Организация бюджетного процесса в Союзном государстве
Действующий в настоящее время порядок разработки программ и проектов и включение их в перечень принимаемых к финансированию из бюджета Союзного государства - процесс достаточно сложный и длительный. Заказчики, инициирующие осуществление программ, проектов, мероприятий союзного государства, ежегодно в сроки, установленные для разработки проекта бюджета, направляют в Постоянный Комитет Союзного государства и одновременно в экономические и финансовые органы государств-участников, вносит предложения в Совет Министров Союзного государства об объемах их финансирования из союзного бюджета в составе проекта бюджета на соответствующий год. Постоянный Комитет Союзного государства формирует проект бюджета направляет его в Совет Министров Союзного государства для одобрения и внесения в Парламентское собрание Союза Беларуси и России.
Парламентское Собрание Союза рассматривает проект бюджета на очерёдной финансовый год в двух чтениях. Принятый бюджет в течение семи дней со дня принятия передается на утверждение высшего Государственного совета Союзного государства.
Таким образом, современная процедура разработки и принятия союзных программ слишком сложна и громоздка, требует множества ведомственных согласований и доработки. Поэтому не всегда своевременно принимаются к финансированию.
В реальности временной лаг от процедуры инициирования программы до ее финансирования может длиться более года. Это в значительной степени объясняется тем, что нормативно-правовыми актами регламентируется длительность прохождения каждого из этапов (согласование, рассмотрение, принятие и др.). Безусловно, необходимо упрощение порядка принятия программ, финансируемых из бюджета Союзного государства, обеспечение более оперативного их рассмотрения.
Совершенствование механизма отбора программ, принимаемых к финансированию из бюджета Союзного государства, должно включать не только упрощение процедур отбора программ, но Целесообразно периодически проводить инвентаризацию государственных программ, анализ их эффективности и оценку степени достижения конкретных результатов. Как уже отмечалось, с 2001г. в Союзном государстве принята казначейская система исполнения союзного бюджета. В соответствии с утвержденным порядком, исполнение осуществляется через национальные казначейства государств-участников союзного государства, на территории Республики Беларусь бюджет исполняется через органы государственного казначейства Министерство Финансов Республики Беларусь, а в России - через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Организация исполнения бюджета является важной составляющей бюджетного процесса Союзного государства. Следует отметить, что наряду с ростом объема доходов бюджета и расширением направлений расходов.
Расходы на социальную сферу и мероприятия по социальной защите.
Социальная политика – это взаимоотношение классов, социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических групп, социальных общностей. Главная тема социальной политики – социальное положение тех или иных частей народа и народа в целом.
Государственная социальная политика – это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные социальные результаты.
Важнейшими задачами социальной политики РБ на современном этапе являются:
-Повышение трудовой и хозяйственной активности населения - предоставления каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений.
-Регулирование доходов населения.
-Целевая поддержка социально уязвимых групп населения.
-Обеспечение занятости и поддержка работников, высвобождающихся в ходе структурной перестройки.
-Реформа организованных структур и источников финансирования социальной инфраструктуры, пенсионного обеспечения, жилищная реформа.
Социальные гарантии в РБ установлены соответствующими законами «Об индексации доходов населения», «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета», «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.
Одним их основных направлений государственных расходов являются расходы на социальное обеспечение и проведение социальной политики. Право на государственное социальное обеспечение гарантировано государством каждому человеку в случае болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая наступления нетрудоспособности и утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Основная доля расходов на социальное обеспечение финансируется за счет средств государственного бюджета и Фонда социальной защиты населения.
Бюджетные средства расходуют на:
а) содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, отделений социальной помощи на дому; территориальных центров и других учреждений социального обеспечения;
б) социальную помощь особо нуждающимся гражданам (оплату протезно-ортопедических изделий, средств передвижения для инвалидов);
в) пенсии и пособия работникам органов госбезопасности, прокуратуры, судов, правоохранительных органов и военнослужащим;
г) специальные социальные программы и мероприятия;
д) пособия гражданам и семьям, воспитывающим детей (в возрасте от 3 до 16 лет), на приобретение комплекта вещей первой необходимости при рождении близнецов;
е) прочие мероприятия.
За счет средств Фонда социальной защиты населения оплачиваются различные виды пенсий, пособия по временной нетрудоспособности, пособия семьям, воспитывающим детей, и другие виды пособий и компенсаций.
Более 70 % расходов ФСЗН приходится на выплаты пенсий.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» гражданам могут назначать следующие виды пенсий:
- трудовые;
- социальны
Планирование и финансирование расходов на учреждения образования. Источники финансирования. Составление смет доходов и расходов по внебюджетным ассигнованиям.
Государственная система образования Республики Беларусь включает: дошкольное образование; общее образование; учебно-воспитательные учреждения специального назначения; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее образование; учебные заведения по повышению квалификации и переподготовке кадров; внешкольное и дошкольное образование, методические центры, фильмотеки и другие учреждения.
