение [и]
| То же
| Конструирование букв а, о, и
| ы
| [ы] от
остальных
гласных
| Анализ ряда [а, о, и, ы], выделение [ы] в словах типа шары
| То же
| Конструирование букв а, о, и, ы.
Переконструирование букв
и — ы
| у
| [у] от
остальных
гласных
| Анализ ряда [а, о, и, ы, у], выделение [у] в слове.
Анализ ау
| То же
| Конструирование букв а, о, и, ы, у
| н
н'
| [н] от гласных
| Анализ слогов на, но, ни, ны
Анализ слова Нина
| То же
| Конструирование букв а, о, и, ы, у, н.
Переконструирование букв
и —ы —н —ы —и
| с
с'
| [с] [н] и от
гласных
| Анализ слогов
са, со, сы, си,
слов сани, осы, оси
,
| То же
| Составление слов
|
Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
| к
к'
| [к] от [н], [с] от гласных
| Анализ слогов
ка, ко, ку, ки.
Преобразование слов сук — сок —сон —сны.
Сравнение слов сок—соки.
Анализ слов типа носок
| Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа.
Коррекция [л]
| Конструирование буквы к. Переконструирование букв
к—и—ы—н—ы—и
| т
т'
| [т] от [к], [с], [н]
и от гласных
| Анализ и чтение слогов то, то, ты, ту, ти.
Анализ слов кот, котик
,
| То же
| Конструирование буквы т. Переконструирование букв
т —н—ы—и—к.
Составление из букв слов ка — нат, ка —на — ты, нит — ки
| л,
л'
| [л] от [н], [к], [с]
и от гласных
| Анализ и чтение слогов ла, ло, лу, лы, ли.
Анализ слов кукла, куклы
| То же
| Конструирование буквы л. Составление из букв слов стол, стул, лук.
Преобразование слов лак — лук—сук — сок — сон — сын
| р,
р'
| [р] от [л], [н], [к], [с], [т] и от гласных
| Анализ и чтение слогов ра, ро, ру, ры, ри.
Анализ слов рана — Ира
—
| Уточнение артикуляции [р] и коррекция [р']
| Конструирование буквы р. Переконструирование букв р —ы —н —т —н —ы —р.
Преобразование слов рак — лак —лук — сук — сок — сон — сын
| в,
в'
| [в] от [л], [к], [т], [с], [н], [р]
и от гласных
| Анализ слов типа
Вова — слава
-
| То же
| Конструирование буквы в. Переконструирование букв
в — ы — р — в—н — ы — в — р.
| е
| [йэ] (е) от гласных и от [й]
| Анализ и чтение слов типа ели, ела, ел.
Буква е — показатель мягкости в слогах не, ке, те, се, ре, ле. [йэ] (е) в конце слов старые — новые
| То же
| Конструирование буквы е.
Переконструирование букв
е — ш — е
|
Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
| п
п'
| [п] от прочих согласных и гласных
| Анализ и чтение слогов типа
па, пу, по, пы, пи, пе
| Уточнение артикуляции [п] и коррекция звука [р']
| Конструирование буквы п.
Переконструирование букв
п — н — ы — р — в — ы — н — п
| м,
м'
| [м] от прочих согласных и гласных
| Анализ и чтение слогов типа ма, мо, му, мы, ме, ми, слов типа Москва, мир, мама, молоко, сумка
| Уточнение артикуляции [м] и коррекция [р']
| Конструирование буквы м. Переконструирование букв
м — и — н — п —м.
Преобразование слов лампа — лапа, мак — рак — лак — лук — сук — сок — сон — сын — сыр — сор
| з,
з'
| [з] от прочих согласных и гласных.
Дифференциация
[с] — [з], слогов
са — за, со — зо,
су — зу, сы —зы,
си — зи, се — зе
| Анализ и чтение слогов
за, зо, зу, зы, зе, зи.
