Правовые основы управления финансами
Функции
Сущность финансов как экономической категории находит практическое отражение в выполняемых функциях:
1.Распределительная (Распределительно - перераспределительная), распределяет ВВП:
-стадия первичного распределения, в рамках этой стадии свою долю получают непосредственные участники материального производства.
Стоимость средств производства и предметов труда, выплачивается заработная плата
Процесс перераспределения это прерогатива государства.
-стадия вторичного распределения
2.Регулирующая функция обеспечивает стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов с целью выполнения государством своих задач, она реализуется через использование определенных финансовых инструментов (налоги, бюджет) для стимулирования национального производителя и увеличения доходов государства.
3.Контрольная функция обеспечивает контроль за формированием распределения и использованием фондов денежных средств.
Лекция 07.09.12
Финансовая система РФ
Финансовая система-это совокупность всех звеньев финансовых отношений государства
Централизованные финансы включают в себя 3 основных фонда:
1.Гос бюджет
2.Внебюджетные фонды
3. Гос кредит
Гос бюджет - это основной фонд государства, который в силу федеративного устройства государства состоит из 3 уровней:
-федерального бюджета
-регионального бюджета (бюджеты субъектов РФ)
-местного бюджета
Внебюджетные фонды - это фонды, образуемые внегосударственного бюджета и имеющие строго социальную направленность
-пенсионный фонд
-фонд соц. страхования
-фонд обязательного медицинского страхования
Гос кредит - представляет собой специфический для государства способ формирования доходов и их использование. это креджитные отношения, в которых заемщиков выступает государство, а кредиторами физические и юридические лица.
Децентрализованные финансы- это финансы формирующие на хозяйственных:
финансы коммерческих и некоммерческих предприятий, финансы населения, финансы финансовых посредников(финансы страховых компаний и финансы кредитно-банковской сферы)
существует несколько типов финансовых систем:
1.Банковский,при котором ключевую роль в перераспределении национального дохода играют коммерческие банки (например, Германия, Франция, Япония)
2.Рыночный, при котором преобладает большое количество эмитентов ценных бумаг, в которые вкладываются значительные суммы юридических и физических лиц, т.е. функционирует развитый фондовый рынок (Канада, Великобритания и США)
3.Бюджетный, при котором наибольшая часть финансовых ресурсов общества в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджета и внебюджетных фондов (Россия, Швеция)
11.09.12
Управление финансами
1.Содержание процесса управления финансами
2.Правовые основы управления финансами
3.Органы государственного управления
Система финансового управления является частью общей системы управления социально-экономическими процессами государства и представляет собой сознательное воздействие органов управления на финансы страны, территорий, хозяйствующих субъектов, для достижения и поддержания сбалансированности и устойчивости финансовой системы.
Существует объект и субъект системы управления.
Объектом управления являются разнообразные виды финансовых отношений.
Субъектами управления выступают различные организационные структуры, непосредственно осуществляющие управления. На уровне государства к таким структурам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса. На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляют специальные финансовые отделы и службы.
Существует понятие системы управления финансами - это взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы.
Процесс управления финансами включает 3 основных элемента:
-Финансовое планирование и прогнозирование
-Оперативное управление
-Финансовый контроль
Финансовое прогнозирование помогает исследовать возможное состояние финансов в перспективе и выработать финансовую концепцию страны либо хозяйствующего субъекта.
Иными словами финансовое прогнозирование является инструментом научного предвиденья, который позволяет органам управления наметить разные варианты развития финансовой системы.
Финансовое планирование базируется на финансовых прогнозах и способствует достижению пропорционального и сбалансированного развития, как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.
Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер для достижения максимального результата при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации. Необходимость такого управления обусловлено текущими изменениями условий финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и тенденциями развития экономики страны.
Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору информации о действительном состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.
В ходе финансового контроля осуществляется сопоставление текущих и плановых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников непосредственно участвующих в распределении финансовых ресурсов на различном уровне управления.
В зависимости от характера и периода управления различают стратегическое и оперативное управление.
Стратегическое управление осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти в ходе рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства (президент, правительство РФ, федеральное собрание РФ).
Оперативное управление осуществляется министерствами, ведомствами и организациями непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на государственном и децентрализованном уровнях
Основная цель управления финансами – это обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.
Правовые основы управления финансами
Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государственной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функций и выполнение стоящих перед ними задач.
В зависимости от субъектов финансового права отношения, регулируемые его нормами, имеют следующие направления:
1.между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением при разграничении доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы.
2.между финансовыми, налоговыми органами и юридическими лицами по поводу формирования доходной части бюджета.
3.между финансовыми, налоговыми органами и физическими лицами по поводу формирования доходной части бюджета.
4.между финансово-кредитными учреждениями и юридическими и физическими лицами в связи с привлечением дополнительных инвестиций.
В целях управления финансовыми отношениями субъекты власти используют финансово-правовые акты, которые являются результатом правотворчества органов государственной и муниципальной власти по вопросам финансовой деятельности.
Финансово-правовые акты классифицируются по различным критериям:
1.По юридической силе на законы и подзаконные акты
2.По уровню власти на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3.По степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы:
-финансово-правовые акты, которые применяются для управления в каждой сфере финансовой системы (конституция РФ, бюджетный кодекс, налоговый кодекс)
-правовые акты, регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере или звене финансовой системы (закон об акционерных обществах, закон о государственных унитарных предприятиях)
Органы управления
Управление финансами в РФ осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур осуществляющих управление финансами.
На общегосударственном уровне основные полномочия лежат на президенте РФ и на Министерстве финансов РФ.
