Сделай Сам Свою Работу на 5

IX. Безударные гласные в словах с корнями-омофонами.





Упражнения.

а) подбор родственных слов с корнями -сед-, -сид-(поседела, посидела);

б) подбор проверочных слов в ряду однокоренных;

в) придумывание словосочетаний и предложений (устно) со словами, имеющими корни-омофоны;

г) написание предупредительных и проверочных диктантов. Например:

-пев- – -пив- (запевать запивать),

-вил- – -вел- (свила свела),

-лез- – -лиз- (слезать слизать),

-пеш- – -пиш- (спеши спиши),

-вар- – -вор- (отварить отворить),

-мер- – -мир- (примерять примирять),

-лоск- – -ласк- (полоскать — поласкать).

Примеры уроков

УРОК 1

Тема:правописание слов с корнем -вод-.

Цели: обогащение лексики учащихся, формирование умений подбирать родственные слова с заданным корнем, определять безударную гласную в корне родственного слова, выделять родственные слова с ударным гласным в корне.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Беседа со школьниками по картинке «Лесное озеро».

3. Выполнение заданий логопеда:

— Назовите ласково воду. (Водичка, водица.)

— Обозначьте в словах вода, водичка, водица корень, ударную и безударную гласные.

Измените слово вода, поставив его во множественное число (воды). Обозначьте в нем корень и ударную гласную (воды). Чем выделяется слово воды среди других родственных слов?



4. Логопед спрашивает детей:

— Какие лилии растут на озере? (Водяные.)

Учитель записывает слово. Ученики отмечают корень, ставят ударение, подчеркивают ударную гласную одной чертой, безударную гласную в корне двумя чертами.

— Как называется транспорт, который осуществляет перевозки по воде? (Водный.) Обозначьте в нем корень, подчеркните ударную гласную.

— Где в этом слове находится ударная гласная? Назовите все родственные слова. Назовите слова, которые могут быть проверочными.

Педагог предлагает учащимся запомнить правило:

— Проверочными для слова с безударной гласной в корне могут быть родственные слова, в которых ударная гласная находится в корне слова.

5. Подведение итогов урока.

УРОК 2

Тема: правописание слов с корнем -вод-.

Цели: обогащение лексики учащихся, формирование умений определять безударную гласную в корне родственных слов, подбирать проверочные слова к данному слову, обучение алгоритму проверки безударной гласной в корне.



Ход урока

1. Прослушивание записей шумов природы (шелест листвы, плеск воды, пение птиц).

— Какой звук напомнил вам о теме предыдущего урока?

2. Запись и чтение слов с корнем -вод-: вода, водичка, водяной, водный, подводный, наводнение, водоем.

3. Логопед сообщает учащимся алгоритм проверки безударной гласной в корне слова:

• обозначить корень;

• произнести слово с выделением ударного слога и обозначить ударение при помощи знака ударения;

• подчеркнуть безударную гласную в корне;

• подчеркнуть двумя чертами все слово, если ударная гласная находится в корне.

Образец записи: вода, водичка, водяной, водоём, воды, водный, подводный, наводнение.

Работа по алгоритму проверки безударной гласной в корне слова продолжается следующим образом. Слово с безударной гласной включается в словосочетание, например: теплая в...дичка (...).

Затем логопед сообщает алгоритм проверки:

• прочитать словосочетание;

• обозначить корень в слове водичка;

выделить голосом при чтении ударную гласную, обозначить ударение при помощи знака ударения;

• подчеркнуть безударную гласную в корне слова;

• подобрать проверочное слово и записать его в скобках;

• обозначить корень слова;

• выделить голосом при чтении ударную гласную, обозначить ударение при помощи знака ударения;

• выяснить местонахождение ударной гласной (является ли слово проверочным);

• провести стрелочки от гласной ударной в проверочном слове к безударной гласной в проверяемом слове. (Это необходимо, так как дети по невнимательности или из-за недостаточного понимания взаимосвязи всех этапов работы, зачастую правильно подобрав проверочное слово, в проверяемом делают ошибку.)



