Сделай Сам Свою Работу на 5

Устранение артикуляторно-акустической и акустической дисграфии, проявляющейся в смешении твердых и мягких согласных





Лебедева П.Д.

Коррекционная логопедическая работа со школьниками

с задержкой психического развития:

Пособие для учителей и логопедов.

СПб.: КАРО, 2004.

В пособии обобщен опыт практической работы по коррекции недостатков устной и письменной речи детей, в том числе с отклонениями в интеллектуальном развитии. В нем рассмотрены такие актуальные темы логопедических занятий, как дифференцирование твердых и мягких согласных, обозначение твердости / мягкости согласных на письме, звукобуквенный анализ слов, выделение ударного гласного в корне и т.д. Для иллюстрации даются конспекты уроков в 1, 2 и 3 классах. В книге приводятся программы занятий в 1—3 классах, дидактический материал к теме «Правописание безударной гласной в корне», описывается дидактическое пособие «Буквенный конструктор "Развитие"». Представленная система коррекционной логопедической работы позволяет учащимся овладеть школьной программой по русскому языку.

Пособие предназначено для учителей, логопедов различных коррекционно-логопедических учреждений и студентов факультетов коррекционной педагогики.



Содержание

Введение..................................................................................................................................................... 4

Глава 1. Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1-го класса,

страдающими фонематическим недоразвитием речи...................................................................... 9

Конструктор «Развитие».................................................................................................................... 10

Задания и игры по таблицам............................................................................................................. 15

Глава 2. Коррекционная логопедическая работа с учащимися 2-го класса............................. 23

2.1. Устранение артикуляторно-акустической и акустической дисграфии,

проявляющейся в смешении твердых и мягких согласных....................................................... 23

2.2. Коррекция артикуляторно-акустической и акустической дисграфии, проявляющейся в отсутствии слухопроизносительных дифференцировок твердых и мягких согласных в случаях, когда мягкость согласных обозначается буквой мягкий знак (ь)............................................ 40

Глава 3. Коррекционная работа с учащимися 3-го класса по обогащению лексики, формированию навыка грамотного письма на основе словообразования............................................................. 51



Заключение.............................................................................................................................................. 73

Приложения............................................................................................................................................. 76

 

Введение

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в настоящее время приобретает особую значимость. По данным, приводимым в средствах массовой информации, 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии, 30—35% детей, поступающих в школу, уже имеют органические заболевания. Среди них более половины составляют дети с задержкой психического развития.

Настоящее пособие представляет собой обобщение опыта практической работы и посвящено коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР).

Состав учащихся с ЗПР в 1-м классе очень неоднороден. Дети приходят в школу с различным уровнем подготовленности и различной структурой отклонений психического развития.

«В структуре задержки психического развития церебрально-органического генеза почти всегда имеется набор энцефалопатических расстройств (церебрастенических, неврозоподобных, психопатоподобных, эпилептиморфных, апатико-адинамических), свидетельствующих о повреждении нервной системы.

Это подтверждают данные неврологического и нейрофизиологического исследования. В неврологическом состоянии часто встречаются признаки гидроцефалии, нарушения черепно-мозговой иннервации, явления стертого гемисиндрома, выраженной вегетососудистой дистонии. Стойкая неврологическая симптоматика остаточного характера констатируется у 50-92% таких детей»[1].



У матерей многих первоклассников в анамнезе отмечается тяжелая патология беременности и родов, а в результате — неблагополучное протекание у детей периода новорожденности, тяжелые заболевания на первом году жизни, задержка психомоторного развития. Позднее речевое развитие отмечается у 70% детей.

При логопедическом обследовании этих школьников часто выявляется анемичность лицевой мускулатуры, такие нарушения подвижности органов артикуляционного аппарата, как неточность, недостаточный объем речевых движений, замены, вялость мышечного тонуса, повышенная истощаемость.

Тонкая моторика у них характеризуется неточностью и неполным объемом, трудностями переключения с одного движения на другое.

Обследование пространственного восприятия у этих детей показывает нарушение восприятия схемы тела, зеркальное конструирование, недифференцированное восприятие сходных изображений.

