Основы и принципы формирования доходов бюджета
Доходы бюджета – поступ в бюджет ден ср-ва,за исключ ср-в, являющихся источниками финансир дефицита бюджета,а также бюдж. кредитов,ср-в от возврата,бюдж. займов и ссуд
Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:
1.Налоговые доходы, которые включают в себя республиканские налоги, сборы, пошлины, местные налоги и другие налоговые доходы, которые установлены президентом РБ и законами; пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов, пошлин; проценты за пользование отсрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пеней; налоговый кредит.
2.Неналоговые доходы: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; штрафы и другие неналоговые доходы.
3. Безвозмездные поступления. К ним относятся необязательные текущие и капитальные платежи: иностранных государств, международных организаций и другого бюджета в форме международных трансфертов.
Принципы формирования доходов республиканского бюджета:
1. Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой,
2. Принцип полноты отражения все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
3. Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
4. Принцип гласности означает открытость для общества
5. Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета
6. Принцип эффективности означает, что все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата
8. Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей
9. Принцип адресности означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на конкретные цели.
10. Принцип ответственности заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия
Налоги и их роль в формировании доходов бюджета.
В республиканский бюджет зачисляется следующие налоговые доходы :
1. Налог на прибыль - не больше 50%. 2.Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям - 100%. 3. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр - 100%.
4. НДС - не больше 70%. Могилев – 3,45% 5. Акцизы-100%.
6. Налог на приобретение автомобильно-транспортных средств - 100%.
7. Сбор за проезд автомобильно-транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования РБ - 100%.
8. Патентные пошлины - 100%. 9.Сбор за предоставление права ввода на территорию РБ озоноразрушающих веществ -100%. 10. Экологический налог:
- за перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов - 100%;
- за производство и импорт пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду - 20%;
- за производство и импорт стеклянной тары на основе бумаги и картона, а так же за импорт товаров, упакованных в стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона - 100%; - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - не больше 20%; -за размещение отходов производства и товаров, размещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства - не больше 20%; - за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду - не больше 20%. 11.Таможенные пошлины и таможенные сборы - 100%. 12.Оффшорный сбор - 100%. 13. Государственная пошлина -100%. 14.Консульские сборы - 100%. 15. Гербовый сбор - 100%.
В неналоговые доходы государственного бюджета включаются:
а) Доходы от размещения денежных средств республиканского бюджета - 100%.
б) Дивиденды по акциям и доходы от других, находящихся в республиканской собственности -100%.
в) Средства, полученные от проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для строительства автозаправочных станций - 100%.
г) Плату за использование радиочистного спектра - 100%.
д) Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в респуб собственности -100%.
е) Административные платежи:
- плату за предоставление гарантий правительства РБ по кредитам, выдаваемым банками РБ -100%; - плату за предоставление гарантий правительства РБ по внешним государственным займам -100%; - средства, полученные от продажи квот на импорт - 100%; - плату за пробирные работы и услуги - 100%.
ж)Средства, поступающие в республиканский бюджет за счет компенсации расходов государства в соответствии с законодательством - 100%.
з) Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, находящихся в республиканской собственности - 100%.
и) Доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства- 100%.
к)Удержание из заработной платы осужденных в соответствии с законодательством - 100%.
л) Возмещение вреда, потерь - 100%.
м)Штрафы, подлежащие уплате в республиканский бюджет в соответствии с кодексом о бюджете -100%.
Налоговые и неналоговые доходы областных бюджетов, бюджетов базового и первичного уровней. Лесной доход
Доходы бюджета выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей юридический и физических лиц.
В бюджеты базового уровня зачисляются следующие налоговые доходы:
1) подоходный налог с физических лиц, кроме исчисленного с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности – не менее 80% поступлений на данной территории и не менее 50% поступлений на территории города областного подчинения; подоходный налог с физических лиц, исчисленный с доходов от предпринимательской деятельности – 100%.