Запись должна выглядеть так:

Далее учащимся предлагается работа над различными словосочетаниями до тех пор, пока они не усвоят алгоритм.

Например:

в... дяные (...) лилии, большой в...доем (...), сильное наводнение (...), спасаться от наводнения (...), подойти к в... де (...), гулять у в...ды (...).

Работа с предложением ведется по тому же алгоритму, что и работа над словосочетанием.

Учащимся предлагаются, такие предложения:

В ручейке журчит в...дица (...). В прозрачной в... де (...) видны мальки. Сильное наводнение (...) принесло вред городу.

4. Подведение итогов урока.

УРОК З

Тема: правописание слов с корнем -лес-.

Цели: обогащение лексики учащихся, формирование умений подбирать родственные слова с заданным корнем, определять безударную гласную в корне родственных слов, выделять родственные слова с ударным гласным в корне.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса».

3. Логопед проводит беседу:

— Где можно услышать эти голоса? Какие это голоса? (Лесные.)

— Как ласково назовем лес? (Лесок, лесочек.)

— Как называется профессия человека, работающего в лесу? (Лесник.)

— Кто разводит леса? (Лесовод.)

— Дополните предложение:

За городом раскинулись большие... . (леса)

4. Учитель спрашивает учащихся:

— Что общего в словах: лес, лесной, лесник, лесок, лесочек, леса?

— Как можно назвать эти слова? (Однокоренные.)

5. Складывание на магнитной доске слов с корнем -лес-.

Задание для учащихся:

Из частей составить слово, обозначить корень, произнести его так, чтобы было слышно ударение, поставить знак ударения, подчеркнуть безударную гласную в корне слова. Определить проверочное слово для всех родственных:

6. Работа со словосочетаниями. При этом используется алгоритм проверки безударной гласной в корне слова (см. урок 2):

зеленые л...са (...), молоденький л…сок (...), маленький л...сочек (...), л...сные (...) голоса, старый л...сник (...).

7. Работа с предложением. При этом используется алгоритм проверки безударной гласной в корне слова (см. урок 2):

Шумят зеленые л...са (...). За городом подрастает молоденький л...сочек (...). На поляне стояла избушка л...сника (...). Я люблю слушать л…сные (...) голоса.

8. Подведение итогов урока.

УРОК 4

Тема: правописание слов с корнем -лис-.

Цели: обогащение лексики учащихся, формирование умений подбирать родственные слова с заданным корнем, определять безударную гласную в корне родственных слов, выделять родственные слова с ударным гласным в корне.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Беседа:

— Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. О каких лесных зверях русский народ сочинил больше всего сказок? Как ласково называют лису в этих сказках? (Лисонька, лисичка.)

3. Записывание родственных слов, обозначение в них корня, выделение ударного слога при чтении, обозначение ударной гласной при помощи знака ударения, подчеркивание одной чертой безударной гласной, двумя чертами — проверочного слова:

4. Работа со словосочетаниями. Используется алгоритм проверки безударной гласной в корне слова (см. урок 2):

Рыжая л...са (…), хитрая л...сица (...), забавные л...сята (...), плутоватая л...сичка (...).

5. Работа с предложениями. Используется алгоритм урока 2:

Умная л...сичка (...) перехитрила волка. Забавные л...сята (...) играли на поляне. Плутоватая л...сица (...) притворилась мертвой.

6. Подведение итогов урока.

УРОК 5

Тема: правописание слов с корнями-омофонами -лес-, -лис-.

Цели: закрепление умений подбирать родственные слова с заданным корнем, определять безударную гласную в корне слова, выделять родственные слова с ударным гласным в корне слова, формирование навыка дифференциации значений слов с корнями-омофонами.

Ход урока

1. Организационный момент.

 
 

2. Подбор соответствующих слов к картинкам с изображениями леса и лисы. (Слова написаны на полосках бумаги.) Далее учащиеся записывают родственные слова, обозначают в них корень, выделяют ударный слог при чтении, обозначение ударной гласной при помощи знака ударения, подчеркивают одной чертой безударную гласную, двумя — проверочное слово:

 
 

3. Работа со словосочетаниями (см. алгоритм приведенный в уроке 2):

Зелёные л...са (...), рыжая л...са (...).