Сравнительный звукобуквенный анализ слов косы — козы, роса — роза, Сима — зима
—
| Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа
| Переконструирование букв
з — в — р — ы — р — в — з
| б,
б'
| [б] от прочих согласных и гласных.
Дифференциация
[п] — [б], слогов
па — ба, по — бо,
лы — бы, пи — би,
пе — бе
| Анализ слогов ба, бо, бу, бы, би, бе.
Сравнительный звукобуквенный анализ слов палка — балка,
пил — бил, запор — забор
| Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа. Коррекция [ч]
| Конструирование буквы б. Переконструирование букв
б — в — з — р — б
| д,
д'
| [д] от прочих согласных и гласных.
Дифференциация [т] — [д] и слогов
та — да, то — до, ту — ду, ты — ды, ти — ди, те — де
| Анализ слогов да, до, ду, ды, ди, де.
Сравнительный звукобуквенный анализ слов
—
| Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа. Коррекция [ч]
| Конструирование буквы д
|
Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
| я
| [йа] (я) от гласных и согласных
| 1. [йа] (я) в начале слова и после гласных: анализ и чтение слов
яма, яблоки. Зоя. Рая.
2. [йа] (я) — показатель мягкости согласного.
Слухопроизносительная дифференциация слогов ма — мя, на — ня, ла — ля, ва — вя, да — дя, та — тя, ба — бя, па — пя, за — зя, са — ся
| Уточнение артикуляции в связи с развитием звукового анализа. Коррекция [ч]
| Конструирование букв
я — ы — р —я.
Угадай имена детей ?ня, ?ся, ?ля, ?ля. ?ра.
Игра «Чьи детеныши?». Вставить слоги в слова ко?та, у?та, поро?та, те?та, ли?та, яг?та.
Работа со слоговыми таблицами.
| г,
г'
| [г] от прочих согласных и гласных.
Дифференциация [к] — [г], слогов
ка — га, ко — го,
ку — гу, ки — ги,
ке — ге
| Анализ и чтение слогов га, го, гу, ги, ге.
Сравнительный звукобуквенный анализ слов икра — игра, гол — кол, голос — колос, Галина — калина, гора — кора, укол — угол, гости — кости
—
| То же
| Конструирование буквы г. Переконструирование букв
т — б — в — з — р — б — г — п
| ч
| [ч] от прочих согласных и от гласных
| Анализ и чтение слогов
ча, чо, чу, че, чи.
Образование существительных речка, ручка, тучка, лисичка, сестричка при помощи суффикса -к-
| То же
| Конструирование буквы ч. Переконструирование букв
ч — я — ч — р — г — ч
| ь
|
| 1. Дифференциация слов
хор — хорь, жар — жарь.
—
2. Дифференциация слов
гуси — гусь, лоси — лось,
кони — конь, звери — зверь.
-
3. Дифференциация слов
день — деньки, пень — пеньки,
конь — коньки, огонь — огоньки
—
| Уточнение произношения мягких согласных в конце и середине слова. Коррекция звука[ш]
| Переконструирование букв
ь — ы — р — в — ь
|
Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
| ш
| [ш] от остальных согласных и гласных.
Дифференциация
[с] — [ш], слогов
са — ша, со — шо,
су— шу, сы— ши
| Анализ и чтение слогов
ша, шо, шу, ши, ше.
Сравнительный звукобуквенный анализ слов
каска — кашка, миска — мишка, крыса — крыша, сутки — шутки.
Анализ слов со слогом ши: машина, шина, малыши, тишина
| Уточнение произношения мягких согласных в конце и середине слова. Коррекция [ш]
| Конструирование буквы ш. Переконструирование букв
ш — е— ш
| ж
| [ж] от остальных согласных и гласных. Дифференциация
[з] — [ж], слогов
за — жа, зо — жо,
зу — жу, зе — же. Дифференциация
[ш], —
[ж], слогов
ша — жа,
шо — жо, шу —жу, ша — жа, шо — жо
шу — жу
| Анализ и чтение слогов
жа, жо, жу, же, жи.