Наибольший удельный вес в расходах местных бюджетов на образование занимают расходы на общеобразовательные школы. Основной показатель – количество классов, он зависит от общего числа учащихся и наполняемости классов. Расходы на оплату труда составляют примерно половину всей суммы расходов на общеобразовательные школы. Плановый фонд оплаты труда определяется каждым учреждением самостоятельно и включает в себя: фонд заработной платы; фонд премирования; фонд оказания материальной помощи; фонд надбавок за высокие творческие достижения, сложность и напряженность труда; средства на индексацию зарплаты.
Зарплата педагогического персонала исчисляется в соответствии с тарификационными списками. Ставка заработной платы учителя зависит от квалификационной категории, которая устанавливается аттестационной комиссией. Фонд заработной платы учителя определяется путем умножения количества педагогических ставок на размер средней ставки учителя.
Учителям общеобразовательных школ производится дополнительная оплата за следующие виды работ (в процентах от ставки первого разряда): проверка тетрадей и письменных работ; классное руководство; заведование учебным кабинетом.
Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала определяется на основе штатного расписания и установленных должностных окладов. Заработная плата директорам школ и их заместителям устанавливается в зависимости от количества учащихся в школах.
Планирование и финансирование расходов на дошкольные учреждения осуществляется на базе двух основных показателей – числа детей и количества групп. Количество групп определяется исходя из числа детей и предельной наполненности групп.
Фонд оплаты труда работников детского дошкольного учреждения включает оплату труда педагогического, административно-хозяйственного и медицинского персонала.
Работникам детских дошкольных учреждений предусматриваются следующие виды доплат, установленные в процентах к тарифной ставке первого разряда: за владение иностранным языком и применение его в практической работе – 13 %; за работу с детьми по режиму круглосуточного пребывания – 10 %; за работу в сельской местности – 20 % и другие доплаты.
Важное значение в подготовке кадров высокой квалификации имеют высшие учебные заведения, которые готовят специалистов для всех отраслей народного хозяйства и социальной сферы. Их роль особенно вырастает при переходе к рынку, когда осуществляются серьезные преобразования в экономике, возникают новые субъекты хозяйствования в материальной и внепроизводственной сферах, осуществляется ориентация на обновление производства, его технологию и организацию. Главным источником дохода вуза следует признать финансирование из государственного бюджета по укрупненным нормативам, установленным вышестоящей организацией. Однако, в настоящее время, в связи с предоставлением большей самостоятельности, а также неуклонным сокращением централизованного финансирования, появились новые способы «зарабатывания» денежных средств. Полученные доходы от коммерческой и хозяйственной деятельности называются внебюджетными средствами. Они независимы от бюджета. Анализ практики оказания платных услуг в сфере высшего образования выявил их многообразие в зависимости от видов деятельности, целевого назначения, характера источников дохода, что существенно влияет на порядок их планирования, структуры затрат и стоимости услуг. Основная доля расходов вуза падает на фонд оплаты труда, который включает заработную плату штатного профессорско-преподавательского состава, лиц, работающих на почасовой оплате, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала. Высшие учебные заведения от хозяйственной и коммерческой деятельности платят следующие налоги и сборы: отчисления в дорожный фонд, отчисления в республиканский целевой бюджетный фонд поддержки производителей сельхозпродукции и продовольствия, отчисления в целевой бюджетный фонд местных советов депутатов для финансирования расходов на содержание и ремонт жилищного фонда, чрезвычайный налог. Кроме того, из заработной платы вех работников вуза начисляются страховые взносы на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения и содействия занятости.
19. Составление сметы расходов на содержание учреждений культуры. Составление смет доходов и расходов по внебюджетным ассигнованиям.
Расходы на социально-культурные мероприятия включают расходы на просвещение, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение. Объем финансовых ресурсов, направляемых обществом на эти цели, является одним из важнейших экономических показателей, поскольку обеспечивает развитие социальной сферы.
Финансирование расходов на социально-культурные мероприятия осуществляется из различных источников: Государственного бюджета, средств предприятий, колхозов, общественных и профсоюзных организаций, а также собственных ресурсов социально-культурных учреждений.
Ежегодно более 1/3 всех доходов Государственного бюджета Республики Беларусь направляются на эти цели. В связи с ограниченностью средств, которые государство может направить на эти цели, важным дополнительным источником финансирования становятся внебюджетные финансовые ресурсы. К ним относятся:
собственные и приравненные к ним средства от выполнения работы по договорам с предприятиями и организациями, от оказания платных услуг населению, выполнения творческих и социальных заказов, выручка от реализации продукции, плата за проживание в общежитии, родительская плата, проценты банка за пользование временно свободными денежными средствами бюджетной организации;
привлеченные средства: денежные средства и материальные ценности других предприятий и организаций, суммы, поступающие из благотворительных и других фондов, добровольные взносы и пожертвования населения, дополнительные ассигнования на централизованные и внеплановые мероприятия;
заемные средства в виде банковских кредитов.
Все источники финансирования образуют единый фонд финансовых ресурсов и отражаются в смете доходов и расходов бюджетных организаций.