Учитель спрашивает:

— Есть ли одинаковые слова в этих словосочетаниях? (Нет, лиса животное, а лес (леса) тип растительности.)

— Как вы догадались, что вторые слова в этих словосочетаниях разные? (По их значению.)

— На что нужно обращать внимание при написании таких слов? (На их значение.)

Логопед подчеркивает, что для правильного понимания слов-омофонов важно понять смысл словосочетания или предложения.

4. Подбор соответствующих определений к словам лиса, леса:

хитрая лиса, рыжая лиса, забавная лиса, дремучие леса, весенние леса, густые леса.

5. Работа с предложениями:

В густом л...су (...) было тихо. В норе л...сы (...) было тепло.

Затем учитель предлагает учащимся выделить из предложения слова с безударной гласной, определить его значение, подобрать проверочное слово: в густом лесу (лес), в норе лисы (лисы).

Далее проводится работа с более сложными предложениями, требующая четкой дифференциации слов-омофонов:

Л...сник (...) выследил л...су (...). В густом л...су (...) резвились л...сята (...). В л...су (...) мы видели л...су (...).

6. Подведение итогов урока

Примечание. Наибольшие трудности вызывает у учащихся правописание слов-омофонов с безударной гласной в корне. Поэтому целесообразно проводить с ними работу по дифференциации значений следующих слов с корнями-омофонами:

-сед- – -сид- (поседеть посидеть),

-пе- – -пи- (запевать запивать),

-ви- – -ве- (свила свела),

-лез- – -лиз- (слезать слизать),

-пеш- – -пиш- (спеши спиши),

-вар- – -вор- (отварить отворить,

-лоск- – -ласк- (полоскать поласкать),

-жив- – -жев- (проживать прожевать),

-мер- – -мир- (примерять примирять).

УРОК 6

Тема: правописание слов с корнями-омофонами -мер-, -мир-.

Цели: закрепление умений подбирать родственные слова с заданным корнем, определять безударную гласную в корне слова, выделять родственные слова с ударной гласной в корне, обогащение словаря учащихся за счет усвоения новых слов, формирование навыка дифференциации значений слов с корнями-омофонами.

Ход урока

1. Сообщение цели и темы урока:

— Сегодня мы будем работать со словами с безударными гласными в корне. Слова эти особенные — они произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

2. Демонстрация сценки «Примерка». Перед показом сценки логопед дает задание детям:

— Вам нужно услышать однокоренные слова к слову примерка.

Содержание сценки.

Девочка держит сантиметр в руках, подходит к мальчику и говорит:

— Будем шить тебе курточку, только сначала надо тебя измерить, снять мерки. Измерим объем твоей груди — это первая мерка. А теперь измерим длину твоего плеча — это вторая мерка (и т.д.). Ну вот мы и сняли мерки. Теперь можно кроить и шить.

Девочка предлагает мальчику:

— Курточку мы сшили. Теперь надо ее примерить. Ты готов ее примерять?

3. После демонстрации сценки дети называют родственные слова:

измерить, мерки, мерка, примерить, примерять, измерять, отмерять, измерим и т.д.

4. Складывание на магнитной доске слов с корнем -мер-: примерка, мерка, примерять, измерять, отмерять.

Учащиеся по очереди называют слово, конструируют его из морфем, отмечают корень, произносят слово, выделяя голосом ударную гласную, подчеркивают безударную гласную в корне слова.

Слова, в которых ударная гласная находится в корне (примерка, мерка), подчеркиваются, так как они могут быть проверочными.

5. Работа над семантикой слова мера. Логопед пишет на доске: 1 см, 1 м, 1 км.

— Как назвать то, что записано на доске? (Меры длины.) Меры — это множественное число. Измените это слово, поставьте его в единственном числе. (Мера.) Какие вы знаете меры? (Меры веса: 1 кг, 1 г и т.д.)

6. Работа над составом слова мера.