В звукопроизношении отмечаются замены одного звука другим, обусловленные нарушением фонематического восприятия. Помимо этого очень часто у детей встречается искаженное произношение фонем, причиной которого является дизартрия различной степени выраженности.

Большинство учащихся с ЗПР в 1-м классе не умеют выделять гласные звуки из начала слова, не могут вспомнить слова на заданный звук, с некоторыми детьми необходима кропотливая работа по дифференциации таких гласных звуков, как [а], [о], [у], [ы], не говоря уже об артикуляторносходных фонемах. Кроме того, у них недоразвит лексико-грамматический строй речи.

По данным В.В. Лебединского, исследования при помощи детского варианта теста Векслера младших школьников с органическим поражением центральной нервной системы выявили низкие показатели по вербальным субтестам. По результатам субтеста «Словарь» у половины детей выявлена умственная отсталость.

Трудности в усвоении программы[2] по русскому языку в значительной степени обусловлены нарушением у детей с ЗПР лексико-грамматического строя речи.

Для усвоения программы первоклассникам необходимо следующее:

• достаточный речевой опыт и словарный запас;

• развернутая фразовая речь;

• понимание зависимостей, выраженных в соответствующих грамматических структурах;


• умение держать в уме определенный алгоритм действий и руководствоваться им в соответствующих ситуациях.

По всем этим позициям у учащихся с ЗПР имеются серьезные проблемы.

Некоторые аспекты коррекции недостатков устной и письменной речи изложены в данном пособии.

В главе 1 даны методические установки для коррекционной логопедической работы с учащимися 1-го класса страдающими фонематическим недоразвитием речи; представлен разработанный автором буквенный конструктор.

Буквенный конструктор развивает моторику рук, зрительное внимание и память, пространственные представления. Следует отметить, что работа над каждой звукобуквой в 1-м классе включает задания, связанные с конструктором. Программы коррекционной логопедической работы в 1-м и во 2-м классах представлены в табл. 1, 2 в конце пособия.

Глава 2 включает два параграфа. В первом предлагается система коррекционной логопедической работы с учащимися 2-го класса по устранению артикуляторно-акустической дисграфии, которая проявляется в смешении твердых и мягких согласных. Здесь же представлены конспекты занятий с второклассниками.

Система коррекции артикуляторно-акустической дисграфии включает в себя следующие элементы:

• артикуляторно-акустические дифференцировки;

• работу со слоговыми таблицами;

• слоговые диктанты;

• слоговой и звукобуквенный анализ слов;

• работу над составом слова;

• работу над словами со сходным звучанием и написанием;

• работу над предложениями.

Кроме того, в первом параграфе приводятся авторские слоговые таблицы и описывается работа с ними, даются примеры возможных развивающих игровых заданий.

Во втором параграфе предлагается система работы по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 2-го класса, страдающих артикуляторно-акустической дисграфией, проявляющейся в отсутствии слухопроизносительных дифференцировок твердых и мягких согласных в тех случаях, когда мягкость согласных обозначается мягким знаком (ь). Названная система работы также проиллюстрирована конспектами занятий с детьми.

В главе 3 представлена программа коррекционной работы с учащимися 3-го класса по коррекции дисграфии, вызванной нарушением лексико-грамматического строя речи.

Проблема эта очень актуальна, и одно из проявлений ее в том, что при обучении русскому языку ученики не усваивают правописание слов с безударными гласными в корне слова, так как неправильно подбирают проверочные слова.

Коррекционная работа со школьниками с ЗПР ведется по следующим направлениям:

1) увеличение словаря учащихся путем обучения их способам словообразования;

2) использование усвоенных детьми навыков словообразования для формирования умения подбирать к данному слову родственные слова;

3) развитие навыка находить проверочные слова в ряде однокоренных по специально разработанному алгоритму.

Программа представляет собой подробно разработанный алгоритм коррекционной работы и систему занятий с учащимися с ЗПР, испытывающими проблемы в правописании слов с безударными гласными. К программе прилагаются примеры конспектов занятий.

В приложении 4 дается дидактический материал — карточки, которые могут использоваться как для индивидуальной, так и групповой работы с детьми.

