Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 6. Джон, я простой фанат





 

Дакота всегда казалась домом с привидениями. Еще до выхода «Ребенка Розмари» по городу бродили легенды, что там видели призрака. В 1960-х маляры, работавшие в квартире недавно усопшей Джуди Холлидей, утверждали, что им являлся дух мальчика в костюме Бастера Брауна — с телом муж­чины и лицом малыша. В другой раз группа рабо­чих якобы встретила бледную девушку с длинными светлыми волосами. Та, в платье другой эпохи, играла в мяч в коридоре. Соседи Джона рассказыва­ли, что в пустых комнатах раздаются шаги, и мебель двигается сама. Сюда же надо отнести горгулий. По разным версиям твари, украшающие ограду, либо действовали заодно с привидениями, либо отгоняли их.

Марк Дэвид Чепмен, стоя на холодном ветру, изу­чал тех самых горгулий. В их чертах явственно скво­зило нечто языческое, но это не задевало религиоз­ных чувств ярого христианина. Внимательно рас­смотрев «porche cochere», то есть ворота для экипажей (раньше конные кареты заезжали прямо в дом, чтобы состоятельных пассажиров не мочил дождь), Чепмен открыл «Над пропастью во ржи».

«Одна надежда, что когда я умру, найдется умный человек и вышвырнет мое тело в реку, что ли». Сколько бы Чепмен ни перечитывал книгу, ему каж­дый раз казалось, что Холден Колфилд обращается именно к нему. Он так увлекся, что совсем забыл про суету вокруг. А когда пришел в себя, испугался, что Джон Леннон вполне мог пробежать мимо и за­прыгнуть в такси.



К половине первого перед Дакотой кроме него осталось всего два человека: какая-то фанатка и Пол Гореш, фотограф-любитель из Северного Арлинг­тона, Нью-Джерси, двадцати одного года отроду. Го­реш влюбился в «Битлз» в семь лет, когда услышал «Rubber Soul». Впервые он вломился домой к Леннону обманом, заявив охране на входе, что он ре­монтник, пришел чинить видеомагнитофон.

У Гореша отвалилась челюсть, когда дверь открыл Леннон собственной персоной. Бывший «битл» удивился незванному мастеру, особенно с учетом того, что видеомагнитофон работал исправно. Не выходя из образа, Гореш достал фотоаппарат, но Джон объяснил, что не хочет видеть свои фото в прессе; общественное внимание мешает ему зани­маться семьей. Зато он дал автограф. Гореша такое свидетельство встречи с кумиром вполне устроило, он решил, что снимок можно сделать и позже, на улице.



Через пару дней Джон заметил перед домом Горе­ша с фотопринадлежностями и сильно разозлился. Так это обманщик, а никакой не мастер! Леннон, кипя от негодования, бросился к Горешу и стал от­нимать камеру.

Тот оттолкнул Джона.

— Аккуратнее! Вы же ее разобьете.

Тот, кто тайком проник в здание, и даже в кварти­ру, где играл и спал Шон, в глазах Леннона не заслу­живал вежливого обращения.

— Не смей меня фотографировать, — рявкнул Джон.

До Гореша дошло, что его приняли за папарацци. Ссориться с кумиром ему хотелось меньше всего.

— Джон, я простой фанат, — объяснил он.

Если перед ним простой фанат, пусть отдает пленку, и на этом закроем вопрос, решил Джон.

— Отдавай пленку, — потребовал он.

Гореш подчинился.

— Можно попросить об одолжении? — взмолил­ся он. — Я отснял два кадра. Пожалуйста, проявите ее и отдайте мне фотографии для частной коллекции!

Джон категорично отказал.

— Никаких фотографий! — С этими словами он засветил пленку и потопал прочь.