Сравнительный звукобуквенный анализ слов
коза — кожа, шар — жар,
Саша — сажа, Луша — лужа.
—
Анализ слов со слогом жи:
ежи, ужи, стрижи, снежинки
| Уточнение артикуляции [ж] в сравнении с [з], [щ]
| Конструирование буквы ж. Переконструирование букв
ж — к — ж —х —к — ж
| ё
| [йо] (ё) от гласных и согласных
| [йо] (ё) в начале слова и после гласных, анализ и чтение слов
ёж, ёлочка, ёжик, ёлка, моё, своё.
Буква [йо] (ё) — показатель мягкости согласного. Слухопроизносительная дифференцировка слогов
но — нё, ло — лё, мо — мё,
во — ёвё, бо — бё, по — пё,
до — дё, то — тё, зо — зё,
со — сё
| Уточнение артикуляции изолированных звуков, звуков в начале слова и после гласных. Отработка четкого произношения слогов с мягкими согласными перед буквой ё
| Конструирование буквы ё.
Переконструирование букв
ё — е — ш — ё.
Игра «Угадай имена детей». Вставить слоги в слова ?ва, ?ня, ?ша, А?на, А?ша.
Игра «Чьи детеныши?». Вставить слоги в слова ко?нок, у?нок, сло?нок, тиг?нок, ло?нок.
Работа со слоговыми таблицами
|
Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
| й
| [й] от прочих согласных и гласных, дифференциация
[й] — [и]
| [й] в конце слов
мой, твой, май, дай,
в середине слов
майка, зайка, лейка.
Сравнительный анализ слов
сарай — сараи, трамвай — трамваи, змей — змеи, мой — мои.
—
Работа с прилага-тельными
белый, голубой
| Уточнение артикуляции [й], сравнение с [и]. Коррекция [ц]
| Конструирование буквы й. Переконструирование букв
й — и — й
| х,
х'
| [х] от остальных согласных и гласных.
Дифференциация
[к] — [х],
ах — ак,
ох — о к — ук
| Анализ и чтение слогов
ах, ох, ух, ха, хо, ху, хи, хе.
Сравнительный анализ слов
сох — сок, бах — бак, мох — мок, муха — мука
| Уточнение артикуляции [х], сравнение с артикуляцией [к]. Коррекция [ц]
| Конструирование буквы х. Переконструирование букв
х — к — ж — х — к
| ю
| [йу] (ю) от гласных и согласных
| 1. Буква ю в начале слова:
Юра, Юля, юла —
2. Буква ю в конце слова после гласных
мою, белую —
3. Буква ю — показатель мягкости согласных.
Слухопроизносительная дифференциация слогов
ру — рю, лу — лю, ну — ню,
ту — тю, су — сю, ду — дю.
4. Дифференциация ё — ю:
рё — рю, лё — лю, не — ню, те — тю, сё — сю, дё — дю
| Уточнение артикуляции изолированного звука [йу], звука в начале слова и после гласных. Отработка четкого произношения слогов с мягкими согласными перед буквой ю и слогов с мягкими согласными перед буквой ё. Коррекция [ц]
| Конструирование буквы ю. Переконструирование букв
ю — о — ю — н — ю.
Игра «Назови ласково». Вставить слоги в слова На?ша, И?ша, Анд?ша, Ва?ша, Та?ша, Ва?ша. Работа со слоговыми таблицами
|
Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
| ц
| [ц] от остальных согласных и гласных.
Дифференциация
[ц] — [с]
| Анализ и чтение слогов
ас — ац, ос — оц, ус — уц
ес — ец, ца — са, цо — со,
цу — су, ци — сы.
Работа со словами цвет — свет,
цел — сел, цапля — сабля
| Уточнение артикуляции [ц], сравнение с артикуляцией [с]
| Конструирование буквы ц. Переконструирование букв
ц — п — ц
| э
| [э] от остальных гласных.