Таким образом, пособие представляет собой обобщение опыта практической работы на основе лицензированных авторских программ по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся с ЗПР.

Пособие предназначено для логопедов, работающих в школах для детей с ЗПР, может быть полезно учителям начальных классов массовых и специальных школ, родителям, логопедам поликлиник.

Глава 1.
Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1-го класса, страдающими фонематическим недоразвитием речи

Процесс коррекционной работы в 1-м классе теснейшим образом связан с обучением детей, страдающих различными речевыми нарушениями, грамоте. При этом необходимо уделять больше внимания детям, страдающим дизартрией, тяжелым речевым нарушением, обусловленным органическим поражением коры головного мозга и центральной нервной системы.

В процессе коррекционной работы основные усилия логопеду следует направлять на развитие у детей фонематического восприятия. Вследствие того, что у школьников поражены речевые зоны в коре головного мозга, педагогу приходится опираться на сохранные анализаторы: зрительный, кинестетический, тактильный. Ребенок должен «увидеть» звук, т.е. увидеть характерные особенности положения губ, языка при его произношении. Это очень существенно на первом этапе коррекции.

В программу включена работа над всеми звукобуквами, так как первоклассники с ЗПР пользуются фонемами недифференцированно. Неточность фонематического восприятия дизартриков тесно связана с тем, что у них нечеткое, смазанное произношение всех звуков. Поэтому уточнение и коррекция звукопроизношения у таких детей — существенная часть работы логопеда, которая проводится со всеми звукобуквами, причем так, чтобы проблемный звук был поставлен и дифференцирован от акустически и артикуляторно сходных фонем не позднее чем за две недели до того, как соответствующая звукобуква будет изучаться в классе. Следующий этап коррекционной работы — формирование артикуляторно-акустических дифференцировок.

Таким образом, для развития у школьников фонематического восприятия необходимо дифференцировать каждый звук от других звуков, начиная с гласных (см. табл. 1 в приложении 3). Обучение детей правильному звукопроизношению происходит в игровой форме. (Например, «Сказка о Веселом Язычке».) Первоклассники сопоставляют изучаемый звук с неречевыми звуками. К примеру, звук [р] — с рычанием собаки, звуком работающего мотора и т.д. В процессе занятий школьники наблюдают, как работают органы речи (губы, язык) и осознают особенности артикуляции при произношении звука. А после серьезной подготовительной работы органов артикуляции происходит уточнение и коррекция звукопроизношения. При этом коррекция трудных в произношении звуков должна вестись с опережением.

Например, работа над звукобуквой т может идти по следующему плану:

• уточнение артикуляции звукобуквы, дифференцировка ее от согласных звуков [к], [с], [н], [п];

• подготовительные упражнения к коррекции звукобуквы ц;

конструирование и переконструирование:

т — п — н — т; т — п — н — ы —р — т — п — н — т; ка на — ты; ка нат;

анализ звукового состава слов кот — коты, карта — парта, топор утро;

анализ и чтение слогов та, то, ты, ту, ти, слов кот, котик.

Для анализа слогов и слов используются условные обозначения звуков из букваря под редакцией В.В. Репкина.

Здесь уместно будет привести описание буквенного конструктора «Развитие», разработанного для коррекционной логопедической работы, а также для решения различных задач развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (см. приложение 1).

Конструктор применяется свыше десяти лет и показал свою эффективность на практике. Дидактическое пособие представляет собой авторскую разработку, лицензированную Решением экспертного совета Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга 15 ноября 1994 г., пр.2.

Конструктор «Развитие»

Буквенный конструктор «Развитие» — дидактическое пособие-игра. Он включает в себя 23 элемента печатных букв русского алфавита в достаточном количестве. Размер шрифта 12 см.