Перебранка на отношение Гореша никак не по­влияла. Он так и бродил под стенами Дакоты, и вскоре Джон понял, что это простой паренек, кото­рому нравятся «Битлз». Фанаты в попытках увидеть его часто перегибали палку, но опасными он их ни­когда не считал. Если уж он прочно обосновался в Нью-Йорке, где отовсюду звучит певучая смесь ис­панского, китайского и гаитянского языков, то надо уживаться с теми, кто каждый день встречается на пути. Выходя на прогулку, Джон предложил Полу составить ему компанию. Он объяснил, что Гореш, пробравшись к нему домой под видом мастера, на­пугал его, и что личное пространство надо ценить. Гореш извинился.



— Пока ты без фотоаппарата, все в порядке, — сказал Джон.

В следующие месяцы Джон при виде Гореша махал ему рукой и приглашал прогуляться. Как-то раз фанат достал Джона бессчетными вопроса­ми про «Битлз», и тот перевел разговор на дру­гую тему.

— Расскажи-ка что-нибудь о себе, дружок.

Всяк любит поговорить о себе, а уж если ты де­лишься подробностями своей жизни с кумиром...

Настал тот миг, когда Джон снял запрет на фото­графии и стал относиться к Горешу как к другу, ведь он сам прекрасно помнил, каково это — быть фана­том звезды рок-н-ролла. Он даже взял один из сним­ков Гореша, тот, где Джон с Йоко летним днем идут на фоне ворот Дакоты, для обложки «Watching the Wheels», первого сингла с альбома «Double Fantasy».

Рубикон был перейден. Джон признал фаната за своего человека.

Чепмен видел, что Гореш в сборище перед Дако­той стоит отдельно. Леннон выделял его из толпы, рабочие и даже жители дома здоровались с ним. Прикинув, что связи паренька могут ему приго­диться, Чепмен подошел к нему и протянул руку.

— Меня зовут Марк.

— Привет, Марк. Ты местный?

— Нет, что ты. С Гавайев.

— С Гавайев? А говоришь прямо-таки с южным акцентом.

Чепмен кивнул, рассказав, что вырос в Джорд­жии.

— Джон твой любимый музыкант?

Чепмен покачал головой.

— Музыка Джона мне очень нравится, но больше всех я люблю Тодда Рандгрена.

Чтобы развеять скуку, Гореш поддержал разговор ни о чем.

— В Нью-Йорке ты где живешь?

Внезапно Чепмена одолела паранойя. Он окры­сился на Гореша:

— А зачем тебе знать?

 

Глава 7. Иллюзия

 

С океана дул теплый бриз, над головой колыхались пальмы. Ринго Старр налил себе еще и косо улыбнулся подружке. С Барбарой Бах, родившейся в Квинс, моделью, знойной девушки Бонда из фильма «Шпион, который меня любил», он познакомился десять месяцев назад. Они вместе снимались в «Пе­щерном человеке», комедии о доисторических неудачниках. С тех пор они, не просыхая, куролесили где придется. Сейчас они отдыхали в съемном доме на Багамах.

Из всех «битлов» Ринго был самым болезненным. В шесть лет он заболел перитонитом и впал в кому. Полгода он провалялся в больнице, а потом рухнул с кровати и так сильно пострадал, что пришлось от­лежать еще столько же. В школу он так и не вернул­ся: столько пропустив, он бы никогда не догнал сверстников.

3 июня 1964 года, накануне стремительного тур­не «Битлз» по Скандинавии, Азии и Австралии, Ринго свалился разом с фарингитом и воспалением миндалин. Ему на замену тут же наняли ударника Джимми Никола, записывавшего ряд кавер-версий песен «битлов», постригли его под моптоп и выдали костюм Ринго. Вскоре Маккартни прислал товари­щу короткую телеграмму: «Ринго, быстрее поправ­ляйся. Твои костюмы на Николе просто горят». Не­смотря на плохое состояние, Ринго внял совету и присоединился к группе. Никола успел отыграть во­семь концертов. Его уже звали в разные места, в том числе замещать больного Дэйва Кларка из «Дэйв Кларк Файв» и открывать в Мексике фабрику по производству пуговиц.