Дифференциация [э] — [йэ]
| 1. Анализ и чтение слов
эхо, экран, экскаватор.
2. Дифференциация
эй — ей, ели — эти, ехал — эхо.
—
| Уточнение артикуляции звука [э], сравнение с артикуляцией звуков [йэ]
| Конструирование буквы э. Переконструирование букв
э — с — э — э — ё — э
| щ
| [щ] от остальных согласных. Дифференциация [щ]-[ш]:
шёлк — шёлк,
чаша — чаща,
пищу — пишу, прошу — прощу.
[ч] — [щ]:
плач — плащ,
мочёный — мощёный
| Анализ и чтение слогов
ща, щу, ще, щё, щи,
слов щука, овощи, лещи, товарищи
| Уточнение артикуляции [щ],
сравнение с артикуляцией [ш], [с'], [ч]
| Конструирование буквы щ.
Переконструирование букв
щ — ц — ш — щ.
Работа со слоговой таблицей для дифференцировки
свистящих-шипящих и
аффрикат
| ф,
ф'
| [ф] от остальных согласных. Дифференциация
ф] — [в] в слогах фа — ва,
фо — во,
фу — ву,
фы — вы,
фё — вё,
фе — ве,
фи — ви
| Анализ и чтение слогов
фа, фо, фу, фы, фё, фе, фи,
слов фабрика, кофты, шарфы, шофёр.
Работа со словами
Ваня — Фаня, Веня — Феня
—
| Уточнение артикуляции [ф], [ф'], сравнение со звуками [в], [в']
| Конструирование буквы ф.
Переконструирование букв
ф — в — р — я — ф — ь — в— з — ф
|
Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
| ь
(раздели-тельный)
| Дифференциация звукосочетаний
тя — тья, ся — сья,
ля — лья, вя — вья,
пя — пья, те — тьё,
сё — сьё, зё — зьё
| Анализ и чтение слогов
| Отработка четкого произношения мягкого согласного и звуков [йэ], [йо], [йа], [йу], в слогах и словах
| Конструирование слогов
| ь
(раздели-тельный)
| льё — льё, вё —вьё,
пё — пьё, тю — тьё,
пё — пьё, тю — тъю,
сю — сью, зю — зью,
лю — лью, ею — вью,
пю — пью, те — тье,
се — сье, зе — зье,
ле — лье, вье — вье,
пе — пье
| То же
|
|
| ъ
(раздели-тельный)
| Дифференциация звукосочетаний
се — сье, ве — въе.
Работа со словами
сел — съел, въехал, съехали, объехали, отъехали
| То же
| Отработка четкого произношения твердого согласного звука и звуков [йэ], [йо], [йа], [йу], в слогах и словах
| Игра «Ехали мы, ехали...».
Конструирование слогов
|
Программа коррекционной логопедической работы во 2-м классе (первое полугодие)
Артикуляторно-акустические дифференцировки
| Работа
со слоговыми
таблицами
| Слоговой диктант. Запись под буквами
| Слоговой и звукобуквенный
анализ слов
| Слово-образо-вание
| Работа
со
словами,
сходными
по звучанию
| Работа с предложе-нием
|
|
|
|
|
|
|
| Дифференци-
ация твердых и мягких согласных, обозначаемых буквами ы, и в слогах
мы — мы — ми
ми — ми — мы
мы — ми — мы
ми — мы — ми
| 1) ы — и (см. приложение 2)
мы — сыры
ми — си — ри
ли — ны — ты
лы — ни— ти
| ы — и
мы — ми,
ры — ри
ны — ни,
сы — си
зы — зи,
ты — ти
ды — ди,
пы — пи
бы — би
| Сравнительный звукобуквенный анализ слов
мышка — мишка
—
|
| Мила — мыла
| В норке мышка. У Нины мишка.