2) налог на прибыль – не менее 30% поступлений на территории района и не менее 10% на территории города областного подчинения;
3) налог на доходы (кроме от лотерейной деятельности) – не менее 25% ; налог на доходы от лотерейной деятельности – 100% (по районным и городским лотереям);
4) налог на недвижимость, исчисленный по объектам, находящимся на территории города областного подчинения – не менее 60%;
налог на недвижимость, исчисленный по объектам, находящимся на территории города районного подчинения, не имеющего бюджета – 100%4
5) земельный налог на земельные участки, находящиеся на территории района, уплачиваемый организациями – 100%;
на земельные участки, находящиеся на территории города областного подчинения, города районного подчинения, являющегося центром административно-территориальной единицы и не имеющего бюджета – 100%
6) НДС – по нормативу, определенному решением областного Совета Депутатов о бюджете на очередной финансовый год;
7) налог при упрощенной системе налогообложения – 100%;
8) единый налог с ИП – 100%;
9) единый налог для производителей сельхоз продукции – 100%;
10) налог на игорный бизнес – 100%;
11) сбор за осуществление ремесленной деятельности – 100%;
12) экологический налог в пределах 50% между бюджетами;
13) государственная пошлина – 100%;
14) другие налоги, установленные президентом РБ.
Неналоговые доходы бюджетов базового уровня:
- доходы от размещения денежных средств бюджетов базового уровня -100%;
- дивиденды по акциям и другие доходы – 100%;
- доходы от сдачи в аренду земельных участков – 100%;
- доходы от сдачи в арену имущества, находящегося в коммунальной собственности – 100%;
- штрафы, добровольные взносы.
Расходы бюджетов
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Текущиесвязаны с предоставлением бюджетных средств юридических лиц на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений, текущие субсидии нижестоящим органам власти).
Капитальные расходы - денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложение за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям и местным органам власти.
Функциональная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства. Функциональная классификация расходов состоит из 4 уровней:
1) Разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства
2) Подразделы направления средств на осуществление деятельности государства
3) Виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов
4) Классификация по параграфам, которые применяются для детализации расходования средств на конкретные мероприятия
Ведомственная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражающая распределение средств по государственным органам и организациям, являющимся распределителями средств в соответствии с законодательством РБ. Экономическая классификация расходов является группировкой расходов бюджетов по их экономическому содержанию. Сюда входят текущие расходы, закупки товаров и оплата.Программная классификация расходов является группировкой расходов бюджетов по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям). Программная классификация расходов утверждается Министерством Финансов РБ и применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу.
Расходы местных бюджетов осуществляются на основании программ социально-экономического развития РБ и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативной бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям, установленным решениями Местных Советов Депутатов о бюджете на очередной финансовый год. В составе местных бюджетов создаются соответственно резервный фонд Президента РБ, Правительства РБ и местных исполнительных и распорядительных органов.
Из бюджетов базового уровня финансируются расх:1) общегосударственная деятельность 2) Судебная власть, правоохранительные органы и органы безопасности;3) национальная экономика 4) жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;5) здравоохранение;6) физическая культура, спорт, культура и СМИ;7) образование (школы, дошкольные учреждения);8) социальная политика
22.Расходы,финансир из обл.бюдж…..
Из областных бюдж-в фин-ся след.функц-ные виды Р:
1.общегос-ая деят.(обеспечение функцион-ния органов местного упр-ния и самоупр-я;обеспечение функц-ния областных архивов;обеспеч-е проведения повторных выборов депутатов областных Советов деп-тов и областных референдумов,а также др.Р в соот-вии с закон-вом).
2.судебная власть,правоохранительная деят.и обеспечение безоп-сти. 3.НЭ(регул-ние эк-кой деят.в части мер-тий по санации и банкротству;программы и мер-тия по развитию и поддержке предприн-тва).
3.с/х(рыбохоз-нная деят.).
4.промыш-сть,стр-тво и арх-тура.
5.транспорт(обновление и капитальный ремонт пассажирского транспорта). 6.дорожное хоз-тво.
7.топливо и энергетика;
8.охрана окр.среды.
9.жилищно-коммунальные У и жилищное стр-тво.