В 1979 году Ринго загремел в больницу Монте-Карло. Аукнулся перенесенный в детстве перито­нит — пришлось удалить несколько футов кишеч­ника. Он быстро пошел на поправку, и даже явился в компании Джона и Пола на свадьбу Эрика Клэптона. Но лимит неприятностей на год еще не был исчерпан. Через шесть месяцев в Лос-Анджелесе сгорел дом Старров. Огонь уничтожил большую коллекцию реликвий его «битловской» карьеры.

Как бы ни ссорились Джон, Пол и Джордж меж­ду собой, их дружбе с Ринго ничего не мешало. Маккартни, как и Харрисон, помогал в работе над альбомом «Stop and Smell the Roses». Скупой на по­хвалу Леннон не уставал говорить в интервью, что высоко ценит талант Ринго как ударника, певца и актера. По его словам, не присоединись Ринго к «Битлз», он взял бы свое и так.

Восторгам Джона есть объяснение. Когда «Битлз» только начинали, Ринго уже был видным деятелем музыкальной сцены Ливерпуля. В 1959 го­ду он вошел в состав «Rory Storm and the Hurricanes». Рори Сторм сильно заикался, но харизматичность успешно компенсировала этот недостаток. Группа, как и «Битлз», колесила между Гамбургом и Ливерпулем, но зарабатывала больше и жила в отно­сительно приличных квартирах. Когда заболел Пит Бест, вышло так, что его заменил Ринго. Но он счи­тался барабанщиком Рори, и Джон наравне со мно­гими и многими считал, что «Харикенс» станет пер­вой ливерпульской группой, завоюющей междуна­родное признание.

Рори, урожденный Алан Колдуэлл, полагал, что прозвище «Шторм» больше подходит для шоу-бизнеса. Он же убедил Ричарда Старки взять себе звучный псевдоним. Большой любитель перстней, Старки сперва превратился в «Рингз», а потом счел, что «Ринго» навевает ассоциации с кантри и вестернами. Фамилия «Старр» прилипла сразу. Сольные выступления Ринго во время концертов «Харикен» окрестили «Старр Тайм». Джон, Пол и Джордж часто смотрели из зала, как Ринго в свете софитов поет каверы песен, которые потом будут считать его собственными — в первую очередь «Boys», ставшую популярной еще в исполнении «Shirelles», и «You're Sixteen» звезды рокабилли Джонни Бернетта.

■ ■ ■

Пит Бест, благодаря родителям, был для «Битлз» просто незаменим. Кто бы мог подумать, что его вы­гонят из группы? Отец Пита рос в семье покровителей спорта, которым в свое время принадлежал Ли­верпульский стадион. Мать организовала кофе-клуб «Казбах», насчитывающий больше тысячи членов. Там начинали играть и «Кворимены», и первая группа Пита, «Блэк Джекс». «Битлы», взяв к себе Пита, регулярно выступали в «Казбахе».

Но Брайан Эпштейн, взявшись за «Битлз», свел на нет влияние «Бестов», и — случайно или предна­меренно — привел в группу Ринго.

Семья Эпштейна кроме мебельного бизнеса владела сетью розничных магазинов под названи­ем NEMS[5]. Все «битлы» были в них частыми гос­тями. Они не раз видели, как лощеный Брайан бе­седует с сотрудниками и покупателями. Эпштейн, как и Леннон, был в натянутых отношениях с родственниками. Его заставляли работать в семей­ном деле, невзирая на то, что сам он мечтал стать дизайнером одежды. Несмотря на успехи на торговом поприще, Брайан не был счастлив. В конечном счете, отец Брайана, Гарри Эпштейн, не выдержал и разрешил сыну изучать в Лондоне художествен­ное мастерство, но эта попытка не принесла пло­дов. Молодой человек в итоге вернулся в Ливер­пуль, где вплотную занялся развитием франшизы NEMS.

9 ноября 1961 года Эпштейн пришел в клуб «Пе­щера» на дневное выступление «Битлз». Когда он с коллегой заглянул после концерта в гримерку, его сразу узнали.

— Что привело к нам мистера Эпштейна? — вы­палил Джордж Харрисон.

— Мы просто зашли поздороваться, — ответил Брайан с изящным произношением. — Ваш концерт мне очень понравился.