Отмечается корень слова, выделяется в нем ударная гласная, подчеркивается все слово двумя чертами как проверочное.

7. Работа с предложением и словосочетанием.

а) Игра с мячом. Логопед, бросая мяч, спрашивает ученика:

— Что ты будешь примерять? Ученик, возвращая мяч отвечает:

— Я буду примерять рубашку.

Так по очереди отвечают все учащиеся.

б) Анализ словосочетания прим...рять (...) одежду. При этом используется алгоритм проверки безударной гласной в корне:

• прочитать словосочетание;

• обозначить корень в слове с безударной гласной;

• выделить голосом при чтении ударную гласную, обозначить ударение при помощи знака ударения;

• подчеркнуть безударную гласную в корне слова;

• прочитать слова, сконструированные на магнитной доске, выделить среди них проверочные, объяснить причины выбора;

• записать проверочные слова в скобках, провести стрелку от ударной гласной в проверочном слове к безударной в проверяемом;

8. Разыгрывание сценки учащимися: «Драчунов надо примирять».

Педагог предлагает по ходу сценки выделять однокоренные слова.

Два мальчика наскакивают друг на друга, размахивают руками, готовы пустить в ход кулаки:

— А вот я тебе дам!

— А я тебе тоже как дам! Я сильнее!

К ним подходит третий и говорит:

— Ребята, давайте жить мирно. Я хочу вас помирить.

Учитель:

— Молодец! Драчунов надо примирять. После демонстрации сценки дети называют родственные слова: мирно, помирить, примирить, примирять.

9. Конструирование слов на магнитной доске из данных морфем.

Учащиеся по очереди называют слово, конструируют его из морфем, отмечают корень, произносят слово, выделяя голосом ударную гласную, подчеркивают безударную гласную в корне слова, выделяют проверочное слово мир.

10. Работа со словосочетанием.

а) Игра с мячом.

Учитель бросает мяч и спрашивает:

— Кого можно примирять?

Ученики, возвращая мяч, отвечают:

— Примирять можно малышей, драчунов, девочек, мальчиков, шалунов и т.д.

б) Анализ словосочетания прим...рять (...) драчунов. Он проводится по алгоритму, который применялся при работе со словосочетанием примерять одежду.

11. Сравнение словосочетаний прим...рять (...) драчунов, прим...рять (...) одежду.

Чтение словосочетаний. Подбор проверочных слов к словам с безударными гласными. Учитель спрашивает:

— Почему проверочные слова разные? (У них разные корни.)

—На что нужно обращать внимание, чтобы правильно подобрать проверочные слова? (На смысл всего словосочетания.)

12. Самостоятельное составление словосочетаний учащимися. На каждой парте имеется конверт с карточками, на которых написаны слова: примерять, примирять, одежду, шалунов, малышей, шляпу, ботинки, мальчиков.

Взаимопроверка получившихся словосочетаний в парах.

13. Самостоятельный подбор проверочных слов (мир, мера) к словам с безударной гласной: прим...рять (...) платье, прим...рять (...) подруг, прим...рять (...) шалунов, прим...рять (...) одежду.

14. Работа с предложением.

Учащиеся самостоятельно работают по карточкам, на которых приведены предложения такого типа: Таня любит прим...рять (...) наряды. Ванюша будет прим...рять (...) Сашу и Петю.

Над предложениями школьники работают по алгоритму и запись должна выглядеть таким образом:

Ванюша будет примерять (мера) новую куртку.

15. Подведение итогов урока.

 


 

 
 

Рис. 1. Действия, обозначаемые глаголами движения с корнем -ход-:

1 —обходить; 2 — входить; 3 — заходить; 4 —выходить; 5 — переходить.

 

 


 

 

 
 

 

Рис. 2. Действия, обозначаемые глаголами движения с корнем -бег-:

1 — пробегать; 2 — забегать; 3 — отбегать; 4 — выбегать; 5 — перебегать.


 

 

 
 

Рис. 3. Действия, обозначаемые глаголами движения с корнем -лез-:

1, 6 —залезать; 2 — влезать; 3 — вылезать; 4 —слезать; 5 — перелезать; 7 — подлезать.