Конструктор способствует освоению детьми дошкольного и младшего школьного возраста букв русского алфавита и цифр (от 0 до 22 без исключения из ряда). Из элементов конструктора ребенок может сложить арифметические примеры (равенства или неравенства) целиком или по частям. С помощью конструктора малыш учится строить изображения предметов, окружающих его, букв и цифр, в составе которых имеются углы, параллельные, пересекающиеся, соединяющиеся прямые, дуги, окружности, овалы и т.д. В ходе конструирования дети осваивают названия (термины) простых геометрических образов и фигур; учатся различать фигуры по форме, размеру, положению на плоскости; получают представление о симметрии и т.д.

В ходе занятий с конструктором дошкольники и младшие школьники осваивают следующие умения:

• правильно произносить звуки и называть буквы, обозначающие эти звуки: звук [л] — буква эль; звук [м] — буква эм; звук [н] — буква эн и т.д.;

• не смешивать буквы друг с другом;

• выделять из слова гласный звук, составляющий слог: а[у]; [у]ра, [о]ля и т.д.;

• выделять из слова согласный звук: а[х]; у[с]; [м]а[м]а и т.д.;

• обозначать звуки буквами.

Конструктор способствует развитию речевого слуха у детей. Необходимо отметить, чем тоньше будет развит у детей речевой слух, тем меньше они будут допускать ошибок, заключающихся в пропуске, смешении и искажении букв.

Конструктор развивает у малышей моторику рук, зрительные внимание и память, пространственные восприятие и представления, усидчивость и целеустремленность. Пособие-игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, активизирует психические процессы: внимание, память, наблюдательность, мышление и вызывает у них живой интерес к самому процессу познания и развития.

Занятия с использованием конструктора может проводить воспитатель детского сада, педагог, логопед, родитель. Рекомендуется заготовить для каждого знака по два образца-карточки на полуформате А4. На одной карточке помещается контур буквы с обозначениями границ элементов, на другой — без. (Сначала собирается буква и накладывается на карточку, а затем она обводится по контуру.) В наборе есть ряд элементов, которые могут быть построены из более мелких, поэтому длина цепочек переконструирования может быть различной и зависит от выбора элементов.

Занятия могут проводиться и с одним ребенком, и с несколькими детьми. Сначала рекомендуется ознакомить малышей с результатами построений из конструктора. Затем приступают к конструированию букв. На данном этапе полезно использовать азбуку с картинками. Ребенок вспоминает слова, начинающиеся с определенного звука, например: [а] аист, азбука, Алла, астра и т.д. Во время конструирования буквы взрослый следит за речью детей, добивается, чтобы они подробно рассказывали о всех этапах своей работы, исправляет допущенные ими ошибки в произношении звуков и построении фраз.

Конструирование может быть произведено:

• путем наложения элементов буквы на образец-карточку с указанными границами элементов — самый простой вариант;

• по образцу без границ: после предварительного анализа подходящих элементов, их геометрии, соединений;

• по памяти. После рассматривания и анализа образец убирается, и ребенок конструирует букву по памяти. При этом вполне возможны несколько вариантов состава элементов знака, в том числе и отличающиеся от образца, но обязательно должны быть сохранены, усвоены отличительные признаки этого знака. Например:

1) «Угадай, какая буква сломалась?» — изданных элементов составить букву;

2) «Угадай, какие буквы сломались?» — из данных элементов составить две-три буквы;

3) переконструирование букв: как из буквы п сделать букву н, из буквы н — букву п, из буквы п — букву ы, из буквы ы — букву н, из буквы н — букву п, т.е. ряд п®н®п®ы®н®п. Цепочки букв могут быть самыми разнообразными (это зависит от состава элементов начальной буквы), длинными и короткими, например:

и®н®п®н®р®н®и;

з®р®з®в®р®б®з;

х®ж®х®к®ж®х;

й®и®й®п®и®й;

я®р®ы®я; о®с®з® о;

ц®щ®ш®ц; ю®о®ю;

ч®я®ч; ф®в®з®в®р®ф;

э®с®э; л®д®ц®д®л.

При этом можно переходить от буквы к цифре и обратно:

0®с®0®э®0;

и®1®4®р®я®в®б®е®ё®п®л®д®л;

р®3®2;

7®и®у®и®р и т.п.;

4) замена знака действия или числа в арифметических примерах: «Что изменилось?», «Как исправить?» и т.д. При освоении цифр и чисел, построении примеров с числами полезно иметь под рукой счетный материал. Возможности построений захватывают ребенка, становятся интересными, он охотно играет конструктором самостоятельно.