Роль простого фаната утонченного юношу не устраивала. Может, «Битлз» спасут его из цепких лап суровой еврейской семьи, станут билетом в краси­вую жизнь? Особенно Эпштейна обаял Джон Леннон, грубый парень в кожаных штанах, не такой, как его товарищи, более глубокий. Джон не ответил ему взаимностью. Тем не менее, он нашел в Брайане свои достоинства. Во-первых, его связи открывали перед «Битлз» невиданные доселе горизонты, а во-вторых, он должен был понимать чувство одиночества, от которого страдал Джон.

В те времена гомосексуализм в Англии был за­прещен законом. Посещая бары и клубы, популяр­ные у его единомышленников, Брайан разрывался от предвкушения, страха и отвращения к себе. И все равно в каждом городе его неудержимо тянуло в го­лубые районы, где его регулярно ловила полиция. К стыду всего семейства, во время службы в армии его поймали за тем же делом и уволили как «эмоцио­нально и психически непригодного».

Может быть, мечтал Брайан, будучи менеджером «Битлз» он завоюет ту респектабельность, на кото­рую человек с его вкусом и протестантской этикой имеет полное право.

Тетя Мими предупреждала Джона, что избало­ванный мальчик из богатой семьи быстро наигра­ется возней с группой. Она боялась, что появится новая мода, и Эпштейн выбросит «Битлз», как на­доевшую игрушку. Родители Брайана тоже были против. У них на руках был растущий бизнес, они рассчитывали на помощь сына и не одобряли посторонних увлечений. Чтобы их успокоить, Брайан пообещал, что дела «Битлз» не отразятся на работе. У магазинов NEMS всегда будет прио­ритет.

Только мама Пита Беста посоветовала сыну дер­жаться за Эпштейна.

24 января 1962 года Брайан получил должность, и сразу вдумчиво занялся имиджем группы. В Ливер­пуле шло противостояние фанатов Ливерпульского футбольного клуба и «Эвертона», так что он запре­тил ребятам говорить о футболе. Далее, сказал он, пора завязывать с привычками группы, играющей по барам, одеваться в джинсы и кожаные куртки, обры­вать песни, чтобы выслушать просьбу какого-нибудь слушателя. Отныне «Битлз» должны вести себя так, будто выступают в концертном зале или театре: на сцене не есть, не материться, после концерта син­хронно кланяться.

И выглядеть они должны как те, кто кланяется аудитории. Брайан приказал подопечным выходить на сцену в костюмах и галстуках. Леннон сопро­тивлялся — он же рок-н-ролльщик, а не страхов­щик какой-то. Пол втолковывал ему, что подход Эпштейна обещает вознести группу на новый уро­вень.

— Лады, согласен, — уступил Джон. — Надену я ваш пиджак. Да я мешок из-под картошки на себя напялю, если мне заплатят.

Джону тогда было двадцать один, а Эпштейну двадцать семь. Брайан казался бесконечно мудрее, и пытался привить ребятам собственные изысканные манеры.

— Чувством вкуса «битлы» обязаны Эпштей­ну, — сказал Джордж Мартин телесети Е!. — Он на­учил их одеваться, создал их шарм. Он строго сле­дил, чтобы все были в костюмах, заставлял кланять­ся... Все это сделал Брайан. Очень талантливый был человек.

Именно Эпштейн привел «Битлз» к Мартину, ко­торый до этого продюсировал шуточно-комедий­ные и абсурдные песенки и колесил по Британским островам, записывая местечковые группы. Мартин работал на «Парлофоун», подразделение EMI, предназначенное для маргинальных проектов. Первое прослушивание прошло скомкано — Пит Бест иг­рал из рук вон плохо.

Были с ним и другие проблемы. На фоне товари­щей ему явно не хватало жизнерадостности, и он по-прежнему носил прическу в стиле теддибоев из 1950-х. Вдобавок, если верить слухам, Джордж с По­лом завидовали его красоте. Так что Эпштейну по­ручили уволить барабанщика и взять ему на замену Ринго.