Заключение

Подводя итоги, необходимо отметить, что коррекционная логопедическая работа с учащимися с ЗПР дает результат при соблюдении следующих условий:

• Коррекция основного дефекта школьника осуществляется в ходе логопедической работы над всеми уровнями языковой системы: звуком, морфемой, словом, предложением. При этом у учащегося формируются навыки правильной устной речи, беглого чтения, грамотного письма.

• Постепенность и последовательность коррекционной работы. Так, например, чтобы научить детей с ЗПР правильно подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова, необходимо:

— закрепить навык выделения гласных в слове;

— научить выделять голосом ударный гласный звук и отображать структуру слова в соответствующих схемах;

— сформировать умения подбирать родственные слова к данному, различать слова с корнями-омонимами (рисунок, рис, зарисовка, рисовать), с корнями-омофонами (примирять примерять) по лексическому значению;

— научить в ряду родственных слов определять те, в которых ударение падает на корень слова;

— сформировать навык подбора родственного слова к данному слову с безударной гласной в корне на основе выявления его лексического значения в словосочетании или в предложении, с тем чтобы дифференцировать слова с корнями-омофонами (рыжая лиса зеленые леса).

• Интеграция коррекционной логопедической работы со школьной программой по русскому языку и чтению для того, чтобы максимально помочь ребенку в учебе и показать успешность его занятий.

• Обогащение лексики учащихся, развитие связной речи и коррекция психических процессов, связанных с письмом и чтением.

• Использование игровых и занимательных заданий, эмоциональной стимуляции в ходе работы с детьми с ЗПР, которым свойственна импульсивность и эмоционально-волевая инфантильность.

• Достаточное количество упражнений различной степени сложности в зависимости от этапа коррекционной работы, которое необходимо обеспечить, учитывая стойкость специфических нарушений устной и письменной речи, слабость мотивов в учебной деятельности, а также истощаемость учащихся с ЗПР, их отставание по качеству и темпу при формировании знаний и умений. Дидактический материал, который можно использовать для формирования у школьников навыка правописания безударных гласных в корне слова (в том числе в корнях-омофонах), представлен в приложении 4. Предполагается индивидуальная и групповая работа учащихся по карточкам с заданиями, составленными на основе данного материала. Инструкция для детей по выполнению заданий может быть следующей:

• прочитать предложение;

• переписать его так, как оно дано в карточке, т.е. с точками, скобками, например: Рыжая л...са (...) живет в л...су (...);

произнести слово с пропущенной гласной так, чтобы было слышно ударную гласную;

• обозначить в нем корень;

• подобрать проверочное слово, помня правило: проверочными словами могут быть родственные слова, в которых ударными являются гласные корня;

• записать проверочное слово в скобках, обозначить корень, подчеркнуть ударную гласную, поставить знак ударения;

• провести стрелочку от ударной гласной в проверочном слове к безударной гласной в проверяемом слове. Важно отметить, что дети с ЗПР не всегда узнают уже проработанные слова с безударными гласными в корне, особенно если они встречают эти слова в форме какого-либо косвенного падежа и в окружении непривычных слов.

Поэтому детальная проработка каждого этапа выполнения задания необходима для того, чтобы учащиеся с ЗПР научились правильно определять безударную гласную в корне и не ошибались в подборе проверочного слова.

Желаем творческих успехов!

 
 

Приложения

 


 

 
 

 

 
 

Приложение 2

Слоговые таблицы

1)ы и

       
 
мы ми мы ми
бы би бы би
вы ви вы ви
пы пи пы пи

 

 
ты ти ты ти
ды ди ды ди
ны ни ны ни
         
       
лы ли лы ли

 

 


лы ли лы ли
слы сли слы сли
кли клы кли клы
плы пли плы пли
бли блы бли блы

 

ры ри ры ри
зы зи зы зи
фы фи фы фи
сы си сы си
         

 

 

 

       
 