С помощью конструктора можно работать с большим количеством слогов, составлять короткие слова целиком, заранее их представив, более длинные могут быть собраны по слогам или по буквам с оставлением «следа» обводок на карточках уже собранных этапов.

В игре с пособием одновременно решаются и логопедические задачи: развитие фонематического восприятия, уточнение и коррекция звукопроизношения, дифференциация акустически и артикуляторно сходных фонем, формирование умения производить звукобуквенный и слоговой анализ состава слова, дифференциация оптически сходных фонем.

Цепочки конструирования-переконструирования могут быть выбраны педагогом или родителем в зависимости от цели занятия.

Игра делает материал занятий увлекательным, вызывает у детей удовлетворение результатами каждого этапа, звена цепочки, создает рабочее настроение, облегчает процесс усвоения большого объема разнообразного материала, прочно закрепляемого в ощущениях при разностороннем манипулировании удобными по размеру элементами.

Постепенно при конструировании сокращается опора ребенка на действия с предметами, а подробный рассказ вслух о своих действиях с элементами заменяется мысленным проговариванием.

Таким образом, в процессе занятий с конструктором совершенствуются различные стороны мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Часто у детей с речевыми нарушениями бывают нарушения пространственных представлений: они путают буквы, сходные в изображении. Работа с буквенным конструктором помогает развивать пространственные представления, дифференцировать буквы, сходные в изображении. Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез слов различной структуры с использованием условно-графических схем способствуют становлению навыков грамотного письма.

Следует еще раз отметить, что логопедическая работа органически связана с процессом обучения грамоте, направлена на устранение у детей дефектов фонематического восприятия, звукопроизношения, нарушений слогового и звукобуквенного анализа и синтеза. Эта работа обеспечивает закрепление и автоматизацию поставленных звуков и успешное обучение грамоте младших школьников.

Для закрепления и автоматизации у детей звукопроизносительных дифференцировок звукосочетаний используются слоговые таблицы (см. приложение 2). Дифференциация начинается с наиболее простых, открытых слогов, состоящих из согласных букв, с гласными а или я, далее следуют слоги со стечением двух согласных.

Прежде чем работать со слоговой таблицей, дети должны подобрать слова со слогами, представленными в ней. Например:

ПРА ПРЯ

правда пряник

правило пряжа

справа прятки

Принцип построения слоговых таблиц ясен из приведенных ниже примеров.

ТА ЛЯ ПЯ ДЯ   СНА СНЯ СМЯ СЛЯ
ДА ТЯ ПА ТА   СТА СЧА СЛЯ СЛА
ТЯ ДА НЯ ПЯ   ПЛА ТЛА КЛЯ ПЛЯ
ЛЯ ЛА НА НЯ   КЛА ЗЛА ЕЛЯ ГЛА
                 
СВО СТЁ СПЕ     КЛЕ СЛЕ ПЛЮ  
СВЁ СНЁ СПЕ     СЛО КЛЮ СЛЁ  
СНО СНЕ СМЕ     СЛЯ ЗЛЕ КЛА  
СЛЁ СМЁ СВЕ     ЗЛО ХЛЯ ГЛЯ  
                 
ВЕ ВЁ РЕ ВЕ   ЁЛ ЕЛ ЁМ ЕМ
РЁ ВЁ СЁ СЕ   ЕС ЕХ ЁР ЕР
Е ЗЕ ЗЁ РЁ   ЁМ ЕС ЁС ЕР
ЗЁ ВЕ РЕ ВЕ   ЁР ЕР ЕР ЁМ

 

Во время занятий логопеду необходимо следить за точностью произношения ребенком мягких и глухих согласных. Каждая слоговая таблица может существовать в двух форматах (большом и маленьком — раздаточные карточки).

Задания и игры по таблицам

1. Чтение слогов по горизонтали или по вертикали.

2. Выборочное чтение слогов с твердыми или мягкими согласными.