Социальная сфера является частью непроизводственной. Она не может быть переведена на полный хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование. В отношении таких отраслей, как здравоохранение, образование, культура и других, речь может идти только о внедрении отдельных элементов хозрасчета. Сочетание бюджетного финансирования с элементами хозрасчета позволяет развивать в этой сфере товарно-денежные отношения.
Таким образом, с внедрением новых элементов в механизм хозяйствования учреждений социально-культурной сферы усилилась их заинтересованность в расширении сферы услуг, в том числе и платных, появилась возможность привлечения дополнительных источников финансирования за счет внебюджетных средств.
Финансирование организаций непроизводственной сферы из республиканских и местных бюджетов Республики Беларусь осуществляется в пределах бюджетных кредитов или бюджетных ассигнований, предусмотренных в их финансовых планах (сметах доходов и расходов).
Бюджетные кредиты или бюджетные ассигнования определяют предельные размеры финансирования из бюджета. Эти размеры могут быть изменены только в установленном порядке.
Финансирование бюджетных организаций осуществляется в соответствии с их утвержденными сметами с учетом внесенных в установленном порядке изменений. При невыполнении плана поступления доходов в бюджет финансирование плановых расходов производится в пределах полученных доходов и имеющихся в распоряжении Советов народных депутатов финансовых резервов (право секвестра).
Бюджетные организации используют бюджетные средства по статьям расходов в соответствии со сметой доходов и расходов с учетом внесенных в нее изменений. Руководитель бюджетной организации имеет право использовать предусмотренные сметой средства по каждому назначению в пределах годовых ассигнований независимо от квартального их распределения за исключением ассигнований на заработную плату и капитальные вложения. При этом уменьшается квартальное финансирование по статье 18 "Прочие расходы" и общий объем финансирования остается на уровне квартального плана.
Планирование и финансирование расходов на науку. Финансирование государственных программ.
Наука является специфической областью общественной деятельности. В современных условиях она стала решающим фактором, обеспечивающим развитие НТП, производительных сил, выполнение экономических и социальных задач. Республика Беларусь взяла курс на развитие наукоемких отраслей народного хозяйства, что требует значительных вложений финансовых ресурсов. Однако средств, направленных государством в настоящее время на эту отрасль, крайне недостаточно. Очевидно, что в такой ситуации важно привлечение средств предприятий, министерств и отраслей на финансирование научных исследований. В этом направлении важным шагом явилось создание в Республике Беларусь внебюджетных отраслевых фондов НИОКР.
В расходы на науку входят: обеспечение деятельности фундаментальных научно-исследовательских учреждений. К ним относятся Академия наук и все ее филиалы; отраслевые научно-исследовательские учреждения; содержание конструкторских бюро, лабораторий и других соответствующих подразделений предприятий, объединений; расходы на научно-исследовательскую деятельность вузов.
В зависимости от вида расходов они финансируются из следующих источников: 1) средств Государственного бюджета; 2) отраслевых внебюджетных фондов НИОКР; 3) собственных средств предприятий и организаций; 4) доходов вузов от выполнения научных разработок.
За счет бюджетных ассигнований финансируются фундаментальные работы теоретического характера и работы, имеющие общегосударственное значение. Находясь на бюджетном финансировании, научно-исследовательские учреждения Академии наук могут иметь и собственные доходы, получаемые от выполнения заказов на хоздоговорной основе.
Отраслевые научно-исследовательские учреждения находятся в распоряжении министерств и ведомств и являются хозрасчетными. Поэтому их деятельность финансируется за счет средств соответствующих министерств и ведомств, отраслевых внебюджетных фондов НИОКР и собственных средств, от выполнения научных разработок.
Расходы на содержание лабораторий, конструкторских бюро, предприятий, объединений финансируются за счет самих предприятий и доходов научных подразделений, полученных от выполненных заказов.
Научная деятельность вузов финансируется частично из государственного бюджета, а также за счет дополнительных поступлений за выполнение научно-исследовательских работ по договорам и собственных внебюджетных средств.
Создание такой системы финансирования позволило сосредоточить денежные ресурсы на важнейших направлениях научно-технического прогресса, объединив через финансовые рычаги работу научно-исследовательских учреждений и предприятий, усилить элементы хозрасчета в науке. Вместе с тем очень важно обеспечить оптимальные пропорции между вложениями в фундаментальные и прикладные науки.
Смета доходов и расходов научных организаций, состоящих на бюджетном финансировании, составляется по общей для бюджетных учреждений форме и включает дополнительные расчеты: расходов на содержание аппарата управления, распределения объема затрат по видам работ, структурным подразделениям и темам.
Все расходы по своему содержанию можно разделить на: 1) расходы по выполнению тематического плана работ; 2) расходы по содержанию и ремонту помещений, занятых научно-исследовательской организацией; 3) расходы по подготовке научных кадров.
В смете доходов и расходов они распределяются по соответствующим статьям расходов, согласно бюджетной классификации. Источниками покрытия затрат выступают средства бюджета, собственные внебюджетные средства, а также привлеченные финансовые ресурсы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|