вы ви вы ви
свы сви свы сви
рви рвы рви рвы
гвы гви гвы гви
кви квы кви квы

 

 
ни ны ни ны
сни сны сни сны
кни кны кни кны
пны пни пны пни
гни гны гни гны

 

 

 

 


 

       
 
ры ри ры ри
кры кри кры кри
пры при пры при
бры бри бры бри
тры три тры три
гры гри гры гри
дры дри дры дри

 

 
пы пи пы пи
сны спи сны спи
мы ми мы ми
смы сми смы сми

 

 

 

 


 

 
 
бы би бы би
сбы сби сбы сби
ты ти ты ти
сты сти сты сти

 

 


2) а— я

ма мя ма- мя
ла ля ла ля
на ня на ня
ра ря ра ря

 

па пя па пя
ба бя ба бя
фа фя фа фя
ва вя ва вя

 

       
   
ла ля ла ля
сла сля сла сля
кла кля кла кля
гла гля гла гля
хла хля хла хля
пла пля пла пля
вла вля вла вля
фла фля фла фля
шла шля шла шля

 

 
та тя та тя
да дя да дя
са ся са ся
за зя за зя

 

 

 


 

       
   
ма мя ма мя
сма смя сма смя
га ня га ня
сна сня сна сня
ва вя ва вя
сва свя сва свя
па пя па пя
спа спя спа спя
та тя та тя
ста стя ста стя

 

 
ра ря ра ря
кра кря кра кря
гра гря гра гря
тра тря тра тря
дра дря дра дря
пра пря пра пря
бра бря бра бря
фра фря фра фря
вра вря вра вря
хра хря хра хря

 

 

 

 


 

 

3)о — ё

мо мё мо мё
ло лё ло лё
но нё но нё
ро рё ро рё

 

по пё по пё
бо бё бо бё
фо фё фо фё
во вё во вё

 

ло лё ло лё
сло слё сло слё
кло клё кло клё
пло плё пло плё
шло шлё шло шлё

 

то те то те
до дё до дё
со сё со сё
зо зё зо зё

 

 

       
 
ро рё ро рё
кро крё кро крё
гро грё гро грё
тро трё тро трё
дро дрё дро дрё
про прё про прё
бро брё бро брё
вро врё вро врё

 

 
мо мё мо мё
смо смё смо смё
но нё но нё
сно снё сно снё
то тё то тё
сто стё сто стё
во вё во вё
сво свё сво свё
по пё по пё
спо спё спо спё
 

 

 


 

лу лю лу лю
клу клю клу клю
глу глю глу глю
хлу хлю хлу хлю
слу слю слу слю
плу плю плу плю
блу блю блу блю

 

4) у — ю

лу лю лу лю
ну ню ну ню
ру рю ру рю
су сю су сю
ту тю ту тю
ду дю ду дю

 

       
 
ру рю мо мё
кру крю ло лё
гру грю но нё
тру трю ро рё
дру дрю мо мё
пру прю ло лё
бру брю но нё
хру хрю ро рё

 

 
су ксю лю
сю ксу ню
ксю су ксю
сю ксю ксу

 

 

 


 

5)е ё

ре рё ре рё
гре грё гре грё
пре прё пре прё
бре брё бре брё
тре трё тре трё
дре дрё дре дрё

 

ле лё ле лё
еле слё еле слё
кле клё кле клё
хле хлё хле хлё
пле плё пле плё

 

 
 
ме мё ме мё
сме смё сме смё
не нё не нё
сне снё сне снё
ве вё ве вё
све свё све свё
пе пё пе пё
спе спё спе спё
те тё тё тё
сте стё сте стё

 


 

6) е ё ю

ле лё лю   ле лё лю
не не ню     сле слё слю
ре рё рю     пле плё плю
се сё сю     кле клё клю
те тё тю   шле шлё шлю
де дё дю        

 

ре рё рю   се сё сю
кре крё крю     ксе ксё ксю
гре грё грю     те тё тю
тре трё трю     сте стё стю
дре дрё дрю     не нё ню
бре брё брю   сне снё сню

 


Приложение 3

Таблица 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.