3. Игра на развитие внимания и пространственных представлений детей. Могут играть один или несколько человек. Пример:

со рё ро бё
нё вё сё бо
лё то до но
тё зё дё по

Первый вариант игры. (Слоговая табличка у каждого ребенка.) Ведущий диктует команды, а играющие водят указкой по таблице и читают слоги по очереди. Ведущий:

— Найдите слог лё.

— Лена, прочитай слог в третьей клеточке справа от слога лё. (но)

Вика, вторая клеточка вверх, (бё)

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то по невнимательности не ошибется и не оборвет цепочку.

Второй вариант игры. Ведущий диктует команды, а играющие читают слоги, отслеживая направление только глазами по большой таблице на доске.

Третий вариант игры. Дети не только выполняют задание второго варианта, но и быстро называют слово с прочитанным слогом.

4. Игра «Лягушка». (Для игры нужна пластмассовая фигурка лягушки.)

Первый ведущий («лягушка») берет в руку пластмассовую фигурку лягушки и перемещает ее («прыгает») по клеточкам таблицы четыре раза (например, сна, сня, сля, сла). Тот из играющих, кто сумеет точно назвать эти слоги по памяти, становится «лягушкой». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает «лягушкой».

Итак, система логопедической работы с учащимися с ЗПР в 1-м классе направлена на решение следующих задач:

• развитие у детей фонематического восприятия;

• уточнение и коррекция их звукопроизношения;

• дифференциация у школьников акустически и артикуляторно сходных фонем;

• формирование у учеников навыка звукобуквенного и слогового анализа состава слова;

• развитие у них пространственных представлений, дифференциация оптически сходных фонем с помощью конструирования и переконструирования букв;

• обучение детей грамоте и письму.

Примеры уроков

УРОК 1

Тема: звук [н] и буква н.

Цели: развитие подвижности артикуляционного аппарата и коррекция звука [с], уточнение произношения звука [н], дифференцирование согласного звука [н] от гласных; анализ слогов на, но, ну, ны.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Логопед рассказывает сказку о Веселом Язычке:

— Жил-был Язычок. Был у него домик — рот. Домик открывался и закрывался. Дети, покажите, как открывался домик. Ответьте, чем закрывался домик? (Зубами) Улыбнитесь, покажите зубы. Держите улыбку, ребята, под счет от «одного» до «десяти». Верхние зубы — дверь, а нижние — крылечко. Покажите, пока я считаю от «одного» до «десяти», как «широкий» Язычок отдыхал на крылечке. Ответьте, какие песенки уже знает наш Язычок? (Дети угадывают по беззвучной артикуляции логопеда звуки [а], [о], [у], [ы].)

3. Коррекция произношения звука [с]:

— Покажите, ребята, как кричит жеребенок, (И-и-и-и!) Подставьте ладошку и пустите ветерок: и ® с.

Логопед проверяет произношение звука [с], не произнося самого звука:

— Какой у тебя, Маша, хороший ветерок. Скажи, где находится твой язычок. (Внизу.) Теплый ветерок дует на ладошку сверху вниз. Обозначим его стрелочкой, направленной вниз. (Рисует на доске стрелочку ¯.)

4. Игра «Лошадь». Один из школьников «лошадка», а остальные — ездоки. Дети погоняют «лошадку» (Но! Но! Но!)

5. Уточнение с учащимися артикуляции звука [н]. Логопед задает вопросы учащимся:

— В каком положении находятся губы при произнесении звука [н]? (Губы в спокойном положении и слегка приоткрыты.)

— А в каком положении язык? (Язык поднят кверху горбиком и плотно прижат к верхним деснам.)

— Куда идет воздух? (В нос.)

— Почему воздух идет в нос? (Воздух не может спокойно проходить через рот, поэтому идет через нос.)

Звук [н] — согласный и в звуковой схеме обозначается синим цветом.

6. Дифференциация согласного звука [н] от гласных.

а) Логопед произносит звуки [а], [н], [о], [у], [ы], [и], [н]. Ученики поднимают руку, когда слышат звук [н].

б) Педагог произносит звуки [у], [н], [о], [ы], [ы], [и], [н], [а], [у], [н]. Дети приседают, когда слышат согласный звук.

