|
Программа коррекционной работы с учащимися 3-го класса
I. Гласные звуки. Образование гласных и согласных (повторение).
Упражнения на различение гласных а, о, у, ы, э и согласных звуков:
• Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный звук: а-м-у-т-о; т-с-ы-а-р; э-а-м-т-у; о-п-у; а-о-ы-н; к-э-о-у-п-ы-н.
• Из ряда букв выберите гласные и назовите их: р, у, ы, о, с, а, ш, к, э, п, л, н.
• Поднимите синий кружок, если услышите согласный звук: м, о, п, у, с, к, р, ы, т, ф.
• Из ряда следующих букв выберите согласные, назовите их: а, п, в, о, с, ф, к, ш, ы, р, л, э, ж, х.
• Положите синие кружочки под следующие согласные буквы: р, а, т, к, у.
• Положите букву под соответствующий кружок.
• Запишите буквы в две строчки.
II. Выделение гласных а, о, у, ы, э из слогов.
Упражнения на выделение гласных а, о, ,ы, э:
а) из обратных слогов: ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от;
— определите общий звук в слогах ам, ах, ас, ат; ум, ул, ур, ун;
б) из прямых: ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то;
— определите общий звук в слогах па, ка, на, ма; со, ло, мо, по; ту, бу, ру, зу.
III. Выделение гласных а, о, у, ы, э из слов.
Упражнения на выделение этих гласных:
• Выпишите букву, соответствующую начальной гласной в словах Аня, Оля, утка, Эля, осы, Ася, осень, астры, уши, это, ужин, эхо, окна, уж, улица;
• Выпишите букву, соответствующую гласному звуку, из середины слов лак, дым, суп, рот, сок, пар, луг, бык, сам, мак.
• Назовите предмет, изображенный на картинке; напишите букву, соответствующую гласному звуку, в следующих словах:
а) жук, мох, зуб, сук, сыр, рак;
б) кран, стул, волк, гусь, хвост, клык, слон, мост, глаз, бровь, стол, крот, куст.
IV. Образование гласных звуков второго ряда.
Этапы работы:
а) знакомство с «буквами-сестричками» и, й;
б) «й в гостях у гласных первого ряда».
Упражнения и вопросы:
• Какие звуки обозначают буквы я, ё, ю, е?
• Прослушайте слова, выделите голосом начальную гласную, покажите букву; запишите ее в тетрадь:
а) яма, Яша, якорь, ясно, ястреб;
б) ёж, ёлка, ёрш, ёлочка, ёжится;
в) Юра, Юля, юг, юркий, южный, юрта;
г) ель, ем, ели, едут, ехать;
д) Ира, Илья, Инна, игры, искры;
е) якорь, ёжик, юрта, ели, иглы.
• Напишите последнюю букву в следующих словах:
а) моя, твоя, Зоя, Рая;
б) пою, мою, рою, свою, твою;
в) моё, твоё, бельё, своё, старьё;
г) мне, тебе, себе, везде;
д) пою, мои, спи, твоё, бельё.
—Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя голосом гласные е, ё, ю, я ивыпишите буквы:
ёжик, яблоко, ёлка, юрта, искры.
V. Слоговой состав слова.
Упражнения.
1. Знакомство со слогом. (Слог — часть слова. У слога нет значения.) Деление на слоги двусложных слов (например: ры-ба);
• с помощью хлопков;
• с помощью графического изображения (подчеркивание слогов);
• деление на слоги трехсложных слов:
• при помощи хлопков;
• графического изображения;
запись гласных над каждой чертой, обозначающей слог, например: лопата, сорока, домики.
2. Слогообразующая роль гласных:
деление слов на слоги и выделение голосом гласных в двусложных, в односложных и в трехсложных словах.
3. Графический диктант с выделением гласных. (Логопед произносит слова так, как они пишутся.) Ученики графически изображают слова и пишут гласные над соответствующим слогом. Например:
двухсложные слова: мыло, ноты, мука, сода, жало, зубы, куры, карта, кошка, ручка, рыбка, душно, пышно, пышка, рожки, крыло и т.д.;
односложные слова: сом, сам, мыл, лук, мир, мяч, зал, жар, куст, стал, мост, брат, друг, стул, клин, кнут, штык и т.д.;
трехсложные слова: лопата, сорока, домики, рыбаки, лебеди, бумага, сапоги, берега и т.д.
VI. Ударение в слове.
Упражнения.
1. Практическое определение ударного слога в двусложных словах с ударением на первом слоге:
• выделение голосом первого ударного слога, сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;
• воспроизведение ритма слова (отхлопывание, отстукивание), сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;
• изображение ударного слога на графической схеме: ' – (руки);
• надписывание ударной гласной на графической схеме: у –(руки).
Словарь: губы, зубы, руки, ноги, уши, рыба, сахар, ветер, заяц, белка, повар, море, мишка, сумка, палка, школа, туча, груша, слева, фрукты, чашка, миска, шуба, шапка, брюки, кофта.
2.Практическое определение ударного слога в двусложных словах с ударением на втором слоге:
• выделение голосом второго ударного слога, сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;
• воспроизведение ритма слова (отхлопывание, отстукивание), сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;
• изображение ударного слога на графической схеме (графический диктант). Например:
–
–'–(урок);
• надписывание ударной гласной на графической схеме (графический диктант). Например:
_ о (урок).