Чистоговор-ки:
Мама мыла Милу с мылом.
У Люси синие бусы.
| Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначаемых буквами ы, и в слогах
мы — мы — ми
мы — ми — мы
ми — мы — ми
| 1) ы — и (см. приложение 2)
| ы — и
мы — ми,
ры — ри
ны — ни,
сы — си
зы — зи,
ты — ти
ды — ди,
пы — пи
бы — би
| был — бил
нить — ныть
пилил — пылил
пили — пилы
вили — выли
забить — забыть
вили — вилы
|
| Сопос-тавление
| Составление предложений со словами, сходными по звучанию
| Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначаемых буквами ы, и в слогах
мы — мы — ми
ми — ми — мы
мы — ми — мы
ми — мы — ми
| 1) ы — и (см. приложение 2)
| ы — и
мы — ми,
ры — ри
ны — ни,
сы — си
зы — зи,
ты — ти
ды — ди,
пы — пи
бы — би
| Игра «Один — много». Выделить последний гласный звук в словах
рама — рамы
стол — столы
слива — сливы
книга — книги
куст — кусты
спичка — спички
комар — комары
яблоко — яблоки
иголка — иголки
|
|
| Составление предложений по картинке. У дома кусты.
На полке книги.
|
Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
|
|
| Правописание жи — ши
| 1) ы — и (см.
прило-жение 2)
мы — ти
сы — си
щи
зы — зи
жи
пы — пи
бы — би
| ы — и
мы — ми
сы — си
ши
зы — зи
пы — пи
бы — би
|
|
|
| Вписать в слова пропущенные буквы ы или и:
У Люси… с…н..е
бус….
У М…ш… м…шка.
Слава ел сл…в… .
У маш…н… ш…н… .
| Дифференциация согласных, твердость или мягкость которых обозначается гласными а, я. Повторение за логопедом слоговых комплексов (Педагог следит за четким звукопроизно-шением)
ла — ла — ля, ла — ля — ля
са — са — ся, ся — са — ся
ся — са — ся, на — на — ня
ня — ня — на, ма — мя — ма
| 2) а — я (см. приложение 2)
ла — ля
са — ся
ра — ря
та — тя
ма — мя
да — дя
ва — вя
на — ня
| а — я
| Слоговой и звукобуквенный анализ слов, обозначающих имена детей.
Игра «Угадай, как зовут». Вставить слоги в слова.
?ня, ?ся
|
| Рад — ряд
Мал — мял
вазы — вязы
юла — Юля
| Составление предложений по картинке, запись.
Ваня мал. Ваня травку мял. Вася рад. Он попал в первый ряд. У Вовы флаги. На полке фляги.
| та — та — тя
тя — та — та
са — ся — са
ля — ла — ля
ня — на — ня
| 2) а — я (см. приложение 2)
| а — я
та — тя
на — ня
са — ся
ла — ля
| Игра «Угадай, кто у кого». Детям предлагается найти мам для детенышей.
Слоговой и звукобуквенный анализ слов.
|
|
| Составление и запись предложе-ний.
У кошки котята.
У козы козлята.
У овцы ягнята.
|
Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| котята
козлята
поросята
ягнята
|
|
|
| ма — ма — сма
мя — мя — смя
сма — сма — смя
| 2) а — я (см. приложение 2)
ма — сма — са
сма — сма — ся
мя — смя — смя
смя — сма — мя
| а — я
ла — ля,
са — ся,
ма — мя,
сма — см
| мал — смял
—
| мял — смял
помял —
мяла
смяла —
помяла
|
| Толя мал.
Толя бумагу
мял. Толя бумагу смял.
Оля мала.