Пит пришел в ярость. Ведь первый фан-клуб «Битлз» появился в «Казбахе» при помощи его ма­мы. Особенно его возмутило, что прямолинейный Леннон отказался наедине обсудить этот вопрос. Впоследствии Джон утверждал, что хотел избежать драки. Но признал, что они с товарищами по груп­пе повели себя как «трусы».

Поначалу Мартин сомневался, что Ринго впи­шется в группу. Как-то раз на запись пригласили другого ударника, а несчастному Ринго вручили маракасы и бубен. Однако для «Love Me Do», вышед­шего осенью 1962 года, барабаны записывал Ринго. К декабрю альбом в английских чартах добрался до 17 места, и Ринго навсегда прописался в «Битлз».

■ ■ ■

Марку Чепмену тогда было семь лет. Он рос заби­тым и несчастным в семье старшего сержанта ВВС и медсестры. Он родился на окраине Форт-Уэрта, Те­хас. После увольнения отец Марка, Дэвид, устроил­ся в кредитный отдел «Америкэн Ойл Компани» и перевез семью в пригород Атланты, Декейтер.

Внешне семья Чепменов производила впечатле­ние здоровой, богатеющей американской семьи. Однако, по словам Чепмена, за закрытыми дверями царила атмосфера недоверия, ужаса и беспричинно­го насилия. Якобы Дэвид был вспыльчив, регулярно избивал жену и сына. Юного Чепмена раздирали страх и ярость, когда посреди ночи до него доносились крики матери. Марк рассказал, как иной раз си­дел на полу рядом с матерью и гладил ее по ноге в тщетной попытке успокоить боль.

По его версии отец не умел признавать вину и просить прощения. Дэвид никогда не обнимал сы­на, никак не демонстрировал любовь. Марк, в свою очередь, его ненавидел. Он часто представлял, как в пылу ссоры достает пистолет и убивает родителя.

В школе Чепмен был беспокойным и неуклюжим учеником, никудышным спортсменом и легкой жертвой других мальчишек. То, что другой спокой­но бы вынес, Марк не мог стерпеть. Его болезнен­ная реакция на издевательства только подстегивала мучителей.

Лишь в одиночестве Чепмен обретал спокойст­вие и уверенность. Он придумал себе вселенную, где живут маленькие невидимые человечки, подчи­няющиеся его приказам. Они любили Марка, пото­му что он был их королем, и исполняли все его при­хоти. Дома, оторвав взгляд от книги или телевизора, он прямо-таки слышал, как человечки бегают по сте­нам. Если они служили ему верно, он не скупился на похвалу. Тех, кто его разочаровывал, ждало воз­мездие: нажав кнопку на диване, он их взрывал.

Человечки защищали Чепмена от окружающей действительности, пока он не открыл для себя «Битлз». Он приоткрыл дверь в душу и пустил их в свой внутренний мир. Он знал их имена, выучил все их песни. Марк вырезал из бумаги крошечные гитарки и приклеил своим солдатикам поверх винтовок. А потом, включив пластинку «Битлз», устраивал концерт для человечков.

Человечки тоже были их фанатами, только они понимали, сколько песен написано специально для Чепмена.

Мир любил «Битлз» также, как человечки любили Чепмена. Почему же все остальные относятся к не­му не так?

Еще полюбят, решил Чепмен, когда он сам станет «битлом».

■ ■ ■

Одна из причин, почему Джон Леннон так мно­го сил посвящал семье — с Йоко он обрел то, на что даже не надеялся. Хотя доходы «Битлз» позволяли Джону купить все, что угодно, у него никогда не было надежного дома. Когда группа уже приобрела в Англии статус богов, Синтия, девушка Джона, со­общила ему, что беременна — и он подумал было, что дело в шляпе. Другой бы парень на его месте ощутил себя загнанным в угол. Но Джона перспек­тива рождения ребенка радовала ничуть не меньше, чем первые места в чартах. Он сразу же предложил Синтии выйти за него замуж.