Словарь: чулки, носки, язык, глаза, урок, вода, орех, отец, топор, коньки, пальто, мороз, Москва, пенал, стакан, тетрадь, морковь, гроза.
3. Практическое определение ударного слога и ударной гласной в двусложных словах с ударением на первом и втором слоге (дифференциация):
• раскладывание картинок под схемами с предварительным проговариванием и выделением голосом ударного слога;
• то же самое самостоятельно;
• подбор схемы к картинке;
• графический диктант. Например: _ а, и, _ (глаза, слива);
• изменение односложных слов так, чтобы в них было два слога; составление схем, надписывание гласных и обозначение ударения. Например: сом — сомы.
Словарь: сом, мак, рак, ночь, сад, сыр, сок, крот, куст, мост, нож.
• выяснение смыслоразличительной роли ударения в словах:
замок — замок, Поля — поля, кружки — кружки.
VII. Практическое определение ударного слога и ударной гласной в трехсложных словах.
Упражнения.
1. С ударением на первом слоге:
• выделение голосом первого ударного слога, сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;
• воспроизведение ритма слова (отхлопывание, отстукивание), сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;
• изображение ударного слога и выписывание ударной гласной (графический диктант). Например: у _ _(улица);
Словарь: музыка, улица, озеро, овощи, яблоко, веточка, дерево, ножницы, комната, голуби, варежки, волосы, ниточка, кружечка;
2. С ударением на втором слоге:
• выделение голосом второго ударного слога, сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;
• воспроизведение ритма слова (отхлопывание, отстукивание) сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;
• подбор картинки к схеме;
• изображение ударного слога и выписывание ударной гласной (графический диктант). Например:
_ о _ (ворона).
Словарь: работа, бумага, корова, дежурный, капуста, крыжовник, игрушка, медведи, кроватка, тарелка, лягушка, подушка, квакушка, ватрушка, петрушка.
3. С ударением на третьем слоге:
• выделение голосом третьего ударного слога, сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;
• воспроизведение ритма слова (отхлопывание, отстукивание), сначала подражая логопеду, а затем самостоятельно;
• подбор картинки к схеме;
• Изображение ударного слога и выписывание ударной гласной (графический диктант). Например:
_ _ е (огурец).
Словарь: барабан, молоко, карандаш, молоток, огурец, помидор, голова, ученик, топоры, моторы.
4. С ударением на первом, втором или третьем слоге (дифференциация):
• подбор картинок с изображениями предметов к соответствующим схемам слов с предварительным проговариванием и выделением ударного слога;
• то же самое самостоятельно;
• подбор соответствующей схемы слова к картинке с изображением предмета;
• графический диктант из слов с ударением на первом, на втором и на третьем слоге;
• графический диктант из односложных, двусложных и трехсложных слов;
• преобразование односложного слова таким образом, чтобы оно состояло сначала из двух, затем из трех слогов; составление их схем, выделение гласных, например: дом — дома — домики. – о, оа, оии
Словарь: гриб, крот, куст, стол, блин, нож, лист.
• Выяснение смыслоразличительной роли ударения в следующих словах: кружки — кружки, замок — замок, полки — полки, атлас — атлас, плачу — плачу, ирис — ирис (конфета);
• чтение слов, выделение ударного гласного, подбор картинки с изображением предмета;
• вписывание в предложение соответствующего слова, выделение ударного слога в омографах при чтении предложений:
Мама вымыла ... .
Брат вырезает ... .
Я ... деньги в кассу.
Я никогда не ... .
Туристы посетили ... .
На двери висит ... .
На клумбе расцвел ... .
Витя жует ... .
VIII. Словообразование.
Упражнения.
1) образование от данного слова однокоренных;
2) составление с новым словом словосочетаний, предложений (устно) для уточнения лексического значения нового слова;
3) обозначение корня, ударной гласной при помощи знака ударения, безударной гласной;
4) подчеркивание корня с ударной гласной (как проверочного);
5) подбор проверочных слов, начиная с односложных, например к слову посадить: сад, посадка, садик, рассада и т.д.
Словарь: посадка, выход, пробег, звонок, столик, голоса, колоски, дорогой, тяжелый, перевал, рассвет, цветок, следить, вредитель, подарок, цепочка, налет, далеко, ночлег, знакомство, поглядеть и др.
При образовании слов с помощью приставок можно использовать пиктографические рисунки[3]. Они наглядно демонстрируют учащимся изменения значения слова при подборе родственных слов, например, глаголов движения. Так, на рис. 1, 2, 3 показаны действия, обозначаемые глаголами с корнями -ход-, -бег-, -лез-.
Примечание. Необходимо разъяснить школьникам, что бывают слова с корнями-омонимами и корнями-омофонами. Например:
-нос-: носик, носище, переносица, носовой, носатый;
-нос-: носильщик, носилки, заносы, перенос, поднос, уносить, поносить, переносить, подносить, выносить, сносить, относить;
-вод-: водичка, водица, водный, подводный, водянистый;
-вод-: заводить, уводить, отводить, переводить, поводить, наводить, проводить, проводник, заводной, завод (механизм);
-лес-: лесок, лесочек, подлесок, перелесок, лесник, лесовод, лесоруб, лесовичок, лесной, лесистый;
-лис-: лисонька, лисица, лисята, лисёнок, лисий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|