7. Работа со словами.

Педагог дает задание подобрать слова, начинающиеся со звука [н]. (Нос, ножницы, нож, нора и т.д.)

8. Работа с буквой н.

Логопед говорит детям, что звук [н] обозначается буквой н, спрашивает их о том, на что похожа буква.

9. Работа с конструктором. Конструирование буквы н.

10. Переконструирование букв: н®и®ы®ы.

11. Анализ слогов: на, но, ну, ны с использованием схем.

Логопед говорит:

— Таня, подойди к доске. На указку.— Какое слово со звуком [н] я сейчас сказала? (Слово на.)

— Какие два звука произносятся слитно? (Звуки [н], [а].)

— Покажи на схеме. ( )

— Дети, скажите, какие два звука произносятся слитно?

Аналогичная работа проводится со слогами ну, ны.

12. Подведение итогов урока.

УРОК 2

Тема: звук [н] и буква н.

Цели: развитие подвижности артикуляционного аппарата и коррекция произношения звука [с], дифференциация звука [н] от гласных, звуковой анализ слов он, она, оно.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Использование сказки о Веселом Язычке для знакомства школьников с работой органов речи. По артикуляции логопеда дети узнают звуки.

3. Продолжение работы над коррекцией у учащихся произношения звука [с]. (См. урок 1.)

4. Повторение материала предыдущего урока. (Звук [н] и буква н.)

Педагог спрашивает детей:

— С каким звуком мы познакомились на предыдущем уроке? (Со звуком [н].)

— Какой это звук — гласный или согласный? (Это согласный звук.) Какой буквой обозначается звук [н]? (Буквой н.)

5. Работа с буквенным конструктором. Конструирование буквы я, переконструирование: н®и®ы®н.

6. Использование буквенной кассы для преобразования слогов но, на, ну, ны. Логопед предлагает детям вспомнить, как они играли в «лошадку» на предыдущем уроке, как «погоняли» ее: «Но! Но! Но!»

— Как мы говорим о девочке? Он или она? (Она.) А о мальчике? (Он.) О мужчине? (Он.) О женщине? (Она.)

— Сейчас я буду показывать картинки с изображениями предметов, а вы будете называть их словами он, она, оно. Например: вот картинка с изображением зеркала. Зеркало — оно. А тут картинка с изображением карандаша. Карандаш — он и т.д.

Логопед показывает картинки с изображениями куклы, ведра, книги, пенала, стола и т.д.

7. Звуковой анализ слова она.

Логопед задает вопросы и предлагает задания:

— Сколько слогов в слове она? Какой в нем первый слог? (о). Какой в нем второй слог? (на)

Назовите слияние звуков. ([на]) Какие два звука сливаются в слоге? ([н], [а].)

— Найдите и покажите схему ( ).

— Составьте слог на из букв. — Прочитайте все слово. (Она.)

8. Педагог задает вопрос детям:

— Как можно сказать об окне, о ведре, о солнце? (Об окне, о ведре, о солнце можно сказать оно.)

Анализ слова оно проводится аналогично анализу слова она.

9. Преобразование слова оно в слово он.

— Какую букву надо убрать, чтобы из слова оно получилось слово он.

10. Проводится игра.

Педагог предлагает поставить соответствующие картинки под словами он, она, оно.

Ученик берет картинку, называет предмет, изображенный на ней, затем располагает ее под соответствующим словом, предварительно прочитав его вслух.

11. Подведение итогов урока.

УРОК 3

Тема: дифференциация согласных звуков — твердого [н] и мягкого [н'].

Цели: развитие подвижности артикуляционного аппарата, коррекция звука [с]. Звуковой анализ слова они, дифференциация звуков [н] и [н'] в слогах.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Использование сказки о Веселом Язычке для знакомства учащихся с работой органов речи. По артикуляции логопеда дети узнают звуки.

3. Продолжение работы над коррекцией произношения звука [с]. (См. урок 1.)

4. Игра с мячом.

Педагог бросает мяч и говорит: он. Ученик ловит мяч и подбирает соответствующее слово: дом. Логопед: она. Учащийся: парта.