Синтия пришла в восторг. Тетя Мими — нет. Она боялась, что отцовство в столь раннем возрасте под­косит племянника. Джон не видел грядущих тягот, он просто радовался тому, что сможет вырастить ре­бенка, рядом с которым всегда будет папа.

Ни Джон, ни Синтия не понимали, что шанс на независимость от «Битлз» уже упущен. Группа проч­но обосновалась в мыслях Леннона, даже свидете­лем на свадьбу он позвал Брайана Эпштейна.

Скромное гражданское бракосочетание прошло быстро. Церемония потонула в шуме отбойных мо­лотков с близлежащей стройки. Получился такой бардак, что когда жениха попросили выйти вперед, рядом с Синтией встал Джордж Харрисон. Эпштей­на, который из-за гомосексуальности был не в ладах с родственниками и своим социальным кругом, искренне тронуло, что Джон так высоко ценит их дружбу. Он организовал небольшой прием в ресторане «у Риса» на Клейтон-сквер — там же, где отме­чали свадьбу Альф и Джулия Ленноны. Потом «Битлз» понеслись выступать в танцзал «Риверпарк» в Честере.

Пока Синтия носила ребенка, Эпштейн пустил Леннонов пожить у себя в квартире, а потом для ро­дов оплатил отдельную палату в центральной боль­нице Сефтона. 8 апреля 1963 года на свет появился Джон Чарльз Джулиан Леннон. Джон, для которого работа оставалась на первом месте, в тот день был в турне. Но он сдержал обещание, данное Эпштейну, и позвал его крестить мальчика.

К тому дню «битломания» уже накрыла Англию. Второй сингл группы, «Please Please Me», в феврале взлетел в чартах до второго места, и «битлы» тут же слепили альбом из тринадцати песен, в том числе «Misery», «Twist and Shout» и «Do You Want to Know a Secret?». Синтия с ребенком остались в стороне от кипучей деятельности. Озабоченный имиджем, Эп­штейн поддерживал иллюзию того, что все музыкан­ты одиноки и свободны.

Синтия с Джулианом прятались в том же доме, где жила тетя Мими, их существование держали в секрете не только от публики, но и от Ринго — тот пришел в группу совсем недавно и еще не заработал должного кредита доверия.

— Было такое ощущение, что меня вообще нет, — сказала Синтия писательнице Кейт Шел­ли. — Я бродила вокруг, как призрак. Как ни крути, «битлы» были женаты друг на друге.

Даже Джон признал, что иллюзия заменила ему реальность.

Несмотря на клятву обеспечить сыну полноцен­ную семью, Леннон впервые увидел мальчика, когда тому было всего три дня. Отыграв ряд концертов, Джон прилетел в Ливерпуль, подержал Джулиана на руках и тут же уехал из города. Он объяснил Синтии, что едет с Брайаном отдыхать в Испанию. Мол, мене­джера надо как следует окучить, потому что «Битлз» исчезнут, а Эпштейн останется, и можно будет при­мазаться к его новому бизнесу. (Есть мнение, что Джон хотел во время совместной поездки убедить Эпштейна, что в группе один лидер, и это не Пол).

Для тесных отношений с менеджером были и другие причины. Эпштейн открыл ребятам такие миры, куда музыканты провинциальной группы са­ми никогда бы не попали. Исключительно гетеро­сексуальный Джон, тем не менее, хотел больше знать про образ жизни, опасный настолько, что его запре­тили на законодательном уровне. В испанском городе Торремолинос он сидел с Брайаном и разгляды­вал проходящих мимо геев. Чтобы лучше понять мышление Брайана, «битл» расспрашивал его, каких мужчин тот считает привлекательными, и почему. Потом Джон скажет, что чувствовал себя журналис­том-исследователем.

По версии Леннона его отношения с Эпштейном были чисто платоническими. Но его друг детства Пит Шоттон впоследствии поведает, что пьяный Джон разрешал Брайану мастурбировать ему, чтобы на собственном опыте прочувствовать гомосексу­альную связь.