10.здрав-ние(обеспечение функц-ния больничных и поликлинических орг-ций,предоставление медицинских У и мер-тия в области здрав-ния).
11.физ-ра,спорт,культура и СМИ.
12.образование.
13.соц-ная пол-ка(проведение молодежной пол-ки на тер-рии области;меропр-тия по обеспечению занятости нас.на тер-рии области).
Из бюджетов базового уровня фин-ся след.функц-ные виды Р: 1.общегос-я деят.(обеспечение функц-ния районных,городских и зональных архивов,в т.ч.для хранения док-тов по личному составу)и -//-. Из бюджетов первичного уровня фин-ся след.виды Р: 1.деят.органов местного упр-ния и самоупр-ния,формирование резервных фондов местного значения. 2.благоустройство населенных пунктов на тер-рии соотв-щей адм-но-тер-ной единицы,а также др.Р в соотв-вии с программами жилищного и дорожного стр-ва,коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания нас-я,охраны природы,утверждаемыми Советами деп-тов первичного терр-ного уровня.
Бюджетный дефицит
Дефицит ГБ- фин.явление когда расх превышают доходы.
Причины возник. деф:
1)крупные гос вложения в разв эк-ки
2)чрезвыч ситуации
3)кризисные явл в эк-ке
Виды деф:
1)фактический-разница мд дох и расх,сложив в процессе исполн. бюдж.
2)структурный-заклад-ся на стадии составления и опред-ся как разность дох и расх для условия ВВП(потенциальный)
3)циклический- фактический минус структурный
4)первичный-общий дефицит,уменьшеный на сумму %х выплат по гос долгу
Деф бюдж может покрываться 2 способами:
1)эмиссионный(инфляционный)-печатание новых денег
2)неэмиссионный(безинфляционный)- внутр. и внешн.займ
Внутр займ- у првительства и НБ,у населения и юр.л.
Внешний- междунар орг-ций,у иностр. гос-в
Источники фин-ния деф респ бюдж:
-гос займы
-ср-ва от операций с имуществом,нах. в республ. собственности
-изменение остатков ср-в на счетах по учету ср-в респ бюдж
Источники фин-ния деф местн бюдж:
-бюдж кредиты
-займы,путем выпуска цб местными исполн и распор органами
-ср-ва от опер с имущ-вом,наход в коммунальн собств-ти
-изменение остатка ср-в на счетах по учету ср-в соотв местн.бюджета
26 Государственный долг: причины возникновения, источники финансирования, влияние на экономическую ситуацию в стране.
Гос долг- сумма задолж-ти,вкл %по ней,по обяз-вам гос-ва перед физ., юр лицами рез-тами,ин.гос-ми и иными суб-ми межд.права.
В рб к гос долгу также отн гос гарантии. Различ: -капит гос долг- вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обяз-в на опред дату,вкл %по ней.
-тек гос долг- сумма зад-ти,кот необх погасить в тек периоде.
В странах,где валюта не явл свободноконвертируемой, гос долг дел: - внут и –внеш
внеш долг необх-о возвращать в СКВ, что ложится доп нагрузкой на эк-ку,тк осн источ-к получ-я СКВ – экспорт.
Внеш займы могут привлек.в виде:- ин.кр-в предост-х респ-ке; - ин кр-в резидентов республики,выдаваемых под гарантии правительства; - в $-ом эквиваленте займов, получ-х от размещ-я на внеш финн рынках гос.ц.б. в кач-ве долговых обяз-в
Упр-е гос долгом-комплекс мер-ий, напр на его оптимизацию.
Методы упр-я: рефинансирование(погаш-е старой зад-ти путем выпуска новых займов), реструктуризация( любое изменение в условиях погашения обязательств. Это может быть изменение сроков и порядка погашения, обеспечения, комиссий и процентов.),конверсия (изм-е размера дох-ти займа путем увел/умен % ставки), консолидация (увел срока действия уже выпущ займов), отсрочка погаш-я, аннулирование, новация (соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.), унификация(объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Это метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|