5. Звуковой анализ слова.

Детям предлагается картинка с изображением девочки и мальчика и задаются вопросы:

— Кто здесь? (Мальчик.) Это он или она? (Он.)

— Кто это? (Девочка. Она.) А вместе это кто? (Они.)

Далее анализируется звуковой состав слова они.

— Назовите первый слог в слове (о).

— Назовите в нем второй слог (ни).

—Какие звуки сливаются в слоге ни? ([н'], [и]).

— Найдите схему слияния этих звуков ( )

— Каким цветом на схеме обозначается мягкий согласный звук [н']? (Зеленым цветом.) А гласный звук [и]? (Красным цветом.)

6. Составление слова они при помощи буквенной кассы. Логопед:

— Назовите первый слог (о), найдите букву о.

— Назовите второй слог (ни), составьте его из букв н, и.

—Прочитайте слово. (Они.)

—Какой звук в слове произносится мягко? (Звук [н'].)

7. Звуковой анализ слова Нина.

Преподаватель ведет беседу со школьниками:

— У нас в гостях кукла. Ее зовут Нина.

— Назовите первый слог в ее имени, (ни)

— Сливаются звуки или нет? (Сливаются.)

— Какой первый звук в слоге? (Первый звук в слоге [н'].)

— Какой второй звук в слоге? ([и])

— Найдите схему этого слияния. ( )

— Покажите на схеме звук [н']. (Этот звук на схеме обозначен зеленым цветом.)

— Какой звук с ним сливается? (Звук [и], на схеме он обозначен красным цветом.)

— Ребята, а теперь назовите второй слог, (на)

— Слияние это звуков или нет? (Да, это слияние звуков.)

— Назовите первый звук в этом слоге. ([н])

— С каким звуком сливается звук [н]? (Со звуком [а].)

— Составьте этот слог из букв, прочитайте все слово. (Нина.)

—Прочитайте слог с мягким согласным [н'].

— Прочитайте слог с твердым согласным [н].

8. Логопед может провести игру с целью проверки у детей навыка различения твердости/мягкости согласного [н]. Игра заключается в том, что школьники, услышав слог с мягким согласным [н'], должны присесть. Педагог произносит слоги, например: на, но, ни, ны, он, ан, но, ни, на и т.д.

9. Подведение итогов урока.

 

 

Глава 2.
Коррекционная логопедическая работа
с учащимися 2-го класса

Устранение артикуляторно-акустической и акустической дисграфии, проявляющейся в смешении твердых и мягких согласных

Ко второму году обучения дети с ЗПР в значительной степени осваивают звукопроизношение и начинают дифференцировать свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные. У большинства из них тем не менее остаются трудности в дифференциации твердых и мягких согласных и в обозначении мягкости согласных.

Школьникам с ЗПР трудно усвоить алгоритм распознавания твердости/мягкости согласных, включающий в себя следующие умения:

1) дифференцировать йотированные гласные я, е, ё, ю;

2) дифференцировать на слух твердые и мягкие согласные не только в изолированном звучании, но и в слоге;

3) правильно обозначать твердость и мягкость согласных с помощью последующих гласных.

Важно отметить, что у многих учащихся с дизартрией вызывает трудность дифференцированное произношение слогов с твердыми и мягкими согласными, особенно при стечении согласных.

Развитие у школьников артикуляторно-акустических дифференцировок начинается с работы со слоговыми комплексами. Повторяя за логопедом слоговые «дорожки», дети тренируют умение переключаться с одного артикуляционного уклада на другой, у них формируются слогопроизносительные дифференцировки твердых и мягких согласных.

Эта работа продолжается при чтении слоговых таблиц. Таблицы включают в себя типичные, частотные звукосочетания мягких согласных с гласными е, ё, ю, я, с которыми дети могут подобрать соответствующие слова. Например, слоги лю, клю, плю, блю присутствуют в словах, используемых:

• для слогового и звукобуквенного анализа:

Люда, Люба, салют, ключ, клюшка, плюшка, клюква;

для сопоставления значения, например:

лук люк;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.