Надо ли говорить, что в музыкальных кругах Ли­верпуля подоплека их отношений не сходила с языков? Ориентация Брайана была видна невооружен­ным глазом. А как насчет Джона? Когда диск-жокей клуба «Пещера» Боб Вулер, объявлявший «Битлз» на сцене, на праздновании двадцать первого дня рождения Пола подколол Джона на эту тему, пья­ный Леннон ударил его. Фотографию их стычки по­местили на последней полосе «Дейли Миррор», но рыть глубже пресса не стала. В частной беседе Эпштейн сказал знакомым репортерам, что звезда «Битлз» едва начала путь вверх, и никто не хотел быть отлученным от этой щедрой кормушки.

К несчастью для Синтии, она в картину не впи­сывалась. Когда журналисты, наконец, узнали о се­мейном положении Джона, ей отвели роль тихой жены, которая сидит дома и растит сына, пока муж завоевывает славу. Муж приезжал по большим празд­никам, отсыпался, вставал заполдень, а она должна была приносить ему в постель завтрак и газету.

— Жить с известным человеком совсем не так приятно, как считают в народе, — сказала она Кейт Шелли. — Скажу больше, скука смертная. Он тобой практически не интересуется. Любит только себя, видит только себя, занят только собой.

Спустя годы, Джон поймет, что воспринимал за­боту Синтии как должное, даже написал песню про женщин в ее положении — «Woman is the Nigger of the World». «Мы заперли ее в стенах квартиры / и жалуемся, что она оторвана от мира».

Конечно, в то время Джона совесть не мучила, он думал только о «Битлз». Лишь влюбившись во вто­рую жену, он осознал, как сильно заставил страдать первую.

■ ■ ■

Чем известнее становились «Битлз», тем больше Джон сомневался в себе. Рано или поздно, пережи­вал он, фанаты поймут, что певец из него никакой. Не раз он просил Джорджа Мартина на сведении песни приглушить вокал. Сам Леннон считал свой голос скрипучим. Понятное дело, покупатели аль­бомов «Битлз» не разделяли это мнение. Что же до Мартина, работа с группой, способной на ходу сля­пать хит, вызывала у него трепет.

«Битлз» еще ни разу не были по ту сторону Ат­лантического океана, когда в январе 1964 года «I Want to Hold Your Hand» вышла на первое место в американских чартах. Турне по США стало делом решенным. 7 февраля 1964 года самолет с «битлами» на борту приземлился в нью-йоркском аэропорту Кеннеди. На летном поле его уже ждали журналисты, а в здании — трехтысячная толпа визжащих фа­натов. Прямо у трапа Джон продемонстрировал свой язвительный цинизм.

— Почему людям так нравится ваша музыка? — спросили у него.

— Если б мы знали, не торчали бы на сцене, а за­делались менеджерами.

У него поинтересовались, работали ли его роди­тели в шоу-бизнесе.

— Нет, — ответил он, и весьма неоднозначно по­шутил: — Но мне говорили, отец был тот еще актер.

Репортеры захохотали. Да этот парень играет сло­вами почище их! На следующий день о «Битлз» вы­шли самые доброжелательные статьи. Но группа только разогревалась. Спустя два дня они пришли на вечернее «Шоу Эда Салливана». На семьсот три места в студии пришло пятьдесят тысяч заявок. Трансляция перекрыла все американские рекорды популярности — перед экранами сидело семьдесят три миллиона человек! Теперь эта передача повсеме­стно считается переломным моментом. «Битломания» вышла на качественно новый уровень. Прозву­чавшие песни — «All My Loving», «Till There Was You», «She Loves You», «I Saw Her Standing There» и «I Want to Hold Your Hand» — навсегда изменили слушателей.

Пока восторженные девочки валялись в обморо­ке, авторитетный Салливан показал их насторожен­ным родителям, что одобряет группу. Он назвал ре­бят «четырьмя милейшими подростками, какие только поднимались на нашу сцену». Шестидеся­тидвухлетний ведущий объявил, что сам является «ярым фанатом группы».