Оля бумагу
мяла. Оля бумагу смяла.
| за — за — зя
зя — зя — за
за — зя — за
за — за — вза
зя — зя — взя
| 2) а — я (см. приложение 2)
за — взя — вя
вза — вза — зя
вя — зя — взя
взя — за — ва
| а — я
ва — вя
ма — мя
сма — смя
за — зя
вза — взя
| взял—взяла
-
|
|
| Коля взял
ручку. Валя
взяла сумку.
| ва — ва — вя
вя — вя — ва
ва — ва — сва
вя — вя — свя
| 2) а — я (см. приложение 2)
ва — свя — ся
сва — сва — вя
вя — ва — свя
свя — са — сва
| а — я
ва — вя
са — ся
сва — сея
сма — смя
вза — взя
| вязал(а) —
связал(а)
—
| повя-
зал(а) —
привя-
зал(а)
отвя-
зал(а) —
увязал(а)
|
| Бабушка вязала кофту.
Бабушка связала кофту.
Маша при-
вязала козу
| на — на — сна
ня — ня — сня
сна — сня — сна
сня — сна — сня
| 2) а — я (см. приложение 2)
на — сна — ня
сна — сня — сня
ня — на — сна
сня — ня — на
| а — я
на — ня
сна — сня
ма — мя
сма — смя
| снял — сняла
—
|
|
| Саня снял
шапку. Соня
смяла кофту. Папа
снял шляпу
|
Продолжение таблицы 1
|
|
|
|
|
|
| па — па — спа
пя — пя — спя
спа — спа — спя
| 2) а — я (см. приложение 2)
па — спя — пя
спа — спа — пя
пя — пя — спя
спя —па —пя
| а — я
па — пя
спа — спя
сма — смя сва — свя
| спал — спят
—
|
|
| Коля спал. Таня и Катя спят.
| ра —ра — ря
ря — ра — ра
ра — ря — ра
пра — пра — пря
пря — пра — пря
| 2) а — я (см. приложение 2)
ра — пря — пра
пра — пра — ря
ря — ря — ра
пря — ра— пра
| а — я
ра — ря
пра — пря
сма — смя
сва —свя
| прачка, правая (рука), пряник, пряжки, пряжка, пряжа, пряха
| спрятал(а) запрятал(а) попрятал(а) упрятал(а)
пряла,
спряла,
напряла
| Переконструирование тряпки,
прятки
| Варя ела пряник. Мы играем в прятки. Коля спрятался за шкаф. Бабушка пряча пряжу. Наша Таня пряха. Она уже спряла пряжу.
| ра —ра — ря
ря — ра — ра
кра — кра — кря
гра — кра — кря
гра — гра — гря
бра — бря — бра
| 2) а — я (см. приложение 2)
ра — ря — бра
кра — гря — пра
кря — бря — гря
ря — пря — бря
| а — я
ра — ря
кра — кря
гра — гря
пра — пря
бра — бря
| крякал, брякал, грядка, град, краб, брат
|
|
| Боря полол грядку. Варя полола грядку. Утка крякала.
| ла — ла — ля
ля — ла — ла
пла — пла — пля
ла — ла — фла
ля — ля — фля
| 2) а — я (см. приложение 2)
ля — ля — фла
пла — фля — пла
пля — ла — пля
фля — фла — пла
| а — я
ла — ля
пла — пля
фла — фля
спа — спя
| план — пляж
плакса — пляска
флаги — фляги
| плясал(а)
поплясал(а) заплясал(а) плакал(а)
заплакал(а)
|
| Соня ушла на пляж. У нас пляска. Коля плясал. Валя плясала.
| Дифференци-ация твердых и мягких согласных, обозначаемых буквами о, ё, в слогах
| 3) о — ё (см. приложение 2)
ло — лё, со — сё
то — тё, во — вё
во — вё, но — нё
но — нё, до — дё
| о — ё
ло — лё
со — сё
во — вё
зо — зё
то — тё
| Лёня, Лёша,
Лёва, Лёля,
Алёна, Алёша
|
|
| Лёня плясал. Алёша играл в прятки. Лёва снял шапку.
|
Продолжение таблицы 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|