Функции президента осуществляемые в области управления финансами:
1.Определяет цели финансовой политики
2.Подписивает и обнародует федеральные законы
3.Обращает к Федеральному Собранию РФ с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год
4.Определяет систему финансово-экономических взаимоотношений между органами государственного управления, субфедеральными органами и органами местного самоуправления
5.Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ, назначает Председателя Правительства РФ, федеральных министерств и т.д.
Основные Федеральные службы Министерства финансов РФ:
1.Федеральное казначейство
2.Федеральная налоговая служба
3.Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
15 листов финансовая система Аргентины
Структура
Основные звенья
Перспективы развития
Лекция 14.09.12
Финансовые органы РФ:
1.Министерство финансовой РФ
2.Финансовые органы в субъектах РФ 3.Финансовые органы муниципальных образований
Функции Министерства финансов РФ:
Разработка проектов законов по вопросам развития бюджетной системы
Разработка проектов законов в области налогообложения (формы документов, учета и отчетности)
Разработка проекта закона о федеральном бюджете и организации его исполнения
Координация бюджетной и денежно-кредитной, таможенной политики
Координация и контроль находящихся в его ведении служб
Управление государственным долгом РФ и эмиссией государственных ценных бумаг от имени РФ
Разработка нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности
В соответствии с Положением «О Федеральном казначействе», утвержденном Постановлением правительства РФ от 01.01. 2004 № 703 федеральное казначейство осуществляет правоприменительное функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителямии получателями средств федерального бюджета.
Федеральная налоговая служба
В соответствии с положением «О Федеральной налоговой службе», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, пре5дусмотренных законодательством РФ.
Федеральная служба финансового бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органов валютного контроля (кроме контроля кредитных организаций и валютных бирж). Территориальные службы росфиннадзора осуществляет также контроль за исполнением региональных бюджетов, если доля трансфертов из федерального бюджета (средств материальной помощи) в их доходах составляют более 50%.
Основные функции финансовых органов субъектов в субъектах РФ
1.Формирование проекта регионального бюджета и предоставление его администрации субъекта РФ
2.Обеспечение исполнения регионального бюджета, составление отчета об исполнении регионального бюджета и предоставление его администрации субъекта и Минфину РФ.
3.Организация и осуществление контроля за исключением регионального бюджета.
4.Разработка предложений по увеличению доходной базы регионального бюджета.
5.Разработка и реализация единой финансовой политики
6.Обеспечение устойчивости финансовой системы региона
Функции финансовых органов местного самоуправления:
1.Составление проекта бюджета и предоставление его администрации муниципалитета
2.Исполнение бюджета муниципального образования, составление отчета и предоставление его администрации
3.Организация и осуществление контроля за исполнением бюджета муниципального образования
4.Разработка предложений по изысканию дополнительных источников дохода бюджета муниципального образования
Лекция 18.09.12
Финансовая политика РФ
1.Содержание и значение финансовой политики
2.Основные элементы финансовой политики
3.Финансовая политика РФ на современном этапе
4.Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
Для гармоничного развития финансовой системы необходимо правильное финансовое регулирование экономики, т.е. должна существовать определенная финансовая политика.
Финансовая политика – это совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.
Существует субъект и объект финансовой политики.
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений.
Объектом финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
Содержание финансовой политики включает в себя три основных направления:
1.Выработка научно-обоснованной концепции развития финансов. Она осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений. Например, в зависимости от стадии экономического развития или цикла (либо экономический подъем, либо экономический спад, на которой находится экономика страны, субъекты власти используют стимулирующую или сдерживающую финансовую политику)
2.Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. Базируется на целях и задачах экономической политики государства, в частности:
-на выделение в составе экономики приоритетных отраслей
-определение условий развития социальной сферы
-на определение внутреннего и международного положения государства
Учет этих факторов позволяет разрабатывать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.
3.Осуществление практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов, т.е. разработку конкретных путей, реализации финансов на перспективу.Предполагает выработку путей, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени. Например, если задачей является снижение государственного долга РФ, то должны быть определены конкретные пути реализации этой задачи (долгосрочное погашение, имеющихся долговых обязательств; снижение объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовом рынке; проведение переговоров с кредиторами, о возможности списания части долга).
Типы финансовой политики:
1.Классическая финансовая политика
2.Планово-директивная финансовая политика
3.Регулирующая
Основу финансовой политики классического типа составляют свободные рыночные отношения. Влияние государства на эти отношения является минимальным.
Планово-директивная финансовая политика реализуется на основе планово-директивных функций государства и жесткого исполнения плановых показателей развития экономики.
Регулирующая финансовая политикапредполагает вмешательство государства в цикличное развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов.
Финансовая политика классифицируется по определенным критериям:
1.По территориальному признаку, различают:
-общегосударственную (федеральную) финансовую политику
-региональную финансовую политику
-местную финансовую политику
2.По временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия включает в себя крупномасштабные цели и задачи, реализация которых носит долговременный характер. Например, бюджетная реформа РФ, налоговая реформа РФ
Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Например, снижение налога на прибыль, введение адресных социальных льгот и гарантий малообеспеченным слоям общества.
3.В зависимости от объекта воздействия выделяют финансовую политику в сфере государственных(бюджетная политика) и муниципальных финансов, а также финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования(политика связанная с разработкой амортизационной политикой предприятия и политикой регулирующей деловую активность компании) .
4.В зависимости от цели, которая стоит перед финансовой политикой, различают:
-политику экономического роста (стимулирующая политика), она направлена на увеличение фактических объемов ВНП и повышения уровня занятости населения. Данная политика включает увеличение государственных расходов, снижение налогового бремени.
-политика сдерживающая ( политика ограничивающая деловую активность), она направлена на уменьшение объема реального ВНП и применяется правительством в период сильного подъема в избежание кризиса перепроизводства. Данная политика подразумевает снижение государственных расходов, и увеличение налогового бремени.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|