Для американского рынка разработали свою стра­тегию продвижения, где Леннон изображался при­лежным семьянином. Когда по телевизору показы­вали, как он поет песню «Till There Was You» из мю­зикла «Музыкант», которую в 1959 году исполнила будущая противница равных прав для геев Анита Брайант, надпись внизу экрана сообщала: «Девочки, извините, но он женат».

Вскоре по всей Америке магазины заполонили часы, кружки и вкладыши из жвачки с портретами «битлов». Одна фирма в день производила по 15 тысяч париков «под Битлз». Даже Брайан Эпштейн заработал себе репутацию — его пригласили английским спецкорреспондентом в американское музыкальное шоу «Халабалу». В начале 1965 года «Битлз» во всех своих ипостасях окончательно под­мяли США.

Импрессарио Сид Бернштейн, организатор их выступления на стадионе Ши в Нью-Йорке, на тот момент величайшего рок-концерта в истории, ска­зал: «Такая власть над толпой, как у них, была толь­ко у Гитлера».

■ ■ ■

Видимо, королевское семейство Британии разде­ляло его оценку. 26 октября 1965 года королева Ели­завета II собственноручно пожаловала четверым «битлам» членство в Превосходнейшем ордене Бри­танской империи. Джон отнесся к этой чести с боль­шим сомнением. Он не любил ни королевскую се­мью, ни империалистические похождения Англии. И ему крайне не нравилась перспектива вознестись над простыми людьми. Тот образ рок-звезды, кото­рый так превозносят, говорил он, ничуть не похож на реального Джона Леннона, паренька из распавшейся семьи, воспитанного тетей Мими. Два года назад, вы­ступая перед королевой, королевой-матерью и прин­цессой Маргарет, Джон обозначил свое презрение к правящему классу страны. Перед тем, как исполнить «Twist and Shout», он объявил: «Это наша последняя песня, и нам понадобится ваша помощь. Те, кто сидит на дешевых местах, хлопайте в ладоши. Остальные могут звякать драгоценностями».

Впоследствии он утверждал, что собирался ска­зать «сраными драгоценностями», но Маккартни и Эпштейн отговорили его портить группе карьеру.

«Битлз» нравились всем, даже тем, кому по штату было положено считать великую четверку попсой. Как-то раз Боб Дилан ехал со своей группой через Колорадо и слушал десятку лучших хитов. Восемь мест из десяти занимали песни «Битлз». Вместо то­го, чтобы списать «битломанию» на всеобщее поме­шательство на ровном месте, Дилан говорит, что их аккорды и созвучия сняли шоры у него с глаз.

— Они делали такие вещи, которых раньше ни­кто не делал, — сказал он биографу Антонио Скадуто. — Они показали нам, в каком направлении должна развиваться музыка.

Пользуясь любовью таких разных людей, как Ди­лан и королева, «Битлз» зарабатывали больше денег, чем могли потратить за всю жизнь. Леннон купил для сводных сестер Джеки и Джулии дом на четыре спальни. Письма от фанатов ему таскали мешками. Почтальон Пола Маккартни тоже сбился с ног. Но здесь имело место престранное совпадение. Им ока­зался Эрик Клейг, бывший констебль, который не­когда сбил Джулию Леннон, а потом ушел из поли­ции.

Ни Полу, ни Клейгу подобное назначение не до­ставляло радости.

— Я носил к нему домой сотни писем и открыток, — поведал почтальон в интервью «Сандей Миррор». — Волочь эти мешки было совсем нелегко. И, естественно, они напоминали мне о Джоне Ленноне и его матери.

Появление на горизонте Клейга не только бесило Леннона, но и подпитывало паранойю, одолевшую «битлов» на фоне внезапной славы. Во время путе­шествия по северной Америке Джордж Харрисон отказался выехать на парад в Сан-Франциско, памя­туя об участи, поджидавшей Джона Ф. Кеннеди в Далласе. На концерте в Монреале Ринго высоко по­весил тарелки, на тот случай, если на балконе при­таился убийца. Джон, по понятным причинам одержимый страхом перед смертью, начал рассуж­дать о вариантах собственной гибели: «Или мы ра­зобьемся в самолете, или нас завалит какой-нибудь псих».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.